АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1321/2012
21 июня 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2012 года. Полный текст решения изготовлен 21 июня 2012 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению областного казенного учреждения «Центр занятости населения муниципального образования городской округ « Александровск-Сахалинский район» о признании недействительным п.п. 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11 предписания №1/1/2 от 31.01.2012 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, вынесенного Территориальным отделением надзорной деятельности Александровск-Сахалинского района Главного Управления МЧС России по Сахалинской области,
при участии:
от ОКУ «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район» – Ке Юна по доверенности от 15.02.2012 №2,
от территориального отделения надзорной деятельности Александровск-Сахалинского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области – представитель не явился,
от Главного управления МЧС России по Сахалинской области – представитель не явился,
У С Т А Н О В И Л :
Областное казенное учреждение «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район» (далее – учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) к Территориальному отделению надзорной деятельности Александровск-Сахалинского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области (далее – административный орган, Территориальное отделение, заинтересованное лицо) о признании недействительным п.п. 2,6, 7, 8, 9,10, 11 предписания №1/1/2 от 31.01.2012 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, вынесенного Территориальным отделением (далее- предписание №1/1/2).
В обоснование заявленных требований указано, что указанные в оспариваемом предписании нарушения нормативных правовых актов не могли быть допущены заявителем, поскольку последний не относится к организациям, отнесенным к группам по гражданской обороне, продолжающим работать в военное время, не имеет на своем балансе объектов гражданской обороны и иного имущества. Таким образом, по мнению учреждения, на последнее не возложены обязанности по проведению мероприятий по гражданской обороне.
В судебном заседании представитель учреждения заявленные уточненные требования поддержал в полном объеме.
Территориальное отделение, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Определением суда от 10.05.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Сахалинской области, поскольку Территориальное отделение не является юридическим лицом, которое также явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
От заинтересованных лиц поступил письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12-00 часов 15.06.2012.
В силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя учреждения, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 30.01.2012 административным органом на основании распоряжения от 10.01.2012 №1 проведена внеплановая выездная проверка учреждения на предмет выполнения требований в области гражданской обороны.
В ходе проверки управлением были установлены следующие нарушения – не проводится обучение личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования; не разработан План гражданской обороны; не создана комиссия по поддержанию устойчивого функционирования в военное время; не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования; не определена номенклатура, объемы СИЗ в запасах (резервах), не создан запас (резерв) СИЗ с учетом резерва 5% от требуемого количества; ежегодная информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов не направляется в органы по делам ГО ЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России, выявлены и иные нарушения, которые заявителем не оспариваются.
По результатам проверки составлен акт №1 от 31.01.2012. На основании акта проверки выдано предписание от 31.01.2012 №1/1/2с требованием устранить выявленные нарушения, которое заявитель оспаривает в части п.п. 2,6,7,8,9,10,11. В качестве нарушений, которые допустил заявитель применительно к оспариваемым пунктам предписания, административный орган указал на абз. «в» п.п.2, 4, абз. «г» п.п.2,4, абз. «в» п.5, абз «в» п.3, абз «б» п.4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 №841, Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п.25 и 27 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 №993.
Не согласившись с указанным предписанием в части, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд находит основания для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Приказом МЧ России от 09.08.2010 №381 утвержден Административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления , организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (далее- Административный регламент).
Согласно п.п.4 и 5 Административного регламента, объекты надзора это федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между тем, как установлено судом из материалов дела- Устава учреждения, утвержденного агентством государственной службы занятости населения Сахалинской области приказом №542 от 22.12.2011, заявитель является некоммерческой организацией и создано в целях реализации гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции на территории муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район».
В этой связи, организация заявителя, как самостоятельное юридическое лицо, не является органом исполнительной власти субъекта РФ, о чем указывает в своем отзыве административный орган.
Также в нарушение требований ст.65 АПК РФ административный орган не представил суду доказательства, что заявитель отнесен к группе по гражданской обороне, продолжающий работу в военное время, имеющий на своем балансе объекты гражданской обороны и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
В этой связи, организация заявителя, являясь бюджетным учреждением, не может относиться к объектам надзора, о которых идет речь в Административном регламенте. Таким объектом надзора при отсутствии иных доказательств со стороны заинтересованного лица, должно было выступать Агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области как областной орган исполнительной власти Сахалинской области.
12.02.1998 принят Федеральный закон РФ №28-ФЗ «О гражданской обороне»(далее- Закон №28-ФЗ).
Согласно ст.1 Закона №28-ФЗ, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.8 Закона №28-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения; планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статья 9 Закона №28-ФЗ содержит полномочий организаций в области гражданской обороны.
Так, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Одними из нарушений, которые вменяются в вину заявителю в оспариваемом предписании, являются не создание им нештатных аварийно-спасательных формирований и не проведение обучения личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования.
Между тем, согласно прямой нормы закона (ст.9 Закона №28-ФЗ), такие формирования создаются только организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Доказательств наличия у заявителя таких объектов, а также его особого статуса в силу каких-то причин в чрезвычайных ситуациях, в военное и мирное время, административный орган суду не представил и в отзыве об этом не указал.
Ссылку в предписании на Постановление Правительства РФ от 10.06.1999 №620 «О гражданских организациях гражданской обороны» суд находит несостоятельной, поскольку постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ №620 от 10.06.1999.
Таким образом, указанные нарушения административным органом не доказаны.
Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее- Положение).
Согласно п.п.3, 4, 5 и 20 Положения, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны: в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются: создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики; заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса.
В качестве нарушения учреждению вменяется также отсутствие запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, не определение номенклатуры, объемов СИЗ в запасах, отсутствие запасов таких средств, не предоставление ежегодной информации а такой номенклатуре и количестве СИЗ, не создание комиссии по поддержанию устойчивого функционирования в военное время.
Между тем, указанные нарушения не доказаны со стороны административного органа, поскольку ст.9 Закона №28-ФЗ, не содержит такого требования для организации как создание комиссии по поддержанию устойчивого функционирования в военное время, п.20 Положения, говоря о создании такой комиссии и создания запасов материально-технических, продовольственных и иных средств относит указанные мероприятия к сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, однако, доказательств того, что организация заявителя относится к таким объектам заинтересованное лицо суду не представило.
Приказом МЧС России от 21.12.2005 №993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
Согласно п. п.4,15,16,17 указанного Положения, обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению и использованию СИЗ, находящихся в запасах (резервах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут готовиться территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанное Положение обязанность обеспечения СИЗ для бюджетных организаций, к каковым относится и организация заявителя, возлагает на органы исполнительной власти Сахалинской области, т.е на Агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, а не на саму организацию заявителя, следовательно, ежегодную информацию о таких средствах, их запасах, их номенклатуре должны предоставлять органы исполнительной власти.
Помимо этого, Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 №379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.п.5 и 6 Постановления Правительства №379 от 27.04.2000, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации: определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
Губернатором Сахалинской области постановлением от 06.10.2008 №24 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Сахалинской области.
Согласно п.п.1.4,1.5 и1.7 указанного Положения, организация и проведение мероприятий гражданской обороны на территории Сахалинской области является обязательной функцией органов исполнительной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления, организаций в пределах своих полномочий.
Областные органы исполнительной власти Сахалинской области в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Реализацию мероприятий по гражданской обороне и защите населения организуют областные органы исполнительной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления и организации.
Таким образом, оценив приведенные выше нормативно правовые акты в совокупности, суд приходит к выводу, что к организациям, о полномочиях которых речь идет в ст.9 Закона №28-ФЗ, в Постановлениях Правительства РФ от 26.11.2007 №804 и от 27.04.2000 №379, относятся все иные организации за исключением бюджетных организаций, которые находятся в ведении органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Следовательно, проверку необходимо было проводить в отношении органа исполнительной власти субъекта РФ и предписание выносить при наличии выявленных нарушений в адрес органа исполнительной власти субъекта РФ.
Соответственно и такое нарушение как не разработка заявителем плана гражданской обороны не доказано административным органом.
При таких обстоятельствах, с учетом действующего законодательства, оснований для выдачи предписания в адрес заявителя об устранении выявленных нарушений у административного органа не имелось.
В этой связи, оспариваемое предписание в части суд признает недействительным.
Остальные доводы сторон не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, в связи с чем, суд их не оценивает.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу, то уплаченная учреждением при подаче заявления государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию с Главного управления МЧС России по Сахалинской области как компенсация заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, поскольку территориальное отделение не является юридическим лицом.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным п.п. 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Предписания от 31.01.2012 №1/1/2 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, вынесенного территориальным отделением надзорной деятельности Александровск-Сахалинского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области, выданное областному казенному учреждению «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район».
Взыскать с Главного управления МЧС России по Сахалинской области в пользу областного казенного учреждения «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья И. Н. Шестопал