ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1349/11 от 21.06.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1349/2011

28 июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 28 июня 2011 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучеренко С.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арцибасовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эшфорд Инвестмент» о признании незаконным решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области от 10.02.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области зарегистрировать изменения, вносимые в сведения о юридическом лице по форме Р13001 и Р14001,

при участии представителей:

от ООО «Эшфорд Инвестмент»- ФИО1 по доверенности от 17.12.2011 № 37,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области – ФИО2 по доверенности от 14.06.2011, ФИО3 по доверенности от 14.06.2011, ФИО4 по доверенности от 09.06.2011 № 04-09/20185,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эшфорд Инвестмент» (далее – заявитель, общество) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлениями о признании незаконным решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (далее – инспекция, налоговый орган), от 10.02.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области зарегистрировать изменения, вносимые в сведения о юридическом лице по форме Р13001 и Р14001.

Определениями суда от 14.04.2011 заявления организации приняты к производству, возбуждены арбитражные дела №№ А59-1348/2011, А59-1349/2011.

Определением суда от 14 июня 2011 года дела № А59-1348/2011 и № А59-1349/2011 объединены в одно производство и присвоен номер дела А59-1349/2011.

В судебном заседании по делу № А59-1349/2011 объявлялся перерыв с 14.06.2011 до 21.06.2011 до 14 часов 30 минут.

В обоснование заявленного требования общество указало, что 03 февраля 2011 года им было подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, которое содержало информацию об изменении сведений о размере уставного капитала общества, и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001, которое содержало информацию об изменении сведений об участниках общества и об изменении размера принадлежащих им долей.

10 февраля 2011 налоговым органом приняты решения об отказе в регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон №129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на необоснованность отказа в решениях, а сам отказ незаконным по основаниям, изложенным в заявлении.

Инспекция в представленных отзывах и ее представители в судебном заседании с заявленными обществом требованиями не согласились в полном объеме.

Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

3 февраля 2011 года общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, которое содержало информацию об изменении сведений об увеличении уставного капитала общества, и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001, которое содержало информацию об изменении размера доли одного из участников общества.

10 февраля 2011 налоговым органом приняты решения об отказе в регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов

При этом в указанных решениях отмечено:

- заявление по форме Р13001 - на момент его подачи устав общества не был приведен в соответствие с частью первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ;

- заявление по форме Р14001 - содержатся сведения об увеличении размера номинальной стоимости долей ФИО5, что в связи с принятым решением об отказе изменения в сведения об увеличении уставного капитала общества, является недостоверным сведением.

Не согласившись с данными решениями общество, обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с настоящими заявлениями.

Из совокупности положений статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица является ненормативным правовым актом. В связи с этим, к спорам о признании недействительными решений регистрирующих органов подлежат применению нормы, содержащиеся в главе 24 названного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции от 19.07.2009 (далее по тексту - Закон № 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации в редакции от 19.07.2009 предусмотрено, что в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (пп. «а»), допускается отказ в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 23). Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 5 статьи 23).

В соответствии с положениями статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, как связанных, так и не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Согласно пункту статьи 18 указанного закона представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

В пункте 1.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действующей на дату рассматриваемых отношений) определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Форма указанного заявления содержится в Приложении № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» формы заявлений № Р14001 и Р13001 (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439) в полной мере не отвечают требованиям вышеназванного закона. Вместе с тем, иные формы, отвечающие требованиям действующего законодательства, Правительством Российской Федерации не утверждены.

В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о» – «с», обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в пункте 1 названной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного Закона.

Неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством не может являться основанием для признания недействительными сделок общества, для отказа кредитных организаций в открытии такому обществу банковских счетов или проведении операций по ним, отказа регистрирующих органов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказа нотариусов в нотариальном удостоверении сделок с долями или частями долей в уставном капитале общества (далее - доли), отказа регистрирующих органов во внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Реестре, не связанных с изменением устава общества (в том числе касающихся перехода долей), либо в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации общества, или во внесении записи о ликвидации общества и т.д.

В случае поступления в регистрирующий орган после 01.07.2009 г., но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством заявления о внесении в Реестр изменений в сведения об обществе, касающихся перехода доли в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с приложением документов, подтверждающих основание для перехода доли (пункт 16 статьи 21 и пункт 6 статьи 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ, пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ), являются правомерными действия регистрирующего органа по внесению соответствующих изменений в сведения об обществе.

Помимо этого, в силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 г. № 310-ФЗ) (далее - Закон № 312-ФЗ) уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона № 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. Закона № 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью в целях приведения их в соответствие с частью 1 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции настоящего Федерального закона), вносит в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников соответствующих обществ на основании их уставов в редакции, действующей на момент государственной регистрации указанных изменений, или вступившего в законную силу и поступившего в регистрирующий орган на момент государственной регистрации указанных изменений решения суда о принадлежности долей в уставном капитале общества.

В обосновании обжалуемого Решения от 10.02.2011 об отказе регистрации изменений, внесенных обществом по форме № 13001 налоговым органом со ссылкой на п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135 указано, что ни из заявления о государственной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствии требованиями Закона № 312-ФЗ.

Вместе с тем, как следует из материалов регистрационного дела, обществом, еще 31 августа 2009 года утвержден Устав ООО «Эшфорд Инвестмент Сахалин» в новой редакции в соответствии с требованиями Закона № 312-ФЗ. На основании заявлений общества в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения в сведения об участниках общества и номинальной стоимости из долей. Данные изменения зарегистрированы налоговым органом 10 сентября 2009 года за государственным регистрационным номером 2096501100892, то есть при первом изменении устава общества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установленная Законом № 312-ФЗ обязанность по приведению в соответствие с новыми требованиями Гражданского кодекса РФ уставов обществ с ограниченной ответственностью, заявителем была своевременно исполнена.

Ссылка налогового органа на то, что из заявления общества о регистрации от 3 сентября 2009 года не усматривается, что такие изменения внесены в качестве приведения уставных документов в соответствие с требованиями Закона № 312-ФЗ, признается судом несостоятельной, так как, как указывалось выше, утвержденная форма заявления № Р14001 и № Р13001 не содержала такого поля. Рекомендации по приложению к заявлению дополнительного листа даны в Разъяснении ФНС РФ 9 октября 2009 года, то есть после того, как общество обратилось в налоговый орган за регистрации изменений, и налоговый орган регистрацию изменений в учредительные документы и Устава общества в новой редакции произвел, сведения о данных изменениях внес в ЕГРЮЛ.

Из представленной заявителем в ИФНС формы заявления Р13001 от 03.09.2009 за номером 3598 и пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что названное заявление подано в регистрирующий орган в целях приведения Устава Общества в соответствие с положениями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008, в связи с чем пункт 2.7 на странице 1 Заявления отмечен знаком «v».

Кроме того, из протокола внеочередного общего собрания участников общества от 31.08.2009 № 41, приложенного к заявлению от 03.09.2009, прямо следует, что утверждение Устава общества в новой редакции производится в связи с внесением изменений в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В связи с изложенным, суд признает правомерным довод общества, что, обращаясь в налоговый орган 3 февраля 2011 года с заявлением по форме № Р 13001 об увеличении уставного капитала общества, оно не должно было указывать, что данное заявление подано с целью приведения устава общества в соответствие с требованиями Закона № 312-ФЗ, как это указано в обжалуемом Решении налогового органа от 10 февраля 2011 года Об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Неправомерный отказ налогового органа в регистрации изменений сведений об уставном капитале общества, автоматически повлек за собой неправомерный отказ в регистрации изменений в сведения о размере и номинальной стоимости доли участника общества на основании заявления от 03.02.2011 по форме № Р 14001, что также является основанием для признания такого решения недействительным.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах является в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, заявленные требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При подаче заявлений общество уплатило государственную пошлину в размере 4000 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина. Государственные и муниципальные органы освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области от 10.02.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08. 08. 01г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эшфорд Инвестмент», признать недействительными, как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Сахалинской области зарегистрировать внесенные изменения в отношении ООО «Эшфорд Инвестмент» по форме № Р13001 и № Р14001, в установленный Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» срок.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эшфорд Инвестмент» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

Выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

  Судья С.О. Кучеренко