АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1361/2009
27 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 27 мая 2009 года.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Ефременко В.И., судей Белоусова А.И. и Кучеренко С.О.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Сахалинской области к Совету Углегорского городского поселения и Отделу по управлению муниципальной собственностью администрации Углегорского городского поселения о признании недействующими пункта 2.1 в части слов «на основании постановления главы администрации Углегорского городского поселения», пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.4, 5.1 в части слов «в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящего Положения. В этом случае специализированные организации обязаны предоставить кроме документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Положения, разрешения (лицензию), позволяющие осуществлять эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры (водопроводные, канализационные, тепловые, электрические и другие сети) Положения «О передаче муниципального имущества Углегорского городского поселения во временное безвозмездное пользование», утвержденного решением Совета Углегорского городского поселения от 18.07.2008г. № 105,
при участии от заявителя - ФИО1, удостоверение № 163541;
в отсутствие представителей Совета Углегорского городского поселения и Отдела по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сахалинской области (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Совету Углегорского городского поселения (далее – Совет) и Отделу по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения (далее – Отдел) о признании недействующими пункта 2.1 в части слов «на основании постановления главы администрации Углегорского городского поселения», пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.4, 5.1 в части слов «в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящего Положения. В этом случае специализированные организации обязаны предоставить кроме документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Положения, разрешения (лицензию), позволяющие осуществлять эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры (водопроводные, канализационные, тепловые, электрические и другие сети) Положения «О передаче муниципального имущества Углегорского городского поселения во временное безвозмездное пользование», утвержденного решением Совета Углегорского городского поселения от 18.07.2008г. № 105 (далее – Положение).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые Прокурором пункты не соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 30.06.2008г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).
В ходе судебного разбирательства прокурор заявил отказ от требований в части признания недействующими пунктов 2.1, 2.4, 2.5, 3.1, 3.4 Положения, поскольку решением Совета от 10.04.2009г. № 176 внесены соответствующие изменения в оспариваемые нормы. Представитель заявителя в остальной части требования поддержала и просила признать недействующим пункты 2.3 и 5.1 Положения.
Совет и Комитет своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в представленных отзывах просили в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что оспариваемые нормы изменены вышеуказанным решением Совета.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленные Прокурором требования, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, решением Совета от 18.07.2008г. № 105, опубликованным в газете «Углегорские новости» 29.07.2008г., 31.07.2008г. №№ 59,60, утверждено Положение «О передаче муниципального имущества Углегорского городского поселения во временное безвозмездное пользование».
Пунктом 2.1 Положения установлено, что на основании постановления главы администрации Углегорского городского поселения передача муниципального имущества во временное безвозмездное пользование может осуществляться муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям, государственным и федеральным унитарным предприятиям и учреждениям, осуществляющим свою уставную деятельность на территории Углегорского городского поселения; иным юридическим и физическим лицам, в том числе общественным организациям.иным юридическим лицам, в т.ч. ениям, осуществляющим на территории Шахтерского городского поселения свою уставную деятельсноть;
В соответствии с пунктом 2.3 Положения основанием для предоставления муниципального имущества во временное безвозмездное пользование является письменное заявление ссудополучателя на имя главы администрации Углегорского городского поселения. К заявлению прилагаются следующие документы:
- копии учредительных документов (свидетельство о государственной регистрации, устав, учредительный договор);
- копия свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и копия паспорта (для физических лиц – индивидуальных предпринимателей);
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица (приказ, протокол);
- справка из налогового органа об отсутствии или наличии задолженности перед бюджетом;
- информационное письмо органов статистики с указанием квалификационных кодов юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- сведения налогового органа о постановке на учет;
- технико-экономическое обоснование реализации целей, в которых будет использоваться имущество (по требованию Отдела).
В силу пункта 2.4 Положения срок рассмотрения заявления о предоставлении муниципального имущества во временное безвозмездное пользование один месяц с даты подачи заявления ссудополучателя на основании предоставленных документов.
Пунктом 2.5 Положения установлено, что после принятия решения о передаче либо отказе в передаче во временное безвозмездное пользование имущества Отдел готовит проект постановления главы администрации Углегорского городского поселения о принятом решении, на основании которого, согласно пункту 3.1 Положения, Отдел осуществляет оформление и заключение договора безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения договор безвозмездного пользования заключается в течение одного месяца с момента принятия решения о предоставлении муниципального имущества во временное безвозмездное пользование и подлежит обязательному учету в Отделе.
Согласно пункту 5.1 Положения передача во временное безвозмездное пользование объектов инженерной инфраструктуры (водопроводные, канализационные, тепловые, электрические и другие сети), находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящего Положения, исключительно специализированным организациям, имеющим разрешение (лицензию), позволяющие осуществлять их эксплуатацию, содержание и ремонт. В этом случае специализированные организации обязаны предоставить кроме документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Положения, разрешения (лицензию), позволяющие осуществлять эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры (водопроводные, канализационные, тепловые, электрические и другие сети).
Полагая, что пункты 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.4 и частично пункты 2.1, 5.1 Положения не соответствуют федеральному законодательству, Прокурор обратился с настоящим заявлением в суд.
До рассмотрения спора по существу прокурор заявил отказ от требований в части признания недействующими пунктов 2.1, 2.4, 2.5, 3.1, 3.4 Положения, поскольку решением Совета от 10.04.2009г. № 176 внесены соответствующие изменения в оспариваемые нормы.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 названной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регламентированы статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ, вступившей в силу с 02.07.2008г., согласно части 1 которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением:
1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Указанный в части 1 статьи 17.1 порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах (часть 2 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частиьюгласно о защите конкуренции предусмотрено, что дченных договоров аренды до 01.07.2008г. и аукциона на парво заключения таких 3 статьи 53 Закона № 135-ФЗ до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного документа, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Из изложенного следует, что в федеральном законодательстве с 02.07.2008г. закреплены нормы, устанавливающие возможность заключения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом только по результатам конкурса или аукциона на право заключения таких договоров, за исключением предусмотренных ст. 17.1 случаев. При этом порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации, а до его установления – в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральным законом от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Судом установлено, что решением Совета от 10.04.2009г. № 176, опубликованным в газете «Углегорские новости» 28.04.2009г. № 32, в Положение внесены изменения, а именно:
- пункт 2.1 изложен в следующей редакции: «По результатам конкурса или аукциона передача муниципального имущества Углегорского городского поселения во временное безвозмездное пользование осуществляется:»
- пункт 2.3 изложен в следующей редакции: «Претенденты, желающие принять участие в конкурсе или аукционе по иным юридическим лицам, в т.ч. ениям, осуществляющим на территории Шахтерского городского поселения свою уставную деятельсноть;предоставлению муниципального имущества во временное безвозмездное пользование направляют в адрес конкурсной комиссии, заверенные подписью и печатью следующие документы:
- заявка о намерении участвовать в конкурсе или аукционе по иным юридическим лицам, в т.ч. ениям, осуществляющим на территории Шахтерского городского поселения свою уставную деятельсноть;предоставлению муниципального имущества во временное безвозмездное пользование;
- копии учредительных документов (свидетельство о государственной регистрации, устав, учредительный договор);
- копия свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и копия паспорта (для физических лиц – индивидуальных предпринимателей);
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица (приказ, протокол);
- справка из налогового органа об отсутствии или наличии задолженности перед бюджетом;
- информационное письмо органов статистики с указанием квалификационных кодов юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- сведения налогового органа о постановке на учет;
- технико-экономическое обоснование реализации целей, в которых будет использоваться имущество (по требованию отдела по управлению муниципальной собственностью).
- иные документы, необходимые для передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование.»
- пункт 2.4 изложен в следующей редакции: «Порядок проведения конкурса, аукциона определяется федеральным законодательством.»
- пункт 2.5 изложен в следующей редакции: «По результатам проведения конкурса или аукциона по передаче во временное безвозмездное пользование имущества Отдел по управлению муниципальной собственностью (далее по тексту – Отдел)заключает муниципальный контракт (договор) безвозмездного пользования (Приложение № 1) в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством и подлежит обязательному учету в Отделе».
- пункты 3.1 и 3.4 исключены,
- абзац 2 пункта 5.1 части 5 после слова «предоставить» дополнен словами «в конкурсную комиссию».
Как усматривается из анализа изложенных норм в их системной взаимосвязи с оспариваемыми заявителем пунктами, ими фактически установлен порядок проведения торгов, в то время как такой порядок определен Федеральным законом от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях.
При таких обстоятельствах оспариваемые Прокурором пункты Положения не соответствуют Закону № 135-ФЗ, имеющему большую юридическую силу, и являются недействующими.
Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, отказаться от иска полностью или частично.
В силу пункту 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Частичный отказ Прокурора от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает чьих-либо интересов и прав, ввиду чего принимается судом.
Руководствуясь подпунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 195Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Принять отказ Прокурора Сахалинской области от требований о признании недействующими пунктов 2.1, 2.4, 2.5, 3.1, 3.4 Положения «О передаче муниципального имущества Углегорского городского поселения во временное безвозмездное пользование», утвержденного решением Совета Углегорского городского поселения от 18.07.2008г. № 105, и производство по делу в данной части прекратить.
Признать недействующими пункты 2.3 и 5.1 указанного Положения как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 30.06.2008г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Решение вступает в законную силу после его принятия, но может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий В.И. Ефременко
Судьи А.И. Белоусов
С.О.Кучеренко