ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1478/2022 от 16.08.2022 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

                                           РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                         Дело № А59-1478/2022

24 августа 2022 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 16 августа 2022 года. Решение суда в полном объеме изготовлено 24 августа 2022 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Горбачевой Т.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Че С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А59-1478/2022

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алси Строй» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Министерству строительства Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании разницы цены государственного контракта № 14/2020 от 26.02.2020 в сумме 68 150 546 рублей,

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение «Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области»,Министерство финансов Сахалинской области,Управление Федерального казначейства по Сахалинской области,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Алси Строй» (далее – истец, Общество, ООО «Алси Строй») обратилось в арбитражный суд к Министерству строительства Сахалинской области (далее – ответчик, Министерство) о взыскании разницы цены государственного контракта № 14/2020 от 26.02.2020 в сумме 68 150 546 рублей.

В обоснование исковых требований Общество указало, что стоимость выполненных и принятых по данному контракту работ должна быть увеличена на повышающий коэффициент на основании Постановления Правительства № 1315 от 09.08.2021 года.

 Судом на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были  привлечены государственное казенное учреждение «Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области»,Министерство финансов Сахалинской области,Управление Федерального казначейства по Сахалинской области.

Ответчик, третьи лица представили в материалы дела отзывы на исковое заявление, в которых против удовлетворения исковых требований возражали.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Между государственным казенным учреждением «Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области» (Заказчик) и ООО «Алси Строй» (Подрядчик) был заключен государственный контракт № 14/2020 от 26.02.2020 года (далее - Контракт), согласно пункту 2.1 которого Подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство жилых домов на острове Итуруп (в том числе проектные и изыскательские работы) н (или) приобретение квартир и новых жилых домах". Жилые дома на земельных участках:  65:26:0000003:446, №65:26:0000003:448, №65:26:0000003:449. №65:26:0000003:450 в г. Курильск", в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1) и Проектной документацией, в срок, установленный Контрактом, по цене, в соответствии со Сметой стоимости работ (Приложение № 2). а Заказчик производит оплату фактически выполненных работ, обеспечивает контроль выполнения работ и приемку результатов выполнения работ.

Согласно пункту 3.1 Контракта, сметы стоимости работ, являющейся приложением к Контракту, его цена составляет 560 615 360,00 рублей.

На основании Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства Сахалинской области от 15.11.2021 № 483 «О мерах, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства на территории Сахалинской области» между ГКУ «Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области» и ООО «Алси Строй» было заключено дополнительное соглашение к Контракту (далее – Дополнительное соглашение), согласно которому пункт 3.1 Контракта был изменен, и  цена Контракта составила 629 126 634,86 рублей.

Согласно пункту 2 данного дополнительного соглашения цена контракта, указанная в пункте 1 Дополнительного соглашения, и коэффициент удорожания 1,2771 на остаточные виды строительно-монтажных работ были определены и согласованы Сторонами на основании положительного заключения повторной государственной экспертизы  № 65-1-1-2-076471-2021 от 12.12.2021 года, проведенной ОАУ «Управление государственной экспертизы Сахалинской области».

Согласно сводному сметному расчету, являющемуся Приложением № 1 к Дополнительному соглашению, увеличение стоимости работ по Контракту составило 68 511 274,86 рублей.

29.12.2021 года сторонами был подписан акт по форме КС-11 по Контракту, согласно которому стоимость выполненных работ составила 620 623 260,04 рубля.

 Как следует из пояснений истца, и не оспаривается ответчиком, увеличение стоимости работ указанным дополнительным соглашением произошло посредством пересчета стоимости выполненных работ по контракту за период с 15.11.2021 года по 30.12.2021 года с учетом повышающего коэффициента.

Истцом самостоятельно, без проведения государственной строительной экспертизы, произведен расчет стоимости работ, в котором стоимость работ по контракту, выполненных с 01.01.2021 года по 15.11.2021 года, была увеличена на коэффициент 1,2771, примененный при расчете сметы при заключении Дополнительного соглашения, в результате чего стоимость работ увеличилась на  68 150 546,67 рублей.

Претензией от 29.12.2021 года истец предложил ответчику заключить дополнительное соглашение к Контракту на данную сумму.

В связи с отсутствием ответа на данную претензию Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании данной суммы превышения цены Контракта.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав в судебном заседании представителей сторон, третьих лиц, суд приходит к следующим выводам.

Возникшие в рамках вышеуказанного контракт отношения сторон  регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) и условиями контракта.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 Кодекса), проектные и изыскательские работы (статья 758 Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Из положений статей 702, 711, 740, 746 ГК РФ с учетом разъяснений пункта 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" следует, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ является их сдача заказчику путем подписания акта выполненных работ.

Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.

По общему правилу, закрепленному в части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, установленная при заключении контракта цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (часть 4 статьи 753 ГК РФ).

Предъявляя требование об оплате выполненных работ, подрядчик обязан доказать факт выполнения работ и их стоимость.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 1315) при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт):

допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:

- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;

предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;

- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции настоящего постановления);

- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;

- контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

Как установлено судом, истцом предъявлены требования о взыскании разницы между стоимостью выполненных работ, установленной Контрактом и стоимостью этих же работ, увеличенной в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 на коэффициент, который был применен при увеличении цены этого же контракта при заключении Дополнительного соглашения.

Вместе с тем, как прямо предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315, изменение (увеличение) цены контракта, допускается при совокупности условий, предусмотренных данным Постановлением. В частности, при условии заключения между заказчиком и подрядчиком соглашения об изменении условий контракта, при условии, что увеличенная цена установлена по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, что обязательства по контракту на дату такого увеличения не выполнены. Кроме того, изменение цены контракта должно быть  осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что ни одно из этих условий не выполнено: дополнительное соглашение об увеличении стоимости работ на спорную сумму  сторонами не заключалось, цена, предъявленная истцом, определена им на основании самостоятельно произведенного расчета, проверка данной цены путем проведения государственной экспертизы не проводилась. Доказательств выделения ответчику, Дирекции соответствующих лимитов бюджетных средств суду не представлено. Кроме того, обязательства по Контракту сторонами исполнены.

Таким образом, требования истца не соответствуют нормам действующего законодательства.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что  истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в доход федерального бюджета с истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Алси Строй» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 000 рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                  Т.С. Горбачева