АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru
факс 460-952 тел. 460-945
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года. Полный текст решения изготовлен 22 июня 2016 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Се Н.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «СНОУПРОМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к областному автономному учреждению «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» о признании недействительным результатов открытого конкурса для закупки № 1061200000316000003, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016, аннулировании решения конкурсной комиссии о заключении контракта с единственным поставщиком – ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША»,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 31.03.2016,
от ОАУ «СТК «Горный воздух» - ФИО2 по доверенности от 11.02.2016, ФИО3 по доверенности от № 20 от 17.05.2016,
отООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» - не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «СНОУПРОМ» (далее – ООО «СНОУПРОМ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к областному автономному учреждению «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» с заявлением о признании недействительным результатов открытого конкурса для закупки № 1061200000316000003, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016, аннулировании решения конкурсной комиссии о заключении контракта с единственным поставщиком – ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША».
В процессе рассмотрения общество уточнило заявленные требования, просило признать недействительными: результаты открытого конкурса для закупки № 1061200000316000003; протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016; контракт, заключенный между Областным автономным учреждением «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» (далее – учреждение, ОАУ «СТК «Горный воздух», заказчик) и общество с ограниченной ответственностью «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» (далее - ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША») по итогам конкурса.
В обоснование требований указано, что решение конкурсной комиссии по отклонению заявки ООО «СНОУПРОМ» от участия в конкурсе нарушает часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), поскольку денежные средства в обеспечение конкурсной заявки поступили на расчетный счет учреждения, а полученное конкурсной комиссией в составе заявки ООО «СНОУПРОМ» платежное поручение № 157 от 24.03.2016 с письмом об изменении назначения платежа в совокупности служит достаточным доказательством предоставления ООО «СНОУПРОМ» обеспечения заявки на участие в конкурсе № 1061200000316000003.По мнению заявителя, именно плательщик вправе изменить назначение платежа, своевременно известив об этом получателя платежа, в свою очередь, у заказчика не имеется никаких правомочий определять судьбу данных денежных средств. Считает, что у конкурсной комиссии ОАУ «СТК «Горный воздух» не было оснований считать перечисленные денежные средства оплатой гарантийного обеспечения какой-либо иной заявки ООО «СНОУПРОМ» на участие в конкурсе, поскольку ООО «СНОУПРОМ» не участвовал в иных конкурсах, а заявка на участие в открытом конкурсе № 1061200000316000001 была отозвана ООО «СНОУПРОМ» накануне рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016 для закупки № 1061200000316000003.
Кроме того, заявитель не согласен с выводом конкурсной комиссии о том, что ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, поскольку последним представлены недостоверные сведения относительно квалификации. Так, по мнению заявителя,ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» фактически не обладает опытом строительно-монтажных работ иопытом строительства канатных дорог (только в апреле 2015 года общество стало участниками СРО). В составе заявки ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» представлены сведения о выполнении строительно-монтажных работ иной организацией (с похожим наименованием), которые никак не характеризуют квалификацию ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША».Учитывая изложенное, полагает допущение ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» к участию в конкурсе и решение о заключении с ООО «ДОППЕЛМАЙР РАША» контракта как с единственным участником недопустимым, поскольку данный участник подлежал отстранению от участия в конкурсе.Указанными действиями конкурсной комиссии ОАУ «СТК «Горный воздух» нарушены законные права и интересы участника конкурса ООО «СНОУПРОМ».
В судебном заседании представитель общества поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении, дополнении и письменных пояснениях основаниям.
ОАУ «СТК «Горный воздух» в представленном отзыве на заявление, поддержанном его представителями в судебном заседании с доводами общества не согласилось, в удовлетворении заявленных требований просило отказать. Указало, что ООО «СНОУПРОМ» в платежном поручении № 157 от 24.03.2016 подтверждает внесение обеспечения заявки, назначение платежа, но по конкурсу извещения № 1061200000316000001. Данное обеспечение при рассмотрении заявок отклонено комиссией заказчика, а сам истец был отстранен от участия в конкурсе по причине непредставления обеспечения. Поскольку заявки ООО «СНОУПРОМ» и АО «РОСИНЖИНИРИНГ» были отклонены по причине не соответствия требованиям извещения конкурсной документации, конкурс признан несостоявшимся, комиссия ответчика, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе приняла решение заключить контракт с единственным поставщиком ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША». Ссылаясь на пункт 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, указало, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком информацию, а именно: в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Определением от 26.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША».
ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом. В представленном отзыве находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что документы, предоставленные ООО «Доппельмайр Раша» в составе заявки, поданной на участие в открытом конкурсе для закупки № 1061200000316000003, являются достоверными и подтверждают соответствие участника закупки требованиям установленным статьями 31, 51 Закона о контрактной системе к участникам закупки.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 16.06.2016.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 10.02.2016 ОАУ «СТК «Горный воздух» (заказчик) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещена утвержденная руководителем учреждения конкурсная документация, 11.03.2016 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса № 1061200000316000003 по объекту закупки: Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900m по объекту: «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены».
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 563 489 240 рублей, источник финансирования – бюджет Сахалинской области. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе: 12 часов 00 минут (местное время) 28.03.2016.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 28.03.2016 для закупки №1061200000316000003 до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе было подано три заявки: заявка ООО «СНОУПРОМ», которой присвоен порядковый номер 1, заявка АО «РОСИНЖИНИРИНГ» - порядковый номер 2 и заявка ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» - порядковый номер 3.
По результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией заказчика оформлен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016 для закупки № 1061200000316000003 (далее – протокол от 29.03.2016), согласно которому заявки ООО «СНОУПРОМ» и АО «РОСИНЖИНИРИНГ» были отклонены. В частности, заявка ООО «СНОУПРОМ» признана не соответствующей требованиям извещения\ документации и отклонена по тому основанию, что в соответствии с № 23 раздела II. Информационная карта конкурсной документации – не представлены документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Заявка ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» признана соответствующей требованиям, указанным в документации. Открытый конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе. На основании пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, комиссией было принято решение о заключении контракта с единственным участником.
ООО «СНОУПРОМ» обратилось в антимонопольный орган с жалобами на действия заказчика по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения конкурса.
Решениями от 08.04.2016 по делу № 132/16 и 19.04.2016 по делу № 145/16 антимонопольный орган признал жалобы общества необоснованными.
Считая результаты открытого конкурса для закупки № 1061200000316000003, оформленные протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016, а также контракт, заключенный междуОАУ «СТК «Горный воздух» и ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» по результатам данного конкурса, недействительными, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
В пункте 44 постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Таким образом, для признания торгов недействительными должны быть налицо нарушение закона и прав истца.
По смыслу пункта 1 статьи 449 ГК РФ основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.
Предметом рассмотрения по делу о признании недействительными итогов торгов могут выступать обстоятельства, касающиеся соблюдения формальных правил процедуры торгов, но не вопросы, связанные с существом решения, принятого конкурсной комиссией, мотивами, которыми руководствовалась комиссия при определении победителя конкурса.
Подобные вопросы входят в компетенцию конкурсной комиссии, включающей в себя специалистов в области, определяемой с учетом предмета и специфики торгов.
Действующее законодательство не определяет, какие именно обстоятельства могут являться нарушением правил проведения торгов (конкурсов, аукционов), влекущим возможность признания торгов недействительными.
При этом не любое формальное нарушение установленных правил организации либо проведения торгов может служить основанием для признания их недействительными. Эти нарушения должны иметь существенный характер. В каждом конкретном случае отступление от установленных правил организации и проведения торгов следует оценивать с точки зрения того, находятся ли они в причинной связи с нарушением прав и законных интересов истца.
Таким образом, в рассматриваемом случае предметом оценки суда по заявленному иску являются проверка законности процедуры проведения конкурса и влияние выявленных нарушений на результаты торгов.
Правовое регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляется нормами Закона о контрактной системе.
Статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено право любого участника закупки обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 настоящего закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с положениями части 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (часть 3 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 3 названной статьи для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с частями 1 и 4 статья 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок. Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки.
На основании пункта 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В свою очередь, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса (пункт 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона)
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 4 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Из материалов дела следует, что ООО «СНОУПРОМ» была подана заявка на участие в открытом конкурсе по извещению № 1061200000316000003 по объекту закупки: Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900m по объекту: «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены».
В Информационной карте об открытом аукционе и конкурсной документации в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник конкурса в составе заявки должен представить документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта, то есть 28 174 462 рубля. Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки.
Таким образом, для признания конкурсной заявки соответствующей требованиям конкурсной документации участники закупки в случае выбора способа обеспечения заявки на участие в конкурсе путем перечисления денежных средств должны совершить действия по фактическому перечислению денежных средств, а также по представлению в составе конкурсной заявки надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих такое перечисление.
ООО «СНОУПРОМ» к конкурсной заявке было приложено платежное поручение от 24.03.2016 N 157, из которого следует, что заявителем осуществлен платеж на сумму 33 336 061 рубль в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», изв. № 1061200000316000001. Одновременно обществом было приложено письмо ООО «СНОУПРОМ» № 24/03-16-2 от 24.03.2016, в соответствии с которым общество просит зачесть сумму в размере 28 174 462 рубля в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», изв. № 1061200000316000003 из денежных средств, перечисленных платежным поручением № 157 от 24.03.2016 на сумму 33 336 061 рублей.
Правила заполнения платежных поручений регулируются Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее – Положение N 383-П), согласно которому реквизит «назначение платежа» является обязательным. При этом в графе «назначение платежа» в платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
Пунктом 2.4 раздела «Требования к участникам закупки. Инструкция по заполнению заявки» Информационной карты открытого конкурса предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
При этом конкурсной документацией установлены порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения и платежные реквизиты, предусматривающие требования к содержанию платежного поручения, которым перечислены денежные средства в обеспечение заявки, в том числе, требования к информации, которая должна быть указана в графе «назначение платежа». Так, в платежном поручении в поле «Назначение платежа указывается предмет контракта и номер извещения об осуществлении закупки, НДС не облагается.
Следовательно, с учетом требований к платежному поручению, содержащихся в Положении N 383-П, а также требований к конкурсной заявке, содержащихся в Информационной карте открытого конкурса, участник закупки в платежном поручении в графе "назначение платежа" должен указать необходимую информацию о перечислении денежных средств в обеспечение заявки на участие в конкурсе. Такая информация является существенной для определения поступивших денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
Указанная заявителем в платежном поручении информация в графе «назначение платежа» (Обеспечение заявки на участие в конкурсе Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», изв. № 1061200000316000001, НДС не облагается) не отвечает вышеуказанным требованиям, поскольку содержит неверный номер извещения об осуществлении закупки (изв. № 1061200000316000001 вместо изв. № 1061200000316000003).
В совокупности сведения указанные заявителем в реквизитах платежного поручения № 157 от 24.03.2016 не позволили конкурсной комиссии идентифицировать прямое отношение указанного платежного документа именно к конкретной закупке, а не к какой-либо иной.
В связи с этим отклоняется довод заявителя о том, что письмом № 24/03-16-2 от 24.03.2016 ООО «СНОУПРОМ» изменило назначение платежа, известив об этом получателя. Данное обстоятельство, не свидетельствует о том, что обществом предоставлено обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе по изв. № 1061200000316000003, поскольку ни конкурсной документацией, ни Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения назначения платежа в платежном документе, подтверждающем перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Указание в платежном поручении номера извещения, присвоенного единой информационной системой закупок иному открытому конкурсу, свидетельствует о наличии в нем информации, не позволяющей идентифицировать платеж в качестве обеспечения заявки на участие в настоящем конкурсе, а, следовательно, не подтверждает соблюдение обществом требований конкурсной документации к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия проверяет соответствие конкурсной заявка требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, установив, что представленное заявителем платежное поручение не подтверждает предоставление обеспечения участия в конкурсе, конкурсная комиссия уполномоченного органа правомерно отклонила конкурсную заявку ООО «СНОУПРОМ», в связи с несоответствием ее требованиям конкурсной документации и действующему законодательству в сфере закупок.
Оценив довод общества о том, что ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, поскольку последним представлены недостоверные сведения относительно квалификации, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно Порядку оценки заявок на участие в конкурсе Информационной карты комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основании критериев, указанных в конкурсной документации. При выборе победителя конкурса из числа участников комиссия будет руководствоваться двумя критериями: цена контракта (составляет 60% значимости критерия оценки) и квалификация участников закупки (составляет 40% значимости критерия оценки).
Критерий оценки "Квалификация участников закупки" имеет один показатель: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Содержание данного показателя раскрывается в таблице № 2 конкурсной документации.
Для определения показателя используются значения, соответствующие количеству ранее исполненных контрактов (договоров) за последние 5 лет до даты подачи на участие в конкурсе.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Как следует из материалов дела, ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» в своей заявке в качестве подтверждения квалификации участника закупки, выраженной в наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ предоставило Корпоративную гарантию учредителя и единственного участника ООО «Доппельмайр Раша» - Доппельмайер Зальбанен ГмбХ (гарант) от 25 марта 2016 года, в соответствии с которой, «в случае признания ООО «Доппельмайр Раша» победителем открытого конкурса, и заключения с ним контракта, карант соглашается гарантировать исполнение ООО «Доппельмайр Раша» заключенного контракта и принимает на себя следующие обязательства:
1) гарант в безотзывном и безусловном порядке гарантирует заказчику надлежащее и своевременное исполнение ООО «Доппельмайр Раша» в полном объеме каждого из всей совокупности настоящих и будущих обязательств, предусмотренных в контракте, в установленные в Контракте сроки.
2) гарант принимает на себя обязательства перед заказчиком в случае любого неисполнения, любой неуплаты ООО «Доппельмайр Раша» каких-либо сумм, подлежащих оплате в соответствии с условиями Контракта или в связи с ним, по требованию заказчика исполнить такое обязательство или уплатить такую сумму, как если бы гарант являлся основным должником.
3)настоящим гарант Корпоративной гарантией дополняет, при этом не заменяя собой, любое обеспечение исполнения таких обязательств, которыми заказчик будет владеть, и обязательства в рамках Корпоративной гарантии могут быть исполнены без необходимости предварительного обращения взыскания на любое такое обеспечение.».
Также предоставлены копии контрактов, заключенных Доппельмайер Зальбанен ГмбХ, как единственным участником ООО «Доппельмайр Раша» и его филиалами, подтверждающими опыт работы по аналогичного уровня объектам: копия соглашения о поставке лифтовых систем и канатных дорог и оказании связанных с этим услуг для туристического комплекса Шахдаг между министерством Культуры и Туризма Республики Азербайджан в лице администрации зимнего и летнего туристического комплекса «Щахдаг» и Доппельмайер Зальбанен ГмбХ; копия контракта Лифт 1 для туристического комплекса Шахдаг. Копия Акта о приемке выполненных работ: Протокол приемки/сдачи канатной дороги Лифт 1; Копия контракта Лифт 2 для туристического комплекса Шахдаг; копия контракта Лифт 3 для туристического комплекса Шахдаг; Копия контракта Лифт 4 для туристического комплекса Шахдаг; Копия контракта Лифт 6 для туристического комплекса Шахдаг.Копия Акта о приемке выполненных работ: протокол приемки/сдачи Канатной дороги Лифт; подтверждение контракта. Акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ: Информационное письмо по факту исполнения контракта по строительству канатной дороги № WAA 0002008 в зоопарке Кольморден в Швеции; подтверждение контракта. Копия акта приемки объекта капитального строительства, акта о приемке выполненных работ: Информационное письмо по факту исполнения контракта по строительству канатной дороги в Товьер во Франции; подтверждение контракта, копия акта приемки объекта капитального строительства, акта о приемке выполненных работ: информационное письмо по факту исполнения государственного контракта по строительству трёх канатных дорог в Боливии. К заявке приложены нотариально заверенные копии документов и их нотариально заверенные переводы.
Довод заявителя о недостоверности сведений об опыте работы ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» подлежит отклонению. Единая комиссия, проверяя заявку ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» относительно подлинности сведений об опыте работ не нашла оснований для того, чтобы сделать вывод о наличии в заявке недостоверных сведений и документов.
В соответствии с подпунктом 2.5 пунктом 26 Информационной карты конкурсной документации заявка участника конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации.
В силу пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Из анализа приведенных положений Закона о контрактной системе и конкурсной документации с учетом материалов дела следует, что оснований для отклонения заявки ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» у конкурсной комиссии заказчика не имелось, в связи с чем, открытый конкурс правомерно признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе, и принято решение со ссылкой на подпункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключить договор с ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША», как единственным поставщиком (подрядчиком).
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71АПК РФ, суд приходит к выводу, что существенных нарушений, повлиявших на результат открытого конкурса для закупки № 1061200000316000003, не выявлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, Единая комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
При рассмотрении дела, судом также установлено, что по результатам проведения конкурсных процедур с ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» в установленном законом порядке был заключен контракт, что соответствует требованиям статей 448, 449 ГК РФ.
С учетом установленных судом обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушений процедуры проведения открытого конкурса для закупки № 1061200000316000003 и определения его результатов, изложенных в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016, оснований для признания оспариваемых торгов недействительными и признания недействительным заключенного по результатам торгов контракта, не имеется.
Остальные доводы участников процесса правового значения не имеют, на исход рассмотрения дела не влияют.
В связи с изложенным, в иске обществу суд отказывает полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «СНОУПРОМ» к областному автономному учреждению «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» о признании недействительными результатов открытого конкурса для закупки № 1061200000316000003; протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016; контракта, заключенного между ОАУ «СТК «Горный воздух» и ООО «ДОППЕЛЬМАЙР РАША» по итогам конкурса, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья В.С. Орифова