АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А59-1684/2020
20 июля 2020 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 июля 2020 года, решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Качаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693000, <...>) к государственному бюджетному учреждению «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693012, <...>) о взыскании финансовых санкций в размере 7 000 рублей, за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года и август 2019 года,
при участии в судебном заседании:
представитель истца ФИО1, по доверенности № 16 от 21 апреля 2020 года,
ответчик – представителей не направил,
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, заявитель) 27 февраля 2020 года обратилось в суд к государственному бюджетному учреждению «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» (далее – учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 7 000 рублей, за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года и август 2019 года.
В обоснование заявленного требования указано на ненадлежащее исполнение обществом обязанности страхователя, выразившееся в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года и август 2019 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что повлекло привлечение общества к предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ ответственности в виде штрафа в размере 7 000 рублей. Предложения об уплате финансовой санкции на основании выставленных требований оставлены страхователем без удовлетворения, в связи с чем, управление просит взыскать образовавшуюся задолженность в судебном порядке.
Учреждение в представленном отзыве с требованиями управления не согласилось, указав, что учреждением вовремя подана форма СЗВ-СТАЖ, а именно 28 февраля 2019 года, а привлечение страхователя к ответственности является незаконным.
Управление в представленных возражениях на отзыв с обществом не согласилось, считая решения законными и обоснованными, что подтверждается материалами проведенной проверки. В связи с тем, что учреждением представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы «ДОП») за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года только 17 июля 2019 года, несмотря на получение, сверки форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ – 17 мая 2019 года в которой указано на необходимость предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») или форму СЗВ-КОРР. А относительно сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы «ДОП») за август 2019 года они также представлены позже установленного Законом № 27-ФЗ срока, управлением при получении дополняющих сведений составлены акты камеральных проверок о выявлении нарушений в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Наряду с изложенным отмечает, поскольку сведения на застрахованных лиц, указанных в дополняющих формах, не были ранее представлены и приняты управлением, то пункт 39 Инструкции № 766н (в редакции от 01.10.2018) не подлежит применению.
Признав дело подготовленным к рассмотрению, суд завершил предварительное судебное заседание и в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель управления настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав представителя управления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственное бюджетное учреждение «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» зарегистрировано 09 февраля 1984 года Администрацией города Южно-Сахалинска за регистрационным номером 7, о чем межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области 19 июня 2003 года внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>. При постановке на налоговый учет учреждению присвоен идентификационный номер налогоплательщика <***>.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-001-000902.
Как видно из материалов дела, управлением на основании представленной учреждением отчетности «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года и август 2019 года проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проведенной проверки проверяющим установлены факты нарушения срока представления отчетности (при установленном сроке представления сведений по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным, в связи, с чем в отношении учреждения составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15 августа 2019 года №» 074S18190008981 (л.д.64), 074S18190008982 (л.д.89), 074S18190008983 (л.д.115), от 18 сентября 2019 года № 074S18190010067 (л.д.37).
По результатам рассмотрения указанных актов и других материалов проверки управлением приняты решения от 13 сентября 2019 года №№ 074S19190010360 (л.д.66), 074S19190010361 (л.д.91), 074S19190010362 (л.д.117), от 17 октября 2019 года № 074S19190011451 (л.д.39).
Об уплате страхователем финансовых санкций в добровольном порядке управление выставило требования от 30 сентября 2019 года №№ 074S01190009696 (л.д.68), 074S01190009697 (л.д.93), 074S01190009698 (л.д.119), от 01 ноября 2019 года № 074S01190010611 (л.д.41). Названные требования до установленного срока страхователь не исполнил.
В этой связи управление 27 февраля 2020 года обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа.
Определением суда от 13 марта 2020 года по делу А59-847/2020 судом отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, поскольку заявленное управлением требование о взыскании с учреждения финансовой санкции не отвечало признаку бесспорности. Одновременно пенсионному фонду разъяснено о возможности предъявления заявления в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – закона № 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 названного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Аналогичная обязанность страхователя определена в статье 15 Закона № 27-ФЗ.
Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Указанные правовые позиции закреплены в преамбуле Закона № 27-ФЗ и статье 2 Закона № 167-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Такие сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2017 года, предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления данной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из кодов: «исхд» (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), «доп» (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и «отмн» (отменяющая форма, указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).
В силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
При этом абзац 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
В пункте 39 Инструкции № 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки.
Из материалов дела усматривается, что первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) представлена учреждением:
– за август 2019 года в отношении 412 застрахованных лиц – 09 сентября 2019 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок,
– за октябрь 2018 года в отношении 419 застрахованных лиц – 06 ноября 2018 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок,
– за ноябрь 2018 года в отношении 413 застрахованных лиц – 14 декабря 2018 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок,
– за декабрь 2018 года в отношении 398 застрахованных лиц – 14 января 2019 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок.
Ни смотря на то, что согласно протоколов проверки отчетности страхователя имелись ошибки, перечень выявленных ошибок в отчете не содержит сведений, которые бы указывали на застрахованных лиц указанных в дополняющих формах.
Управлением проведен анализ представленной отчетности по форме СЗВ-М за 12 месяцев 2018 года и отчетности форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, о чем составлена табличное сравнение указанных форм (сверка) в которой указано на необходимость предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») или форму СЗВ-КОРР (л.д.43).
Указанная сверка сведений получена учреждением 17 мая 2019 года (л.д.44).
Учреждением с целью дополнения ранее поданных сведений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая»:
– за октябрь 2018 года в отношении 6 застрахованных лиц, сведения о расхождении по которым отражены в сверке,
– за ноябрь 2018 года в отношении 5 застрахованных лиц, сведения о расхождении по которым отражены в сверке,
– за декабрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц, сведения о расхождении по которым отражены в сверке,
– за август 2019 года в отношении 1 застрахованного лица 17 сентября 2019 года.
Поступившие дополняющие формы СЗВ-М проверены управлением, сведения приняты без замечаний.
Таким образом, судом установлено, что, относительно сведений предоставленные по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за август 2019 года в отношении 1 застрахованного лица – страхователь самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, предприятие реализовало предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность – это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Дополнительно суд отмечает, что отсутствие в Инструкции № 766н указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статье 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
Имея в виду приведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года устранил ее посредством направления дополняющих форм СЗВ-М, а также формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год до момента выявления таких ошибок управлением.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичный вывод при схожих обстоятельствах отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 29.10.2018 № 306-КГ18-16855.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года.
Требования о взыскании финансовых санкций в размере 6 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Сверку представленной отчетности по форме СЗВ-М за 12 месяцев 2018 года и отчетности форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (л.д.43) суд расценивает как уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку последнее содержит сведения предусмотренные пунктом 37 Инструкции № 766н, а именно сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а так же указание на необходимость предоставления достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») или форму СЗВ-КОРР.
Указанная сверка сведений получена учреждением 17 мая 2019 года (л.д.44).
Однако, получив уведомление об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, учреждение в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления не устранило несоответствия, формы СЗВ-М (тип «дополняющая») за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года представлены страхователем только 17 июля 2019 года, то есть по истечении двух месяцев со дня получения сверки.
Учреждением совершено правонарушение, выразившееся в несоблюдении срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за октябрь 2018 года в отношении 6 застрахованных лиц, за ноябрь 2018 года в отношении 5 застрахованных лиц, за декабрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Суд так же обращает внимание, что управлением правомерно приняты решения по отчетностям за октябрь и ноябрь 2018 года по числу представленных страхователем сведений, а не по числу выявленных несоответствий в сверки форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, поскольку достоверно установить в какой из форм страхователем было допущено ошибочное представление (СЗВ-СТАЖ), либо непредставление в установленный срок, до выявления Пенсионным фондом (СЗВ-М), не представлялось бы возможным без предоставления учреждением форм СЗВ-М (тип формы «доп») или СЗВ-КОРР.
Нарушение страхователем срока представления «дополняющих» сведений после получения уведомления подтверждено материалами дела, соответственно, у Пенсионного фонда имелись правовые основания для привлечения ответчика к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 6 500 рублей.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки судом не выявлено.
При таких обстоятельствах, требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) подлежат удовлетворению частично.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) удовлетворить частично.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» финансовые санкции в размере 6 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» государственную пошлину в доход государства в федеральный бюджет в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.
Судья О.Н. Боярская