ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1740/08 от 05.03.2009 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г.Южно-Сахалинск Дело № А59-1740/2008

10 марта 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 5 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 10 марта 2009 г.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи М.С. Слепенковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОГУ «Издательский дом «Губернские ведомости» к ответчикам Департаменту по печати , телерадиовещанию и связи Сахалинской области , Сахалинской области в лице Главного финансового управления администрации Сахалинской области, Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии РФ,

третье лицо – Избирательная комиссия Сахалинской области,

о взыскании убытков в сумме 853 548,95 руб.,

При участии представителей:

От истца – Ний Е.А. – по доверенности о 25.07.2008 г., личность удостоверена по водительскому удостоверению 65 АР 363316, выданному ГАИ МВД УВД г.Южно-Сахалинска,

От ответчика РФ в лице Министерства Финансов РФ – Ефановой В.В. – по доверенности от 27.01.2009 г., личность удостоверена по служебному удостоверению,

От ЦИК РФ – не явились,

От ответчика ГФУ по Сахалинской области – Такуновой Г.И. - по доверенности от 11.01.2009 , личность удостоверена по служебному удостоверению,

От ответчика Департамента по печати , телерадиовещанию и связи Сахалинской области – не явились,

От третьего лица – Муравской Т.В. – по доверенности от 16.02.2009 г., личность удостоверена по служебному удостоверению №А-14, выданному 02.03.2009 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губернские ведомости» (далее – Учреждение, ОГУ «Губернские ведомости») обратилось в Арбитражный суд с иском к ответчикам Департаменту по печати , телерадиовещанию и связи Сахалинской области (далее – Департамент) , Главному финансовому управлению администрации Сахалинской области (далее – ГФУ), третье лицо – Избирательная комиссия Сахалинской области (далее – Избирком Сахалинской области), - о взыскании убытков в общей сумме 853 548,95 руб., в том числе: 769 574, 03 руб. – за предоставленную бесплатно печатную площадь Избиркому Сахалинской области, 83 974, 03 руб. – за предоставленную бесплатно печатную площадь кандидатам и политическим партиям.

В обоснование требований указало, что в соответствии со ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон №67-ФЗ) в период с января по апрель 2008 года предоставило Избиркому Сахалинской области бесплатную печатную площадь в газете «Губернские ведомости» для опубликования решений, актов, размещения иной печатной информации в размере 64 231, 55 кв.см на сумму 769 574, 03 руб., в том числе: в агитационный период с 03 ноября по 30 ноября 2007 года (по выборам депутатов в Государственную Думу РФ, состоявшимся 02.12.2007 года) – 11917, 22 кв.см. на сумму 142297, 58 руб.; в 2007 году (материалы по осуществлению подготовки и проведения референдумов) 37592, 88 кв.см. на сумму 448858, 99 руб.; в 2008 году (по выборам Президента РФ, состоявшимся 02.03.2008 г. и иные материалы Избирательной комиссии) 14720, 95 кв.см. на сумму 178 417, 46 руб.

Кроме этого в соответствии со ст.59 от 18.05.2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Закон №51-ФЗ») Учреждение предоставило в агитационный период с 03.11.по 30.11.2007 года бесплатную печатную площадь для размещения агитационных материалов кандидатов в депутаты от политических партий, федеральные списки кандидатов которых получили по результатам голосования более трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в размере 7033 кв.см. на сумму 83974, 02 руб.

Полагает, что указанные денежные средства являются недополученными доходами Учреждения, которые могли быть получены в условиях обычного гражданского оборота. Указанные денежные средства не компенсируются учреждению из областного бюджета и являются для него убытками, которые просит взыскать в соответствии со ст.15 ГК РФ.

Определением суда от 17 сентября 2008 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ (далее – Минфин РФ) и Сахалинская область в лице Главного финансового управления Сахалинской области (далее – ГФУ Сахалинской области).

Определением суда от 09 декабря 2009 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК РФ).

До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования. Просит взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ убытки в сумме 721 223. 07 руб., связанные с проведением Федеральных выборов в государственную Думу РФ и выборов Президента РФ; Взыскать с Сахалинской области в лице ГФУ Сахалинской области убытки в сумме 132 324, 69 рублей, связанные с проведением выборов Депутатов в Сахалинскую областную Думу (л.д.82-92 т.3).

В обоснование требований дополнительно ссылается на ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», на ст.ст. 84., 85 Бюджетного кодекса РФ.

Считает, что Российская Федерация, обеспечивая материально-техническую и финансовую поддержку государственным средствам массовой информации федеральными законами: ст.35 Закона от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», п.10 ст.12 Закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах президента РФ», п.2 ст.23 Закона от 18.05.2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», п.2 ст.5 Закона Сахалинской области от 11.04.2008г. №26-ЗО «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области» , возложила обязанность на государственные средства массовой информации – предоставлять бесплатную печатную площадь при проведении референдумов и выборов. При этом ответчики не обеспечили истца соответствующими материально- техническими и финансовыми средствами.

Российская Федерация и Сахалинская область во исполнение пунктов 2,5 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», положением абзаца 4 п.1 ст.84 и ст.85 БК РФ обязаны были в 2007-2008 годах предоставить государственную финансовую поддержку из Федерального бюджета и бюджета Сахалинской области для истца для исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по предоставлению бесплатной печатной площади. Именно по этому п.10 ст.50 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ , п. 3 ст.23 Ф от 18.05.2005 г. №51-ФЗ, предусматривали отнесение расходов , связанных с предоставлением бесплатной печатной площади на результаты деятельности государственных учреждений. Истец в 2007 и 2008 году не получая бюджетные ассигнования, обеспечивал выполнение указанных обязанностей за счет собственных средств.

Из-за необеспечения ответчиками государственной финансовой поддержки истец ввиду предоставления бесплатной печатной площади понес реальные убытки, которые в силу ст.53 Конституции, ст.16 ГК РФ, пунктов 16, 17 Постановления Пленума ВАС РФ №23 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», должны быть возмещены истцу.

Департамент по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области в отзыве и изменении к отзыву просит в иске к нему отказать, поскольку у Департамента отсутствовали полномочия по возмещению расходов, связанных с опубликованием материалов Избирательной Комиссии.

ГФУ Сахалинской области в отзыве просит в удовлетворении иска за счет средств казны Сахалинской области отказать, поскольку обязанность по бесплатному предоставлению печатной площади возложена федеральным законом, при этом законодатель не установил источник финансирования, не определил за счет какого бюджета возмещаются указанные расходы. В соответствии со ст.84 БК РФ, стст.72. 76 Конституции РФ, ст.9 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или к уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти должно финансироваться исключительно из федерального бюджета. Поскольку обязательства установлены федеральными законами , то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Минфин России в отзыве и дополнении к отзыву просит в удовлетворении иска отказать, поскольку расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального Закона №67-ФЗ, в силу которой расходы редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций.

Считает, что истец необоснованно ссылается на пункты 16,17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. №23, в которых указывается на рассмотрение исков организаций, предоставивших бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, поскольку в соответствии с пунктом 18 статьи 20 Закона №67-ФЗ предусмотрено предоставление бесплатной печатной площади.

Полагает, что согласно п.3 ст.158 БК РФ, п.3 ст.57 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ от имени Российской Федерации по настоящему иску в качестве надлежащего ответчика должна выступать ЦИК РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета.

Избирательная комиссия Сахалинской области в отзыве пояснила, что в соответствии с пунктом 14 статьи 20 Федерального закона №67-ФЗ Финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Пунктом 1 статьи 57 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Таким образом, за счет средств, выделенных из федерального бюджета и областного бюджета Сахалинской области, финансируется деятельность избирательной комиссии Сахалинской области, осуществляемая в соответствии с компетенцией и полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством.

В соответствии с пунктом 18 статьи 20 Федерального закона №67-ФЗ редакции государственных периодических печатных изданий предоставляют избирательным комиссиям бесплатную печатную площадь для опубликования их решений, актов, размещения иной печатной информации. Согласно пункту 10 ст.50 Закона расходы государственных редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих редакций. С учетом данных норм финансирование расходов истца, связанных с предоставлением бесплатной печатной площади для опубликования решений и актов избирательной комиссии за счет средств, выделенных избирательной комиссии из федерального и областного бюджета не производится.

ЦИК РФ в отзыве со ссылкой на п.1 ст.57 Закона №67-ФЗ указал, что ни законом №67-ФЗ, ни Федеральным законом «О выборах Депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ», ни Федеральным законом «О выборах Президента РФ» не предусмотрено выделение средств ЦИК РФ на возмещение расходов государственных и муниципальных организаций , связанных с предоставлением бесплатной печатной площади для избирательных комиссий. Средства бюджета, выделяемые избирательным комиссиям всех уровней, имеют строгое целевое назначение (ч.2 ст.70 Закона «О выборах Депутатов Государственной Думы», пункт 2 статьи 64 Федерального закона «О выборах президента РФ») и иное их использование, в т.ч. и то, на которое ссылается истец, недопустимо. На основании изложенного полагает, что ЦИК РФ не может рассматриваться в качестве надлежащего ответчика.

В судебном заседании Истец поддержал уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представители Ответчиков и третьего лица поддержали доводы отзывов.

Представители ЦИК РФ и Департамента в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ввиду чего суд в соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 18 статьи 20 закона №67-ФЗ государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Указанным пунктом статьи 50 закона №67-ФЗ установлено, что расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

Аналогичные положения содержатся в пункте 10 ст.12 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах президента РФ» (далее - Закон № 19-ФЗ), в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 18.05.2005 г. №51-ФЗ «О выборе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (Далее – Закон №51-ФЗ).

Порядок и источник возмещения расходов, понесенных указанными в вышеназванных законах исполнителей, связанных с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, законодательством не предусмотрен.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Компенсация понесенных расходов, установленных Федеральными законами по смыслу статьи 35 Конституции РФ подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Только при условий компенсации расходов указанных организаций, связанных с предоставлением ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, не нарушается их самостоятельность в распоряжении своими финансами.

Пункт 18 статьи 20 Закона №67-ФЗ, пункт 10 статьи 12 закона № 19-ФЗ, пункт 3 статьи 23 закона №51-ФЗ в их конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий - предоставить избирательным комиссиям бесплатно эфирное время и печатную площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий.

Приведенная правовая позиция изложена в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, от 17.10.2006 N 485-О, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на пункт 18 статьи 20 Закона №67-ФЗ, пункт 10 статьи 12 закона № 19-ФЗ, пункт 3 статьи 23 закона №51-ФЗ, обязывающие государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время, а также бесплатную печатную площадь.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 закона 51-ФЗ эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо за плату.

Согласно пункту 15 статьи 57 Закона №51-ФЗ предоставление эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и политической партией, региональным отделением политической партии до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади. При заключении договора о предоставлении бесплатного эфирного времени или бесплатной печатной площади политическая партия берет на себя обязательство по погашению задолженности, которая может возникнуть в случаях, предусмотренных статьей 69 настоящего Федерального закона.

Статьей 69 Закона №51-ФЗ (пункт 3) установлено, что политическая партия, федеральный список кандидатов которой получил по результатам голосования менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, политическая партия, регистрация федерального списка кандидатов которой была отменена или аннулирована, за исключением случая аннулирования регистрации федерального списка кандидатов в связи с его отзывом политической партией по вынуждающим к тому обстоятельствам, обязаны возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных им (в том числе соответствующим региональным группам кандидатов) бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.

Законом №51-ФЗ не установлен порядок и источник компенсации государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимости предоставленных ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, которые получили по результатам голосования более 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.

В силу изложенной выше правовой позиции федеральные органы государственной власти обязаны компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, набравшим по результатам выборов более 3-х процентов голосов избирателей.

Судом из материалов дела установлено и не оспаривается участниками дела, что в период с сентября 2007 года по март 2008 года истец во исполнение положений пункта 18 статьи 20 Закона №67-ФЗ, пункта 10 статьи 12 закона № 19-ФЗ, пункта 3 статьи 23, пункта 15 статьи 57 закона №51-ФЗ предоставил бесплатную печатную площадь в связи с подготовкой и проведением выборов Президента РФ и выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ Избирательной комиссии Сахалинской области и политическим партиям (набравшим по результатам выборов более 3 % голосов избирателей) на общую сумму 721 223 рубля 07 копеек.

Указанные расходы являются для истца убытками, понесенными в связи с возложением на него обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади федеральными законами. Названные убытки в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации.

При определении органа государственной власти, уполномоченного выступать от имени казны Российской Федерации по настоящему спору суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким финансовым органом является Министерство Финансов РФ, которое уполномочено выступать в суде от имени казны РФ.

Доводы представителя Минфина РФ со ссылкой на ст.158 БК РФ о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору должна выступать ЦИК РФ как главный распорядитель бюджетных средств, суд полагает несостоятельными ввиду следующего.

По смыслу части 3 статьи 158 БК РФ Главный распорядитель выступает в качестве ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

По настоящему делу иск заявлен о возмещении вреда в результате исполнения обязанностей, установленных Федеральными законами. Названные законы приняты не ЦИК РФ и не подведомственными ему государственными органами, следовательно, ЦИК РФ не может выступать по настоящему делу в качестве ответчика от имени казны РФ.

Доказательств того, что убытки истца возникли в результате неправомерных действий ЦИК РФ, либо подведомственных ему органов, Минфином РФ в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено. Не Представлено Минфином РФ и доказательств передачи Центральной избирательной комиссии РФ бюджетных средств для компенсации расходов организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанных с исполнением установленной законами обязанности по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.

На основании изложенного, изучив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд полагает исковые требования ОГУ «Издательский дом «Губернские ведомости» о возмещении убытков, понесенных в связи с предоставлением бесплатной печатной площади во исполнение федеральных законов, в сумме 721 223 рубля 07 копеек подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ.

В части требований о возмещении убытков, понесенных в результате предоставления бесплатной печатной площади Избирательной комиссии Сахалинской области в связи с проведением выборов депутатов в Сахалинскую областную Думу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Законом Сахалинской области от 05 апреля 2004 года №491 (далее – Закон Сахалинской области №491)установлена обязанность региональных государственных периодических печатных изданий в период избирательной кампании бесплатно предоставлять Избирательной комиссии области и кандидатам и политическим партиям печатную площадь (п.3 ст.24, ст.61 Закона).

Статьей 9 названного закона предусмотрено, что расходы на подготовку и проведение выборов Депутатов областной Думы производятся за счет средств областного бюджета.

Из материалов дела установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что ОГУ «Издательский дом «Губернские ведомости» во исполнение положений Закона Сахалинской области №491 предоставил в 2007 году бесплатную печатную площадь Избирательной комиссии Сахалинской области в связи с проведением выборов Депутатов Сахалинской областной Думы на общую сумму 132 324, 69 руб.

Указанные расходы являются для истца убытками, понесенными в связи с возложением на него обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади законом субъекта РФ - Сахалинской области. Названные убытки в силу вышеназванной правовой позиции в соответствии со ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ подлежат компенсации за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Сахалинской области в лице его финансового органа – Главного финансового управления Сахалинской области.

В силу вышеизложенного, поскольку обязанность по предоставлению бесплатной печатной площади возложена на истца законом Сахалинской области, и расходы истцом осуществлены в связи с проведением выборов в орган государственной власти субъекта РФ – Сахалинской области, суд полагает не обоснованными доводы ГФУ Сахалинской области о том убытки, понесенные истцом в связи с проведением выборов Депутатов Сахалинской областной Думы, подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

ГФУ Сахалинской области в нарушение ст.65 АПК РФ не представило доказательств выделения бюджетных средств для компенсации ОГУ «Издательский дом «Губернские ведомости» расходов, понесенных в связи с исполнением закона Сахалинской области в части предоставления бесплатной печатной площади Избирательной комиссии Сахалинской области.

На основании изложенного, изучив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд полагает исковые требования ОГУ «Издательский дом «Губернские ведомости» о возмещении убытков, понесенных в связи с предоставлением бесплатной печатной площади во исполнение закона субъекта РФ, в сумме 132 324 рубля 69 копеек подлежащими удовлетворению за счет казны Сахалинской области в лице ГФУ Сахалинской области.

В силу вышеизложенного в иске к ответчикам Департаменту по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области и Центральной избирательной комиссии РФ надлежит отказать.

При решении вопроса о распределении судебных расходов по государственной пошлине, суд в соответствии со ст.110 АПК РФ относит их на ответчиков – Минфин РФ и ГФУ Сахалинской области .

Поскольку в силу п.п.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ указанные ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины, суд согласно ст.333.40 НК РФ возвращает истцу уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину.

Руководствуясь ст.ст. 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Областного государственного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» 721 223 рубля 07 копеек убытков.

Взыскать с Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области за счет казны Сахалинской области в пользу Областного государственного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» 132 324 рубля 69 копеек убытков.

В иске к Департаменту по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области, Центральной избирательной комиссии РФ – отказать.

Возвратить Областному государственному учреждению «Издательский дом «Губернские ведомости» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15 035 рублей 48 копеек. Выдать справку.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме и (или) в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья М.С. Слепенкова