ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1858/2021 от 24.06.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства

г. Южно-Сахалинск                                                  Дело № А59-1858/2021

24 июня 2021 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи       Александровской Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 694420, <...>)

к Управлению социальной политики городского округа «Александровск-Сахалинский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 694420, <...>)

о взыскании финансовых санкций в размере 11 500 рублей, по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», из которых 1 000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, и 10 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за периоды с октября 2018 года по июнь 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (далее – истец, пенсионный фонд) обратилось в суд с указанным иском к Управлению социальной политики городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее – ответчик, Управление, УСП ГО «Александровск-Сахалинский район»).

Исковые требования нормативно обоснованы положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением суда от 19.04.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.

УСП ГО «Александровск-Сахалинский район» отзыв на исковое заявление не представило.

15.06.2021 судом принята резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

17.06.2021 от истца поступило заявление об изготовлении мотивированного решения суда по делу.

Поскольку истцом соблюден пятидневный срок, предусмотренный частью 2 статьи 229 АПК РФ для подачи заявления о составлении мотивированного решения, заявление государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) подлежит удовлетворению.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

Управление социальной политики городского округа «Александровск-Сахалинский район» зарегистрировано в качестве юридического лица 28 января 1999 года администрацией Александровск-Сахалинского района за № 19.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации Управлению присвоен номер 074003000071.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001   № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Закон № 27-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представ­ляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации све­дения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудо­вому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового харак­тера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачи­вает страховые взносы.

Такие сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемы­ми Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Для представления данной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» (действующая в период сорного периода), в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из кодов: «исх» (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), «доп» (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и «отмн» (отменяющая форма, указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).

В силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхова­телями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных  пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (действующей в спорный период), в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представлен­ными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориаль­ным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в пред­ставленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекомму­никационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

При этом абзац 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (ис­правленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.

В пункте 39 Инструкции № 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территори­альным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застра­хованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией № 766н не ус­тановлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд досто­верные сведения (уточненные/исправленные).

В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фон­дом исправить ошибки.

Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание  финансовых санкций, послужили решения управления от 27 августа 2020 года № 074S19200006107, от 28 сентября 2020 года № 074S19200007622, от 07 октября 2020 года №№ 074S19200008060, 074S19200008063, 074S19200008064, 074S19200008065, 074S19200008066, 074S19200008067, 074S19200008068, 074S19200008069, 074S19200008070, 074S19200008071, 074S19200008072, 074S19200008073, 074S19200008074, от 09 октября 2020 года №№ 074S19200008253, 074S19200008254, 074S19200008255, 074S19200008256, 074S19200008257, 074S19200008258, принятые по результатам проведенных камеральных проверок дополнительно представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за периоды с октября по декабрь 2018 года, с января по декабрь 2019 года, с января по июнь 2020 года.

Из материалов дела усматривается, что первоначально отчетности по форме СЗВ-М (тип «исходная») направлены Управлением в пенсионный фонд в установленный пунктом 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ срок, а именно:

за октябрь 2018 года в отношении 165 застрахованных лиц – 14.11.2018,

за ноябрь 2018 года в отношении 164 застрахованных лиц – 12.12.2018,

за декабрь 2018 года в отношении 163 застрахованных лиц – 14.01.2019,

за январь 2019 года в отношении 167 застрахованных лиц – 12.02.2019,

за февраль 2019 года в отношении 169 застрахованных лиц – 12.03.2019,

за март 2019 года в отношении 164 застрахованных лиц – 09.04.2019,

за апрель 2019 года в отношении 164 застрахованных лиц – 08.05.2019,

за май 2019 года в отношении 160 застрахованных лиц – 11.06.2019,

за июнь 2019 года в отношении 158 застрахованных лиц – 09.07.2019,

за июль 2019 года в отношении 157 застрахованных лиц – 09.08.2019,

за август 2019 года в отношении 157 застрахованных лиц – 10.09.2019,

за сентябрь 2019 года в отношении 160 застрахованных лиц – 14.10.2019,

за октябрь 2019 года в отношении 156 застрахованных лиц – 11.11.2019,

за ноябрь 2019 года в отношении 152 застрахованных лиц – 10.12.2019,

за декабрь 2019 года в отношении 151 застрахованного лица – 10.01.2020,

за январь 2020 года в отношении 149 застрахованных лиц – 12.02.2020,

за февраль 2020 года в отношении 148 застрахованных лиц – 12.03.2020,

за март 2020 года в отношении 145 застрахованных лиц – 09.04.2020,

за апрель 2020 года в отношении 143 застрахованных лиц – 12.05.2020,

за май 2020 года в отношении 142 застрахованных лиц – 10.06.2020,

за июнь 2020 года в отношении 156 застрахованных лиц – 08.07.2020.

Согласно протоколам проверки отчетности страхователя, указанные документы приняты управлением без ошибок и предупреждений.

20 августа 2020 года с целью дополнения ранее поданных све­дений Управлением направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены пенсионным фондом индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняю­щая» в отношении 1 страхованного лица, который не был отражен в первоначальных сведениях за указанные периоды.

Поступившие дополняющие формы СЗВ-М проверены управлением, све­дения приняты без замечаний.

Таким образом, судом установлено, что, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, предприниматель реализовал предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсион­ный фонд дополняющих сведений за этот период, что исключает примене­ние к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ до­полнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахован­ных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следова­тельно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность – это претерпевание неблагоприятных последст­вий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

Дополнительно суд отмечает, что отсутствие в Инструкции № 766н ука­зания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахо­ванном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для непри­менения санкций, поскольку, как уже указано, статье 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.

Ссылка истца на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденную Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция № 211н) не влияет на выводы суда, поскольку указанная инструкция имеет значение только в отношении сведений, поданных за август 2020 года, поскольку на дату установленного законом срока подачи сведений по остальным месяцам она еще не вступила в силу.

Кроме того, согласно п. 40 Инструкции № 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Положения статьи 15 закона № 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона № 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции № 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмер­ность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтере­сованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении до­пущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ, а также учитывая, что вышеуказанные дополнения Пенсионным фондом приняты без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения УСП ГО «Александровск-Сахалинский район» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах, требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) в части взыскания финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за периоды с октября 2018 года по июнь 2020 года в размере 10 500 рублей не подлежат удовлетворению.

Оценивая требование истца в части взыскания с Управления финансовой санкции в размере 1 000 рублей за не предоставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; ату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, Управление 22.02.2018 представило в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 211 застрахованных лиц.

Пенсионным фондом, по результатам проведенной сверки сведений ИПУ по форме СЗВ-СТАЖ по сведениям, поступившим в пенсионный фонд от налогового органа выявлены расхождения в отношении 2 застрахованных лиц, о чем в адрес Управления направлено уведомление об устранении ошибок, несоответствий.

Уточненные (исправленные) сведения представлены страхователем 14.07.2020, то есть за пределами пяти дневного срока, установленного п. 5 ст. 17 Закона 27-ФЗ.

По данному факту управление составило акт о выявлении правонарушения  в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.07.2020 № 074S18200005589 и вынесло решение от 27.08.2020 № 074S19200006107, которым привлекло Управление к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 1 000 рублей (500 рублей*2) за не представление в установленный срок сведений.

Таким образом, в рассматриваемом случае пенсионным фондом в соответствии с требованиями законодательства в адрес Управления  при выявлении ошибок в представленных страхователем сведениях было направлено уведомление установленной формы, корректирующие сведения Управлением в установленный срок не представлены.

Проанализировав документы, представленные с исковым заявлением, и указанные нормы закона, суд приходит к выводу о наличии в деянии ответчика состава вменяемого нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Следовательно, у пенсионного фонда имелись основания для привлечения Управления к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в указанной части, исходя из следующего.

Абзацами 15-17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вместе с тем, сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений, не установлены.

В то же время статья 2 Закона № 167-ФЗ относит Закон № 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа данной нормы в корреспонденции с положениями Закона           № 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 115 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), регламентирующей срок давности взыскания штрафов, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 данного Кодекса.

В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Также указано, что в случае отмены судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене такого судебного акта.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1-3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в исковом порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно статье 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Из материалов дела усматривается, что согласно выставленному требованию об уплате финансовой санкции от 10.09.2020 № 074S01200006328, срок исполнения установлен до 21.09.2020 года, следовательно, с заявлением о взыскании штрафа Пенсионный фонд мог обратиться не позднее 21.03.2021 года.

С настоящим заявлением истец обратился в суд путем подачи заявления через электронную систему «Мой арбитр» 12.04.2021, то есть с пропуском процессуального шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ и пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд пенсионным фондом не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с настоящим заявлением в суд не представлено.

При этом суд отмечает, что первоначально, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд заявлением о выдаче судебного приказа 02.03.2021 года в рамках дела № А59-921/2021(в пределах шестимесячного срока давности). После вынесения судом определения от 10 марта 2021 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, пенсионный фонд 12 апреля 2021 года повторно обратился в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

При этом учитывая, что управлением не приведено причин, объективно препятствовавших обращению с заявлением о взыскании финансовых санкций в общеустановленном порядке в период с 11 марта 2021 года (дата публикации определения по делу А59-921/2021) по 21 марта 2021 года, что обеспечило бы соблюдение шестимесячного процессуального срока.

В рассматриваемом случае отсутствует возможность применить по аналогии норму пункта 3 статьи 48 НК РФ, согласно которой требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2).

Судом установлено, что в рамках дела № А59-921/2021 определение об отмене судебного приказа не выносилось. Как указывалось выше, пенсионному фонду отказано в выдаче судебного приказа, поскольку требование о взыскании финансовых санкций не является бесспорным, то есть не отвечает условиям статьи 229.2 АПК РФ, что исключает применение положений абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.

Исходя из фактических обстоятельств и сложившейся правоприменительной практики, заявитель не мог не знать о последствиях обращения в порядке приказного производства с требованием очевидно не являющимся бесспорным.

В связи с чем, обращение управления первоначально за взысканием финансовых санкций в порядке приказного производства не может быть признано уважительным исходя из целей достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений.

В дополнение суд полагает необходимым отметить, что действующее законодательство не предусматривает возможность прерывания или приостановления течения процессуального шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ. В любом случае в условиях пропуска такого срока дело подлежит рассмотрению по существу только при наличии соответствующего ходатайства о восстановлении пропущенного срока и признания причин пропуска уважительными, что истцом оставлено без внимания.

На основании части 1 статьи 115 АПК РФ участвующие в деле лица утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Пропуск срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении искового заявления пенсионного фонда о взыскании с Управления финансовых санкций за не предоставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в размере 1 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) отказать.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте Арбитражного суда Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://sakhalin.arbitr.ru/ либо http://kad.arbitr.ru/).

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

         Судья                                                                           Е.М. Александровская