Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1875/2017
07 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2018 года. Решение в полном объеме изготовлено 07 мая 2018 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимовым В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными п.п. 2- 15, 29-47 предписания № ТБ-ВТ-21/03/2017/113-в от 21.03.2017,
с участием представителей:
от открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» – Коткина А.Н. по доверенности от 15.12.2017 № 20/2, Беляев В.А. на основании доверенности от 20.10.2017 № 2000,
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – представитель не явился,
У С Т А Н О В И Л :
Открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» (далее – заявитель, общество, ОАО «СМП») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление, административный орган) о признании недействительными п.п. 2-15, 29-47 предписания № ТБ-ВТ-21/03/2017/113- в от 21.03.2017.
В обоснование заявленных и в последующем уточненных требований общество в своем заявлении указало, что в п. 2-15 предписания и акта от 21.03.2017 (п.п.29-41 предписания от 03.11.2016) указано, что в нарушение пп.9 п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 (далее- Требования), общество не утвердило организационно-распорядительные
документы в отношении каждого транспортного средства. В соответствии с абз.3 п.2 Требований, внесение в утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности изменений, связанных с изданием этого Постановления и утвержденных им Требований, должно быть осуществлено в течение 6 месяцев с даты вступления в силу указанного Постановления, т.е. не позднее 01.02.2017. Как следует из акта проверки (Приложения № 9-21) указанные документы утверждены приказом по Обществу № 238 от 14.03.2017, являются приложениями к Планам ОТБ ТС, которые находятся на утверждении в Федеральном агентстве морского и речного транспорта РФ. Кроме того, в ранее утвержденных и действующих в настоящий момент ПОТБ имеются все перечисленные документы, что подтверждается дополнительными оценками уязвимости, и ОРД документы в указанных планах имеются.
Порядок передачи данных, утвержденный в Обществе для ТС, является составной частью Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму на ТС морского и речного транспорта СТИ ОАО«СМП».
При этом, так как указанные документы являются приложением к каждому ПОТБ ТС, их утверждение Обществом по каждому судну не требуется, тем более, что указанные документы распространяются на все ТС Общества.
Относительно не согласования Порядка передачи данных с уполномоченными госорганами, установленных пп.9 п. 6 Требований, данное нарушение в редакции, изложенной проверяющими в предписании вменено не обоснованно, так как данное нарушение касается пп.9 п. 5 Требований и применяется в отношении ОТИ, а не ТС, и в соответствии с текстом нормативного акта согласование с уполномоченными госорганами требуется в случае «при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных
органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями». Однако Общество на ОТИ помещения указанным подразделениям ФОИВ не предоставляет.
В п. 29-41 Акта проверки и предписания (п. 56-68 предписания от 03.11.2016) указано на нарушение пп.14 п. 6 Требований необоснованно, так как план-график учений и тренировок в отношении всех перечисленных в акте и предписании ТС на 2017 год утвержден, предоставлялся проверяющим с отметками о его выполнении. При этом, учения и тренировки по д/э типа «Сахалин проведены: по д/э «Сахапин-8» - 04.01.2017; д/э «Сахалин-9» - 08.01.2017; учения по д/э «Сахалин-10» проводились 31.12.2016. Кроме того, по ряду судов срок учений и тренировок, в соответствии с графиком ( т/х Зея, Кунашир, Симушир,, Парамушир, Шантра и других судов) на момент окончания проверки или не наступил, или еще не закончился.
В п. 42-47 Акта проверки и предписания (п. 71-76 предписания от 03.11.2016) нарушения заявлены необоснованно, так как досмотр загружаемых на паром транспортных средств проводится силами обеспечения ТБ ТС (д/э типа «Сахалин»), в соответствии с утвержденным по Обществу приказом от 19.10.2016, а также при въезде в Холмский морской торговый порт УВО Минтранса порта (до 20.00 часов) ежедневно (что также подтверждается Приказом Минтранса РФ № 222 от 03.08.2016 «Об утверждении перечня охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России»). Досмотр пассажиров осуществляется с привлечением сил привлекаемого подразделения ТБ ОТИ (УВО Минтранса), в соответствии с условиями заключенного договора от 23.03.2016, копия которого предоставлялась проверяющим в ходе проверки. Акт проверки также не содержит описание обстоятельств и нарушения, выявленного госорганом.
В отношении дизель-электрохода «Сахалин-10» проверяющими в предписании и акте проверки указано, на нарушение Обществом пп.2 п.22 Требований о ТБ. Однако так как указанное судно имеет III категорию, следовательно, на него правила, предусмотренные, пп.2 п.22 Требований не распространяются.
Заявление общества так же содержит и другие доводы несогласия с оспариваемым в части предписанием.
В судебном заседании представители общества поддержали уточненные заявленные требования в полном объеме по доводам, указанным в заявлении.
От исковых требований о признании незаконными пунктов 1, 16-28 предписания от 21.03.2017 представитель общества по доверенности отказался, о чем представил соответствующее письменном заявление.
Управление, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило письменный отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласилось.
Ходатайство представителя Управления об отложении рассмотрения дела судом отклонено протокольным определением как необоснованное.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 27.04.2018.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио начальника Ространснадзора от 03.03.2017 № 113-р в период с 14.03.2017 по 21.03.2017 управлением была проведена внеплановая выездная проверка общества с целью проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за исполнением пунктов 1-81 предписания от 03.11.2016 № ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р.
В ходе проверки, результаты которой оформлены актом проверки от 21.03.2017 № ТБ-ВТ-21/03/2017/113-в, управлением был выявлен факт невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора) от 03.11.2016 № ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р, в том числе:
- пункт 13 предписания не исполнен, в нарушение подпункта 12 пункта 5 Требований не обеспечена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» на ОТИ - Паромный комплекс проект первой очереди ОАО «Сахалинское морское пароходство» (пункт 1 акта проверки);
- пункт 14 предписания не исполнен, в нарушение подпункта 14 пункта 5 Требований проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана объекта транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий. А именно: представлен план-график учений по транспортной безопасности на календарный год (2017), однако учения еще не проводились по плану-графику (пункт 2 акта проверки);
- пункты 29-41 предписания не исполнены, в нарушение подпункта 9 пункта 6 Требований организационно – распорядительные документы разработаны общие, а не для определенного транспортного средства
(далее- ТС), так же разработан порядок передачи данных с технических средств, но не согласован с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; на ТС - д/э «Сахалин - 8», ТС - д/э «Сахалин - 9», ТС - т/х «Селенга», ТС - т/х «Зея», ТС - д/э «Сахалин-10», ТС - б/к «Лев Иванов», ТС - теплоход «Кунашир», ТС - Теплоход «Симушир», ТС - теплоход «Парамушир», ТС - Саско Анива, ТС - теплоход «Шантар», ТС - Саско Ангара и ТС - Саско Авача - не утверждены организационно-распорядительные документы (пункты 3-15 акта проверки);
- пункты 42- 55 предписания не исполнены, в нарушении подпункта 12 пункта 6 Требований не проведена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в отношении ТС – т/х «Селенга», ТС - т/х «Зея», ТС - д/э «Сахалин - 10», ТС - б/к «Лев Иванов», ТС - теплоход «Кунашир», ТС - Теплоход «Симушир», ТС - теплоход «Парамушир», ТС - теплоход «Шантар», ТС - Саско Анива, ТС - ФИО3, ТС - Саско Авача, ТС - д/э «Сахалин - 8» и ТС - д/э «Сахалин - 9» (пункты 16-28 акта проверки);
- пункты 56-68 предписания не исполнены, в нарушении подпункта 14 пункта 6 Требования не проводились как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства с периодичностью не реже одного раза в год для транспортных средств III и IV категорий и не менее двух раз в год для транспортных средств внутреннего водного транспорта (независимо от категории), эксплуатирующихся менее 9 месяцев в году, и для транспортных средств I и II категорий. На транспортных средствах, осуществляющих
международные рейсы, учения необходимо проводить не менее одного раза в 3 месяца. А именно: представлен план-график учений по транспортной безопасности на календарный год (2017), однако учения ещё не проводились по плану-графику на ТС - д/э «Сахалин - 8», ТС - д/э «Сахалин - 9», ТС - т/х «Селенга», ТС - т/х «Зея», ТС - д/э «Сахалин - 10», ТС - б/к «Лев Иванов», ТС - теплоход «Кунашир», ТС - Теплоход «Симушир», ТС - теплоход «Парамушир», ТС - Саско Анива, ТС - теплоход «Шантар», ТС - Саско Ангара и ТС - Саско Авача (пункты 29-41 акта проверки);
- пункты 71-73 предписания не исполнены, в нарушении подпункта 34 пункта 6 Требований не обеспечено проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра и Требованиями на ТС - д/э «ФИО4», д/э «Сахалин - 9» и д/э «Сахалин - 10» (пункты 42-44 акта проверки);
- пункты 74-76 предписания не исполнены, в нарушении подпункта 2 пункта 22 Требований не обеспечено проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на ТС - д/э «Сахалин - 8», д/э «Сахалин - 9» и д/э «Сахалин - 10» (пункты 45-47 акта проверки);
В целях устранения выявленных и указанных в акте проверки нарушений требований законодательства в области транспортной безопасности управление 21.03.2017 выдало обществу предписание № ТБ- ВТ-21/03/2017/113-в.
Полагая, что пункты 2-15 и 29-47 выданного ОАО «СМП» предписания не соответствует требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Как установлено судом, представитель заявителя в судебном заседании заявил отказ от заявления в части признания недействительными пунктов 1, 16-28 предписания от 21.03.2017 № ТБ-ВТ- 21/03/2017/113-в, вынесенного административным органом, и прекращении производства по делу в указанной части требований.
Из материалов дела каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении закона или прав других лиц, судом не установлено, в связи с чем, суд принимает отказ заявителя от части требований и прекращает производство по делу в указанной части в соответствии со статьей 150 АПК РФ.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Частью 1 статьи 17 данного Закона закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Отношения, связанные с транспортной безопасностью, регулируются Федеральным законом от 09.02.2007 № 16 «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) и другими нормативными актами, целями которых
являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 11.1 названного Закона федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно подпункту «п» пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 № 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе, о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано Ространснадзором в лице управления как органом, уполномоченным в сфере государственного транспортного надзора, по результатам проверки общества на предмет выполнения ранее выданного обществу предписания от 03.11.2016 № ТБ-ВТ-03/112016/790-р.
Статьей 1 Закона № 16-ФЗ определено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10); обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4); транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на
указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (подпункт «д» пункта 11).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ определено, что субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся
собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона № 16-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Как следует из пункта 2 оспариваемого предписания, обществу вменены неисполнение пункта 14 предписания от 03.11.2016 № ТБ-ВТ- 03/112016/790-р выраженного в нарушении подпункта 14 пункта 5 Требований, проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана объекта транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий. А именно: представлен план-график учений по транспортной безопасности на календарный год (2017), однако учения еще не проводились по плану-графику.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и
тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана объекта транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий и не менее 2 раз в год для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий.
Как следует из материалов дела, проверка соблюдения обществом указанных требований проводилась в период времени с 14.03.2017 по 21.03.2017 именно за 1-й квартал 2017 календарного года, поскольку из акта проверки от 21.03.2017 не следует, что обществом было допущено именно нарушение, связанное с не разработкой и не утверждением плана- графика учений по транспортной безопасности на 2016 календарный год и по факту непроведения таких учений в 2016 году или за 2016 год.
Аналогичным образом суд оценивает и иные допущенные обществом нарушения исходя из того, как они сформулированы Управлением в акте проверки от 21.03.2017, а именно, как нарушения, совершенные в 2017 году за 1-й квартал 2017 года, а не за 2016 год.
В ходе проведенной проверки обществом административному органу был представлен План проведения тренировок и учений по обеспечению транспортной безопасности ОТИ «Береговой паромный комплекс первой очереди» на 2017 год, утвержденный руководителем общества 14.02.2017, из которого следует, что проведение тренировок и учений по обеспечению транспортной безопасности на данном объекте запланировано на апрель, июнь, сентябрь, ноябрь и декабрь 2017 года.
В ходе проведенной проверки управление пришло к выводу, что обществом не соблюдены требования подпункта 14 пункта 5 Требований, поскольку учения за 2017 год еще не проводились по плану-графику.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным выводом управления, поскольку проверка исполнения соблюдения требований подпункта 14 пункта 5 Требований, как следует из материалов проверки,
проводилась за 2017 календарный год, который на момент проведения проверки в марте 2017 года ещё не закончен, при том, что проведение указанных мероприятий исходя из категории объекта должно проводиться обществом не реже 1 раза в год.
При этом время проведения указанных мероприятий определяется обществом самостоятельно, но не реже 1 раза в год.
Проведение тренировок и учений по обеспечению транспортной безопасности ОТИ «Береговой паромный комплекс первой очереди» на 2017 год запланировано обществом на апрель, июнь, сентябрь, ноябрь и декабрь 2017 года.
Суд также отмечает, что План проведения тренировок и учений по обеспечению транспортной безопасности ОТИ «Береговой паромный комплекс первой очереди» на 2017 год, утвержденный руководителем общества 14.02.2017, является внутренним документом общества и отступление от его сроков не влечет несоблюдение обществом требований установленных подпунктом 14 пункта 5 Требований.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неправомерности вменения обществу нарушение требований установленных подпунктом 14 пункта 5 Требований, изложенного в пункте 2 оспариваемого в части предписания, и как следствие, недействительности пункта 2 предписания управления.
Как следует из пунктов 3-15 оспариваемого предписания, обществу вменено невыполнение пунктов 29-41 предписания от 03.11.2016 № ТБ- ВТ-03/112016/790-р, в нарушении подпункта 9 пункта 6 Требований, организационно – распорядительные документы разработаны общие, а не для каждого ТС, так же разработан порядок передачи данных с технических средств, но не согласован с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта; на ТС - д/э «Сахалин - 8», ТС - д/э «Сахалин - 9», ТС - т/х «Селенга», ТС - т/х «Зея», ТС - д/э «Сахалин-10», ТС - б/к «Лев Иванов», ТС - теплоход «Кунашир», ТС - Теплоход «Симушир», ТС - теплоход «Парамушир», ТС - Саско Анива, ТС - теплоход «Шантар», ТС - Саско Ангара и ТС - Саско Авача - не утверждены организационно- распорядительные документы.
В силу подпункта 9 пункта 6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:
утвердить следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства:
в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности транспортного средства - положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности приложениями к плану транспортного средства являются копия положения (устава) о привлеченном подразделении транспортной безопасности и копия договора о защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства;
организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности;
перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства;
перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства, его части, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности транспортного средства), и на критических элементах транспортного средства - ходовом мостике, в радиорубке (если есть), машинном отделении, румпельном отделении (далее - критический элемент транспортного средства);
перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих на законных основаниях деятельность в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности транспортного средства - месте на транспортном средстве, в котором осуществляется погрузка, выгрузка и перевозка грузов и пассажиров (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности транспортного средства), и технологическом секторе зоны транспортной безопасности транспортного средства - месте на транспортном средстве, которое связано с эксплуатацией транспортного средства и в котором осуществляются операции, не связанные с перевозкой, погрузкой и выгрузкой грузов и пассажиров, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности транспортного средства);
порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства;
порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности или уровня охраны транспортного средства, а также реагирования на такую информацию;
порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности других транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие, в том числе при организации досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра транспортного средства;
порядок (схема) информирования Федерального агентства морского и речного транспорта и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства. Для транспортных средств, осуществляющих международные рейсы, указанный порядок предусматривает использование судовой системы тревожного оповещения, предусмотренной Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года;
схема размещения и состав оснащения постов транспортного средства на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства;
схема размещения технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на транспортном средстве, состоящее в том числе из следующих разделов:
порядок допуска и учета физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и
перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть;
порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на постах транспортного средства - местах на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства или ее части, в которых осуществляется пропуск физических лиц, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов на транспортное средство во время стоянки транспортного средства у причала и при нахождении транспортного средства на рейде (далее - пост транспортного средства), а также при выявлении физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход (проезд) и нахождение в зоне транспортной безопасности транспортного средства, ее части или на критических элементах транспортного средства;
порядок обнаружения, включая выявление, распознавание и идентификацию, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, и порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
порядок сверки и (или) проверки документов, являющихся правовыми основаниями для прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и перемещения материальных предметов в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть, а также порядок оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности;
порядок передачи данных;
перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности (заграждений, решеток, усиленных дверей, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению
несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки Управлением установлено, что организационно – распорядительные документы разработаны общие, а не для каждого ,определенного ТС, на ТС - д/э «Сахалин - 8», ТС - д/э «Сахалин - 9», ТС - т/х «Селенга», ТС - т/х «Зея», ТС - д/э «Сахалин-10», ТС - б/к «Лев Иванов», ТС - теплоход «Кунашир», ТС - Теплоход «Симушир», ТС - теплоход «Парамушир», ТС - Саско Анива, ТС - теплоход «Шантар», ТС - ФИО3 и ТС - Саско Авача - организационно-распорядительные документы не утверждены, а разработанный порядок передачи данных с технических средств, не согласован с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Действительно, как следует из материалов дела, приказом по Обществу № 238 от 14.03.2017 утверждены внутренние организационно- распорядительные документы по обеспечению транспортной безопасности на транспортных средствах морского и речного флота компании.
Вместе с тем, изучив данные документы и проанализировав их состав применительно к указанным выше требованиям подпункта 9 пункта 6 Требований, суд соглашается с выводом управления, что утвержденные обществом 14.03.2017 организационно-распорядительные документы носят общий характер, а в силу указанных выше норм и вопреки позиции заявителя организационно-распорядительные документы должны быть утверждены по каждому транспортному средству, учитывая, что их копии являются приложениями к плану транспортного средства.
Доказательств утверждения организационно-распорядительных документов применительно к каждому транспортному средству, а именно ТС - д/э «Сахалин - 8», ТС - д/э «Сахалин - 9», ТС - т/х «Селенга», ТС - т/х
«Зея», ТС - д/э «Сахалин-10», ТС - б/к «Лев Иванов», ТС - теплоход «Кунашир», ТС - Теплоход «Симушир», ТС - теплоход «Парамушир», ТС - Саско Анива, ТС - теплоход «Шантар», ТС - Саско Ангара и ТС - Саско Авача, материалы дела не содержат, обществом ни в ходе проведения проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела по существу не представлены, при том, что копии указанных документов являются приложением к плану транспортного средства.
В составе утвержденных приказом по Обществу № 238 от 14.03.2017 внутренних организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности на транспортных средствах морского и речного флота компании разработан и порядок передачи данных с технических средств, однако как следует из материалов дела и по существу не оспаривается заявителем, он не согласован с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В заявлении общество указало, что порядок передачи данных, согласования с уполномоченными подразделениями органов ФСБ России, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не требует.
Вместе с тем, заявителем не учтено, что абзац 17 подпункта 9 пункта 6 Требования содержит сокращенный термин «Порядок передачи данных», расширенное значение которого приведено в абзаце 12 подпункта 9 пункта 5 Требований, согласно которому субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению
транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры, в состав которых входит порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, в том числе предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями (далее - порядок передачи данных).
Таким образом, вопреки позиции заявителя, в силу указанных выше норм, порядок передачи данных как на ОТИ, так и на ТС, должен быть согласован с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Доказательств соблюдения обществом указанных требований и исполнения пунктов 29 – 41, выданного 03.11.2016 предписания материалы дела не содержат, заявителем суду не представлены.
Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу о законности вмененного обществу нарушения подпункта 9 пункта 6
Требований, изложенного в пунктах 3-15 оспариваемого в части предписания управления.
Как следует из пунктов 29-41 оспариваемого предписания, обществу вменены неисполнение пунктов 56-68 предписания от 03.11.2016, в нарушении подпункта 14 пункта 6 Требований, а именно: представлен план-график учений по транспортной безопасности на календарный год (2017 года), однако учения ещё не проводились по плану-графику на ТС - д/э «Сахалин - 8», ТС - д/э «Сахалин - 9», ТС - т/х «Селенга», ТС - т/х «Зея», ТС - д/э «Сахалин - 10», ТС - б/к «Лев Иванов», ТС - теплоход «Кунашир», ТС - Теплоход «Симушир», ТС - теплоход «Парамушир», ТС - Саско Анива, ТС - теплоход «Шантар», ТС - ФИО3 и ТС - Саско Авача.
По правилам подпункта 14 пункта 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны, в том числе, проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства с периодичностью не реже одного раза в год для транспортных средств III и IV категорий и не менее 2 раз в год для транспортных средств внутреннего водного транспорта (независимо от категории), эксплуатирующихся менее 9 месяцев в году, и для транспортных средств I и II категорий. На транспортных средствах, осуществляющих международные рейсы, учения необходимо проводить не менее одного раза в 3 месяца. В случаях единовременной замены более 25 процентов работников транспортного средства лицами, которые в течение последних 3 месяцев не принимали участия в учениях на этом транспортном средстве, учения необходимо проводить в течение одной недели со дня замены работников. Учения на
транспортных средствах, осуществляющих международные рейсы, в которых могут участвовать должностные лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры, лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности морских терминалов, причалов и акваторий морских портов, представители федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, а также лица командного состава транспортных средств, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, необходимо проводить не менее одного раза в течение каждого календарного года, при этом промежуток между занятиями не должен превышать 18 месяцев.
Как следует из материалов дела проверка соблюдения обществом указанных требований проводилась в период времени с 14.03.2017 по 21.03.2017 за 2017 календарный год.
В ходе проведенной проверки обществом административному органу был представлен План-график проведения и учета совместных учений и тренировок (по МК ОСПС и ОТБ) на судах общества в 2017 году утвержденный заместителем гендиректора по безопасности мореплавания и жизнедеятельности общества 09.01.2017, из которого следует, что проведение тренировок и учений по обеспечению транспортной безопасности на судах запланировано на период времени с января по май 2017 года.
В ходе проведенной проверки управление пришло к выводу, что обществом не соблюдены требования подпункта 14 пункта 6 Требований, поскольку учения за 2017 год еще не проводились по плану-графику.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным выводом управления, поскольку, положения подпункта 14 пункта 6 Требований, регулируют только обязательный порядок и сроки проведения учений и тренировок в целях оценки эффективности и полноты реализации плана
транспортного средства и не содержит каких-либо обязательных требований по разработке и утверждению плана-графика проведения таких учений и тренировок, а План-график проведения и учета совместных учений и тренировок (по МК ОСПС и ОТБ) на судах общества в 2017 году утвержденный заместителем гендиректора по безопасности мореплавания и жизнедеятельности общества 09.01.2017 является внутренним документом общества и отступление от его сроков не влечет несоблюдение обществом требований установленных подпунктом 14 пункта 6 Требований.
Кроме того, проверка исполнения соблюдения требований подпункта 14 пункта 6 Требований, как следует из материалов проверки, проводилась за 2017 календарный год, который на момент проведения проверки в марте 2017 года ещё не закончен.
При этом время проведения указанных мероприятий определяется обществом самостоятельно, исходя из категорий ТС.
Кроме того, как следует из тезисного содержания нормы подпункта 14 пункта 6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) обязаны проводить учения и тренировки не реже одного раза в год для транспортных средств III и IV категорий и не менее 2 раз в год для транспортных средств внутреннего водного транспорта (независимо от категории), эксплуатирующихся менее 9 месяцев в году, и для транспортных средств I и II категорий. На транспортных средствах, осуществляющих международные рейсы, учения необходимо проводить не менее одного раза в 3 месяца.
Вместе с тем, проводя плановую выездную проверку в отношении общества, управление указанные обстоятельства не учло, вопрос применительно к частоте проведения учений и тренировок учитывая категории судов общества и осуществление ими международных рейсов не выяснялся.
Доказательств установления указанных судом обстоятельств управлением в материалы дела не представлено.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие осуществление вышеперечисленными судами международных рейсов, и, как следствие, необходимость исполнения подпункта 14 пункта 6 Требований в части проведения учений не менее одного раза в 3 месяца.
При этом, исчисляя указанный в подпункте 14 пункта 6 Требований срок, очевидно, что на момент проведения проверки общества (в марте 2017) период исполнения обязанности заявителя по проведению учений и тренировок на транспортных средствах I и II категорий (не менее 2 раз в год), III и IV категорий (не реже одного раза в год), применительно к 2017 году не истек.
Таким образом, исходя из изложенного, вывод управления о нарушении обществом подпункта 14 пункта 6 Требований является ошибочным.
Кроме того, решением Арбитражного суда Сахалинской области от 14.07.2017 по делу № А59-463/2017 вступившим в законную силу 05.10.2017, признаны недействительными пункты 28, 53, 56-68, 69-70 предписания от 03.11.2016 № ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р, вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В этой связи, суд соглашается с доводами общества и приходит к выводу о недействительности пунктов 29-41, изложенных в оспариваемом в части предписании административного органа.
Из пунктов 42-47 оспариваемого предписания следует, что обществу вменены неисполнение пунктов 71-76 предписания от 03.11.2016, что в
нарушении подпункта 34 пункта 6 Требований не обеспечено проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра и Требованиями на ТС - д/э «Сахалин - 8», д/э «Сахалин - 9» и д/э «Сахалин - 10» и в нарушении подпункта 2 пункта 22 Требований не обеспечено проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на ТС - д/э «Сахалин - 8», д/э «Сахалин - 9» и д/э «Сахалин - 10».
Согласно подпункту 34 пункта 6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра и настоящим документом. При технологическом взаимодействии транспортного средства и объекта транспортной инфраструктуры, в том числе при выполнении погрузо- разгрузочных операций, посадке, высадке и перемещении объектов досмотра на транспортное средство, досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр необходимо осуществлять силами привлекаемого подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
В ходе проведенной административным органом проверки было установлено, что в нарушении указанных требований общество не обеспечило проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра и Требованиями на ТС - д/э «Сахалин - 8», д/э «Сахалин - 9» и д/э «Сахалин10».
Как следует из подпункта 2 пункта 22 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортных
средств II категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны, в том числе, обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на транспортное средство.
В ходе проведенной управлением проверки было установлено, что в нарушении подпункта 2 пункта 22 Требований не обеспечено проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на ТС - д/э «Сахалин - 8», д/э «Сахалин - 9» и д/э «Сахалин - 10».
В обоснование заявленных требований относительно незаконности данных пунктов предписания общество указало, что подпункт 2 пункта 22 Требований распространяет свое действие на транспортные средства II категории, тогда как ТС - д/э «Сахалин-10» имеет категорию III, в связи с чем на такое транспортное средство правила подпункта 2 пункта 22 Требований не распространяются.
Вместе с тем, заявителем не учтено, что аналогичное требование, но в отношении транспортных средств III категории, содержится в подпункте 2 пункта 25 Требований, согласно которому, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортных средств III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны, в том числе, обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на транспортное средство.
Как пояснил административный орган в представленном отзыве, что в пункте 47 акта проверки и оспариваемого предписания была допущена техническая ошибка в написании пункта требования.
При таких обстоятельствах, суд признает положенную в основу пункта 47 норму подпункта 2 пункта 22 Требований, вместо подпункта 2 пункта 25 Требований, как ошибочно указанную административным органом.
Вместе с тем, как указано заявителем и по существу не оспаривается самим административным органом на момент проведения проверки и выявления нарушений Требований, установленных подпунктом 34 пункта 6 и подпунктом 2 пункта 25 Требований применительно к ТС - д/э «Сахалин-10», последнее находилось на ремонте за пределами Российской Федерации, в связи с чем, не могло быть предметом проверки Управления.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией заявителя о необоснованном вменении пунктами 44 и 47 оспариваемого предписания в нарушение обществу подпункта 34 пункта 6 и подпункта 2 пункта 25 Требований применительно к ТС - д/э «Сахалин-10».
В этой связи, данные пункты предписания суд признает незаконными.
Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - ОТИ и ТС), застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11 и 12 Правил, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.
В ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее - объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
При осуществлении досмотра в целях установления предметов и веществ, запрещенных к перевозке на отдельных видах транспорта (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) применяются перечни предметов и веществ, запрещенных к перевозке на соответствующих видах транспорта.
В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - дополнительный досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации, выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
В ходе повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - повторный досмотр) осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.
Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на СТИ и (или) перевозчиков, застройщиков ОТИ.
Решения о проведении дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также о допуске объектов досмотра в зону транспортной безопасности или ее часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, или лицами из числа сил обеспечения транспортной безопасности, уполномоченными на это СТИ и (или) перевозчиками.
В ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования осуществляются мероприятия по выявлению лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) и (или) перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть.
В ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования в случаях, установленных Требованиями, планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в соответствии с настоящими Правилами проводятся установление личности по документам, удостоверяющим личность и (или) проверка пропусков и (или) иных документов, относящихся к объектам досмотра (далее - сверка документов), включая их сверку с образцами и с информацией в
перевозочных документах (далее - проверка документов), в целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда), в зону транспортной безопасности или ее часть, а также оснований для перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть материальных предметов.
Разделом II Правил установлен порядок организации проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования.
Разделом IХ Правил, установлены особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта.
Как установлено судом ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат указаний на конкретные пункты Правил, которые, по мнению Управления, не были соблюдены обществом.
Кроме того, из акта проверки и предписания, не возможно установить проведение какого вида досмотра : первичного, дополнительного досмотра или повторного досмотра и каких видов объектов досмотра (транспортных средств, физических лиц или иных объектов) не обеспечено, по мнению Управления, обществом.
В ходе рассмотрения дела судом были исследованы видеоматериалы –видеозаписи, представленные административным органом в подтверждение своей позиции относительно несоблюдения обществом указанных требований подпункта 34 пункта 6 и подпункта 2 пункта 22 Требований.
Как пояснил представитель общества в судебном заседании, представленные административным органом видеозаписи сделаны за один период времени 13.03.2017 года с трех камер видеонаблюдения с разных ракурсов.
Так же заявитель пояснил, что в распоряжении общества имеется только один рабочий причал, у которого одновременно два ТС д/э «Сахалин - 8» и д/э «Сахалин - 9» находиться не могут, при этом по материалам дела видно, что данный вопрос административным органом оставлен без внимания, на видеозаписи с камер наблюдения нельзя установить и понять, на какое именно ТС ( д/э «Сахалин-9» или д/э «Сахалин-8») осуществляется погрузка транспортных средств с водителями.
Вместе с тем, из просмотренных судом видеоматериалов установлено, что досмотр ТС вопреки позиции Управления обществом проводится перед заездом транспортных средств на паромы (проверяются у водителей документы, осматривается салон и днище транспортных средств.
Как указало общество в своем заявлении осмотр загружаемых на паром транспортных средств проводится силами обеспечения ТБ ТС (д/э типа «Сахалин»), в соответствии с утвержденным по Обществу приказом от 19.10.2016, а также при въезде в Холмский морской торговый порт УВО Минтранса порта (до 20.00 часов) ежедневно (что также подтверждается Приказом Минтранса РФ № 222 от 03.08.2016 «Об утверждении перечня охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России»). Досмотр пассажиров осуществляется с привлечением сил привлекаемого подразделения ТБ ОТИ (УВО Минтранса), в соответствии с условиями заключенного договора от 23.03.2016.
Вместе с тем, указанная заявителем позиция оставлена административным органом без внимания, указанный вопрос административным органом не исследовался.
При этом, вмененные обществу нарушения административным органом не конкретизированы, в частности, из акта проверки и предписания не ясно, идет ли в последних речь о не обеспечении
проведения обществом фактического досмотра на местности или о не обеспечении проведения досмотра на бумаге, т.е., путем закрепления необходимых нормативных положений в локальных документах общества или в договорах по охране объектов транспортной безопасности с соответствующими подразделениями транспортной безопасности.
В этой связи, суд при оценке допущенных обществом нарушений исходит из того, что речь в акте проверки идет о нарушениях, связанных с фактическим досмотром на местности.
Между тем, в акте проверки не указано, какие именно нарушения выявлены административным органом при проведении обществом каких видов досмотров, в чем заключаются эти нарушения, связаны ли они с ненадлежащим техническим состоянием пунктов досмотра или нет, в отношении каких объектов досмотра, учитывая, что на видеозаписи часть объектов досмотра имеется и зафиксирована, административным органом не указано, где должен был проводиться такой досмотр, что не было досмотрено или было досмотрено не качественно или без применения технических (спец.) средств.
При этом, из материалов дела установлено, что Управление не выходило на местность и не проводило контрольные мероприятия проверки проведения самим обществом досмотра, дополнительного и повторного досмотров объектов досмотра при погрузке их на транспортные средства, следовательно, выводы свои о непроведении досмотров сделало только на основании документов и видеозаписи за 13.03.2017, которое имело место до времени проведения проверки.
Согласно п.п. 19 и 49 Правил, КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными
(портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов.
Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток.
Между тем, План обеспечения транспортной безопасности на предмет расположения и реального наличия, оборудованных КПП, постов, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, Управлением у общества не запрашивался и административным органом не исследовался применительно к обеспечению проведения досмотров, в материалы дела такой План не был представлен.
В письменном отзыве Управление указало, что нарушение, связанное с не обеспечением досмотра заключается в не обеспечении досмотра лиц, пребывающих на автотранспортных средствах, на паром.
Между тем, из пояснений общества в судебном заседании следует, что после того, как водители поставили свои транспортные средства на паром, они выходят с парома и подымаются по лестнице на причал, для
личного досмотра, чтобы попасть на паром как пассажиры, на котором ( на причале), расположен КПП, который обслуживает ФГУП «УВО Минтранса России» по договору на оказание охранных услуг от 23.03.2016.
Изучение судом приложения к указанному выше договору показало, что, действительно, данный объект обозначен в приложении № 2 к договору как пост № 1 (стационарный), в котором используется такой вид охраны как - обеспечение пропускного режима лиц и транспортных средств, следующих через КПП-пирс и пост № 2 (подменный_), который используется для досмотра пассажиров, следующих на паромную переправу.
Также представитель общества в судебном заседании пояснил, что указанные посты оборудованы видеозаписями.
Между тем, Управление в ходе проверки не изучило ни на местности, ни документально, действительно ли, существуют такие посты досмотра, проводиться ли фактически на указанных постах досмотр пассажиров, следующих на паром, или нет, как он проводиться, не исследовало видеозаписи таких досмотров, не установило их оборудование техническими средствами контроля и досмотра.
Учитывая, что административный орган не представил суду достаточных и неоспоримых доказательств несоблюдения обществом требований подпункта 34 пункта 6 и подпункта 2 пункта 22 Требований суд приходит к выводу о недействительности пунктов 42, 43, 45 и 46, изложенных в оспариваемом предписании административного органа.
Таким образом, учитывая вышеприведенные выводы суда, положенные в основу настоящего судебного акта, суд признает недействительными пункты 2, 29-41, 42-47 предписания от 21.03.2017 № ТБ-ВТ-21/03/2017/113-в, как нарушающие права и законные интересы
общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В удовлетворении остальной части заявленных ОАО «СМП» требований суд отказывает.
Нарушение срока обжалования предписания управления в суд со стороны общества не выявлено.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют и суд им оценку не дает.
Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно материалам дела, при подаче заявления в суд обществом, согласно платежному поручению от 04.05.2017 № 4854, была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Таким образом, поскольку требования заявителя удовлетворены частично, судебные расходы в размере 3 000 рублей в силу статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с управления в пользу общества.
Руководствуясь статьями 49,150, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительными пункты 2, 29-41, 42-47 предписания от 21.03.2017 № ТБ-ВТ-21/03/2017/113-в, вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В удовлетворении остальной части требований открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» отказать.
Принять отказ открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» от заявления о признании недействительными пунктов 1, 16-28 предписания от 21.03.2017 № ТБ-ВТ-21/03/2017/113-в, вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Производство по делу № А59-1875/2017 в этой части требований прекратить.
Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.Н. Шестопал