ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1886/08 от 27.08.2008 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск                                               

02 сентября 2008 г.                                                   Дело № А59-1886/08-С9

Резолютивная часть объявлена 27 августа 2008 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи

Портновой О. А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии представителя ответчиков ФИО1 по доверенностям от 05.12.2007г. и от 15.11.2007г.,

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к Администрации г. Южно-Сахалинска, Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска о признании недействительным постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 12.05.2008г. № 1110 «О приватизации объекта муниципального имущества «нежилое помещение в жилом доме (магазин)», расположенного по адресу <...>

У С Т А Н О В И Л:

ИП ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации г. Южно-Сахалинска, Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска о признании недействительным постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 12.05.2008г. № 1110 « О приватизации объекта муниципального имущества «нежилое помещение в жилом доме (магазин)», расположенного по адресу <...> а также запрете ответчикам производить продажу, переуступку прав пользования, передачу прав пользования в залог, внесение прав пользования в уставной капитал других субъектов хозяйственной деятельности объекта муниципального имущества «нежилое помещение в жилом доме (магазин)», расположенного по адресу <...> на период действия договора аренды от 06.11.2001г. № 5/61.

В обоснование заявления указано, что оспариваемое Постановление не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя.

В судебном заседании и в отзыве на заявление представитель ответчиков с требованиями заявителя не согласилась, полагает, что доказательств несоответствия Постановления мэра закону или иным нормативно-правовым актам  в материалы дела не представлено, заявитель, как субъект предпринимательской деятельности, не входит в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в связи с чем ошибочно ссылается на п.2 ст. 18 ФЗ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», кроме того, доводы заявителя о возможном увеличении новым собственником имущества арендной платы носят предположительный характер и являются необоснованными, поскольку согласно ст. 617 ГК при приватизации арендуемого имущества переход права собственности к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Указывает также, что постановлением мэра от 19.08.2008г. № 1936 отменено оспариваемое постановление и приватизация объекта не произведена, в связи с чем оснований для отмены указанного постановления судом нет.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие неявившегося заявителя.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

06 ноября 2001 года на основании постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 01.06.2001г. № 1861 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска (Арендодатель) и ИП ФИО2 (Арендатор) заключен договор аренды № 5/61, согласно которому арендатор принял во временное пользование объект нежилого муниципального фонда, общей площадью 147,9 кв.м., расположенный по адресу <...> на срок с 16.11.2001г. по 15.11.2011г.

Имущество передано по акту приема-передачи от 06 ноября 2001 года. Соглашением от 09 апреля 2008 года площадь арендуемого помещения установлена 145 кв.м.

31 октября 2007 года городским Собранием городского округа «Город Южно-Сахалинск» принято решение № 843/38-07-3 «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2008 год и плане (программе) приобретения имущества в муниципальную собственность на 2008 год. Указанным решением предусмотрена, в том числе, и приватизация нежилого помещения, арендуемого заявителем.

На основании решения № 843/38-07-3, мэром города Южно-Сахалинска 12 мая 2008 года принято постановление № 1110 «О приватизации объекта муниципального имущества «Нежилое помещение в жилом доме (магазин)», расположенного по адресу <...> согласно которому Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска указано осуществить приватизацию данного объекта способом продажи на аукционе, открытом по форме подачи предложения о цене имущества.

Заявитель, полагая, что постановление мэра № 1110 от 12.05.2008 года является незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на нарушение при вынесении данного постановления пункта 2 статьи 18 Закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 209-ФЗ запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 209-ФЗ инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» № 631/31-07-3 от 28 марта 2007 года утверждена Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2007 – 2009 годы».

Согласно разделу «Основные цели и задачи Программы, направления решения постановленных задач» Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства.

К приоритетным видам деятельности в рамках реализации Программы относятся:

·производство пищевых продуктов и товаров народного потребления,

·оказание бытовых услуг населению,

·переработка и выпуск продукции из местного природного, в том числе дикорастущего сырья,

·переработка вторичного сырья для последующего использования в качестве ресурсов,

·благоустройство и озеленение города,

·сельское хозяйство,

·развитие молодежного предпринимательства.

Как установлено разделом «Механизм реализации и ресурсное обеспечение Программы» основанием для оказания имущественной поддержки является решение городского Собрания, принимаемое по каждому конкретному случаю.

Из выписки из Единого государственного реестра в отношении заявителя следует, что основным видом деятельности ИП ФИО2 является розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки. То есть истец не занимается теми видами деятельности, которые относятся к приоритетным в рамках реализации названной Программы.

Решение городского Собрания об оказании поддержки ИП ФИО2 не принималось.

Статьей 8 Закона № 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки.

Постановлением Правительства РФ № 358 от 06 мая 2008 года утверждено Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами.

Согласно пункту 9 данного Положения основанием для принятия решения о включении сведений о получателе поддержки в реестр является решение органа об оказании такой поддержки.

Поскольку решение об оказании поддержки истцу не принималось, в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства соответствующая запись не внесена.

Кроме того, судом установлено, что реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» в настоящее время не сформирован.

Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки указанных субъектов, также не утвержден.

Таким образом, истец не является субъектом малого и среднего предпринимательства – получателем поддержки и спорный объект недвижимости не является имуществом, предназначенным для передачи во владение и пользование субъектам малого предпринимательства.

В силу изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление мэра принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного организации местного самоуправления в РФ», ст. 37 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Кроме того, постановление мэра № 1110 от 12.05.2008 года принято на основании решения Городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» № 843/38-07-3 от 31.10.2007 года, которое заявителем не оспорено в судебном порядке.

Также, основываясь на положениях пункта 1 статьи 617 ГК РФ, согласно которой переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды, суд полагает, что реализация на аукционе арендуемого ФИО2 помещения не влияет на права заявителя как арендатора этого помещения.

Таким образом, оспариваемая приватизация не нарушает права и законные интересы ИП ФИО2

Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже спорного имущества опубликовано в № 41 (475) от 27.05.2008 года газеты «Южно-Сахалинск сегодня», которое содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 448 ГК РФ и статьей 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в том числе данные о реализуемом имуществе с обременением договором аренды № 5/61 от 06.11.2001 года и о дате проведения аукциона.

Письмом № 5314-014/019 от 29 мая 2008 года ИП ФИО2 предложено принять участие в аукционе на общих основаниях.

Следовательно, заявитель имела возможность своевременно ознакомиться с информацией о проведении торгов и подать заявку на участие в торгах. Однако, заявку на участие в аукционе в установленный в информационном сообщении срок не подала, не реализовав свое право, предусмотренное пунктом 1 статьи 448 Гражданского кодекса РФ на участие в торгах.

Кроме того, решением Городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 25.06.2008г. № 1130/52-08-3 внесены изменения и дополнения в приложение 1 к решению Городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» № 843/38-07-3 от 31.10.2007 года. Из раздела 3 «Объекты с обременением» исключен пункт 19 «нежилое помещение в жилом доме (магазин), расположенное по адресу <...>.

Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 19.08.2008г. № 1936 отменено постановление мэра г. Южно-Сахалинска от 12.05.2008г.  № 1110 «О приватизации объекта муниципального имущества «нежилое помещение в жилом доме (магазин)», расположенного по адресу <...>.

В соответствии с п.п. 2, 3 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенных обстоятельств в силу соответствия оспариваемого постановления мэра действующему законодательству и отсутствия нарушения данным постановлением прав заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО2 к Администрации города Южно-Сахалинска, Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска о признании недействительным постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 12.05.2008г. № 1110 «О приватизации объекта муниципального имущества «нежилое помещение в жилом доме (магазин)», расположенного по адресу <...> отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья                                                                 О. А. Портнова