ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1920/16 от 11.08.2016 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru  info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952  тел. 460-945

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                 Дело № А59-1920/2016

18 августа 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2016, решение в полном объеме изготовлено 18.08.2016.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СибПроектНИИ» (ОГРН 1145476030358, ИНН 5407494602) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378) о признании незаконным решения от 22.03.2016 по делу № 98/16 о  нарушении законодательства о закупках и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

при участии:

от заявителя – Науменко К.А. по доверенности от 08.06.2016, Лаптева П.В. по доверенности от 08.06.2016, Насоновой Е.Д. по доверенности от 02.08.2016, Каримова Ф.А. по доверенности от 08.06.2016, руководителя Пономаренко М.В. согласно протокола № 1 от 01.10.2015;

от УФАС по Сахалинской области – Солонина К.В. по доверенности от 05.07.2016 № 23;

от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области – Феденко Е.П. по доверенности от 29.03.2016 № 60; Сухоруковой С.П. по доверенности от 06.11.2015 № 199, Болдыревой и.Ю. по доверенности от 01.08.2016 № 139;

от АО «Автодорпроект» – Николаевой А.В. по доверенности от 02.08.2016 № 2,

от Управления Россреестра по Сахалинской области – Балаевой А.А. по доверенности от 02.08.2016 № 28,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «СибПроектНИИ» (далее

– заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – управление, УФАС по Сахалинской области) о признании незаконным решения от 22.03.2016 по делу № 98/16 о  нарушении законодательства о закупках и взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

Определением суда от 17.05.2016 заявление принято к производству, возбуждено дело, рассмотрение которого назначено в предварительном судебном заседании на 09.06.2016 года на 16 час. 00 мин. Одновременно суд удовлетворил ходатайство заявителя об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи через Арбитражный суд Новосибирской области. Определением суда от 17.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне УФАС по Сахалинской области привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области. Определением от 09.06.2016 суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству, назначил дело к судебному разбирательству на 04.07.2016 на 15 часов 00 минут и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне управления – АО «Автодорпроект». 04.07.2016 в судебном заседании был объявлен перерыв до 11.07.2016 до 15 час. 00 мин. Определением суда от 11.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне управления привлечено Управление Росреестра по Сахалинской области, в этой связи судебное разбирательство отложено до 02.08.2016 до 15 час. 00 мин. 02.08.2016 в судебном заседании были объявлены перерывы до 09.08.2016 до 14 час. 30 мин., до 11.08.2016 до 13 час. 20 мин. Перерыв с 09.08.2016 по 11.08.2016 был объявлен в связи с отсутствием технической возможности для проведения судебного заседания с использованием системы ВКС. Информация об объявленных судом перерывах размещена на сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заявитель в судебных заседания по настоящему делу принимал участие посредством использования систем ВКС.

В обоснование заявленных требований общество в заявлении, пояснениях к нему и его представители в судебном заседании указали, что решение управления оспаривается обществом в части выводов управления о соответствии положениям действующего законодательства РФ требования к участникам по спорной закупке о наличии у них лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности. В части иных выводов, по которым жалоба общества признана необоснованной, решение управления не оспаривается. Пояснили, что, исходя из требований документации, предметом закупки является описание границ муниципальных образований Сахалинской области. Вместе с тем, лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности требуется лишь в случаях, когда проводится установление или изменение соответствующих границ. Предметом обжалованной закупки являлось «Описание границ муниципальных образований Сахалинской области», что подразумевает собой проведение землеустроительных работ. Более того, в соответствии с положениями земельного законодательства РФ установление и описание границ земельных участок являются разнородными, а не синонимичными понятиями. Описание местоположения границ объекта землеустройства не влечет за собой изменение или установление границ, а необходимо для внесения сведений о границах объекта землеустройства в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации, а не в результате проведения работ по их описанию. Материалы геодезических и картографических работ являются именно основой   для   выполнения   землеустроительных   работ,   при этом проведение геодезических и картографических работ не требуется при описании границ объекта землеустройства. В результате описания границ объекта землеустройства не подготавливаются геодезические, картографические или топографические материалы, так как в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» документы, полученные в результате проведения землеустройства являются землеустроительной документацией. При описании границ муниципальных образований Сахалинской области подготавливаются землеустроительные дела, по одному экземпляру которых направляется в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, по одному экземпляру карты (плана) (на каждое муниципальное образование) передается в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области для внесения сведений о границах муниципальных образований Сахалинской области в государственный кадастр недвижимости Согласно части 6 статьи 69 Земельного кодекса РФ, юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом при проведении работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области не проводятся геодезические или картографические работы, на осуществление которых требуется лицензия. В этой связи требования документации в данной части не соответствуют требованиям законодательства РФ. Относительно довода о незаконности вывода управления о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заявителем указано на следующее. Согласно пункту 4 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267, координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства. Выбор метода определения координат характерных точек границ объектов землеустройства (геодезический метод; метод спутниковых геодезических измерений (определений); фотограмметрический метод; картометрический метод, аналитический метод) осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства. Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков. Исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом и методом спутниковых геодезических измерений (определений) являются пункты государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети). При определении координат характерных точек другими методами использование пунктов государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети) не требуется. Таким образом, при выполнении работ по описанию местоположения границ муниципальных образований определяются координаты поворотных точек границ муниципальных образований, а не геодезических пунктов. В соответствии с пунктом 4 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утверждённого приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267,координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства. Выбор метода определения координат характерных точек границ объектов землеустройства (геодезический метод; метод спутниковых геодезических измерений (определений); фотограмметрический метод; картометрический метод, аналитический метод) осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства. При этом выполнение работ возможно картометрическим методом. Картометрический метод заключается в определении координат межевых знаков по картографическому материалу. Более того, согласно пояснениям Управления Росреестра по Сахалинской области при проведении работ возможно получение сведений о координатах пунктов государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети) в количестве 9 штук без наличия лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. При этом для определения плоских прямоугольных координат характерных точек методом спутниковых геодезических измерений (определений) достаточно информации о трёх координатах пунктов государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети). Кроме того, представители заявителя пояснили, что в обоснование своих позиций управление, министерство ссылаются на приказ Минэкономразвития России от 17.03.2008 г. №01. Однако, вышеуказанный Приказ отсутствует в свободном доступе, ни заинтересованным лицом, ни третьими лицами данный правовой акт не направлялся. Более того, в документации по спорной закупке установлена обязанность исполнителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Соисполнителями и субподрядчиками могут являться организации, имеющие лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом требование о наличии такой лицензии у первоначального исполнителя является избыточным, в связи с возможностью привлечения других организаций для непосредственного исполнения работ.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, указав, что права заявителя оспариваемым решением нарушены, поскольку следствием формирования подобной практики является недопущение на соответствующий рынок лиц, не имеющих указанные лицензии тогда, когда такие лицензия на выполнения подобных работ не требуются.

Управление ФАС России по Сахалинской области в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указав, что при вынесении решения была учтена позиция регистрирующего органа, согласно которой наличие таких лицензий является обязательным.

Министерство имущественных и земельных отношений, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне управления, в отзыве, дополнениях к нему и его представители в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, просили суд отказать в их удовлетворении, указав на следующее. В силу прямого указания статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» описание и установление на местности границ муниципальных    образований    является    землеустроительными,    а    не кадастровыми работами, и в соответствии с пунктом 10 Перечня, на который ссылается заявитель, относится к работам федерального назначения. Пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. В рассматриваемом случае имеют место ограничения, установленные федеральным законом. В соответствии с разделом 6 технического задания к государственному контракту исполнителю необходимо выполнить составление каталогов координат характерных точек границ муниципальных образований Сахалинской области. Согласно Федеральному закону от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» деятельность, связанная с определением координат точек земной поверхности, относится к геодезической деятельности и подлежит лицензированию в соответствии со статьей 12 указанного закона. При изложенных обстоятельствах требование о наличии лицензии па проведение картографических и геодезических работ не является избыточным, а доводы заявителя об обратном не обоснованы. Относительно требования о необходимости наличия у участника конкурса разрешительных документов для работы со сведениями, составляющими государственную тайну министерством указано на следующее. В соответствии с пунктом 7.3.2 технического задания к государственному контракту описание местоположения границ муниципальных образований должно соответствовать требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267. Работы по описанию границ муниципальных образований в силу пункта 2 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267, относится к работам федерального назначения. Согласно пункту 2 указанного Порядка описание    местоположения    границ    объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений. Таким образом, исполнителю по государственному контракту необходим доступ к сведениям федерального картографо-геодезического фонда о пунктах геодезической сети, которые в соответствии с Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 г. №01,являются ограниченными в получении и использовании и относятся к категории информации «секретно». Указанные сведения также составляют государственную тайну в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203. Также следует учесть, что в соответствии с приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14.04.2006 № 149 «О пределах пограничной зоны на территории Сахалинской области» в пределах островов, входящих в состав муниципальных образований «Северо-Курильский район», «Курильский район», «Южно-Курильский район», «Поронайский район», «Невельский район» установлена пограничная зона. Описание границ этих муниципальных образований также входит в состав результатов выполнения землеустроительных работ по государственному контракту, которые в соответствии с пунктами 60 и 61 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203, являются информацией ограниченного доступа. Необходимость в получении таких сведений подтверждается и пунктом 7.2.5, 7.3.3 технического задания, согласно которому используемые картографические материалы должны быть пересчитаны в местную систему координат и систему координат, в которой осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости. Данная позиция – это позиция Управления Росреетсра по Сахалинской области – оператора соответствующих сведений. В этой связи министерство, как заказчик, обязано выполнять требования иных органов государственной власти при удовлетворении потребностей министерства.  Таким образом, как исходные данные для выполнения работ по государственному контракту, так и результат его выполнения содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Министерство также не согласно с доводами заявителя о возможности получения лицензии после заключения контракта самостоятельно либо путем привлечения субподрядчика, имеющего такую лицензию. Условие о наличии лицензии не могло быть выполнено заявителем путем привлечения исполнителем лица, имеющего лицензию, поскольку в результате исполнения контракта, учитывая его предмет и характер подлежащих выполнению работ, исполнитель также получит доступ к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203.

Управление Росреестра по Сахалинской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне управления, в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, просили суд отказать в их удовлетворении, указав, что в результате проведения работ по описанию местоположения границ объектов землеустройства формируется землеустроительная документация, в состав которой входит карта (план) объекта землеустройства. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2009 № 621. В соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии» геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных. К геодезическим и картографическим работам федерального назначения, в том числе, относятся работы по обеспечению геодезическими картами, графическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и измененииграниц субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований.Геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированиюв соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, для выполнения работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области требуется лицензия на осуществление геодезических и картографических работ. В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений. отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического   развития   Российской   Федерации   утверждён   приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. № 01. Согласно пункту60 указанного Перечня сведения, раскрывающие содержание каталогов пунктов государственных геодезических сетей, государственных гравиметрических сетей, государственных нивелирных сетей в государственных системах координат на территорию Российской Федерации, подлежат засекречиванию и имеют гриф «СЕКРЕТНО». В настоящее время па территории Сахалинской области используются установленные в отношении кадастровых районов 18 местных систем координат, которые используются для ведения государственного кадастра недвижимости. В Федеральном картографо-геодезическом фонде управления  каталоги координат пунктов государственной геодезической сети в местных систем координат находятся в технических отчетах «О выполненных геодезических работах», 15 из которых имеют гриф секретно», 2 пометку «для служебного пользования». В каталогах координат пунктов государственной геодезической сети содержатся сведения, необходимые для разработки раздела карты (плана) «Сведения о местоположении границ объекта землеустройства». А именно координаты пунктов государственной геодезической сети, необходимые для определения координат характерных точек границ объекта землеустройства. Значения координат характерных точек границ объекта землеустройства приводятся в карте (плане) в метрах с округлением до 0,01 метра в указанной системе координат. Таким образом, для выполнения работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области необходимо получение материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда Управления, отнесённых к государственной тайне.

АО «Автодорпроект», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне управления, являющееся победителем по спорной закупке, отзыв не представило, его представитель в судебном заседании поддержал позицию управления по настоящему спору, указав, что в целях выполнения условий государственного контракта им заключены лицензионные соглашения с Управлением Росреестра по Сахалинской области.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что 26.02.2016 министерством размещено извещение о проведении открытого конкурса для закупки № 0161200001516000001, объект закупки: «Описание границ муниципальных образований Сахалинской области», начальная (максимальная) цена контракта  2 300 000 рублей. Заказчиком по закупке является министерство, дата и время начала подачи заявок – 29.02.2016 09 час. 00 мин., дата и время окончания подачи заявок – 21.03.2016 11 час. 00 мин., дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников – 21.03.2016 11 час. 00 мин., дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 24.03.2016.

16.03.2016  в управление поступила жалоба от ООО «СибПроектНИИ» на действия заказчика по спорной закупке, содержащая доводы о несоответствии документации требованиям Федерального закона № 44-ФЗ в части того, что заказчиком среди требований к участникам закупки не установлены требования о наличии квалификационного аттестата кадастрового инженера и наличие в штате минимум двух кадастровых инженеров, а также установлены требования о наличии у участников лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление геодезической и картографической деятельности.

16.03.2016 управлением издан приказ № 117 о проведении внеплановой проверки спорной закупки.

Уведомлением-требованием от 16.03.2016 № 05-1049 управление известило заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы и площадку о времени и месте рассмотрения жалобы – 22.03.2016 в 14 час. 15 мин. Данное уведомление направлено в адрес заинтересованных лиц по электронной почте, в подтверждении чего представлен скриншот страницы электронной почты управления.

21.03.2016 комиссией заказчика вскрыты конверты участников, о чем составлен протокол от 21.03.2016 для закупки № 0161200001516000001.

25.03.2016 комиссией Управления ФАС России по Сахалинской области рассмотрена жалоба ООО «СибПроектНИИ» на указанные выше действия заказчика по спорной закупке в части требований к участникам закупки. В результате принято решение по делу № 98/16 о нарушении законодательства о закупках, согласно которому жалоба общества признана необоснованной.

Не согласившись с решением управления в части выявленных в документации о конкурсе нарушений при формировании предмета закупки и включению в один лот товаров и работ функционально и технологически несвязанных друг с другом, администрация и учреждение обратились в суд с настоящим заявлением.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемых правоприменительных актов, исходя из доводов заявителя по делу.

Согласно пояснениям представителей заявителя с оспариваемым решением указанные лица не согласны в той части, в которой управлением сделаны выводы о правомерности установления заказчиком по спорной закупке таких требований к ее участникам, как наличие лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление геодезической и картографической деятельности. С выводами управления в оспариваемом решении в части правомерности неустановления требований о наличии у участника квалификационного аттестата кадастрового инженера и наличие в штате минимум двух кадастровых инженеров общество согласно пояснениям его представителей согласилось.

На основании и с учетом изложенного суд оценивает оспариваемый акт в части выводов о правомерности установления заказчиком по спорной закупке таких требований к ее участникам, как наличие лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление геодезической и картографической деятельности. 

Из оспариваемого решения следует, что выводы управления о правомерности действий заказчика в указанной части сделаны ввиду того, что согласно позиции управления действующим законодательством деятельность по описанию границ муниципальных образований отнесена к числу лицензируемых. Для осуществления данной деятельности необходимо получение сведений в федеральном картографо-геодезическом фонде о пунктах государственной геодезической сети в государственных или местных системах координат, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 № 01 отнесены к числу секретных. 

Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также порядок рассмотрения жалоб участников закупок регулируется с 01.01.2014 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).

В статье 3 Закона о контрактной системе определено, что под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В силу части 3 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Порядок проведения открытого конкурса и заключения контракта по результатам его проведения установлен в статьях 48-58 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указную в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает в том числе требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 17 Раздела II конкурсной документации, именуемой «Информационная карта конкурса», в отношении участников закупки в том числе установлены следующие требования: карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером (пункт 1.2); наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (пункт 1.2); наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (пункт 1.3).

Аналогичные требования установлены в разделе 4 технического задания конкурсной документации.

Согласно техническому заданию конкурсной документации  в объем выполняемых работ включено выполнение работ по описанию  местоположения границ 18 муниципальных образований Сахалинской области, а также 2 городских поселений и 1 сельского поселения, входящих в состав муниципального района (комплекс кадастровых, землеустроительных, картографических, геодезических и технологических работ) (пункт 1.4).

В соответствии с разделом 3 технического задания целью работ является выполнение работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области, внесение сведений о местоположении границ в государственный кадастр недвижимости.

В разделе 5 технического задания заказчиком приведен перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми должны быть выполнены работы по закупке, среди них федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; федеральный закон от 26.12.1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»; федеральный закон от 24.07.07 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»; постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объектов землеустройства и требований к ее составлению»; Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71; приказ Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» .

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.32001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ) под землеустройством понимается в том числе мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, к которым согласно положениям данной статьи относятся территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.

Определение землеустройства как деятельности, включающей в себя мероприятия по описанию и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, содержится и в части 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно статье 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (часть 1). Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 6).

В силу части 7 статьи 69 ЗК РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К таким нормативным правовым актам относится Федеральный закон от 18.06.32001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

В соответствии со статьей 19 указанного федерального закона к видам землеустроительной документации относятся в том числе карты (планы) объектов землеустройства, которые согласно статье 20 данного федерального закона являются документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Согласно статье 10 Федерального закона № 78-ФЗ материалы геодезических и картографических работ являются основой в том числе для описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 209-ФЗ геодезия -  это область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени; картография – это область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения. Геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Таким образом, исходя из определения понятий геодезии и картографии и соответствующих работ, результатами их проведения является создание определенных материалов о поверхностях Земли и картографических изображений, то есть карт. При этом при осуществлении данных работ происходит определение координат и высот точек земной поверхности и пространственных объектов, а также создание, использование, отображение пространственных данных.

Учитывая, что объектами землеустройства являются территории публичных правовых образований, а территория – это поверхность Земли,  соответственно, отображение пространственных данных таких территорий осуществляется посредством в том числе использования карт и планов, а также и их составления.

Данный вывод подтверждается в том числе и положениями, содержащимися в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, в том числе при установлении, изменении и уточнении прохождения Государственной границы Российской Федерации (включая ее делимитацию, демаркацию), при установлении, изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, осуществляется выполнение геодезических и картографических работ. Несмотря на то, что положения данного закона вступают в силу с 01.01.2017, это не исключает правомерность сделанного выше на основе действующего в настоящее время законодательства РФ вывода о том, что описание объекта землеустройства возможно посредством осуществления картографических и геодезических работ и использования картографического и геодезического материала.

Из материалов дела, в частности из технического задания конкурсной документации следует, что в его пункте 7.2.6 установлено следующее условие: «Период времени, прошедший с момента последнего изготовления и (или) обновления используемых исполнителем исходных картографических материалов, не должен превышать 10 лет (для муниципального образования «Невельский городской округ» – 8 лет). В случае, если возраст исходных картографических материалов превышает 10 лет (для муниципального образования «Невельский городской округ» – 8 лет), дополнительное использование исполнителем космических или аэрофотоснимков является обязательным. Исполнитель приобретает за свой счет требуемые материалы, в том числе данные дистанционного зондирования Земли или аэрофотоснимки, или выполняет съемку местности необходимой территории в целях выполнения работ с надлежащим качеством».

Указанное свидетельствует о том, что технической документацией предусмотрена необходимость сбора и отображения (создания) пространственных данных об объектах землеустройства, то есть необходимость проведения картографических работ.

Таким образом в состав работ по описанию границ муниципальных образований, являющихся предметом спорной закупки, исходя из содержания документации о ней, включено выполнение картографических и работ.

Более того, согласно определению картографии, содержащемуся в статье 1 Федерального закона № 209-ФЗ, картография и соответственно картографические работы – это работы не только по созданию картографических материалов, но и по их использованию и изучению.

Из материалов дела следует, что в разделе 6, 7 технического задания конкурсной документации по спорной закупке определено содержание работ, порядок проведения работ и требования к их выполнению. В составе подготовительных работ указаны: сбор, систематизация и анализ правоустанавливающих, геодезических, картографических и иных исходных документов, анализ сведений о границах муниципальных образований Сахалинской области с учетом исходных материалов, документов и сведений, в том числе сведений государственного кадастра недвижимости, сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; каталогов (списков) координат опорной межевой сети (ОМС); схем территориального планирования; картографических, геодезических и иных материалов, необходимых для выполнения работ по описанию местоположения границ муниципальных образований; материалов дистанционного зондирования земли, иных геопространственных сведений; иных исходных материалов и данных.  (пункты 6.1.1, 6.1.2, 7.1.1). Анализ сведений о границах муниципальных образований согласно пунктам 7.2.2, 7.2.3 технического задания включает в себя анализ и сопоставление сведений о картографическом и имеющемся координатном описании границ муниципальных образований со сведениями государственного кадастра недвижимости, градостроительной документации (документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки), материалами федерального картографо-геодезического фонда, государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалами лесоустройства, цифровой картографической основой, материалами дистанционного зондирования земли и иными исходными документами, материалами и сведениями; анализ картографической основы на территорию муниципальных образований Сахалинской области с целью приведения сведений государственного кадастра недвижимости, материалов землеустройства и иных исходных данных для установления и описания местоположения границ муниципальных образований, изначально представленных в различных форматах, системах координат и проекциях, к единому формату. В соответствии с пунктами 7.2.4 и 7.2.5 технического задания на основании имеющихся картографических материалов Исполнителем формируется единая картографическая основа. Картографический материал должен удовлетворять требованиям актуальности и масштаба, для целей однозначного  понимания местоположения границ территорий муниципальных образований на местности. В целях формирования единой картографической основы, используемые исполнителем картографические материалы, должны быть пересчитаны (трансформированы) в местную систему координат Сахалинской области (МСК-65), а также в систему координат, в которой осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости.

Таким образом из положений документации следует, что в ходе выполнения работ, являющихся предметом спорной закупки, необходимо провести изучение картографичекого и геодезического материала и использовать его при выполнении работ, что, в свою очередь, в силу статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ охватывается понятием картографии и соответствующих работ.

Кроме того, в статье 1 указанного закона также дано понятие картографо-геодезического фонда, под которым понимают совокупность материалов и данных, созданных в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и подлежащих длительному хранению в целях их дальнейшего использования.

Из материалов дела следует, что в разделе 6,7 технического задания  в составе самих работ по описанию границ указаны следующие работы: составление каталогов координат характерных точек границ муниципальных образований Сахалинской области (6.2.1); составление карт (планов) границ муниципальных образований Сахалинской области на бумажных носителях и в виде электронных документов в формате XML, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью Исполнителя, оформленных в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных (пункт 6.2.2.); направление карт (планов) границ муниципальных образований Сахалинской области в  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области для проведения проверки и включения карт (планов) границ муниципальных образований Сахалинской области в фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства и получение информационных писем об отсутствии замечаний о включении о включении таких карт (планов) в указанный фонд данных (пункт 6.2.4); формирование землеустроительных дел по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области на бумажном носителе и в электронном виде; направление землеустроительных дел по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и получение информационных писем о включении таких дел в указанный фонд данных (пункты 6.2.5, 6.2.6); внесение сведений о границах муниципальных образований Сахалинской области в государственный кадастр недвижимости путем направления карт (планов) границ муниципальных образований Сахалинской области в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области (пункт 6.2.7).

Из изложенного следует, что результаты работ по спорной закупке подлежат передаче в картографо-геодезический фонд, что также свидетельствует о характере подлежащих выполнению работ, а именно о том, что в составе данных работ подлежат выполнению картографические и геодезические работы.

На основании и с учетом изложенного судом не принимаются доводы общества об обратном, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства РФ и не соответствующие фактическим обстоятельствам, в том числе положениям документации о закупке в части объема подлежащих выполнению работ.

Также не принимается довод общества о том, что описание границ по спорной закупке представляет собой не картографическую или геодезическую деятельность, а только кадастровую деятельность в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных данным Федеральным законом случаях.

То есть результаты кадастровых работ подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем, согласно приведенным выше требованиям пунктов 6.2.5-6.2.7 технического задания результаты работ по спорной закупке подлежат, а именно установленные сведения подлежат внесению не только в государственный кадастр недвижимости, но и передаче в указанный выше фонд данных, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что при выполнении работ по спорной закупке требуется проведение не только кадастровых работ, но и картографических (геодезических).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 209-ФЗ геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по осуществлению не всех видов геодезических и картографических работ , а лишь геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Перечень таких работ определен в Приложении к Положению о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 № 1016.

Согласно пункту 10 указанного перечня к лицензируемым относятся работы по обеспечению геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований.

Таким образом лицензируемой является деятельность, связанная с установлением и изменением границ.

Из материалов дела следует, что предметом спорной закупки является выполнение работ по описанию границ муниципальных образований. При этом, исходя из приведенных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации и федерального закона «О землеустройстве», описание и установление границ являются самостоятельными видами мероприятий по землеустройству. Вместе с тем, легального определения данным понятиям в приведенных выше нормативных правовых актах не дано. В этой связи содержание данных понятий возможно установить лишь посредством анализа нормативных правовых актов, в которых определен порядок осуществления данных мероприятий.

Правила осуществления описания границ муниципальных образований регламентированы в Порядке описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 (далее – Порядок № 267), на необходимость применения которых при выполнение работ по спорной закупке указано в разделе 5 технического задания, а также в его пункте 7.3.2.

Согласно пункту 1 Порядка № 267 в нем определены правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон.

В силу пункта 3 Порядка № 267 местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - установленная система координат).

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 267 при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования: граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее - административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий (подпункт 6.1); границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках (подпункт 6.2); административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках (подпункт 6.3); территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района (подпункт 6.4); если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы (подпункт 6.5).

Аналогичные требования приведены в пункте 7.3.4 технического задания.

Таким образом из буквального содержания приведенных выше положений пункта 6 Порядка № 267 следует, что при описании границ муниципальных образований, как объектов землеустройства, происходит не констатация того, каковы их границы, что предполагает буквальное значение слова описание, а определение границы с целью обеспечения ее прохождения таким образом, чтобы были соблюдены приведенные в подпунктах 6.1-6.5 условия. То есть фактически происходит не описание границ, как способ фиксации уже определенного факта, а их установление с соблюдением приведенных выше условий (например, непересечение административными границами границ земельных участков и др.).

Исходя из изложенного следует, что в соответствии с положениями Порядка № 267 слова «описание» и «установление» в отношении границ объектов землеустройства соотнесены как общее и частное, при этом «описание» является общим по отношению к «установлению» понятием. 

Соответственно, в ходе описания границ муниципальных образований в соответствии с положениями Порядка № 267 осуществляется их установление.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что, исходя из положений документации по спорной закупки в объем подлежащих выполнению работ по описанию границ муниципальных образований Сахалинской области включены картографические работы по установлению соответствующих границ, выполнение которых в силу приведенных выше норм возможно лишь лицом, имеющим соответствующую лицензию. В этой связи установление в документации по спорной закупке такого требования к ее участникам, как наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности соответствует действующим и приведенным выше нормативным правовым актам Российской Федерации, а потому не может быть признано нарушающим положения Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что выводы управления в данной части не нарушают положения Федерального закона № 44-ФЗ.

Исходя из требований общества, решение управления им также оспорено в части, в которой управлением признаны соответствующим Федеральному закону № 44-ФЗ действия заказчика по установлению в документации по спорной закупке требования к ее участникам в виде наличия лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, в данной части суд приходит к следующему.

Как установлено судом для выполнения работ по спорной закупке, исходя из содержания технического задания, исполнителю по контракту необходимо первоначально произвести сбор, систематизацию и анализ информации, содержащейся в том числе в правоустанавливающих, геодезических, картографических и иных исходных документах, а именно сведений государственного кадастра недвижимости; сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; каталогов (списков) координат опорной межевой сети (ОМС); схем территориального планирования; картографических, геодезических и иных материалов, необходимых для выполнения работ по описанию местоположения границ муниципальных образований; материалов дистанционного зондирования земли, иных геопространственных сведений (пункт 7.1.1 технического задания). На основании имеющихся картографических материалов Исполнителем формируется единая картографическая основа (пункт 7.2.4 технического задания). В целях формирования единой картографической основы, используемые исполнителем картографические материалы, должны быть пересчитаны (трансформированы) в местную систему координат Сахалинской области (МСК-65), а также в систему координат, в которой осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости (пункт 7.2.5 технического задания). В пунктах 7.3.2, 7.3.3 технического задания документации по спорной закупке указано, что при выполнении работ координаты характерных точек границ муниципальных образований Сахалинской области определяются в системах координат, применяемых для ведения государственного кадастра недвижимости в Сахалинской области, с помощью картометрического метода. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства. В случае, если картометрическим методом определения координат точки не удается обеспечить требуемую точность, применяются другие методы определения координат: геодезический, метод спутниковых геодезических измерений (определений), фотограмметрический. Согласно пунктам 7.3.7 – 7.3.9 технического задания в результате описания местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области составляются карты (планы) объектов землеустройства. Карта (план) границ муниципального образования Сахалинской области подготавливается Исполнителем в отношении каждого муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения. Карта (план) границ муниципальных образований составляется согласно требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621.

Таким образом, исходя из требований заказчика в документации о закупке, исполнитель по контракту для выполнения работ должен изучить и использовать материалы, которые согласно сведениям, полученным из Управления Росреестра по Сахалинской области, имеют гриф «секртено» и пометку «для служебного пользования».

Так согласно сведениям, полученным от оператора информации, которую необходимо проанализировать и использовать в целях выполнения работ по контракту, а именно от Управления Росреестра по Сахалинской области в настоящее время на территории Сахалинской области используются установленные в отношении кадастровых районов 18 местных систем координат, которые используются для ведения государственного кадастра недвижимости. В Федеральном картографо-геодезическом фонде Управления Росрееетра каталоги координат пунктов государственной геодезической сети в местных системах координат находятся в технических отчетах «О выполненных геодезических работах», 15 из которых имеют гриф «СЕКРЕТНО», 2  - пометку «для служебного пользования». В каталогах координат пунктов государственной геодезической сети содержатся сведения, необходимые для разработки раздела карты (плана) «Сведения о местоположении границ объекта землеустройства». А именно координаты пунктов государственной геодезической сети, необходимые для определения координат характерных точек границ объекта землеустройства. Значения координат характерных точек границ объекта землеустройства приводятся в карте (плане) в метрах с округлением до 0,01 метра в указанной системе координат. Таким образом, для выполнения работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области необходимо получение материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда Управления, отнесённых к государственной тайне.

Из изложенного следует, что Управлением Росреестра по Сахалинской области, в который должны быть переданы результаты работ и который является оператором сведений, необходимых для выполнения работ по спорной закупке, указано на то, что сведения необходимые для выполнения работ по спорной закупке могут быть предоставлены лицу, у которого имеется лицензия на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Данная позиция основана в том числе на имеющихся фактических обстоятельствах, а именно фактах отнесения приведенной выше информации к числу информации, составляющей государственную тайну, и в связи с этим ее засекречивания.

Основываясь на приведенных обстоятельствах, а именно на имеющемся факте отнесения к секретным сведений, использование которых необходимо для выполнения работ по спорной закупке, министерством, как заказчиком по ней, установлено соответствующее требование к участникам закупки с целью выполнения плана графика закупок и удовлетворения имеющейся у него потребности в описании границ муниципальных образований Сахалинской области.

При этом действия Управления Россреестра по Сахалинской области по засекречиванию приведенной выше информации самостоятельно кем-либо не оспорены. Между тем, в рамках рассмотрения настоящего дела суд невправе выходить за пределы заявленных требований, а именно требований о признании незаконным и отмене решения УФАС России по Сахалинской области, и давать оценку законности действий и решений иного органа государственной власти.

В этой связи, а также учитывая, что министерство не вправе было не учитывать существующие на момент разработки документации и размещения извещения по спорной закупке обстоятельства, а именно факт засекречивания Управлением Росреестра по Сахалинской области ряда сведений, использование которых необходимо для выполнения работ,  суд приходит к выводу, что установление требования к участникам закупки о наличии лицензии  на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не противоречит Федеральному закону № 44-ФЗ, поскольку обосновано сложившимися на территории Сахалинской области обстоятельствами. Таким образом выводы управления в данной части в оспариваемом решении также не противоречат положениям Федерального закона № 44-ФЗ.

При этом судом не принимается довод общества о том, что в случае необходимости использования при выполнении работ по спорной закупке  сведений, составляющих государственную тайну, общество могло бы получить соответствующую лицензию в ходе исполнения контракта либо, учитывая наличие соответствующей возможности в контракте, привлечь для выполнения работ с засекреченными сведениями субъектов предпринимательской деятельности, имеющих соответствующую лицензию, в силу следующего.

Приведенные обществом обстоятельства, а именно возможность привлечения лица, имеющего лицензию, или самостоятельного ее получения, имеют условный характер, а потому имеется вероятность невозможности их возникновения. Наличие такой вероятности ставит под угрозу возможность выполнения работ по спорной закупке в установленные сроки, а потому не может отвечать целям осуществления закупок, установленным в статье 13 Федерального закона № 44-ФЗ (выполнения функций и полномочий органами государственной власти), а также принципам контрактной системы в сфере закупок, а именно принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Федерального закона № 44-ФЗ) и принципам бюджетной системы, в том числе принципу эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Более того, отсутствие у исполнителя такой лицензии и ее наличие у привлеченного им к выполнению работ лица ставит под угрозу разглашения сведений, составляющих государственную тайну, поскольку за результат работ должен отвечать непосредственно исполнитель по контракту и именно он в силу положений контракта должен сдавать результат работ в уполномоченный органы, в том числе в Управление Росреестра по Сахалинской области, и заказчику. Соответственно, именно у исполнителя будут результаты работ, полученные с использованием сведений, отнесенных в настоящее время Управлением Росреестра по Сахалинской области к государственной тайне.

На основании и с учетом изложенного суд приходит к выводу о  том, что действия министерства, как заказчика по спорной закупке, по включению в документацию о ней требований к ее участникам о наличии лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление геодезической и картографической деятельности, соответствуют положениям Федерального закона № 44-ФЗ, а потому и оспариваемое в указанной части решение управления также соответствует требованиям указанного Федерального закона.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «СибПроектНИИ» (ОГРН 1145476030358, ИНН 5407494602) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378) о признании незаконным решения от 22.03.2016 по делу № 98/16 о  нарушении законодательства о закупках и взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                          Е.С. Логинова