ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2020/11 от 23.11.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                                    Дело № А59-2020/2011

30 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Акининой Н.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по исковому заявлению Областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» к Министерству финансов Сахалинской области о взыскании  убытков и  судебных расходов

при участии:

от истца -  представитель Иванов Дмитрий Николаевич, по доверенности от 01.08.2011 г;

от ответчика – Министерства финансов – представитель не явился,

от третьего лица – Избирательной комиссии – Муравская Татьяна Владимировна, по доверенности от 18.07.2011 г. № 01-13/450,

В судебном заседании 16 ноября 2011 года объявлялся перерыв до 23 ноября 2011 года до 11 часов 30 минут, 

У С Т А Н О В И Л:

Областное автономное  учреждение  «Издательский дом  «Губернские ведомости» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Сахалинской области   о взыскании расходов, связанных с опубликованием материалов Избирательной комиссии Сахалинской области в  газете «Губернские ведомости» в размере 2 001 068 руб.42 коп. и предоставление эфирного времени  в размере   1739 278 руб.83 коп. 

Полагает, что указанные денежные средства являются для него  убытками, понесенными в связи с возложением обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади и бесплатного эфирного времени законом  субъекта РФ – Сахалинской области. Указанные денежные средства  в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ подлежат компенсации за счет средств казны субъекта РФ – Сахалинской области в лице его финансового органа – Министерства финансов Сахалинской области.

В ходе судебного разбирательства Истец уточнил исковые требования, просит в силу ст. 1069 ГК РФ ответчиком по настоящему делу считать казну публично-правового образования - субъекта Сахалинской области в лице Министерства финансов Сахалинской области, а так же уточнил сумму исковых требований, просит взыскать с ответчика  в возмещение расходов за предоставленную бесплатную площадь Избирательной комиссии Сахалинской области в размере 2 007 367 руб. 80 коп.,  возмещение расходов за предоставление бесплатного эфирного времени  Избирательной комиссии в размере 1 730 339  руб. 33 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечена  Избирательная комиссия Сахалинской области.

Минфин РФ в отзыве  просит в удовлетворении иска отказать, поскольку полагает, что понесенные расходы не являются для истца убытками, считает, что поскольку истцом заявлено о возмещении убытков ввиду реализации положений Федерального закона, то   они подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.  

Избирательная комиссия Сахалинской области в отзыве полагала иск  не подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика  в судебное заседание не явился о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявлений и ходатайств не заявлял.

Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика согласно ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании Истец поддержал уточненные исковые требования, просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель  третьего лица поддержал  доводы,  изложенные в отзыве на иск и в дополнениях к отзыву.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1,3,6,8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ)  в Российской Федерации действуют   следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ;  избирательные комиссии муниципальных образований;  окружные  избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.

 Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Комиссии обеспечивают информирование  избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий  субъекта Российской Федерации  устанавливается настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

3 апреля 2008 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области «Об избирательных комиссия, комиссиях референдума в Сахалинской области» № 26-ЗО (далее Закон №26-ЗО), вступивший в действие с 17 апреля 2008 года.

Согласно пункту 3 статьи 1 названного Закона избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведении выборов, а также обеспечивают на территории Сахалинской области исполнение федеральных  и региональных программ и мероприятий, разработанных ЦИК РФ и (или) избирательной комиссией Сахалинской области.

Избирательная комиссия Сахалинской области в силу статьи 6 Закона № 26-ЗО   является государственным органом Сахалинской области, организующим  подготовку и проведение выборов в Сахалинской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Сахалинской области, настоящим Законом, иными законами Сахалинской области.

Избирательная комиссия Сахалинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, в том числе полученное от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, имеет раздельные самостоятельные балансы по средствам федерального бюджета и средствам областного бюджета.

Избирательная комиссия Сахалинской области вправе издавать и распространять печатную продукцию, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов, референдума, с решением иных вопросов развития избирательной системы.

Полномочия ИК Сахалинской области закреплены в статье 20  Закона № 26-ЗО.

В силу названной нормы   ИК Сахалинской области  утверждает перечень территориальных избирательных комиссий с указанием их наименований и численного состава; формирует окружные избирательные комиссии по выборам Депутатов Сахалинской областной Думы, территориальные избирательные комиссии и назначает их председателей;    осуществляет на территории Сахалинской области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума; принимает меры по обеспечению реализации федеральных и региональных целевых программ, связанных с правовым обучением избирателей, а также по иным вопросам  и направлениям в пределах ее компетенции.

Статьей 35  Закона Сахалинской области № 26-ЗО установлено, что Избирательная комиссии Сахалинской области публикует свои решения, иную информацию в газете «Губернские ведомости».

Согласно пункту 14 статьи 20 ФЗ № 67,  пунктам  1,4 статьи  32, пунктам   2  и 5 статьи 33 ЗСО № 26) финансовое   обеспечение деятельности ИК субъекта РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной  финансовый год, а также за счет средств  федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых ЦИК РФ в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели  федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Сахалинской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также в соответствии с федеральными законами за счет средств федерального бюджета.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Сахалинской областной Думы, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательной комиссией Сахалинской области в соответствии с законами Сахалинской области за счет средств, выделенных на эти цели из областного бюджета.

 Ассигнования на обеспечение деятельности избирательных комиссий предусматриваются в областном   бюджете на очередной финансовый год, на подготовку и проведение выборов предусматриваются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год

За счет средств областного бюджета осуществляется также финансовое обеспечение региональных целевых программ, предусматривающих развитие избирательной системы, в том числе внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовое обучение избирателей и организаторов выборов (статья 36 ЗСО № 26).

Из материалов дела установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в связи с деятельностью  Избирательной комиссии  Сахалинской области, в том числе по проведению выборов Депутатов Сахалинской областной Думы  ОГУ «Издательский дом «Губернские ведомости»  в 2008-2010 годах представил комиссии бесплатную печатную  в газете «Губернские ведомости» для  размещения  материалов по  формированию составов ТИК, по мероприятиям  в рамках обучения избирателей, правового просвещения будущих избирателей (различные конкурсы), а также материалов, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Сахалинской областной Думы  пятого созыва, назначенных на 12 октября 2008 года.

Также  было предоставлено бесплатное эфирное  время  телерадиокомпанией «ОТВ» (структурное подразделение ОАУ «Издательский дом «Губернские ведомости») для рекламных роликов кандидатов в депутаты по одномандатным округам и по спискам от политических партий, а также предвыборных дебатов.

В силу   пункта 18 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  (в редакции, действовавшей  на момент проведения выборов депутатов Сахалинской областной  Думы пятого созыва), государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Названным пунктом установлено, что расходы государственный и муниципальных предприятий, организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации  относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.    

Федеральным законом № 203 ФЗ от 19 июля 2009 года  «О внесении изменений и законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени  и печатной площади для проведения предвыборной агитации» (деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании и имеющей целью побудить  или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, список, списки кандидатов или против него (них))  первое предложение пункта 18 изложено в следующей редакции: Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

 Законом Сахалинской области  «О выборах депутатов  Сахалинской областной Думы» от 10 апреля 2008 года № 22-ЗО  (статьи 15,42 и 43)    предусмотрено, что решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов областной Думы, публикуются в государственных и (или) муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены Федеральным законом, настоящим Законом, Законом Сахалинской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области».

 Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, зарегистрированные списки кандидатов, имеют право на предоставлением им бесплатного эфирного времени на каналах   организаций телерадиовещания –региональных государственных организаций телерадиовещания, учрежденных и (или) финансируемым в соответствии с пунктом 2 статьи 47  закона, также на предоставлением им редакциями   региональных государственных периодических печатных изданий  бесплатных печатных площадей. 

Статьями  47 и 48 названного Закона предусмотрено, что расходы, связанные  с  подготовкой и проведением выборов депутатов областной Думы, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями  за счет средств областного бюджета. 

Расходование средств, выделенных из областного бюджета Сахалинской области на подготовку и проведение выборов областной Думы, обеспечение деятельности избирательных комиссий, использование и эксплуатацию средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производится избирательными комиссиями самостоятельно на цели, предусмотренные настоящим Законом.

Порядок и источник возмещения расходов понесенных указанными в вышеназванных законах Сахалинской области исполнителей, связанных в предоставлением избирательным  комиссиями бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, законодательством не предусмотрен.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Компенсация понесенных расходов, установленных законами субъекта по смыслу статьи 35 Конституции РФ  подлежит обязательному обеспечению бюджетом субъекта и призвана гарантировать право собственности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Только при условии компенсации расходов указанных организаций, связанных с предоставлением ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, не нарушается их самостоятельность в распоряжении своими финансами.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ   лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

По убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из материалов дела установлено ОАУ  «Издательский дом «Губернские ведомости» во исполнение положений Законов Сахалинской области № 22-ЗО и 26-ЗО предоставило в 2008-2010 году бесплатную печатную площадь Избирательной комиссии Сахалинской области в связи с проведением выборов Депутатов Сахалинской областной Думы пятого созыва, а также в связи с осуществлением ИК Сахалинской области иных мероприятий  в размере 165 422, 3 кв.см  стоимостью 2 007 367 руб. 80 коп., а также предоставило 386 минут бесплатного эфирного времени  стоимостью   1 730 339  руб. 33 коп.

Изложенное подтверждается представленными в материалы дела подписанными истцом и ИК Сахалинской области актами выполненных работ по предоставлению бесплатной печатной площади для опубликования материалов ИК Сахалинской области за апрель, май-декабрь 2008 года, за 2009 и 2010 годы, актами об оказании услуг по договорам  о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации,  эфирными справками об объемах эфирного времени, бесплатно предоставленного ТРК «ОТВ» для предвыборной агитации по выборам депутатов Сахалинской областной Думы,  сводными сведениями   об объемах и стоимости бесплатно предоставленного эфирного времени ТРК «ОТВ по выборам депутатов Сахалинской областной Думы, калькуляциями  на возмещение затрат  на размещение  официальных материалов в газете «Губернские ведомости, на прокат роликов и по производству  размещению программы «ДЕБАТЫ», согласованными  Региональной энергетической комиссией Сахалинской области. 

Суд считает, что указанные расходы являются для истца убытками, понесенными в связи с возложением на него обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади законами субъекта РФ - Сахалинской области. Названные убытки в силу вышеназванной правовой позиции в соответствии со ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ подлежат компенсации за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Сахалинской области в лице его финансового органа – Министерства финансов  Сахалинской области. 

В силу вышеизложенного, поскольку обязанность по предоставлению бесплатной печатной площади возложена на истца законами Сахалинской области, и расходы истцом осуществлены в связи с проведением выборов в орган государственной власти субъекта РФ, а также связаны  с осуществление ИК субъекта своих полномочий,  суд полагает необоснованными доводы  Минфина Сахалинской области о том убытки, понесенные истцом,  подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

Минфин Сахалинской области в нарушение ст.65 АПК РФ не представило доказательств выделения бюджетных средств для компенсации ОАУ «Издательский дом «Губернские ведомости» расходов, понесенных в связи с исполнением законов Сахалинской области в части предоставления бесплатной печатной площади и эфирного времени Избирательной комиссии Сахалинской области.

На основании изложенного, изучив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд полагает исковые требования ОАУ  «Издательский дом «Губернские ведомости» о возмещении убытков  в сумме  3 737 707 руб. 13 коп подлежащими удовлетворению за счет казны Сахалинской области в лице Министерства финансов Сахалинской области.

       В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь ст.  167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                       Р Е Ш И Л:

Иск Областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» удовлетворить.

Взыскать с казны Сахалинской области в лице Министерства финансов Сахалинской области в пользу Областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» 3 737 707 рублей 13 копеек убытков и 41 666 рублей 74 копейки  судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия.

             Судья                                                                              Н.И.Акинина