ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2232/14 от 17.07.2014 АС Сахалинской области

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д С А Х А Л И Н С К О Й

О Б Л А С Т И

693000, г. Южно - Сахалинск, Коммунистический проспект, д. 28

сайт: http://sakhalin.arbitr.ru; е-mail: info@sakhalin.arbitr.ru

тел./факс 460 – 945

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно - Сахалинск Дело № А59 - 2232/2014

17 июля 2014 года

Арбитражный суд в составе:

председательствующего ___Д Ж А В А Ш В И Л И В. Н.____

судей ______________________________________________________

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению прокурора Смирныховского района о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Смирныховская автомобильная школа» (ОГРН 1026500915847, ИНН 6514003360) к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Смирныховского района (далее – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Смирныховская автомобильная школа» (далее – общество, ООО «Смирныховская автомобильная школа») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования указано, что общество, имеющее лицензию на право ведения образовательной деятельности, обязано в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, однако, при осуществлении данного вида деятельности допустило грубое нарушение законодательства в области образования, что нашло свое отражение в материалах проведенного прокурором административного расследования. По данному факту в отношении общества прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением, в котором прокурор просит привлечь ООО «Смирныховская автомобильная школа» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 22. 05. 2014 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.

На основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ, лицам, участвующим в деле, предложено в установленный в определении срок, представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в упрощенном порядке. Заявление и приложенные к нему документы размещены на официальном сайте суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

В соответствии с ч. 5 ст. 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Общество отзыв на заявление не представило.

Исследовав доводы заявителя, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Общество с ограниченной ответственностью «Смирныховская автомобильная школа» зарегистрировано в качестве юридического лица 06. 02. 1998 Администрацией Смирныховского муниципального образования за регистрационным номером 98 – А. 10 декабря 2002 года обществу присвоен основной государственный регистрационный номер 1026500915847, ИНН 6514003360.

Деятельность по обучению водителей автомобилей, общество осуществляет на основании лицензии № 40 - П, выданной Министерством образования Сахалинской области 30 января 2012 года с бессрочным сроком действия.

Согласно указанной лицензии общество имеет право на ведение образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки по профессии «Водитель категории «В» и «С».

Образовательную деятельность, предусмотренную лицензией, общество осуществляет в помещении по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, улица Ленина, д. 59, общей полезной площадью 57, 1 кв. м. на основании договора аренды от 19. 04. 2013, заключенного с собственником помещения – Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации МО ГО «Смирныховский».

Для обучения практическому вождению общество арендует у Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО ГО «Смирныховский» земельный участок по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, по ул. Южная с западной стороны базы Викол М. В., площадью 4000 кв. м.

Как следует из материалов дела, 30. 04. 2014 прокуратурой Смирныховской района проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании в деятельности ООО «Смирныховская автомобильная школа» при подготовке кандидатов в водители транспортных средств категории «В» и «С».

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения обязательных лицензионных требований и условий, допущенные ООО «Смирныховская автомобильная школа» при осуществлении образовательной деятельности, а именно отсутствуют:

- тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно - легочной реанимации;

- тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно - легочной реанимации;

- тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;

- расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких»;

- подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства:

- аптечка первой помощи (автомобильная) - в наличии вместо 8 комплектов - 1 комплект;

- табельные средства для оказания первой помощи;

- учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях для водителей;

- учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях;

- наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно - легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме;

- видеопроектор, экран для показа учебных фильмов, персональный мультимедийный компьютер.

Договоров с учреждениями медицинского профиля, в соответствии с которыми указанные материалы предоставляются обществу, при проведении проверки прокуратуре района общество не предоставило.

Также, в ООО «Смирныховская автомобильная школа» отсутствует программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» и категории «С», рабочая программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» и «С», методические рекомендации по организации образовательного процесса, материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Отсутствует компьютер с программным обеспечением для применения соответствующих обучающих материалов; средства для отображения информации (проектор с экраном, и/или телевизор, и/или монитор).

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30. 04. 2014.

Усмотрев в действиях ООО «Смирныховская автомобильная школа» признаки правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ, прокурор 15. 05. 2014 вынес в отношении общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании статьи 23. 1 КоАП РФ, материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ.

Проверив доводы прокурора и представленные в дело доказательства, суд находит заявление о привлечении общества к административной ответственности по указанной норме Кодекса подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04. 05. 2011 № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99 - ФЗ) лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 99 - ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Закона № 99 - ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 10. 2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании).

В пункте 6 Положения о лицензировании перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении образовательной деятельности:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально - технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

е) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

ж) наличие санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";

з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Требования к результатам и содержанию подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств различных категорий установлены Примерными программами подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2010 № 636 (далее - Программа подготовки водителей), которыми предусмотрено выполнение отдельных учебных заданий в рамках первоначального обучения вождению.

В Приложении № 2 указанной программы установлены требования к обучению водителей транспортных средств категории «В».

В соответствии с абзацем 6 общих положений Приложения № 2 к Программе подготовки водителей, обучение проводится в соответствии с Перечнем учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортного средства категории "B" (приложение к настоящей Примерной программе).

Пунктом 10 приложения № 2 к Программе подготовки водителей определена примерная программа предмета "первая помощь" и перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету "первая помощь".

Из указанного перечня учебных материалов на момент проверки у общества отсутствовали:

- тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации;

- тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно - легочной реанимации;

- тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;

- расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные "дыхательные пути", пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких);

- подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства;

- аптечка первой помощи (автомобильная);

- табельные средства для оказания первой помощи;

- учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно – транспортных происшествиях для водителей;

- учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно – транспортных происшесвиях;

- наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно - легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме;

- видеопроектор;

- экран для показа учебных фильмов;

- персональный мультимедийный компьютер.

Аналогичный перечень категорий по предмету "первая помощь" установлен и пунктом 12 приложения № 3 Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «С».

В пункте 12 приложения № 2 к Программе подготовки водителей указан перечень учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортного средства категории "В" из которого на момент проверки у ООО «Смирныховская автомобильная школа» отсутствовали следующие учебные материалы:

- примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденная руководителем образовательного учреждения;

- рабочая программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» и «С»

- методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем ООО «Смирныховская автомобильная школа»;

- материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем общества;

- компьютер с программным обеспечением для применения соответствующих обучающих материалов;

- средства для отображения информации (проектор с экраном, и/или телевизор, и/или монитор).

Таким образом, указанные выше нарушения свидетельствуют о несоблюдении обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «б» и «г» пункта 6 Положения о лицензировании.

Приведенные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Учитывая изложенное и доказательства, имеющиеся в деле, суд соглашается с выводами прокурора о нарушении обществом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности предусмотренных подпунктами «б» и «г» пункта 6 Положения о лицензировании и, следовательно, наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ.

Доказательства, исключающие возможность обществу соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.

Вступая в правоотношения, регулируемые приведенными выше правовыми актами, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26. 2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вмененного административного правонарушения.

Таким образом, факт правонарушения и вина общества являются доказанными.

Нарушений процессуальных требований как в ходе проверки, так и в рамках административного производства со стороны прокурора не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4. 5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором подлежат применению положения статьи 2. 9 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Согласно статье 2. 9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02. 06. 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18. 1 названного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

С учетом приведенных норм права, а также исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что совершенное обществом правонарушение посягает на порядок осуществления деятельности в сфере образования, и в конечном итоге, в данном случае, на безопасность граждан, обучающихся вождению, и пешеходов. На этом основании суд признает, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах нарушения лицензионных требований, суд привлекает ООО «Смирныховская автомобильная школа» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4. 1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность общества суд не установил, в связи с чем, назначает наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14. 1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Смирныховского района удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Смирныховская автомобильная школа» зарегистрированное в качестве юридического лица 06. 02. 1998 Администрацией Смирныховского муниципального образования за регистрационным номером 98 – А, 10 декабря 2002 года присвоен основной государственный регистрационный номер 1026500915847, ИНН 6514003360, находящееся по адресу - Сахалинская область, пгт. Смирных, улица Ленина, 59 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к наказанию в виде штрафа в размере 30 000   рублей, который подлежит перечислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: УФК по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), л/с 04611256750, ИНН 6501025864, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКАТО 64401000000, код дохода 41511690010016000140, банк – ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, расчетный счет 40101810900000010000.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.

В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.

В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу - исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке. При этом, лицу привлеченному к административной ответственности разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Судья В. Н. Джавашвили