ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2246/20 от 01.02.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                  

08 февраля 2021 года                                                     Дело № А59-2246/2020

Резолютивная часть решения вынесена 01.02.2021, решение в полном объеме изготовлено 08.02.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи       Логиновой Е.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Забродиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Поронайского городского округа  (ОГРН 1026500914648, ИНН 6507005663) к Министерству финансов Сахалинской области (ОГРН 1026500544003, ИНН 6500005657) о признании недействительным представления от 18.02.2020 № исх-3.03-500/20,

при участии:

от Администрации Поронайского городского округа – представитель не явился;

от Министерства финансов Сахалинской области – Данилюк В.Н. по доверенности от 10.01.2020;

от МАУ ФОК «Поронайск-Арена» – представитель не явился;

от Министерства спорта Сахалинской области – представитель не явился,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Поронайского городского округа  (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Министерству финансов Сахалинской области (далее – министерство) о признании недействительным представления от 18.02.2020 № исх-3.03-500/20.

Определением суда от 21.05.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу. Одновременно судом  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены Министерство спорта Сахалинской области и МАУ ФОК «Поронайск-Арена». 

Определением от 27.07.2020 суд приостановил производство по делу № А59-2246/2020 до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения арбитражного дела                        № А59-1096/2020.

Решением суда от 22.07.2020 по делу № А59-1096/2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020, в удовлетворении требований Администрации  Корсаковского городского округа к Министерству финансов Сахалинской области о признании недействительным представления от 18.02.2020        № исх-3.03-498/20 отказано.

Согласно статье 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

Поскольку судебный акт, принятый по результатам рассмотрения арбитражного дела № А59-1096/2020, вступил в законную силу, суд протокольным определением от 25.01.2021 возобновил производство по настоящему делу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения лица, участвующего в деле, в силу статьи 156 АПК РФ определил провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.

В обоснование заявленных требований администрация в заявлении указала, что  оспариваемое представление является незаконным, поскольку нецелевого  использования  средств областного бюджета допущено не было, каркасно-тентовый ангар с вертикальными стенками и арочной крышей был приобретен по факту, её наличие установлено в ходе проверки, что соответствует  целям, определенным  Соглашением   о  предоставлении  в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта от 15.02.2018 № 06/18, Порядку  предоставления  и расходования  субсидии муниципальным образованиям  Сахалинской области на развитие  физической культуры и спорта, утвержденному  Правительством Сахалинской области постановлением   № 179 от  28.04.2017, решением о бюджете, сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи на 2018 год, плану финансово-хозяйственной деятельности.

Представитель Министерства в судебном заседании с заявленными  требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

МАУ ФОК «Поронайск-Арена» в представленном отзыве поддержало позицию администрации.

Заслушав представителя министерства, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с распоряжением министерства финансов Сахалинской области от 11.01.2020 № 3.03-1-р «О назначении контрольных мероприятий», в период с 13.01.2020 по 20.01.2020 в Администрации была проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации при использовании средств областного бюджета, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов на приобретение стальных тентовых конструкций. Также была проведена и встречная проверка МАУ ФОК «Поронайск-Арена».

По результатам проверки был составлен акт от 23.01.2020, из которого видно, что был выявлен ряд нарушений бюджетного законодательства, одно из которых нецелевое расходование средств областного бюджета на сумму 8 714 424 рублей, допущенное в результате направления областной субсидии не на исполнение принятого денежного обязательства по договору от 08.05.2018 № 5 в нарушение пункта 6.6 Порядка № 179, пункта 3.3 Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 09.01.2020 № 33.

Рассмотрев материалы проверки и акт от 23.01.2020, должностным лицом Министерства 18.02.2020 было внесено в адрес мэра Поронайского городского округа представление № Исх-3.03-500/20, которым Министерство потребовало от муниципального образования вернуть средства областной субсидии в размере 7 026 344 рублей, использованные по нецелевому назначению в бюджет Сахалинской области в срок до 01.08.2020.

Не согласившись с представлением министерства, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Из смысла статьи 200 АПК РФ в корреспонденции со статей 198 данного Кодекса следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействий) государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного ненормативного акта (решения, действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им (ими) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Законом Сахалинской области от 13.12.2017 № 115-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон о бюджете) Поронайскому городскому округу Сахалинской области была распределена субсидия на развитие физической культуры и спорта в 2018 году в сумме 648 600рублей (таблица 5 Приложения 22 к Закону о бюджете).

На основании статьи 139 БК РФ и в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 28.04.2017 № 179 (далее – Порядок № 179), между министерством спорта и молодежной политики Сахалинской области (далее – министерство) и администрацией заключено соглашение от 15.02.2018 № 06/18 (далее – соглашение) о предоставлении в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Поронайский городской округ» Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта на сумму 655 152 рублей (средства областного бюджета – 648 600 рублей, средства местного бюджета – 6 552 рубля), цель расходования субсидии –  «Организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства граждан Поронайского ГО».

Законом Сахалинской области от 21.05.2018 № 30-ЗО «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», вступившим в силу 24.05.2018 года, Поронайскому городскому округу Сахалинской области распределена субсидия на развитие физической культуры и спорта в 2018 году в размере 28 006 600 рублей.

23 марта 2018 года между администрацией и МАУ ФОК «Поронайск-Арена» заключено соглашение то предоставлении субсидии на иные цели в размере 354 900 рублей.

Дополнительным соглашением от 30.05.2018 № 2 в Соглашение от 15.02.2018 были внесены изменения, которыми из областного бюджета бюджету муниципального образования «Поронайский городской округ» Сахалинской области дополнительно увеличен объем субсидии в размере 27 360 000 рублей на мероприятие «Приобретение МАУ ФОК «Поронайск-Арена» каркасно-тентового ангара с вертикальными стенками и арочной крышей». Общий объем бюджетных ассигнований Соглашением увеличен до 28 008 600 рублей.

Вместе с тем, до выделения денежных средств Поронайскому городскому округу Сахалинской области Законом Сахалинской области от 21.05.2018 № 30-ЗО и увеличения финансирования на указанные цели, между администрацией и МАУ ФОК «Поронайск-Арена» заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели от 23.03.2018 в объеме 354 901 рубля (далее – соглашение от 23.03.2018).

Дополнительным соглашением от 08.05.2018 № 1 к соглашению от 23.03.2018 на иные цели внесены изменения, которыми объем субсидии увеличен до 29 402 981 рубля.

В соглашении от 23.03.2018 на иные цели в редакции от 28.09.2018 № 6 размер субсидии составил 29 729 270 рублей 22 копейки.

В силу статьи 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Как следует из материалов дела, администрацией были предоставлены бюджетные ассигнования МАО ФОК «Поронайск-Арена» в виде субсидии на иные цели, на приобретение тентовой конструкции за счет средств местного бюджета. Данный вывод администрацией не оспаривается.

В целях реализации соглашения на иные цели между МАО ФОК «Поронайск-Арена»  и ООО «Стройтентинжиниринг»  заключен договор от 08.05.2018 № 5 на приобретение каркасно-тентового ангара на сумму 29 048 080 рублей.

В соответствии с условиями данного договора  МАУ ФОК «Поронайск-Арена» перечислило  ООО «Стройтентинжиниринг» денежные средства следующими платежными поручениями: от 23.05.2018 № 194 на сумму 8 714 400 рублей; от 19.07.2018 № 318 на сумму 8 714 400 рублей; от 02.08.2018 № 344 на сумму 5 809 600 рублей; от 27.12.2018 № 633 на сумму 5 809 600 рублей.

Следовательно, денежные обязательства администрации перед МАУ ФОК «Поронайск-Арена» были выполнены частично 23.05.2018 за счет средств местного бюджета.

Из этого следует, что администрацией были предоставлены бюджетные ассигнования МАУ ФОК «Поронайск-Арена» в виде субсидии на иные цели, на частичное приобретение тентовой конструкции 23.05.2018 года за счет средств местного бюджета.

Проверкой установлено, что субсидия муниципальному образованию перечислена министерством платежным поручением от 13.07.2018 № 1094 в сумме 21 550 384 рублей на основании заявки муниципального образования от 12.07.2018, т.е. спустя два месяца с момента фактического исполнения авансовых денежных обязательств перед поставщиком.

В заявке  от 12.07.2018 указано, что потребность в финансировании  из областного бюджета в размере  21 550 384 рублей – возникновение  денежного обязательства от 08.05.2018  по договору  от 08.05.2018 № 5 и, помимо прочего, счета на оплату от 08.05.2018 №10.

На основании пункта 6.6 Порядка № 179 перечисление средств субсидии в местный бюджет осуществляется на основании заявки органов местного самоуправления о перечислении субсидии, представляемой главному распорядителю средств областного бюджета по форме, установленной главным распорядителем средств областного бюджета, и платежного документа, подтверждающего софинансирование доли местного бюджета. При этом заявка должна быть направлена главному распорядителю средств областного бюджета в сроки, позволяющие осуществлять расчеты с поставщиками и (или) подрядными организациями не позднее десяти рабочих дней с даты получения счета от поставщика (или) подрядчика. В заявке указывается необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление  которого она предоставляется, и срок возникновения денежного обязательства.

Согласно пункту 3.3 Соглашения перечисление субсидии муниципальному образованию осуществляется под фактическую потребность на основании представленной в министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области заявки муниципального образования заявки на перечисление субсидии.

Таким образом, из требований пункта 6.6 Порядка № 179, пункта 3.3 Соглашения следует, что, полученная муниципальным образованием областная субсидии должна быть направлена поставщикам и (или) подрядным организациям на оплату принятых денежных обязательств, подлежащих к оплате за счет средств полученной областной субсидии, а не возмещению в местном бюджете затрат по исполненным денежным обязательствам.

Между тем, проверкой установлено, что субсидия муниципальному образованию министерством перечислена платежным поручением от 13.07.2018 № 1094 в сумме 21 550 384 рублей, на основании заявки муниципального образования от 12.07.2018, т.е. спустя два месяца с момента фактического исполнения части денежных обязательств перед поставщиком в размере 8 714 400 рублей.

Согласно пунктам 7.3 и 8.3 Порядка №1 79, в случае нецелевого использования средств Субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку из материалов дела судом установлено, что  перечисленная  муниципальному образованию на исполнение  мероприятия  платежным поручением  13.07.2018 № 1094 субсидия из областного бюджета в размере  21 550 384 рублей в части суммы 8 714 400 рублей не была направлена на исполнение принятых ранее обязательств по договору от 08.05.2018 № 5 в силу того, что данные обязательства были исполнены ранее фактически за счет средств местного бюджета 23.05.2018, а за счет данных средств администрация компенсировала уплаченную из местного бюджета сумму в размере 8 714 400 рублей, суд соглашается с выводом министерства о  том, что администрацией было допущено нецелевое использование средств части субсидии из областного бюджета.

Аналогичные выводы по схожей правовой ситуации сделаны судами двух инстанций при рассмотрении арбитражного дела № А59-1096/2020.

При таких обстоятельствах министерство на законных основаниях,  руководствуясь пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 2 статьи 270.2  БК РФ вынесло оспариваемое представление, в котором правомерно потребовало от муниципального образования вернуть  средства субсидии в областной бюджет.

В этой связи, оспариваемое представление суд признает законным и обоснованным и не нарушающим права заявителя.

Остальные доводы сторон правового значения для разрешения спора не имеют и суд им оценку не дает.

Срок на обращение в суд с заявленными требованиями со стороны заявителя не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Администрации Поронайского городского округа  к Министерству финансов Сахалинской области о признании недействительным представления от 18.02.2020 № исх-3.03-500/20 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                       Е.С. Логинова