ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2252/20 от 28.07.2020 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                   Дело № А59-2252/2020

28 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2020 года. Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2020 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимовым В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации  муниципального образования «Анивский городской округ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству финансов Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления от 18.02.2020 №3.03-510/20,

при участии:

от Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» - ФИО1 по доверенности от 28.01.2020,

от Министерства финансов Сахалинской области  - ФИО2 по доверенности от 10.01.2020 №3.03-37/20,

          У С Т А Н О В И Л :

Администрация  муниципального  образования «Анивский городской округ» (далее- заявитель, Администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с заявлением к  Министерству  финансов Сахалинской области (далее- министерство, ответчик) о признании недействительным представления от 18.02.2020 №3.03-510/20 (далее- представление от 18.02.2020).

В обоснование заявленных требований заявитель в своем заявлении указал, что  оспариваемое представление является незаконным, поскольку никакого нецелевого  использования  средств областного бюджета допущено не было, стальная тентовая  конструкция была приобретена по факту, её наличие установлено в ходе проверки, что соответствует  целям, определенным  Соглашением   о  предоставлении  в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта от 28.02.2018 №16/18, Порядку  предоставления  и расходования  субсидии муниципальным образованиям  Сахалинской области на развитие  физической культуры и спорта, утвержденному  Правительством Сахалинской области постановлением  №179 от  28.04.2017, решением о бюджете.

 В судебном  заседании представитель Администрации поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Министерства в судебном заседании с заявленными  требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав представителей Администрации и Министерства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, чтов соответствии с распоряжением министерства финансов Сахалинской области от 10.01.2020 № 3.03-1-р «О назначении контрольных мероприятий», в период с 13.01.2020 по 20.01.2020 года в Администрации была проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации при использовании средств областного бюджета, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов на приобретение стальных тентовых конструкций. Помимо этого, была проведена и встречная проверка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная  школа №2 г. Анива» (далее - МАОУ «СОШ №2  г. Анива).

По результатам проверки был составлен  акт от 23.01.2020, из которого видно, что был выявлен ряд нарушений бюджетного законодательства, одно из которых нецелевое расходование средств областного бюджета на сумму  8 103 000  рублей, допущенное  в результате направления областной субсидии не на исполнение принятого денежного обязательства по договору  от 16.05.2018 №18 в нарушение п.6.6 Порядка №179, п.3.3 Соглашения.

По результатам рассмотрения  материалов проверки и акта,  должностным  лицом Министерства  18.02.2020 было вынесено в адрес  мэра Анивского городского округа  представление за №3.03-510/20, которым Министерство  потребовало  от муниципального образования  вернуть средства областной субсидии в размере  8 103 000  рублей, использованные  по нецелевому назначению в бюджет Сахалинской области в срок до  01.08.2020.

Не согласившись с оспариваемым представлением  заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, которое суд находит необоснованным по нижеследующим основаниям.

Законом Сахалинской области от 13.12.2017 № 115-30 «Об областном бюджете Сахалинской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Закон о бюджете) Анивскому городскому округу Сахалинской области была распределена субсидия на развитие физической культуры и спорта в 2018 году в сумме  578,7 тыс. рублей (таблица 5, Приложения 22 к Закону о бюджете (первоначальная редакция)).

На основании статьи 139 Бюджетного кодекса РФ (далее -БК РФ), в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 28.04.2017 № 179  (далее - Порядок № 179), между министерством спорта и молодежной политики Сахалинской области (далее - Министерство) и Администрацией заключено соглашение от 28.02.2018 № 16/18 (далее – Соглашение №16/18) о предоставлении в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на развитие физической культуры и спорта на сумму 584,5 тыс. рублей   (средства областного бюджета – 578,7 тыс.рублей, средства местного бюджета - 99 тыс.рублей), цель расходования субсидии –  «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики в Анивском городском округе на 2015-2020 годы».

На основании статьи 78.1 БК РФ  между Администрацией и МАОУ «СОШ №2 г. Анива заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели от 28.04.2018 без номера в объеме 17 093  823 рублей 17 копеек (далее - Соглашение на иные цели). При этом, исходя из п. 3 соглашения в  строке 1.4 Соглашения на иные цели, следует, что  сумма 8 103 тыс.руб. уже была предусмотрена на приобретение сооружений для оборудования спортивных объектов.

Дополнительным соглашением от 13.06.2018 № 18 к Соглашению на иные цели внесены изменения, которыми объем субсидии увеличен до  46 276 000 рублей. В соглашение на иные цели дополнительным соглашением от 13.06.2018 №18 были внесены изменения, в части увеличения субсидии до 46 275,930 тыс. руб. по муниципальной программе: Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышения эффективности молодежной политики Анивского городского округа 2015- 2020 годы, т.е. на приобретение тентовой конструкции были предусмотрены 27 010 тыс. рублей. При этом в дополнительном соглашении от 10.08.2018 ранее предусмотренная сумма 8 103 тыс.руб. на приобретение сооружений для оборудования спортивных объектов уже отсутствовала.

        Из этого следует, что сумма в размере 8 103 тыс.руб. уже была ранее предусмотрена администрацией для оплаты.

         Решением Собрания Анивского городского округа от 05.06.2018 №343  внесены изменения в Решение  Собрания  городского округа от 07.12.2017 №307 «О бюджете муниципального  образования «Анивский городской округ»  на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» которым в бюджете  Анивского городского округа  на 2018 год утверждены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии бюджетным учреждениям   на развитие физической культуры и спорта, которым предусмотрено  финансовое обеспечение  за счет средств  субсидии  из областного бюджета в размере 27 010 000 рублей, софинансирование к субсидии на развитие физической культуры и спорта в части укрепления материально-технической базы учреждений за счет  средств местного бюджета в размере 1 191 100 рублей.

В целях реализации Соглашения на иные цели между МАОУ «СОШ №2 г. Анива» и ООО «Алтай-Тент» заключен договор от 16.05.2018 № 18 на приобретение стальной тентовой конструкции (товар), на сумму 28 201 080 рублей.

В соответствии с условиями данного договора  МАОУ «СОШ №2 г. Анива»  перечислило  ООО «Алтай-Тент» денежные средства в размере 28 201 080 рублей следующими платежными поручениями :  от 16.05.2018 №650 на сумму  8 103 000 рублей, от 20.07.2018 №1013 на сумму  14 100 540 рублей,  от 24.12.2018  №1776 на сумму  282 011 рублей, от 25.12.2018 №1787 на сумму  909 089 рублей, от 29.12.2018 №1877 на сумму 4 806 460 рублей.

Законом Сахалинской области от 21.05.2018 № 30-З0 "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (вступившим в силу 24.05.2018 года), Анивскому городскому округуСахалинской области дополнительно была распределена субсидия на развитие физической культуры и спорта в 2018 году в размере 27 588 700 рублей.

30.05.2018 дополнительным соглашением  №2к Соглашению 16/18 были внесены изменения, которыми из областного бюджета бюджету городского округа дополнительно увеличен объем субсидии дополнительно добавлено мероприятие «Укрепление материально-технической базы учреждений спортивной направленности и учреждений отраслевого образования, приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и спортивной экипировки» с размером субсидии 27 588 700 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований Соглашением увеличен до 28 785 580 рублей.

Т.е., изменение в Соглашение  №16/18 было внесено  уже после оплаты  частичного  исполнения денежных обязательств Администрации перед  МАОУ «СОШ №2 г. Анива», а последним перед  ООО «Алтай-Тент».

При этом,  суд поддерживает довод Министерства о том, что сумма субсидии и цели её расходования, предоставленной  заявителем МАОУ «СОШ №2 г. Анива»   по платежному поручению №1382 от 15.05.2018 на сумму  8 103 000 рублей соответствовала  сумме, предусмотренной в дополнительном соглашении от 30.05.2018 №2.

В этой связи, суд поддерживает доводы  ответчика о том, что денежные обязательства Администрации перед МАОУ «СОШ №2   г. Анива» на сумму 8 103 000 рублей были выполнены 15.05.2018 года за счет средств местного бюджета.

Из этого следует, что Администрацией были предоставлены бюджетные ассигнования МАОУ «СОШ №2 г. Анива» в виде субсидии на иные цели, на частичное приобретение тентовой конструкции 15.05.2018 года за счет средств местного бюджета.

Проверкой установлено, что субсидия муниципальному образованию перечислена на мероприятие Министерством платежным поручением от 17.07.2018 № 388 в сумме 22 203,54 тыс.рублей на основании заявки муниципального образования от 17.07.2018, т.е спустя три месяца с момента фактического исполнения авансовых денежных обязательств перед поставщиком.

В заявке  от 17.07.2018 указано, что потребность в финансировании  из областного бюджета в размере  8 103 000 рублей – возникновение  денежного обязательства от 16.05.2018  по договору  от 16.05.2018 №18 и счета на оплату от 16.05.2018 №129.

На основании п. 6.6 Порядка № 179 перечисление средств субсидии в местный бюджет осуществляется на основании заявки органов местного самоуправления о перечислении субсидии, представляемой главному распорядителю средств областного бюджета по форме, установленной главным распорядителем средств областного бюджета, и платежного документа, подтверждающего софинансирование доли местного бюджета. При этом заявка должна быть направлена главному распорядителю средств областного бюджета в сроки, позволяющие осуществлять расчеты с поставщиками и (или) подрядными организациями не позднее десяти рабочих дней с даты получения счета от поставщика (или) подрядчика. В заявке указывается необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление  которого она предоставляется, и срок возникновения денежного обязательства.

Согласно п. 3.3 Соглашения перечисление субсидии муниципальному образованию осуществляется под фактическую потребность на основании представленной в министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области заявки муниципального образования заявки на перечисление субсидии.

Таким образом, из требований п. 6.6 Порядка №179, п. 3.3 Соглашения следует, что, полученная муниципальным образованием областная субсидии должна быть направлена поставщикам и (или) подрядным организациям на оплату принятых денежных обязательств, подлежащих к оплате за счет средств полученной областной субсидии, а невозмещению в местном бюджете затрат по исполненным денежнымобязательствам.

Между тем, проверкой установлено, что субсидия муниципальному образованию Министерством перечислена платежным поручением от 17.07.2018 №388 в сумме 22 203 540 рублей, на основании заявки муниципального образования от июля  2018, т.е спустя два месяца с момента фактического исполнения части денежных обязательств перед поставщиком в размере 8 103 000 рублей.

Согласно п.п. 7.3 и 8.3 Порядка №179, в случае нецелевого использования средств Субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за несоблюдение настоящего Порядка, нецелевое использование Субсидии и недостоверность представляемых сведений.

На основании ст.ст. 38, 158 и 162 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств  обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В статье  306.4 БК РФ содержится понятие нецелевого использования бюджетных средств.

Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Поскольку из материалов дела судом установлено, что  перечисленная  муниципальному образованию на исполнение  мероприятия  платежным поручением  17.07.2018 №388 субсидия из областного бюджета в размере  22 203 540 рублей в части суммы 8 103 000 рублей не была направлена на исполнение принятых ранее обязательств по договору от 16.05.2018 №18  в силу того, что данные обязательства были исполнены ранее фактически за счет средств местного бюджета 16.05.2018,  Администрацией было допущено нецелевое использование средств части субсидии из областного бюджета.

Дополнительным  доказательством нецелевого использования  средств областного бюджета на сумму  8 103 00 рублей служит платежное поучение от 24.07.2018 №1018 о возврате администрации  суммы 8 103 000 рублей МАОУ «СОШ №2 г. Анива» с назначением платежа возврат излишне перечисленной субсидии на иные цели, приобретение сооружений для оборудования спортивных объектов.

При таких обстоятельствах, министерство на законных основаниях,  руководствуясь п.2 ст.269.2, п.2 ст.270.2  БК РФ вынесло оспариваемое представление, в котором правомерно потребовало от муниципального образования вернуть  средства субсидии в областной бюджет.

В этой связи, оспариваемое представление суд признает законным и обоснованным и не нарушающим права заявителя и отказывает последнему в удовлетворении его требований в полном объеме.

Остальные доводы сторон правового значения для разрешения спора не имеют и суд им оценку не дает.

Срок на обращение в суд с заявленными требованиями со стороны заявителя не пропущен.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                       Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Администрации  муниципального образования «Анивский городской округ» к Министерству финансов Сахалинской области о признании недействительным представления от 18.02.2020 №3.03-510/20,отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия  через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                                И.Н. Шестопал