ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-229/2021 от 16.12.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                     Дело А59-229/2021

22 декабря 2021 года                                                 г. Южно-Сахалинск

         Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 декабря 2021 года, решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Качаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью «Глобус-СК» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693007, <...>) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693007, <...>) о признании недействительным пункта 3 решения от 29 декабря 2020 года по делу № 065/06/106-1279/2020,

при участии в судебном заседании:

представитель третьего лица администрации города Южно-Сахалинска ФИО1, по доверенности № Д09-0235 от 18 декабря 2020 года (сроком действия по 18 декабря 2021 года),

заявитель, управление, третьи лица  МКУ «Управление капитального строительства», АО «Единая электронная торговая площадка», ООО «Инфинити», ООО «Интерпром», ООО строительно-монтажная компания «Энергосила», АО «Сахалин-Инжиниринг» - представителей не направили,

                                               у  с  т  а  н  о  в  и  л  :

общество с ограниченной ответственностью «Глобус-СК» обратилось в суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области о признании недействительным пункта 3 решения от 29 декабря 2020 года по делу № 065/06/106-1279/2020.

Управлением была признана обоснованной жалоба ООО «Глобус-СК» на действия аукционной комиссии  при проведении электронного аукциона по объекту: «Выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: «Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске» (извещение № 0161300000120001393). А именно, комиссия управления пришла к выводу, что представленные ООО «Глобус-СК» документы в составе второй части заявки в полном мере отображают характер и объем работ и подтверждают наличие у общества опыта выполнения работ в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 99.

Вместе с тем, комиссия УФАС пунктом 3 решила обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку по результатам внеплановой проверки в рамках дела № 065/06/99-1214/2020 по данной закупке выдано предписание об аннулировании процедуры определения поставщика.

Заявитель полагает, что его права нарушаются оспариваемым решением, поскольку по протоколу подведения итогов электронного аукциона номер заявки общества по ранжированию должен был быть первым. Невыдача предписания нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, как потенциального победителя закупки, лишает его возможности заключить муниципальный контракт.

Производство по делу приостанавливалось определением от 15 февраля 2021 года до вступления в законную силу соответствующего окончательного судебного акта по делу № А59-230/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Глобус СК» к о признании незаконным решения Управления № 065/06/99-1214/2020 от 29 декабря 2020 года об аннулировании закупки объекту: «Выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: «Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске» (извещение № 0161300000120001393).

Определением от 22 октября 2021 года производство по делу возобновлено.

          В настоящее судебное заседание заявитель, управление, третьи лица  МКУ «Управление капитального строительства», АО «Единая электронная торговая площадка», ООО «Инфинити», ООО «Интерпром», ООО строительно-монтажная компания «Энергосила». АО «Сахалин-Инжиниринг» представителей не направили, извещены надлежаще. От АО «ЕЭТП» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель администрации в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать. Кроме того пояснила, что предписание по решению УФАС по Сахалинской области по делу № 065/09/99-1214/2020 исполнено, спорная закупка по «Строительству многоквартирного жилого дома по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске» (извещение № 0161300000120001393) аннулирована полностью.

От УФАС России по Сахалинской области поступил отзыв, в котором управление заявление общества не признало и указало, что по результатам проведенной внеплановой проверки в рамках дела № 065/09/99-1214/2020 комиссией выдано предписание об аннулировании процедуры определения поставщика по объекту «Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске» (извещение № 0161300000120001393). В этой связи комиссия управления, признав допущенные аукционной комиссией нарушения в части отклонения заявки ООО «Глобус-СК», решила предписание не выдавать (том 1 л.д. 105-110).

          Выслушав представителя администрации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом из материалов дела, уполномоченным органом администрацией города Южно-Сахалинска объявлен электронный аукцион на выполнение работ по объекту : Выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: «Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Больничная в <...> (том 1 л.д.17-23).

Извещение о проведении электронного аукциона 20 ноября 2020 года размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной площадки АО «ЕЭТП» http//roseltorg.ru, номер извещения 0161300000120001393. В том числе размещена документация об электронном аукционе.

Согласно Информационной карты электронного аукциона заказчиком выступило МКУ городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства», дата и время окончания срока подачи заявок 14 декабря 2020 года в 10-00 часов; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 22 ноября 2019 года; дата проведения аукциона 15 декабря 2020 года (том 1 л.д. 28).

Начальная (максимальная) цена контракта 541 868 843 рубля ( пункт 9 Информационной карты).

Согласно Протоколу от 18 декабря 2020 года подведения итогов электронного аукциона на участие в аукционе поступили 5 заявок, первой по ранжированию признана заявка № 4, поданная ООО «Инфинити», второй - заявка № 3, поданная ООО «Интерпром», третей - заявка № 1, поданная ООО «Глобус-СК», четвертой и пятой - заявки №№ 5 и 2, поданные ООО СМК «Энергосила» и АО «Сахалин-Инжиниринг», соответственно. Заявки ООО «Инфинити», ООО «Интерпром», ООО «Глобус-СК» признаны не соответствующими положениям документации, победителем признано ООО СМК «Энергосила» (том 1 л.д. 34-38).

ООО «Глобус-СК» обжаловало действия аукционной комиссии в УФАС России по Сахалинской области. По мнению подателя жалобы, его заявка на участие в оспариваемом аукционе необоснованно отклонена аукционной комиссией администрации города Южно-Сахалинска при рассмотрении вторых частей заявок, поскольку участником закупки были представлены в составе заявки все необходимые документы, подтверждающие опыт работы по контрактам, аналогичным тому, на выполнение которого проводился аукцион (том 1 л.д. 39-42).

Управление приняло решение от 29 декабря 2020 года по делу № 065/06/106-1279/2020, которым признало жалобу ООО «Глобус-СК» на действия аукционной комиссии обоснованной (пункт 1), признало аукционную комиссию – администрацию города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок нарушившей требования части 7 статьи 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( пункт 2), обязательное для исполнения предписание не выдавать (пункт 3 ) (том 1 л.д.43-51).

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона.

Как указано в части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Положениями пункта 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 года № 727/14 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений. Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 3.4 Административного регламента предусмотрено, что действиями, направленными на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут быть:

отмена протоколов, составленных в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика); предписание об отмене протоколов выдается также в том случае, если выдается предписание о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;

внесение изменений в извещение об осуществлении закупки (за исключением извещения о проведении запроса предложений), документацию о закупке с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

          Из материалов дела и отзыва управления следует, что на основании приказа Сахалинского УФАС России проведена внеплановая проверка электронного аукциона по объекту : Выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: «Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Больничная в <...>.

          Решением управления по делу № 065/06/99-1214/2020 от 29 декабря 2020 года заказчик – МКУ городского округа город Южно-Сахалинск «Управление капитального строительства» признано нарушившим положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Комиссия управления пришла к выводу о том, что включив в положения аукционной документации в состав одного лота строительство двух объектов капитального строительства – многоквартирных жилых домов, заказчик допустил нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, выражающееся в ограничении конкуренции (том 1 л.д. 53-56).

          МКУ «УКС» городского округа «Город Южно-Сахалинск», заказчику, и уполномоченному органу – администрации города Южно-Сахалинска было выдано обязательное для исполнения предписание аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) указанного аукциона путем отмены всех утвержденных документов. Оператору электронной площадки предписано обеспечить возможность исполнения пункта 1 предписания (том 1 л.д. 57).

          Как пояснила в судебном заседании представитель третьего лица, администрацией города Южно-Сахалинска предписание по делу № 065/06/99-1214/2020 исполнено, все протоколы по спорной закупке отменены.

  Решение и предписание были оспорены обществом и администрацией города Южно-Сахалинска в Арбитражный суд Сахалинской области. Решением от 8 апреля 2021 года по делу № А59-230/2021 в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене решения и предписания от 29 декабря 2020 года по делу № 065/06/99-1214/2020 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок отказано. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2021 года и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2021 года.

          С учетом установленных судом обстоятельств, нарушение прав ООО «Глобус-СК», выявленное управлением ФАС России по Сахалинской области по делу № 065/06/102-1279/2020, не может повлиять на результаты определения поставщика в спорном аукционе, с учетом результатов его отмены в полном объеме.

          В этой связи суд соглашается с выводом антимонопольного органа об отсутствии у него правовых оснований для выдачи предписания по указанному нарушению.

  Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку судом установлено отсутствие совокупности предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ условий для признания оспоренного обществом ненормативного правового акта незаконными, судом принимается решение об отказе удовлетворении заявленных обществом требований.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р  е  ш  и  л :

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Глобус-СК» о признании недействительным пункта 3 решения от 29 декабря 2020 года по делу № 065/06/106-1279/2020, принятого управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья                                                                 О.Н. Боярская