АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А59-2359/2022
8 августа 2022 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 1 августа 2022 года, решение в полном объеме изготовлено 8 августа 2022 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Качаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 694910, <...>) о признании недействительными пунктов 1-4, 6 предписания № ОП-20-07/2022 от 25 февраля 2022 года, вынесенного Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 690091, <...>),
при участии в судебном заседании:
представители заявителя ФИО1, по доверенности № 19/22/СУР от 27 декабря 2021 года (сроком действия по 31 декабря 2024 года), ФИО2, по доверенности № 56/21/СУР от 27 декабря 2021 года (сроком действия по 31 декабря 2024 года),
ответчик, третье лицо ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО – представителей не направили,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания от 25 февраля 2022 года № ОП-20-07/2022 Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В обоснование указано, что в период с 11 по 25 февраля 2022 года в отношении заявителя Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора проведена документарная внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 25 февраля 2022 года № 20/06-ОП и выдано предписание от 25 февраля 2022 года № ОП-20-07/2022.
Согласно оспариваемому предписанию обществу вменены нарушения, связанные с осуществлением деятельности по размещению вскрышных пород, а именно, размещение этого вида отходов осуществляется, по мнению управления, в отсутствие лимитов на данный вид деятельности. В отношении вскрышных пород недостоверно внесены сведения в статистическую отчетность по форме 2-тп. Управление исходит из того, что указанные отходы относятся к IV классу опасности, что делает обязательным получение лицензии на данный вид деятельности. Кроме того образованные в производственном цикле отходы - золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная - согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ отнесены к отходам III класса опасности, при этом лицензия на деятельность по утилизации этих отходов у общества отсутствует.
Заявитель полагает Предписание незаконным, поскольку не размещает отходы IV класса опасности. Вывод административного органа о IV классе опасности отходов основан на результатах исследований проб, отобранных в ходе проверки. Между тем отборы проб отходов произведены контролирующим органом с нарушением методических рекомендаций. Обществом производились исследования вскрышной породы в 2018 -2021 годах, составленные протоколы свидетельствуют об отсутствии отходов IV класса опасности. В связи с тем, что общество не размещает отходы IV класса опасности, у общества отсутствует обязанность устанавливать лимиты на размещение отходов IV класса опасности, вносить плату за размещение отходов IV класса опасности, и указывать в статистической отчетности соответствующие данные.
Представители заявителя настаивали на удовлетворении требований.
Представитель Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела ответчик извещен надлежаще. В суд поступило ходатайство представителя по доверенности ФИО3 об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием специалистов для явки в суд.
Судом отказано в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства. Прежде всего, ходатайство подписано непосредственно представителем по доверенности ФИО3 В этой связи неясно, само ли управление не может обеспечить явку представителя в судебное заседание, либо в суд не может явиться непосредственно ФИО3 Кроме того, отпуск сотрудника управления является плановым, и управление обязано было предусмотреть возможность обеспечения участия представителей в период отсутствия конкретного специалиста.
От управления поступил отзыв, в котором ответчик требования общества не признал. Указал, что действительно согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО) вскрышные породы в смеси практически неопасные код 2 00 190 99 39 5 являются отходом V класса опасности. Между тем отнесение образуемого обществом отхода к V классу опасности не является препятствием для проверки компетентным органом его химического и компонентного состава. Общество осуществляет хранение отходов, то есть складирует отходы в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев. В рамках проводимой управлением проверки установлено, что складированный для хранения грунт на территории отвала «Южный» является отходом IV класса опасности. Факт складирования указанных отходов более 11 месяцев подтвержден данными статистической отчетности за 2020 год. Таким образом храня вскрышные породы общество осуществляет деятельность по размещению отхода IV класса опасности. Однако лимиты на размещение отходов IV класса опасности обществом не утверждены. В пункте 5 предписания № ОТ-20-36/2021 от 25 августа 2021 года изложено существо выявленного нарушения при составлении отчетности по форме 2-тп (Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год). Исполнением указанного предписания будет считаться предоставление новой отчетности за следующий календарный год с устранением нарушения. Вместе с тем в статистической отчетности 2-тп (отходы) за 2021 год не устранены нарушения, выявленные в 2020 году. По результатам лабораторных испытаний проб, отобранных в рамках плановой проверки, в результате деятельности ООО «СУР» образуются отходы IV класса опасности. В пробе № 2 (золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная) установлен отход III класса опасности (том 2 л.д. 128-130).
Определением от 21 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» (далее ЦЛАТИ по ДФО).
От ЦЛАТИ по ДФО поступил отзыв, в котором учреждение довело до сведения суда, что испытательная лаборатория учреждения является аккредитованным лицом, подтвердившим компетенцию на отбор и исследование почвы. В рамках исполнения заявки Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора специалистами лаборатории произведен отбор проб «отходы» на территории разреза Котельной и овала «Южный», о чем составлены протоколы № 9/872 от 28 июля 2021 года и 3/867 от 27 июля 2021 года. Отбор проб произведен в соответствии с ПНД Ф 12.1:2.2:2.3:3.2-03. Третье лицо полагало требования ООО «Солнцевский угольный разрез» необоснованными (том 3 л.д. 37).
Выслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ общество 10 сентября 2002 года Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области с присвоением ОГРН <***>, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>.
Основным видом экономической деятельности общества по данным ЕГРЮЛ является добыча бурого угля (лигнита) открытым способом (код ОКВЭД 05.20.11).
В соответствии с решением о проведении внеплановой документарной проверки от 8 февраля 2022 года №100-КНД, принятого руководителем Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, указанным органом проведена документарная внеплановая проверка ООО «Солнцевский угольный разрез» ( далее ООО «СУР»). Документарная проверка проведена в период с 11 по 25 февраля 2022 года в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду : Промплощадка № 1 – угольный разрез Солнцевского буроугольного месторождения, участок открытых горных работ. Решение о проведении проверки управлением Росприроднадзора в материалы дела не представлено, как не представлены сведения об извещении юридического лица о проведении проверки.
Результаты проверки оформлены Актом № 20/06-ОП от 25 февраля 2022 года (том 1 л.д. 19-22).
В пункте 12 Акта от 25 февраля 2022 года указано, что целью проверки является установление исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 25 августа 2021 года № ОТ-20-36/2021.
По результатам проверяющие выявили следующие нарушения.
Пункт 1 Акта. ООО «СУР» разработана проектная документация на перспективу 2022 – 2024 годов, которая предусматривает строительство внешнего отвала «Южный» под размещение вскрышных пород. Внешний отвал «Южный» включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее ГРОРО). Вместе с тем, предприятие не представило приказ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пункт 4. В соответствии с пунктом 5 предписания об устранении выявленных нарушения обязательных требований № ОТ-20-36/2021 от 25 августа 2021 года, по которому обществу предписано произвести корректировку представленных сведений в статистической отчетности 2-тп (отходы) за 2020 год в части указания информации о размещении отхода – вскрышные породы от добычи угля открытым способом (ФККО 20019099395) на эксплуатированном объекте. Указанные сведения должны быть откорректированы 1 апреля 2022 года. Пункт 5 предписания № ОТ-20-36/2021 от 25 августа 2021 года не исполнен.
Пункт 5 Акта. В соответствии с пунктом 9 предписания об устранении выявленных нарушения обязательных требований № ОТ-20-36/2021 от 25 августа 2021 года предприятию предписано прекратить деятельность по размещению отхода IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИпо ДФО от 12 августа 2021 года № 115/2021) – вскрышные породы в смеси практически неопасные в отсутствие соответствующей лицензии. В ходе проведения внеплановой документарной проверки сведений о получении лицензии в управление не поступили.
Пункт 6 Акта. В соответствии с пунктом 10 предписания об устранении выявленных нарушения обязательных требований № ОТ-20-36/2021 от 25 августа 2021 года предприятию предписано прекратить деятельность по утилизации отхода III класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИпо ДФО от 12 августа 2021 года № 115/2021) – золошлаковая смесь практически неопасная в отсутствие соответствующей лицензии. В ходе проведения внеплановой документарной проверки сведений о получении лицензии в управление не поступили.
Пункт 8 Акта. В соответствии с пунктом 17 предписания об устранении выявленных нарушения обязательных требований № ОТ-20-36/2021 от 25 августа 2021 года предприятию предписано устранить недостоверные сведения, представленные в декларации о плате за негативное воздействие за 2020 год. Предприятием соответствующие документы не представлены.
Таким образом, из анализа содержания Акта № 20/06-ОП от 25 февраля 2022 года следует, что при проведении внеплановой документарной проверки в феврале 2022 года управление анализировало выполнение требований предписания № ОТ-20-36/2021 от 25 августа 2021 года, выданного на основании Акта плановой выездной проверки № 20/56-ОТ от 25 августа 2021 года (том 1 л.д.109-114, 105-108).
Согласно тексту оспариваемого предписания от 25 февраля 2022 года № ОП-20-0672022 ООО «СУР» предписано устранить следующие нарушения:
1. Деятельность по размещению отхода – вскрышные породы в смеси практически неопасные (код по ФККО 20019099395) за период 2020 осуществляется в отсутствии установленных лимитов на данный вид деятельности;
2. В статистической отчетности 2-тп (отходы) недостоверно представлены сведения, в части отсутствия указания информации о размещении отхода – вскрышные породы в смеси практически неопасные (код по ФККО 20019099395);
3. Деятельность по размещению отхода IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО № 115/2021 от 12.08.2021) вскрышные породы в смеси практически неопасные осуществляется в отсутствии соответствующей лицензии;
4. Деятельность по утилизации отхода III класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО № 115/2021 от 12.08.2021) – золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная осуществляется в отсутствии соответствующей лицензии;
6. Не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. в части размещения отхода вскрышные породы в смеси практически неопасные (код по ФККО 20019099395).
Полагая, что предписание не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункту 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Федеральный закон « 248-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ, регламентирующей порядок вступления в силу указанного закона, плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
С учетом того обстоятельства, что выводы о допущенных обществом нарушениях, содержащиеся в акте от 25 февраля 2022 года, основаны на материалах проверки, проведенной государственным органом в августе 2021 года, суд исследовал оба акта, и при оценке Акта № 20/06-ОП от 25 августа 2021 года и выданного на его основе Предписания № ОТ-20-36/2021 применяет положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности, выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Из указанных нормативных актов следует, что предписание является мерой государственного принуждения в виде письменного распоряжения органа надзора, обязывающее соответствующее лицо в установленный срок устранить выявленные нарушения действующего законодательства. Следовательно, предписание подлежит выдаче лицу, противоправные действия (бездействие) которого повлекли нарушение законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения, и должно быть направлено на устранение именно данных нарушений обязательных требований.
Общество на основании лицензии на пользование недрами ЮСХ 01531 ТЭ, выданной 26 августа 2015 года Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, осуществляет разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств ( том 1 л.д. 39).
Анализируя доводы сторон по пункту 1 оспариваемого Предписания, суд приходит к следующим выводам.
Государственный орган в Акте от 25 августа 2021 года № 20/06-ОП, Предписании от 25 августа 2021 года № ОТ-20-36/2021 и Предписании № ОП-20-07/2022 указывает, что общество осуществляет деятельность по размещению отхода – вскрышные породы в смеси практически неопасные за период 2020 год в отсутствии установленных лимитов на данный вид деятельности, что является нарушением статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходам производства и потребления».
Заявитель, не оспаривая факт образования вскрышных пород в процессе производственной деятельности, ссылается на то, что вскрышная порода, помещенная в выработанное пространство для его рекультивации в полном соответствии с утвержденным в установленном порядке Техническим проектом, не может быть квалифицирована как «хранимая» по смыслу статьи 1 Закона № 89-ФЗ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
Требования о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определено статьей 18 Закона № 89-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 указанного закона :
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
Из анализа содержания приведенных норм следует, что общество обязано установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение при условии хранения отходов.
Материалами дела подтверждается, что ООО «СУР» оформило Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что подтверждается Приказом Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № 327 от 12 сентября 2017 года (том 1 л.д. 99-101).
В соответствии с пунктом 18 Приложения к приказу в составе отходов 5 класса опасности утвержден годовой норматив образования отходов «вскрышные породы в смеси практически неопасные код отхода по ФККО 2 00 190 99 39 5» в количестве 68 000000 тонн. При этом лимиты на размещение отходов, как передаваемых иным юридическим лицам, так и размещаемых на эксплуатируемых (собственных) объектов, не утверждены (том 1 л.д. 101).
Позиция управления о сути допущенного обществом нарушения более полно и понятно для уяснения изложена в отзыве (том 2 л.д. 128-130). Управление полагает, что поскольку вскрышные породы хранятся обществом на внешнем отвале «Южный», где отходы складируются свыше 11 месяцев, общество фактически осуществляет размещение отходов в форме их хранения. В этой связи общество обязано было утвердить не только нормативы образования, но и лимиты на размещение отхода.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 (далее - Порядок № 50), пункт 6 которого предусматривает, что горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, в лимиты на размещение отходов не включаются.
Из изложенного следует, что если вскрышные породы использованы обществом на технический этап рекультивации (заполнение выработанного пространства), отсыпку карьерных дорог, строительство промплощадки, утверждение лимитов на их размещение не требуется.
С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Согласно пункту 4 приказа в лимиты на размещение отходов не включаются: масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.
Таким образом нормативное регулирование данного вопроса не претерпело изменений.
При анализе представленных в материалы дела доказательств судом получено следующее.
Протоколом заседания центральной комиссии Федерального агентства по недропользованию 26 сентября 2017 года № 217/17-стп утвержден Технический проект разработке Солнцевского буроугольного месторождения отработка запасов угля участка недр «Южный» ООО «Солнцевский угольный разрез». Согласно пункту 2.7 Проекта «Отходы производства» отходами производстве при отработке разреза являются вскрышные породы, извлекаемые при добыче угля. Вскрышные породы используются для рекультивации выработанного пространства участка в качестве потенциально-плодородных пород. Других отходов нет ( том 4 л.д. 1-9).
Аналогичное положение закреплено пунктом 11.1.4 раздела 11 «Охрана недр и окружающей среды» и таблицей 11.2.4.1 Проекта (том 4 л.д. 16, 18).
На основе указанного Проекта разработки месторождения обществом разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе вскрышных пород в смеси практически неопасных (том 1 л.д. 47-83, пункт 3.27 том 1 л.д. 82).
Комиссией Федерального агентства по недропользованию на заседании 30 октября 2018 года в связи с необходимостью изменения проекта по объемам добычи угля утверждено Дополнение № 1 к Техническому проекту разработки Солнцевского буроугольного месторождения, согласно которому на 2020 год утвержден план отвалообразования в количестве 67 715 куб.м или 135 430 000 тонн таблица 3.5.1 ( том 4 л.д.131-135).
Требования к ведению учета в области обращения с отходами утверждены приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Обществом в материалы дела представлены Журналы образования и движения отходов, составленные в соответствии с указанным нормативным актом (том 4 л.д. 111-127).
Из Акта плановой выездной проверки от 25 августа 2021 года № 20/56-ОТ следует, что Журналы учета отходов за 2020 год рассматривались при проведении проверки ( пункт 29) пункта 10 Акта том 1 л.д. 111).
Относительно Журнала учета отходов за 2020 год проверяющими сделан вывод об указании в нем недостоверных сведений в части отсутствия информации о размещении отхода – вскрышные породы в смеси практически неопасные.
Аз анализа Журнала следует, что общество в составе обобщенных данных показало образование отхода вскрышные породы в смеси практически неопасные (код ФККО 2 00 190 99 39 5) 5 класса в количестве 122 538 895 тонн (пункт 27). Это же количество отхода общество показало как «Утилизировано отходов», и показало «0» по графе «Передано отходов» (том 3 л.д. 118-121).
Между тем, делая такой вывод в пункте 7 Акта от 25 августа 2021 года № 20/56-ОТ, проверяющий орган оставил без внимания и оценки иной раздел Журнала учета образования и движения отходов, свидетельствующий о движении всех видов отходов в течение 2020 года.
Так из анализа содержания Журнала следует, что в 2020 году вскрышная порода образовалась и утилизировалась в следующем порядке:
За I квартал 2020 года (на начало отчетного периода 0 тонн):
– образовано 53 137 921 тонна,
–использовано 2 969 746 тонн,
– остаток 50 168 175 тонн.
За II квартал 2020 года (на начало отчетного периода 50 168 175 тонн):
– образовано 56 619 934 тонны,
–использовано 45 691 563 тонны,
– остаток 61 096 546 тонн.
За III квартал 2020 года (на начало отчетного периода 61 096 546 тонн):
– образовано 10 888 363 тонны,
–использовано 58 754 493 тонны,
– остаток 13 230 416 тонн.
За IV квартал 2020 года (на начало отчетного периода 13 230 416 тонн):
– образовано 1 892 677 тонн,
–использовано 15 123 093 тонны,
– остаток 0 тонн (том 3 л.д. 112 – 116).
Анализ данных учета показывает, что вскрышная порода, добытая в 1 квартале 2020 года, была использована во 2 и частично в 3 квартале текущего года, то есть общество не осуществляло хранение этого вида отхода более 11 месяцев.
Позиция государственного органа о том, что поскольку общество образует в процессе добычи угля вскрышные породы, следовательно оно их безусловно хранит, а также выводы Акта и Предписаний о том, что общество хранило вскрышные породы свыше 11 месяцев на отвале «Южный», никакими доказательствами и документами не подтверждены.
Вопреки этому утверждению, общество документально доказало, что техническим проектом разработки месторождения предусмотрено использование вскрышных пород для рекультивации выработанного пространства, земель, при этом горные породы использованы на указанные цели, и это подтверждает, что в 2020 году общество не осуществляло хранение вскрышных пород. Соответственно, весь объем добытых вскрышных пород не подлежал включению в лимиты на размещение отходов. Отсутствие лимитов на размещение отходов V класса опасности не противоречит положениям пункта 6 приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 (далее - Порядок № 50).
Пункт 2 оспариваемого Предписания.
В статистической отчетности 2-тп (отходы) недостоверно представлены сведения, в части отсутствия указания информации о размещении отхода – вскрышные породы в смеси практически неопасные (код по ФККО 20019099395);
Статьей 19 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
«Порядок учета в области обращения с отходами» утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 (далее – Порядок № 1028), он устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 1028 учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Материалами дела подтверждается, что общество представило в органы Росприроднадзора статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год (том 2 л.д. 57-67).
В пункте 27 отчета формы 2-ТП общество отразило образование отхода вскрышные породы в смеси практически неопасные код по ФККО 20019099395 класс опасности 5 в количестве 122 538 895 тонн. Весь объем отходов общество показало как «утилизированное» (том 2 л.д. 61).
Как понимается судом позиция государственного органа, недостоверность отчетности выразилась в том, что в разделе 1 по пункту 27 «вскрышные породы в смеси практически неопасные» общество обязано было в графе «27» «хранение» указать объем хранимых отходов, вместо этого общество в статистической отчетности показало «0» (том 2 л.д. 65).
Выводы суда о том, что общество не осуществляло хранение отхода V класса опасности подробно мотивирован при рассмотрении пункта 1 оспариваемого Предписания. В этой связи общество не обязано было указывать в статистической отчетности объем хранимых отходов, и следовательно, заявителем не допущено нарушений Порядка № 1028.
Судом поддерживается довод заявителя о неисполнимости предписания в указанной части.
Форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления утверждена приказом Росстата № 627 от 9 октября 2020 года. Внесение изменений (уточнений) в заполненную и сданную форме отчета не предусмотрено.
Позиция государственного органа, отраженная в отзыве, что устранением нарушения будет заполнение отчетности за 2021 год с указанием объема хранимых отходов, не основана на приведенных нормативных актах. В ходе проверки в августе 2021 года исследовалась деятельность общества за 2020 год. В этой связи управление не имело оснований для выводов, что в отчетности за 2021 год общество обязано указать какие-либо сведения относительно размещения отходов в 2021 году.
Пункт 3 Предписания.
Деятельность по размещению отхода IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО № 115/2021 от 12.08.2021) вскрышные породы в смеси практически неопасные осуществляется в отсутствии соответствующей лицензии.
Позиция заявителя основана на том, что общество не размещает отходы IV класса опасности, и соответственно не обязано иметь лицензию на указанный вид деятельности. Выводы государственного органа об обратном основаны на недостоверных доказательствах.
Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) установлены основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Аналогичное требование закреплено в статье 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), которым определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Исходя из положений статьи 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 89 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в результате производственной деятельности общества по добыче полезных ископаемых образуются вскрышные породы в смеси практически неопасные, которые внесены в ФККО с присвоением кода 2 00 190 99 39 5. Для данного вида отходов установлен V класс опасности для окружающей среды.
Между тем, подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
Отнесение в соответствии с ФККО образуемого обществом отхода по наименованию к коду 2 11 111 11 20 5 не является препятствием для проверки химического и компонентного состава отхода в ходе проводимой компетентным органом проверки.
Позиция государственного органа в этой части основана на результатах плановой выездной проверки, результаты которой оформлены Актом от 25 августа 2021 года № 20/56-ОТ (том 1 л.д.109-114).
Относительно указанной проверки в материалы дела представлено Решение о проведении № 658-КМД от 23 июля 2021 года и Решение о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 6 августа 2021 года (том 1 л.д.45-48). Доказательства извещения юридического лица о проведении проверки в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 9 Акта от 25 августа 2021 года № 20/56-ОТ выявлены нарушения обязательных требований при деятельности ООО «СУР» на объекте, оказывающем негативное воздействие, а именно деятельность по размещению отхода IV класса опасности (согласно заключения ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО № 115/2021 от 12 августа 2021 года) – вскрышные породы в смеси практически неопасные осуществляется в отсутствие соответствующей лицензии.
Государственный орган в отзыве указывает, что факт осуществления ООО «СУР» деятельности по размещению отхода IV класса опасности доказан в рамках контрольно-надзорных мероприятий.
Исследуя представленные сторонами доказательства в этой части, судом установлено следующее.
В материалах дела имеется Заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № 115/2021 от 12 августа 2021 года, составленное ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО». Из текста заключения следует, что оно дано в отношении протокола испытаний № 867/3 пробы № 1 отвал «Южный» в точке с координатами N 48о54,42’E 142о,11,20’. По выводам экспертов в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V класса опасности проба № 1 отнесена к IV классу опасности (том 3 л.д. 72).
Из содержания Протокола испытаний № 867/3 от 10 августа 2021 года следует, что он составлен в отношении пробы № 1 отвал «Южный» в точке N 48о54,42’E 142о,11,20’ в соответствии с протоколом отбора проб № 3/867 от 27 июля 2021 года. Дата /время отбора 27 июля 2021 года 16 часов 25 минут; время поступления в лабораторию 30 июля 2021 года в 13 часов 20 минут (том 3 л.д. 77).
Государственный орган на предложение суда представить все документы к Акту проверки от 25 августа 2021 года № 20/56-ОТ протокол отбора проб № 3/867 от 27 июля 2021 года не представил.
Заявителем представлен Протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 27 июля 2021 года, составленный государственным инспектором ФИО4 с участием представителя ООО «СУР» ФИО5 и инженера-лаборанта ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО ФИО6 Согласно протоколу, инспектор произвел отбор проб образцов грунта (отходов) с отвала «Южный» в географических координатах N 48о54,42’E 142о,11,20,7’ в 15:32 часов. Проба отобрана в соответствии с ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, упакована в ПЭ пакет, уложена в термоконтейнер (том 1 л.д. 121-123).
Нормативное регулирование ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 «Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потреблений» предусматривает следующее.
На свалках (полигонах) при однородном распределении отходов пробы отбирают из расчета одна объединенная проба на 100 м2. Объединенную пробу составляют путем смешения не менее 5 точечных проб, отобранных методом конверта. Масса точечной пробы должна быть не менее 200 г.
Отобранные точечные пробы размещают на сухой чистой поверхности (бетонированная площадка, клеенка, полиэтилен и т.д.), тщательно перемешивают с помощью совка или лопаты, разравнивают тонким слоем в виде квадрата и делят по диагонали на четыре равные части. Отходы из двух противоположных частей отбрасывают, а две оставшиеся части соединяют, вновь перемешивают, разравнивают, и так до тех пор, пока не получится проба массой не менее 1 кг.
Отбор проб из емкостей для накопления твердых отходов производят из расчета одна объединенная проба на емкость. Объединенную пробу получают путем смешивания не менее 5 точечных проб массой не менее 200 г каждая. Точечные пробы следует отбирать на разных уровнях емкости для накопления отходов ( пункт 4.5 Методических рекомендаций).
Представленный протокол отбора проб от 27 июля 2021 года не содержит сведений о соблюдении инспектором установленных требований к отбору проб в соответствии с вышеуказанными правилами.
В письменном отзыве ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» ссылается на то, что объединенные пробы отобраны методом конверта – отобраны 5 точечных проб массой не менее 20 гр каждая, не указание в протоколах отбора типа пробы как объединенная, является технической ошибкой.
В наличии технической ошибки при составлении протокола можно было бы убедиться при исследовании фототаблицы, которая должна быть приложена к протоколу от 27 июля 2021 года, однако указанная таблица суду не представлена.
Кроме того, вызывает обоснованные сомнения в объекте исследования и тот факт, что протокол испытаний № 867/3 составлен по протоколу отбора проб от 27 июля 2021 года в 16:25 часов, тогда как представленный в дело протокол отбора проб от 27 июля 2021 года составлен в 15:32 часов. Из изложенного следует, что лаборатория ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» получила пробу № 1 , сопровожденную иным протоколом, составленным в иное время, что не позволяет соотнести полученные результаты исследования с отбором проб на отвале «Южный» ООО «СУР».
С учетом того обстоятельства, что установление класса опасности IV для вскрышных пород влечет для общества серьезные правовые последствия и налагает на общество существенные материальные обязательства, этот факт должен быть установлен достоверно. Между тем, совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о грубом нарушении порядка отбора проб, неясности в вопросе, те ли пробы были исследованы в лаборатории ЦЛАТИ по ДФО, что делает невозможным опираться на заключение № 115/2021 от 12 августа 2021 года.
На основании изложенного суд признает недоказанным факт размещения обществом отхода IV класса опасности, и как следствие недействительным представление в этой части.
Пункт 4 Предписания.
Деятельность по утилизации отхода III класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО № 115/2021 от 12.08.2021) – золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная осуществляется в отсутствии соответствующей лицензии.
Деятельность по утилизации отхода III класса опасности в силу приведенного выше ФЗ № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию. Установление факта осуществления этой деятельности в отсутствие лицензии является нарушением Федерального закона № 99-ФЗ и Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Государственный орган полагает указанный факт установленным по результатам лабораторных испытаний, проведенных в рамках плановой проверки, согласно протоколу испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» № 872/3 от 10 августа 2021 года, Заключению № 115/2021 от 12 августа 2021 года (том 3 л.д. 72, 73).
В материалы дела представлен Протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 27 июля 2021 года, составленный государственным инспектором ФИО4 с участием представителя ООО «СУР» ФИО5 и инженера-лаборанта ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО ФИО6 В ходе осмотра объекта «Котельная» на твердом топливе произведен отбор проб в солнечную погоду при температуре 32 градуса в соответствии с ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, в координатах N 48о55,02,9’E 142о,12,48,3’ в 16-00 часов (том 3 л.д. 53-54).
Из содержания протокола судом установлено, что инспектором допущены нарушения пункта 4.5 «Методических рекомендаций. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потреблений», и в этой связи заключение не может быть признано допустимым доказательством.
Пункт 6 Предписания : не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в части размещения отхода вскрышные породы в смеси практически неопасные (код по ФККО 20019099395).
Указанное нарушение описано аналогичным образом в Акте от 25 августа 2021 года пункт 17 (том 1 л.д. 112) .
В Акте проверки от 25 февраля 2022 года государственный орган указывает, что «на основании представленной информации из письма № 03/145 от 1 февраля 2022 года , образованные в 2020 году вскрышные породы ООО «СУР» в полном объеме утилизировались, в связи с производственной необходимостью, с вовлечением в сырье, что соответствует основам законодательства об отходах производства и подтверждается Актами выполнения работ, Журналами учета движения отходов ООО «СУР» за 2020 год. На основании вышеизложенного контролирующим органом сделан вывод о том, что предприятием не представлено документов с корректировкой сведений в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в части размещения отхода – вскрышные породы в смеси практически неопасные (том 1 л.д. 21 пункт 8).
Обществом составлена Декларация платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (том 2 л.д. 68-101).
Как уяснил суд, нарушение выражается в том, что при заполнении раздела 3 «Расчет сумм платы за размещение отходов производства и потребления» по пункту 4 «Наименование отходов» вскрышные породы в смеси практически неопасные, общество, показав образование отхода в количестве 122 538 895 тонн, весь объем отразило как «утилизированный», тогда как обязано было отразить в графе «12 Размещено в отчетном периоде, передано другим организациям в целях размещения». Вместо этого объема общество отразило «0» показатель (том 2 л.д. 98).
Выводы суда об отсутствии доказательств размещения отхода V класса опасности в процессе производственной деятельности мотивирован в настоящем решении.
Исследуя доводы общества о допущенных иных нарушениях прав заявителя при проведении проверок, суд установил следующее.
Частью 1статьи 9 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 11 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 данного Закона.
Часть 12 статьи 9 данного Закона предусматривает, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2 статьи 12 Закона № 294-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (часть 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона 3 294-ФЗ в части срока уведомления о проведении проверки, относятся к грубым нарушениям закона (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ), влекущим за собой недействительность результатов состоявшейся проверки.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание основано на результатах плановой выездной проверки, которая проведена согласно решению Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 658-КМД от 23 июля 2021 года. В материалы дела не представлено никаких доказательств об извещении общества о проведении плановой выездной проверки. В тексте Акта от 25 августа 2021 года №20/56-ОТ отсутствуют сведения о том, что с приказом о проведении проверки ознакомлено общество или лично какие-либо должностные лица общества.
Из текста Акта от 25 августа 2021 года следует, что выездная проверки проведена в сроки : с 27 июля 2021 года по 25 августа 2021 года. Также из представленных государственным органом документов следует, что проверка начата 27 июля 2021 года, когда были осуществлены действия осмотры и отборы проб, при которых, согласно протоколам, присутствовал представитель ООО «СУР» ФИО5 по доверенности. При этом сведения о вручении указанному должностному лицу копию решения о проведении проверки в протоколах отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным органом было допущено грубое нарушение Закона № 294-ФЗ, а именно части 12 статьи 9 приведенного закона.
Решение о проведении документарной внеплановой проверки № 100-КНД от 8 февраля 2022 года в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств извещения юридического лица о проведении документарной проверки. Нет иных уведомлений и запросов контролирующего органа, направленных или врученных ООО «СУР» в целях проведения проверки.
В соответствии со статьей 72 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя ( часть 4 и 5 статьи 21 Федерального закона № 248-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 98 Закона № 248-ФЗ до 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Контрольный (надзорный) орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
Федеральный закона № 248-ФЗ устанавливает случаи, при которых контрольные (надзорные) мероприятия могут быть проведены без предварительного уведомления контролируемого лица, а именно, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия стали сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ.
Так, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
Однако в деле отсутствуют сведения, что документарная внеплановая проверка проводилась в связи с получением сведений о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. Согласно пункту 2 Акта от 25 февраля 2022 года № 20/06-ОП документарная проверка проведена в рамках федерального государственного экологического надзора.
В силу положений пункта 1 и 3 части 2 статьи 91 Федерального закона № 248-ФЗ нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным, относится к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного надзора, являющимся основанием для отмены решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и признания результатов такого мероприятия недействительным.
С учетом изложенного суд признает недействительным пункты 1-4, 6 предписания № ОП-20-07/2022 от 25 февраля 2022 года, вынесенного Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез» удовлетворить.
Признать недействительными пункты 1-4, 6 предписания № ОП-20-07/2022 от 25 февраля 2022 года, вынесенного Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.
Судья О.Н. Боярская