ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2493/14 от 04.08.2014 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

Тел/факс 460-945, 460-952, сайт: info@sakhalin.arbitr.ru

Электронная почта- office@sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2493/2014

  04 августа 2014 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества «РН-Энергонефть» (ОГРН 1027700196952, ИНН 7706184465) о признании незаконным и отмене постановления № 43 по делу об административном правонарушении от 22.05.2014, вынесенного Территориальным отделом надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Сахалинской области Главного управления МЧС России по Сахалинской области,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «РН-Энергонефть» (далее – общество, заявитель) в лице филиала общества в Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 43 по делу об административном правонарушении от 22.05.2014, вынесенного Территориальным отделом надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Сахалинской области Главного управления МЧС России по Сахалинской области (далее – территориальный отдел, административный орган).

Определением суда от 09.06.2014 заявление принято, возбуждено производство по делу, определено рассмотреть дело в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Одновременно к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (далее – управление).

О принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства общество, территориальный отдел и управление извещены надлежащим образом.

В обоснование требования указано, что ЗАО «РН-Энергонефть» не является лицом, осуществляющим использование лесов,   поскольку не является собственником линейных объектов, не осуществляет строительство, реконструкцию либо эксплуатацию линий электропередач, расположенных на территории земель лесного фонда Охинского района, а на основании договора № 14-05-07/565/1 ЗД от 31.12.2013 проводит техническое обслуживание и технический ремонт линий электропередач. На основании изложенного заявитель полагает, что на ЗАО «РН-Энергонефть» не распространяются обязательства по обеспечению создания систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, возложенных Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417. Кроме того указывает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения, выраженные в неуведомлении юридического лица о проведении проверки, в отсутствии соответствующего распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя контролирующего (надзорного) органа, а также в отсутствии оснований проведения выездной проверки. В нарушение статьи 28.2 КоАП РФ в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указано место совершения административного правонарушения, не указаны сведения, являющиеся достаточными для определения события административного правонарушения (не конкретизированы линии электропередач и их местонахождение).

Территориальный отдел в представленном отзыве требование заявителя не признал в полном объеме, указав на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, в том числе и на соблюдение процедуры привлечения его к ответственности. Указав, что проверка проводилась в рамках имеющихся полномочий органов прокуратуры, реализованных во исполнение положений статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Управление отзыв на заявление не представило.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ЗАО «РН-Энергонефть» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.11.1998 Государственным учреждением Московская регистрационная палата, о чем 09.09.2002 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700196952 (ИНН 7706184465), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 07.03.2014 № 21.

Как видно из материалов дела, Охинской городской прокуратурой совместно с заместителем главного государственного инспектора Сахалинской области в Охинском лесничестве проведена проверка соблюдения ЗАО «РН-Энергонефть» требований пожарной безопасности в лесах и готовности к пожароопасному периоду 2014 года.

В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте № 11 проверки соблюдения норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров предприятий и организаций, ведущих работы в лесу и имеющих там свои объекты от 03.04.2014 (далее - акт проверки № 11 от 03.04.2014), установлено, что филиал ЗАО «РН-Энергонефть» в Сахалинской области в нарушение требований подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, и главы 14 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549, при осуществлении деятельности по эксплуатации и содержанию линий электропередач на территории Охинского района не имеет полного укомплектования средствами пожаротушения, а именно, отсутствует лесопатрульная пожарная машина.

30.04.2014 заместителем Охинского городского прокуратура по факту выявленных в ходе проверки нарушений в отношении общества, с участием главного инженера филиала ЗАО «РН-Энергонефть» Шмырова А.А., вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Материалы административного производства направлены для рассмотрения в Территориальный отдел надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области.

Определением территориального отдела от 13.05.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 22.05.2014 в 15 час. 00 мин.

22.05.2014 главным государственным Охинского района по пожарному надзору, с участием представителя ЗАО «РН-Энергонефть» Фесенко В.А., действующего на основании доверенности от 20.05.2014 № 858-юр, вынесено постановление № 43, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (далее - постановление № 43 от 22.05.2014).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив законность и обоснованность постановления № 43 от 22.05.2014, суд находит требование общества подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения), нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").

Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее – Правила № 417).

Пунктом 1 Правил N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктами 3, 5 Правил N 417 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Указанная мера пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно подпункту "в" пункта 13 Правил N 417 юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549 (далее - Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов), которым предусмотрены нормы наличия указанных средств в зависимости от вида осуществляемой на лесных участках деятельности.

Разделом XIV Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов установлены нормы при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В указанном разделе предусмотрено 15 видов средств пожаротушения, в том числе, лесопатрульные пожарные машины в количестве 1 штуки.

При этом указанные нормы приведены в расчете на один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта. На пожароопасный сезон пункт обеспечивается автомашиной высокой проходимости для перевозки людей и цистерной с водой, приспособленной для установки навесного насоса.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В рассматриваемом случае, общество (исполнитель) на основании договора № 14-05-007/565/13Д/22200914/0043Д от 31.12.2013, заключенного с ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» (заказчик), приняло на себя обязательства по оказанию услуг по оперативному управлению и техническому обслуживанию и текущему ремонту сетевого (или технического) электрооборудования заказчика (находящегося на праве собственности или ином законном праве владения и пользования, предназначенное для трансформации, распределения и передачи электроэнергии), а также выполнению других технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение содержания данного оборудования в рабочем состоянии.

Как указано выше, ЗАО «РН-Энергонефть» вменено нарушение приведенных требований действующего законодательства при эксплуатации линий электропередач на территории Охинского района, выразившееся в не полном укомплектовании филиала общества в Сахалинской области средствами пожаротушения: отсутствует лесопатрульная пожарная машина.

Между тем, указанные обстоятельства не подтверждены материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела (пункт 2 статьи 28.2 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах отражен в акте проверки № 11 от 03.04.2014, а также в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2014.

Иных доказательств совершения вменяемого правонарушения не имеется.

Между тем, ни вышеназванный акт, ни постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, не содержат сведений, на основании которых можно установить наличие в действиях ЗАО «РН-Энергонефть» указанных нарушений, а именно, административным органов не был исследован вопрос о месте совершения административного правонарушения - об участках, являющихся местами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи и других линейных объектов, к которым должны быть применены нормы наличия средств пожаротушения, предусмотренные разделом XIV Приказа Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549, не указано место расположения этих участков, их площадь, общая протяженность линейных объектов. С учетом того, что в данном разделе приведены нормы в расчете на один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, а также предусмотрено, что такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта.

Указывая в качестве места совершения административного правонарушения фактический адрес общества, в ходе производства по делу об административном нарушении не были установлены конкретные места фактического осуществления деятельности общества по использованию лесов (выделы лесных участков, в которых должны располагаться пункты сосредоточения противопожарного инвентаря), которые подлежали проверке.

Акт проверки № 11 от 03.04.2014 не содержит сведений о времени обнаружения правонарушений и продолжительности проверки. Сведения о том, выезжали ли проверяющие на конкретные лесные участки, конкретные пункты сосредоточения пожарного инвентаря лиц использующих лесные участки, и были ли проверены эти пункты на предмет наличия такого инвентаря, акт проверки не содержит.

Вменяя обществу в вину нарушение указанных требований, административным органом не был исследован вопрос о том, кому и на каком основании (право собственности, постоянное (бессрочное) пользование или аренда на основании проектов освоения лесов), были предоставлены лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач на территории Охинского района, а, следовательно, о лице, осуществляющем использование данных участков и ответственном в рассматриваемом случае за соблюдение Правил N 417.

Ссылка территориального отдела на договор оказания услуг по обслуживанию сетевого (технологического) электрооборудования № 14-05- 007/565/13Д/22200914/0043Д от 31.12.2013, судом отклоняется, поскольку предметом этого договора является оказание услуг управления, технического обслуживании и текущего ремонта сетевого (или технологического) электрооборудования Заказчика Условия об ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности при использовании лесного участка, в данном договоре отсутствуют.

Таким образом, наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения административным органом не доказано.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в ходе проверки соблюдения процессуальных требований производства по делу об административном правонарушении, судом установлено нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности.

Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение установленного порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2014 вынесено заместителем Охинского городского прокурора в отсутствие законного представителя ЗАО «РН-Энергонефть» - исполняющего обязанности генерального директора Пустового П.А., но с участием главного инженера филиала общества Шмырова А.А.

Однако главный инженер филиала общества в силу части 2 статьи 25.4. КоАП РФ не является законным представителем юридического лица.

При этом доказательств надлежащего уведомления законного представителя ЗАО «РН-Энергонефть» о времени и месте совершения вышеуказанного процессуального действия и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, административным органом в соответствии с требованием части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении административным органом процессуального порядка привлечения лица к административной ответственности.

Выявленные процессуальные нарушения, а также нарушения процедуры сбора и фиксации доказательств судом признаются существенными, поскольку препятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, возможность устранения данных недостатков отсутствует.

Остальные доводы лиц, участвующих в деле, не влияют на исход по рассматриваемому делу.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, постановление № 43 от 22.05.2014 подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление Территориального отдела надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Сахалинской области Главного управления МЧС России по Сахалинской области № 43 по делу об административном правонарушении от 22.05.2014, о привлечении закрытого акционерного общества «РН-Энергонефть» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова