ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2530/19 от 24.07.2019 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru  info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952  тел. 460-945

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                    Дело № А59-2530/2019

30 июля 2019 года

Резолютивная часть решения вынесена 24.07.2019 года, решение в полном объеме изготовлено 30.07.2019 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Министерству  имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)  о признании незаконным  бездействия, выразившегося в непередаче  жилых помещений (комнат) № 1-12, входящих в состав третьего этажа здания общежития, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, планировочный район Ново-Александровск, ул. Восточная, дом 11, квартира 21, общей площадью 446 кв. м,

при участии:

- от Администрации города Южно-Сахалинска – ФИО2, по доверенности от 09.07.2019 № Д-016-0137,

- от Министерства  имущественных и земельных отношений Сахалинской области – ФИО3, по доверенности от 27.12.2018 № 107,

ФИО4 – личность удостоверена по паспорту,

У С Т А Н О В И Л:

Администрации города Южно-Сахалинска (далее – заявитель, Администрация) обратилась Арбитражный суд Сахалинской области с указанным заявлением к Министерству  имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – Министерство).

Определением суда от 22.04.2019 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.

23.05.2019 от граждан ФИО5, ФИО6, ФИО4 поступили заявления о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением от 28.05.2019 суд удовлетворил заявления, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены граждане ФИО5, ФИО6, ФИО4

  В обоснование заявленного требования Администрация в своем заявлении, и его представитель в судебном заседании указали, что в силу норм действующего законодательства объекты жилищного фонда независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. В силу прямого указания закона, действовавшего в спорный период, общежитие относилось к объектам муниципальной собственности и подлежало передаче в собственность органа местного самоуправления, поскольку являлось жилищным фондом, однако, в нарушение действующего законодательства, в собственность администрации города Южно-Сахалинска была передана лишь часть здания общежития, а именно, помещения первого и второго этажа, тем самым казна городского округа «Город Южно-Сахалинск» недополучила жилые помещения общей площадью 446 кв.м.

Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании,  с требованиями Администрации не согласились, просили суд отказать в их удовлетворении. Спорные помещения переданы в общую долевую собственность гражданам, права зарегистрированы в ЕГРН. Согласно пунктам 52, 56 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться вопрос о праве на недвижимое имущество. Оспаривание зарегистрированного права осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. Кроме того, Министерство полагает, что указанные спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку отсутствуют доказательства того, что спорные правоотношения возникли в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Министерство обращает внимание на пропуск срока на обращение в суд.

ФИО4, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать  по доводам, изложенным в отзыве. Заявитель не предъявлял к ответчику требования по передаче спорного жилого помещения. Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N122-ФЗ, не регламентирует срок передачи объектов жилого фонда срок передачи имущества не установлен, более того, орган местного самоуправления в силу закона должен был направить предложение о передаче имущества органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений, из этого следует, что обязанности ответчика по передаче имущества истцу не возникло. Не передача спорного имущества на баланс органа местного самоуправления и последующая приватизация собственниками не влечет обязанности по переселению собственников и не ведет к убыткам, так как спорное жилое посещение (дом) включён в программу по переселению, где срок расселения - 2016 год. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным “законом”. Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования, поданного в порядке главы 24 АПК РФ. Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении и прав интересов, если иное не установлено федеральным законом. Южно-Сахалинским городским судом 25.12.2017 г. рассмотрено дело № 2-7550/2017 по иску ФИО4, ФИО6, ФИО5, к Управлению жилищной политики г. Южно-Сахалинска о предоставлении жилого помещения взамен непригодного, о признании отказа недействительным. К материалам дела были приобщены следующие документы: заключение межведомственной комиссии от 06.07.2017 года № 1207 о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания, постановление администрации г. Южно-Сахалинска от 04.08.201 № 2102-па. Следовательно, с учетом того, что действующее законодательство связывает начало течение срока на обжалование бездействия с момента, когда лицо узнало о нем, а не когда бездействие было окончено, следовательно, полагаем, что срок следует исчислять с 06.07.2017 года (с момента вынесения заключения межведомственной комиссии: о признании спорного помещения непригодным для проживания), либо максимальная поздняя дата 25.12.2017 года (решение Южно-Сахалинского городского суда по делу № 2-7550/17), что дает основания полагать, что срок установленный АПК РФ заявителем пропущен.

ФИО5, ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения настоящего дела. Представили отзывы, в удовлетворении требований просили отказать, в обоснование приведены доводы, аналогичные доводам ФИО4

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области № 760-р от 07.11.2007 «О передаче на баланс ГУП «Сахалинтрансуголь» неиспользуемого областного государственного имущества» из оперативного управления ГОУ НПО «Профессиональный лицей №1» изъята часть здания общежития, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл/район Ново- Аександровск, ул. Восточная, д. 11, в виде неиспользуемых для проживания девяти жилых комнат и помещений общественного пользования, входящих в состав всего третьего этажа здания, общей площадью 448, 4 кв.м.

В соответствии с указанным распоряжением за ГУП «Сахалинтрансуголь» закреплено на праве хозяйственного ведения указанное выше имущество, с одновременной его постановкой на баланс предприятия и придания ему статуса «служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда Сахалинской области».

На основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области № 1505-р от 12.09.2012 «О безвозмездной передаче имущества областной государственной собственности в собственность муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в собственность муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» из областной государственной собственности переданы объекты недвижимости, в том числе, 1-й и 2-й этажи жилого помещения, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл/район Ново-Александровск, ул. Восточная, д. 11.

На основании Распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Сахалинскской области № 2146-р от 15.10.2014 «О внесении изменений в сведения и состав объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием «Сахалинтрансуголь» внесены изменения в сводения и состав объектов, закрепленных за ГУП «Сахалинтрансуголь» на праве хозяйственного ведения, на основании результатов технической инвентаризации, проведенной Сахалинским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», в части объединения объектов «Жилые помещения (комнаты) № 1-2», расположенных по адресу: г. Южно-Сахалинск, плр. Ново-Александровск, ул. Восточная, <...> этаж, к. 1-12, в единый объект недвижимости «Жилое помещение» общей площадью 446 кв.м, расположенный по адресу: г. Южно- Сахалинск, плр Новоа-Александровск, ул. Восточная, <...> этаж, кадастровый номер 65:01:0910015:53.

Согласно Распоряжению № 2146-р ГУП предписано осуществить государственную регистрацию прав на объект недвижимости «Жилое помещение» общей площадью 4456 кв.м в Управлении Росреестра Сахалинской области.

Многоквартирный дом расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл/район Ново-Александровск, ул. Восточная, <...> этаж — 1932 года постройки, 3 этаж — 1979 года постройки.

На основании выписки из Реестра муниципального имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск» № 523-016/06 от 15.04.2019, 1 и 2 этажи являются собственностью администрации города Южно-Южно- Сахалинска.

Квартира № 21, общей площадью 446 кв.м, занимает весь третий этаж здания (комнаты 1-12, бывшее общежитие).

Усмотрев в бездействии Министерства, выразившегося в непередаче жилых помещений (комнат) № 1-12, входящих в состав всего третьего этажа здания общежития, нарушение 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122- ФЗ,  Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данный спор в соответствии со статьей 27 АПК РФ подведомственен арбитражному суду по субъектному составу участников спора, а также в связи с тем, что он носит экономический характер, поскольку связан с разграничением государственной и муниципальной собственности, осуществлением прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Вопрос о праве собственности на объект недвижимости - здание общежития и связанное с ним бездействие прямо относится к сфере имущественных отношений - экономической деятельности.

Учитывая изложенное, доводы Министерства о неподведомственности рассмотрения дела арбитражному суду являются необоснованными.

Из положений статьи 198 АПК РФ и разъяснений по вопросу ее применения, содержащихся в совместном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01. 07. 1996 № 6/8, следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов является одновременное несоответствие этого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложением № 3 к нему.

Пунктом 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления, объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В перечень таких объектов входит жилищный фонд, ранее переданный в ведение (на баланс) юридическим лицам.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находится в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений о передаче.

В силу норм действующего законодательства объекты жилищного фонда независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Как следует из материалов дела,на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области № 1505-р от 12.09.2012 «О безвозмездной передаче имущества областной государственной собственности в собственность муниципального образования городской округ «Город Южно- Сахалинск» в собственность муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» из областной государственной собственности переданы объекты недвижимости, в том числе переданы 1-й и 2-й этажи жилого помещения, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл/район Ново-Александровск, ул. Восточная, д. 11.

На основании выписки из Реестра муниципального имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск» № 523-016/06 от 15.04.2019, 1 и 2 этажи являются собственностью администрации города Южно-Южно- Сахалинска.

На основании Распоряжения министерства имущественных и земельных отношений СахалинсксЖ области № 2146-р от 15.10.2014 «О внесении изменений в сведения и состав объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием «Сахалинтрансуголь» внесены изменения в сводения и состав объектов, закрепленных за ГУП «Сахалинтрансуголь» на праве хозяйственного ведения, на основании результатов технической инвентаризации, проведенной Сахалинским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», в части объединения объектов «Жилые помещения (комнаты) № 1-2», расположенных по адресу: г. Южно-Сахалинск, плр. Ново-Александровск, ул. Восточная, <...> этаж, к. 1-12, в единый объект недвижимости «Жилое помещение» общей площадью 446 кв.м, расположенный по адресу: г. Южно- Сахалинск, плр Новоа-Александровск, ул. Восточная, <...> этаж, кадастровый номер 65:01:0910015:53.

Многоквартирный дом расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл/район Ново-Александровск, ул. Восточная, <...> этаж — 1932 года постройки, 3 этаж — 1979 года постройки.

Квартира № 21, общей площадью 446 кв.м, занимает весь третий этаж здания (комнаты 1-12, бывшее общежитие).

Вместе с тем, спорное помещение с кадастровым номером 65:01:0901015:54 (ранее присвоенный номер 65:01:0901015:53), расположенное по адресу: г.Южно-Сахалинск, п/р Ново-Александровск, ул.Восточная, д.11, кв.21 (этаж 3), 446 кв.м, на основании договора передачи жилого помещения в собственность от 04.12.2014 передано в общую долевую собственность ФИО6, ФИО5, ФИО4

Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.04.2015 внесены записи регистрации №№ 65-65/001-65/001/011/2015-661/4, 65-65/001-65/001/011/2015-661/3, 65-65/001-65/001/011/2015-661/5, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.04.2019; свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2015 серии 65 АБ № 238143, выданной ФИО5 (вид права: общая долевая собственность в праве 20/100); свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2015 серии 65 АБ №238142, выданной ФИО6 (вид права: общая долевая собственность в праве 27/100); свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2015 серии 65 АБ №238144, выданной ФИО4 (вид права: общая долевая собственность в праве 53/100).

Следовательно, в отношении спорного жилого помещения, которое передано в собственность третьим лицам, имеется спор о праве, подлежащий защите в рамках гражданско-правового спора, в связи с чем, избранный Администрацией способ защиты, предусмотренный главой 24 АПК РФ, не приведет к восстановлению права, которое заявитель  считает нарушенным.

Таким образом, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, не приведено правовое обоснование по вопросу о том, каким образом избранный способ судебной защиты может способствовать восстановлению нарушенного права заявителя.

Поскольку заявление о признании незаконным бездействия Министерства, подлежащее рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, непредполагает разрешение спора о праве на жилое помещение между Администрацией и третьими лицами, у суда отсутствуют  основания для удовлетворения заявленных требований, что согласуется с разъяснениями, данными в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

В соответствии с частью 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 АПК РФ).

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока законом ставится в зависимость от усмотрения суда.

Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования, поданного в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из анализа приведенной нормы следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Как следует из материалов дела, Администрация оспаривает бездействие, выразившееся в непередаче жилых помещений в муниципальную собственность, с заявлением в суд обратилась 22.04.2019 года.

Судом установлено, что Южно-Сахалинским городским судом рассмотрено дело № 2-7550/2017 по заявлению ФИО6, ФИО7, ФИО4 к Администрации города Южно-Сахалинска, МКУ «Управление жилищной политики» о признании отказа Управления жилищной политики от 05.09.2017 недействительным.

При рассмотрении дела интересы Администрации в судебном заседании представляла представитель по доверенности ФИО2

В решении Южно-Сахалинского городского суда от 25.12.2017 указано на наличие в материалах дела следующих документов:

заключение межведомственной комиссии № 1207  от 06.07.2017, на основании которого жилое помещение квартира № 21 (этаж 3) признана непригодной для проживания;

свидетельство о праве собственности на квартиру;

Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 04.08.2017 № 21-2-па о признании квартиры непригодной для проживания;

письмо Администрации города Южно-Сахалинска от 05.09.2017 об отказе собственникам квартиры в предоставлении жилых квартир взамен непригодных для проживания.

Следовательно, заявителю было известно о том, что спорное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке на праве собственности за третьими лицами с 06.07.2017 (на основании заключения  межведомственной комиссии № 1207  от 06.07.2017), а также на  основании решения Южно-Сахалинского городского суда от 25.12.2017 года.

Действующее процессуальное законодательство не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании действий незаконными. В силу положений части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом. Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.

Вместе с тем, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием уважительных причин в порядке статьи 117 АПК РФ Администрацией не представлено.

Определением суда от 27.06.2019 суд предлагал заявителю представить в суд письменные пояснения с учетом доводов, изложенных в отзыве Министерства (в котором, в числе прочего, указывалось на пропуск Администрацией процессуального срока).

Между тем, в дополнительных пояснениях от 24.07.2019 Администрацией не приведено возражений относительно пропуска срока, не представлены причины, по которым заявитель обратился в суд позже установленного срока.

В судебном заседании представитель Администрации пояснила, что о принадлежности спорного помещения на праве собственности Администрации стало известно только в ходе судебного разбирательства по делу № 2-7550/17, решение по которому вступило в силу 27.03.2018 года (Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским дела Сахалинского областного суда), в связи с чем, Администрация считает, что срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, не пропущен.

Суд отклоняет указанные доводы, поскольку они опровергаются, в том числе, заключением межведомственной комиссии № 1207 от 06.07.2017 (в котором указано на право собственности граждан ФИО4, ФИО5, ФИО6), на основании которого жилое помещение квартира № 21 признана непригодной для проживания; Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 04.08.2017 № 2102-па о признании квартиры непригодной для проживания, письмо Администрации города Южно-Сахалинска от 05.09.2017 об отказе собственникам квартиры в предоставлении жилых квартир взамен непригодных для проживания.

В заключении межведомственной комиссии № 1207 от 06.07.2017 указано на наличии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.06.2017 года № 65/001/003/2017-5217. Согласно выписке из ЕГРН право собственности зарегистрировано за ФИО4,  ФИО5, ФИО6 24.04.2015.

Пропуск срока на обжалование бездействия, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела, доказательства, представленные сторонами, установив отсутствие совокупности обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200, 201 АПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Остальные доводы участников процесса правового значения не имеют и на результаты рассмотрения настоящего спора не влияют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 115, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования Администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Министерству  имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)  о признании незаконным  бездействия, выразившегося в непередаче  жилых помещений (комнат) № 1-12, входящих в состав третьего этажа здания общежития, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, планировочный район Ново-Александровск, ул. Восточная, дом 11, квартира 21, общей площадью 446 кв. м отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                               Е.М. Александровская