ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2540/08 – С 7
24 сентября 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2008 г.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Канищевой А. П., при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Родник» к Муниципальному образованию Городской округ «Поронайский», Отделу жилищной политики администрации муниципального образования Городской округ «Поронайский», Финансовому управлению муниципального образования Городской округ «Поронайский», Главному Финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов в лице Федерального Казначейства по Сахалинской области о взыскании суммы убытков, в связи с предоставлением субсидий по оплате услуг водоснабжения малоимущим гражданам, при участии представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 01.01.2008 года,
от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области – ФИО2 по доверенности от 09.01.2008 года № 1.13./2,
от Финансового управления муниципального образования Городской округ «Поронайский» - ФИО3 по доверенности от 09.01.2008 года № 16,
в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Родник» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к ответчикам: Муниципальному образованию Городской округ «Поронайский», Отделу жилищной политики администрации муниципального образования Городской округ «Поронайский», Финансовому управлению муниципального образования Городской округ «Поронайский», Главному Финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов в лице Федерального Казначейства по Сахалинской области о взыскании суммы убытков, в связи с предоставлением субсидий по оплате услуг водоснабжения малоимущим гражданам в сумме 2 553 770 рублей 16 копеек.
В обоснование заявленного требования указано, что 01.01.2004 года между ООО «Родник» и муниципальным образованием «Поронайский район» был заключен договор на исполнение муниципального заказа по предоставлению населению муниципального образования «Поронайский район» субсидий по оплате услуг за водоснабжение. Во исполнение условий договора истец в период с января 2005 года по декабрь 2005 года включительно, а также в июле 2006 года предоставлял субсидии по оплате услуг водоснабжения малообеспеченным гражданам, имеющим право на субсидию в соответствии с Положением «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999г., № 887, от 30.08.2004 года № 444) на общую сумму 2 553 770 рублей 16 копеек, которую истец просит взыскать с ответчиков.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования. В качестве ответчиков указал: Муниципальное образование Городской округ «Поронайский» в лице Финансового управления, Сахалинская область в лице Главного финансового управления, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Сахалинской области.
Просит взыскать с ответчиков сумму убытков, понесенных ООО «Родник» в связи с предоставлением субсидий малообеспеченным гражданам, проживающим в <...> по оплате услуг водоснабжения в период с апреля 2005 года по декабрь 2005 года включительно в сумме 1 158 476 рублей 75 копеек, проценты за несвоевременное возмещение убытков в сумме 277 491 рубль 22 копейки, в остальной части заявлен отказ от иска.
Представитель истца в судебном заседании отказ от части исковых требований о взыскании с ответчиков убытков, понесенных ООО «Родник» в связи с предоставлением субсидий гражданам, проживающим в <...> по оплате услуг водоснабжения в период с января 2005 года по март 2005 года и в июле 2006 года поддержал, просит взыскать 1 158 476 рублей 75 копеек, проценты за несвоевременное возмещение убытков в сумме 277 491 рубль 22 копейки.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в судебном заседании исковые требования отклонил по доводам, изложенным в отзыве на иск, в котором указал, что в соответствии с Актом расчетов по межбюджетным отношениям на 01 января 2006 года, в 2005 года субъекту (Сахалинской области), выделены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 94 459 000 рублей.
В соответствии с Актом расчетов по межбюджетным отношениям на 01 января 2007 года, в 2006 году субъекту (Сахалинской области), выделены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 303 904 000 рублей.
Таким образом, правовые основания для взыскания убытков понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения за счет средств федерального бюджета отсутствуют.
Представитель ответчика – Финансового управления администрации городского округа «Поронайский» в судебном заседании пояснил, что согласно сведениям, имеющимся в Финансовом управлении, в 2006 году ООО «Родник» предоставило населению субсидий на общую сумму 2 954 310,50 рублей, указанные средства возмещены Обществу в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями. В частности, платежным поручением № 659 от 30.06.2006 года ООО «Родник» перечислено авансом 607 355,41 рублей за июнь, июль 2006 года. Кроме того, платежным поручением № 1982 от 15.12.2005 года Финансовым управлением перечислено ООО «Родник» 300 000 рублей в счет начисленных субсидий за декабрь 2005 года.
Ответчик - Финансовое управления администрации городского округа «Поронайский» также заявило о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию, указав, что согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, истец обратился в суд после 16.07.2008 года.
В остальной части заявленных требований Финансовое управление администрации городского округа «Поронайский» частично признало иск на сумму 561 634,22 рублей.
Ответчик - Главное Финансовое управление Сахалинской области в отзыве на иск также указало на пропуск истцом срока исковой давности, поскольку ООО «Родник» обратилось в суд 16.07.2008 года. Кроме того, ответчик указал, что в первом квартале 2006 года на основании статистического отчета № 22-ЖКХ (субсидии) за 2005 год производится окончательный расчет по возмещению расходов, связанных с предоставлением населению в 2005 году субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. На сумму излишне переданных в 2005 году средств уменьшается финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (включая электроэнергию) в 2006 году.
В областном бюджете на 2006 год было предусмотрено на указанные цели для муниципального образования «Поронайский район» 50 600 тыс. рублей, фактически начислено субсидий населению в сумме 47 163 тыс. рублей. С учетом задолженности за 2005 год муниципальному образованию «Поронайский район» было перечислено из областного бюджета 50 106 тыс. рублей. Перефинансирование за счет средств областного бюджета на 01.01.2007 года составило 509 тыс. рублей. Таким образом, задолженности по жилищным субсидиям областного бюджета перед МО «Поронайский район» за 2005-2006 годы по состоянию на 01.01.2007 года не имелось.
Представители ответчиков - Главного Финансового управления Сахалинской области, Муниципального образования Городского округа «Поронайский», Отдела жилищной политики администрации муниципального образования Городской округ «Поронайский», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ввиду чего суд рассматривает дело в их отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
01.01.2004 года между ООО «Родник» (Исполнитель) и муниципальным образованием «Поронайский район» (Заказчик) был заключен договор на исполнение муниципального заказа по предоставлению населению муниципального образования «Поронайский район» субсидий по оплате услуг за водоснабжение.
В соответствии с пунктом 1.1. настоящий договор заключен в целях организации исполнения Муниципального заказа органа местного самоуправления (Заказчика) по предоставлению субсидий при оплате услуг водоснабжения гражданами, проживающими в муниципальном жилфонде и индивидуальных жилых домах в г. Поронайске. Пунктом 1.2. указанного договора предусмотрено, что Заказчик поручает, а Исполнитель муниципального заказа принимает на себя обязательство по предоставлению субсидий населению при оплате услуг водоснабжения, а Заказчик обязуется возместить Исполнителю суммы фактически предоставленных субсидий.
Во исполнение условий договора истец в период с января 2005 года по декабрь 2005 года включительно, а также в июле 2006 года предоставляло субсидии по оплате услуг водоснабжения малообеспеченным гражданам, имеющим право на субсидию в соответствии со ст. 15.4 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» и Положением «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999г., № 887, от 30.08.2004 года № 444) на общую сумму 2 553 770 рублей 16 копеек, что подтверждается списками льготников с указанием фамилий льготников, адресов их проживания, стоимости предоставленных льгот, а также выставленными на основании указанных списков соответствующих счетов-фактур.
На момент рассмотрения дела представителем истца представлено уточнение заявленных исковых требований, в соответствии с которым, истец просит взыскать с ответчиков сумму убытков, понесенных ООО «Родник» в связи с предоставлением субсидий малообеспеченным гражданам, проживающим в <...> по оплате услуг водоснабжения в период с апреля 2005 года по декабрь 2005 года включительно в сумме 1 158 476 рублей 75 копеек, проценты за несвоевременное возмещение убытков в сумме 277 491 рубль 22 копейки, в остальной части заявлен отказ от иска.
Согласно п.п. 2, 5 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказа истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В соответствии с п.4 ч.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Из материалов дела каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении закона или прав других лиц, не установлено, ввиду чего суд принимает отказ от части исковых требований в размере 1 375 293,41рублей и прекращает производство по делу в указанной части.
Исковые требования подтверждены списками граждан, заверенными отделом жилищной политики, счетами-фактурами, представленными в материалы дела, актами сверки. Размер уточненных исковых требований сторонами не оспаривался. Невозмещение истцу в полном объеме расходов связанных с предоставлением субсидий по оплате услуг водоснабжения малоимущим гражданам, послужило основанием для обращения ООО «Родник» с указанным иском в арбитражный суд.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ «О принципах и порядке разграничения ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» определено, что разделение полномочий РФ и ее субъектов в области социальной защиты производится на уровне органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01.03.2005 года) финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 15.4. Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего на тот момент, возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 года к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
В 2005 году Субъекту (Сахалинской области) выделены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 94 459 000 рублей, что подтверждается актом сверки расчетов по межбюджетным отношениям на 01 января 2006 года (за 2005 год) между Управлением Федерального казначейства РФ по Сахалинской области и Главным финансовым управлением Сахалинской области.
Согласно пункту 1 Положения о порядке предоставления субвенций, дотаций и субсидий муниципальным образованиям из областного бюджета в 2002 году № 5, утвержденного Постановлением губернатора Сахалинской области от 30.01.2002 № 5, перечисление из областного бюджета субвенций, дотаций и субсидий муниципальным образованиям осуществляется ГФУ Сахалинской области в течение года в пределах сумм, утвержденных Законом об областном бюджете по целевому назначению.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2005 год» предоставление муниципальным образованиям субвенций на возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (включая электроэнергию) из фонда компенсаций, производится в течение квартала ежемесячно в виде авансовых перечислений на покрытие произведенных расходов по предоставлению субсидий по данным, ежемесячно направляемым муниципальными образованиями в департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в соответствии с заключенными соглашениями. По итогам отчетного квартала на основании статистического отчета N 22-ЖКХ (субсидии) в следующем за отчетным квартале главным финансовым управлением Сахалинской области производится уточнение перечисленных сумм возмещения и корректировка квартальных лимитов бюджетных ассигнований.
В первом квартале 2005 года на основании статистического отчета N 22-ЖКХ (субсидии) за 2004 год производится окончательный расчет по возмещению расходов, связанных с предоставлением населению в 2004 году субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, за счет средств областного бюджета. При этом размер средств, направляемых из областного бюджета на эти цели, не может превышать разницы между объемом начисленных в 2004 году субсидий, расчетным размером дотации из федерального Фонда софинансирования на эти же цели в 2004 году и суммой средств, предусмотренных консолидированным бюджетом области на 2004 год в разделе "Жилищно-коммунальное хозяйство" на частичное возмещение указанных расходов за счет средств местного бюджета. На сумму излишне переданных в 2004 году средств областного бюджета уменьшается финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (включая электроэнергию) в 2005 году.
В областном бюджете Сахалинской области на 2005 год на указанные цели МО «Поронайский район» было предусмотрено 34 959 тыс. рублей. Фактически начислено субсидий населению на сумму 41 372 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2005 года МО «Поронайский район» было перефинансировано на эти цели на сумму 5 741 тыс. рублей, подлежало перечислению из областного бюджета в местный бюджет 35 631 тыс. рублей. Фактически профинансировано 33 197 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2006 года остался долг за областным бюджетом на сумму 2 434 тыс. рублей. В областном бюджете на 2006 год было предусмотрено на указанные цели для МО «Поронайский район» 50 600 тыс. рублей, фактически начислено субсидий населению в сумме 47 163 тыс. рублей. С учетом задолженности за 2005 год муниципальному образованию «Поронайский район» было перечислено из областного бюджета 50 106 тыс. рублей. Перефинансирование за счет средств областного бюджета на 01.01.2007 года составило 509 тыс. рублей.
Таким образом, судом установлено, что Главное Финансовое управление Сахалинской области выполнило свои обязательства по перечислению денежных средств из областного бюджета муниципальному образованию и задолженности по жилищным субсидиям за 2005-2006 года перед МО «Поронайский район» по состоянию на 01.01.2007 года не имело, что сторонами не оспаривается. Однако, администрация Муниципального образования «Поронайский район» обязанность по возмещению суммы фактически предоставленных субсидий при оплате услуг водоснабжения гражданами, проживающими в муниципальном жилфонде и индивидуальных жилы домах в г. Поронайске исполнило не в полном объеме, в результате чего, убытки, понесенные ООО «Родник» в связи с предоставлением субсидий малообеспеченным гражданам, проживающим в <...> по оплате услуг водоснабжения в период с апреля 2005 года по декабрь 2005 года включительно составили 1 158 476 рублей 75 копеек.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 22.06.2006 года № 23 установлено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Учитывая вышеизложенные и приведенные нормы закона, суд полагает расходы, произведенные истцом на предоставление малообеспеченным гражданам субсидий по оплате услуг водоснабжения в период с апреля 2005 года по декабрь 2005 года включительно в сумме 1 158 476 рублей 75 копеек подлежащими взысканию за счет казны муниципального образования городской округ «Поронайский».
В иске к ответчикам: Сахалинская область в лице Главного финансового управления, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Сахалинской области отказать.
Требования истца о взыскании процентов за несвоевременное возмещение убытков в сумме 277 491 рубль 22 копейки суд считает необоснованными, поскольку отношения являются бюджетными и вытекают из бюджетного законодательства, финансовые средства поступают по целевому назначению. Ответчик не является коммерческой организацией, своих доходов не имеет. В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации наличия вины не усматривается.
Истцом предъявлена к взысканию стоимость услуг водоснабжения, оказанных гражданам льготных категорий за период с марта по декабрь 2005 года.
Согласно ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Срок исполнения расходных обязательств наступает по истечению финансового года.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав составляет три года.
Исковое заявление ООО «Родник» подало в суд в 17 июля 2008 года, то есть в пределах установленного законом срока.
Таким образом, на основании вышеизложенного, вышеприведенных норм закона и иных правовых актов, исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Родник» с учетом уточнений подлежат удовлетворению в сумме 1 158 476 рублей 75 копеек и взысканию с Финансового управления администрации городского округа «Поронайский». Возражений по заявленному размеру убытков ответчиком в судебном заседании не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 49, 151, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ ООО «Родник» от части требований о взыскании 1 375 293,41 рубль. Производство по делу в данной части прекратить.
Исковые требования ООО «Родник» удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления администрации городского округа «Поронайский» за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью «Родник» убытки в сумме 1 158 476, 75 (один миллион сто пятьдесят восемь тысяч четыреста семьдесят шесть) рублей 75 копеек.
В остальной части в удовлетворении иска ООО «Родник» отказать.
Взыскать с Финансового управления администрации городского округа «Поронайский» за счет казны муниципального образования государственную пошлину в доход федерального бюджета 17 292 рубля 78 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия или Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья А. ФИО4