ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2576/12 от 17.07.2012 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                    Дело № А59-2576/2012

17 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 июля 2012 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатурским А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (ОГРН<***>, ИНН<***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН<***>, ИНН<***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области – представитель не явился,

индивидуальный предприниматель ФИО1 не явился,

У С Т А Н О В И Л :

Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (далее – управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования указано, что предприниматель, имеющий лицензию на осуществление перевозок более 8 человек и обязанный в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, при осуществлении данного вида деятельности допустил нарушения законодательства в области автомобильного транспорта, что нашло свое отражение в материалах проведенной управлением проверки. По данному факту в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В судебное заседание Управление, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя  не направило.

Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От предпринимателя поступило заявление о признании заявленного управлением требования и о рассмотрении дела в его отсутствие.

 В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.08.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>. При постановке на учет в налоговом органе предпринимателю присвоен ИНН <***>.

На основании приказа № 486/лиц от 06.09.2004 предпринимателю выдана лицензия серии АСС-65-300 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия по 06.09.2009. Лицензия продлена на основании приказа (решения) от 17.08.2009 №392 на срок с 07.09.2009 по 06.09.2014.

Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения и.о. начальника Управления государственного автодорожного  надзора по Сахалинской области ФИО2 от 22.05.2012 № 245/пров. управлением в период с 07 по 13 июня 2012 года проведена плановая выездная проверка предпринимателя на предмет соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

В ходе контрольных мероприятий установлено, что предпринимателем не соблюдаются требования подпунктов «а», «з» и «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение  № 280).

Выявленные нарушения выразились в несоблюдении предпринимателем  пунктов п. 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995г. №647 (далее – Правила учета №647), ст. 20 и ст.23  Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ (далее – Закон №196-ФЗ),п.2.3.3., п.2.3.4., п.2.3.5, п.2.5.2., п.2.5.4., п.2.5.5, п.2.5.6., п.2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.94 № 15 (далее – Приказ № 15),  раздела IV Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 №19,п.2.2., п.2.3.2.  п.2.3.5,  п.3.1 и п.3.2 Положения об обеспечении безопасности  перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2; пункта 39 Правил технической эксплуатации подвижного состава, утвержденных министром автомобильного транспорта РСФСР 09.12.1970, части 2 пункта 5, часть 3 пункта 6, часть 2 пункта 7 и пункты 13, 17 и 18Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»; Руководящий документ «Положение о проведении
инструктажей по безопасности движения с водительским составом» (Утвержден Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986), п.4 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15, ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»,
пункты 36, 37, 43  Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила № 112).

В ходе проверки установлено, что предприниматель ФИО1 не организовал и не проводит сверку с ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих ему транспортных средств, в связи чем, у него отсутствует возможность анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ему транспортных средств; не имеет собственной производственной базы, ангаров для хранения автомобилей и открытых площадок для хранения автомобилей, договора с предприятием или предпринимателем на хранение транспортных средств не представлены, что не исключает возможность неразрешенного использования их водителями; в целях своевременного устранения неисправностей не ведется учет неисправностей и их устранение; не ведет учет пробега транспортных средств  на дату проверки; у предпринимателя отсутствуют документы для регистрации проведения видов технического обслуживания транспортных средств (сервисные книжки), договор с предприятием, имеющим необходимое оборудование и специалистов; виды технических обслуживании не проводились; предприниматель не обеспечивает условия содержания транспортного средства в технически исправном состоянии - не проводит техническое обслуживание автобуса в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами; контроль технического состояния транспортных средств ФИО1 в
соответствии с п. 3.5 договора от 30.04.2012г. проводит индивидуальный предприниматель ФИО3 по адресу <...>, однако 09 июня 2012 установлено, что контроль технического состояния автобусов не проводился, транспортные средства не осматривались индивидуальным предпринимателем ФИО3, исполняющим обязанности контрольного механика, без осмотра транспортных средств, проставлялись печати в путевых листах, подтверждающие соответствие технического состояния автобусов; контроль технического состояния транспортных средств после рейса регулярно не проводится: 08 июня 2012 в графе 9 многодневного путевого листа на четные дни июня отсутствует печать механика, подтверждающая проведение контрольного осмотра автобуса; в
журнале учета путевой документации путевые листы не регистрируются, журнал регистрации путевых листов отсутствует; в многодневных путевых листах на июнь 2012 №№151, 152, 191, 192 имеются нарушения в заполнении: отсутствуют почтовый адрес и телефон индивидуального предпринимателя, не обеспечено хранение путевых листов; программа квалификационной подготовки водителей отсутствует, занятия по повышению профессионального мастерства водителей с 2011 года не проводились; сведения о проводимых инструктажах водительского состава не фиксируются в журнале, журнал отсутствует, водители необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте не обеспечены, инструктажи не проводятся;  ФИО1 не составляет ежемесячно графики работы (сменности) с учетом обязательных норм и особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей; учет рабочего времени не ведется (отсутствуют табели учета рабочего времени ф. Т-12); при проверке автобусов государственные регистрационные №№ К182ТС65 установлено, что билетная продукция индивидуального предпринимателя не соответствует требованиям: в билете №005003 отсутствует обязательный реквизит по стоимости проезда, используется билетная продукция индивидуального предпринимателя ФИО4 СЕ. (билет № 003141); в салонах автобусов, используемых на регулярных перевозках пассажиров по городским маршрутам: отсутствует информация о водителе, индивидуальном предпринимателе и контролирующих органах, на лобовых стеклах и (или) на правой стороне кузова не указано полное или краткое наименование перевозчика; не организовано регулярное проведение послерейсового медицинского осмотра водителей.

Результаты проверки управление оформило актом от 09.06.2012 №79.

По факту выявленных нарушений управление в отношении предпринимателя составило протокол об административном правонарушении  №001825 от 13.06.2012, в котором  действия предпринимателя квалифицированы  по ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ, который на основании статьи 23.1 КоАП РФ с прилагаемыми документами административного производства направлен в Арбитражный суд Сахалинской области для решения вопроса о привлечении  предпринимателя к административной ответственности.

Проверив в судебном заседании положенные в обоснование заявленного требования доводы и представленные доказательства, суд находит заявление управления обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствие с  подпунктами «а», «з» и «и» пункта 4 Положения № 280  к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров отнесено:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения)

- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в силу пункта 1 статьи 20 Закона 196-ФЗ, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификацииводителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным закономобязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.

В силу пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

В целях установления порядка учета ДТП, а также других сведений, характеризующих состояние работы по безопасности дорожного движения, в предприятиях и организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных не территории РФ, Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 «О форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств» утверждена форма учета ДТП владельцами транспортных средств.

Согласно части 4 пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ  юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение данных правовых положений ФИО1 не организовал  проведение ежемесячных сверок по дорожно-транспортным происшествиям с органами ГИБДД.

В соответствии с пунктом  2.5.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 (далее – Приказ № 15) владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет обеспечения охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.

Из материалов дела следует, что предприниматель в нарушение данной нормы не имеет производственной базы, ангаров и открытых площадок для хранения автомобилей, тем самым, не обеспечивается охрана транспортных средств.

Согласно статье 18 Закона № 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В свою очередь, владельцы лицензий обязаны обеспечить условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84 (пункт 2.5.2 Приказа № 15).

Аналогичные требования закреплены в пункте 3.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2.

Как видно из материалов дела, у предпринимателя отсутствуют документы регистрации проведения технического обслуживания транспортных средств, в том числе сервисные книжки, а также договоры с предприятием, имеющим необходимое оборудование и специалистов. Кроме того, предпринимателем не проводятся виды технических обслуживаний. Следовательно, предприниматель не обеспечивает условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии в виде проведения технического обслуживания автобусов в порядке и сроки, определенные действующими нормативными документами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, в силу пункта 5 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» к обязательным реквизитам путевого листа относятся, в том числе: сведения о собственнике (владельце) транспортного средства – для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Согласно пунктам 17, 18 вышеназванного Приказа собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

         Судом установлено, что представленные предпринимателем  многодневные путевые листы за июнь 2012 года №№151, 152, 191, 192, оформленные в отношении эксплуатируемых предпринимателем автобусов Чорус (регистрационный знак <***>) и ГАЗ-322132 (регистрационный знак <***>), не содержат обязательные реквизиты: почтовый адрес и номер телефона лицензиата, а также сведения о транспортном средстве – показания одометра (полные км пробега) при выезде и по возвращении к месту стоянки. В нарушение указанных норм в журнале учета путевой документации не регистрируются путевые листы. Более того, у предпринимателя отсутствует и сам журнал регистрации путевых листов. Предпринимателем также не обеспечено хранение путевых листов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, относится, в частности, организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.

Материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается, что данные нормативные требования им не выполняются, а именно: программа квалификационной подготовки водителей отсутствует, занятия по повышению профессионального мастерства водителей в 2011 году и в 2012 году не проводились.

На основании п.п.2.3.3, 2.3.4 Приказа №15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий регулярно информируют водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения; обеспечивают водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки.

Между тем, в нарушение указанных  требований  инструктаж водительского состава предпринимателем не проводится, журнал проводимых инструктажей отсутствует.

Пунктами 36, 37 и 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее – Правила №112) предусмотрено, что над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика; внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; е) указатели мест расположения огнетушителей; ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Из содержания пункта 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом следует, что документальным подтверждением расходов на оплату услуг регулярных перевозок является билет. Формы и обязательные реквизиты билетов предусмотрены в приложении N 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, к которым относятся: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета; дата отправления; время отправления; дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи билета; время продажи билета (пункт 43).

С учетом изложенного отсутствие в билетах реквизитов, которые указанными Правилами отнесены к числу обязательных, свидетельствует о несоответствии билетов установленным требованиям.

Из материалов дела следует, что в салонах автобусов, используемых предпринимателем для регулярных перевозок пассажиров по городским маршрутам, отсутствует информация о водителе, индивидуальном предпринимателе и контролирующих органах; на лобовом стекле и (или) на правой стороне кузова не указано полное или краткое наименование перевозчика.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 (далее – Положение №15), установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

Пунктами 3, 4  Положения №15 предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно п.2.6.2 приказа №15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий: обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего: ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

Между тем, судом установлено и подтверждено материалами дела, что предпринимателем при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования вышеперечисленные требования в части составления графиков работы и учета рабочего времени,  не выполнены.

Владельцы лицензий обязаны обеспечить условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84 (пункт 2.5.2 Приказа № 15).

Аналогичные требования закреплены в пункте 3.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2.

В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 и таблицей 2.1 Положения  о техническом  обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта,  утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).

ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.

Периодичность технического обслуживания  автобусов  определяется в зависимости от пробега транспортного средства в км.  Так, ТО-1  для автобусов следует проходить через 3 500 км, ТО-2 через 14 000 км.

Как видно из материалов дела, предпринимателем не представлены документы регистрации проведения технического обслуживания транспортных средств, в том числе сервисные книжки, где фиксируются виды технического осмотра, и инструкции с указанием сроков проведения технических осмотров, выданные заводом-изготовителем. На дату проверки учет пробегов не велся. Следовательно, предприниматель не обеспечивает условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии в виде проведения технического обслуживания автобусов в порядке и сроки, определенные действующими нормативными документами.

Судом установлено и подтверждено материалами дела (протоколом об административном правонарушении №001825 от 13.06.2012,  актом проверки № 79 от 09.06.2012, актами осмотра автобуса от 09.06.2012, лицензией на перевозку пассажиров, выпиской  из реестра  лицензий, содержащей  сведения на транспортные средства, на которые выданы лицензионные карточки,  договорами от 30.04.2012 и от 28.09.2011, путевыми листами за июнь 2012 года №№151, 152, 191, 192, объяснительной предпринимателя от 09.06.2012), что предпринимателем при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования указанные выше требования транспортного законодательства не выполнены.

Указанные  выше письменные доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания  факта совершения  предпринимателем вменяемого ему правонарушения и наличия у него  возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Принимая во внимание изложенное, и имеющиеся в деле доказательства, суд  установил нарушение предпринимателем лицензионного требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, установленного подпунктами «з» и «и»  пункта 4 Положения № 280.

В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения требований  Управления о привлечении  предпринимателя к ответственности по ч.3 ст.14.1  КоАП РФ за нарушения, связанные с обязанностью предпринимателя  вести учет  неисправностей  и их устранение, а также необходимости проведения после рейсового медицинского осмотра.

На основании 2.5.5 приказа №15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств.

Таким образом, положения приказа №15 не устанавливают  обязанности владельцев лицензий  вести учет  неисправностей  и их устранения.

Согласно ст.20 Закона «О безопасности  дорожного движения» к лицензионным требованиям относится невыполнение обязанности  владельцем лицензии по проведению пред рейсового медицинского осмотра водителей, а не после рейсового.

В остальном, как установлено судом, у предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  КоАП РФ установлена ответственность.

В силу ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Следовательно, требования Управления являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исследовав порядок производства по делу об административном правонарушении, суд установил, что он осуществлен в соответствии с процессуальными требованиями. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, в присутствии предпринимателя, с соблюдением представляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством прав. Существенных нарушений порядка административного производства не выявлено.

При назначении наказания суд учитывает, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, обстоятельств, отягчающих его административную ответственность,  не установлено,  в связи с чем, полагает возможным назначить ему наказание в минимальном размере санкции в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Суд не находит оснований для назначения наказания в виде предупреждения, поскольку предприниматель совершил несколько нарушений в области безопасности дорожного движения и защиты прав потребителей.

В действиях предпринимателя суд не усматривает малозначительности совершенного правонарушения, поскольку  совершенное им правонарушение представляет общественную опасность  регулируемым отношениям, связанным с безопасностью дорожного движения и  защитой прав потребителей на предоставление услуг по перевозке пассажиров.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Южно-Сахалинска, Сахалинской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 30.08.2004  Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***> (ИНН <***>), проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей, который подлежит перечислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (УГАДН по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН – <***>, КПП – 650101001, Код – 10611690040040000140, р/сч. 40101810900000010000, ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК 046401001, К/счет – нет, ОКАТО 64401000000.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.

В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в арбитражный суд.

Если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, штраф взыскивается в принудительном порядке. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Судья                                                                                    И.Н. Шестопал