ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2643/2012 от 07.08.2012 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2643/2012

10 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2012 года. Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2012 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатурским А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (ОГРН 1056500748160 ИНН 6501163102) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №АП-01-063/2012 от 06.06.2012, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (ОГРН 1046500639998, ИНН 6501152735),

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» - Шафигулиной Ф.Г. по доверенности от 17.07.2012 №18-01/09588,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области – Петроченко Р.И. по доверенности №05-36/135 от 28.03.2012, Шпанагель Н.Ю. по доверенности от 16.04.2012 №РМ 05-36/193,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (далее – общество, заявитель, ООО «РН-Сахалинморнефтегаз») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее – административный орган, Управление, Росприроднадзор) о признании незаконными и отмене постановления от 06.06.2012 №АП-01-063/2012, которым общество за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

В обоснование заявленного требования, уточненных по доводам, указано, что, привлекая общество к административной ответственности, административный орган, пришел к неправомерному выводу о несоответствии объема использования природного газа на месторождении Восточное Даги установленному на 2011 на уровне 2,5%, фактическому использованию в пределах 1,8%.

Общество ссылается на то, что протоколом совместного совещания представителей Сахалинского управления Ростехнадзора и ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» от 21.12.2010 согласована Программа горных работ ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» на 2011 год. Согласование годовых планов развития работ осуществляется Ростехнадзором на основании Постановление Госгортехнадзора РФ от 24.11.1999 N 85 «Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ».

Программа развития горных работ ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» на 2011 год согласованная с Сахалинским управлением Ростехнадзора предусматривает уровень использования нефтяного газа по месторождению Восточное Даги в объеме 1%.

Вместе с этим, при рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом установлено, что уровень использования природного нефтяного газа составил 1,8%, что в свою очередь свидетельствует выполнении согласованного плана горных работ ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» на 2011 год, а также о более высоком уровне объема использования добытого природного нефтяного газа.

Выполнение согласованного плана горных работ свидетельствует об обеспечении рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых, свидетельствует о недопущении сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ.

Также заявитель не согласен с тем, что он является надлежащим субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.8.10 КоАП РФ, поскольку не является недропользователем.

В судебном заседании представитель ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и возражении на отзыв.

Представители Управления в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему.

Заслушав доводы участников процесса, показания допрошенного в качестве свидетеля работника Сахалинского управления Ростехнадзора Еремеевой О.В., изучив материалы дела, суд находит требование ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в период с 09.04.2012 по 23.04.2012 Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» требований законодательства Российской Федерации при использовании попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) на эксплуатируемых юридическим лицом месторождениях.

В ходе документарной проверки установлено следующее.

Разработка месторождения Восточное Даги, включая добычу нефти и газа, осуществляется на основании лицензии ЮСХ 00823 НЭ, выданной ОАО «НК «Роснефть» Территориальным агентством по недропользованию по Сахалинской области на основании приказа от 07.11.2006 №52-п, действительной до апреля 2013 года.

ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» осуществляет услуги по разработке месторождения Восточное Даги, расположенного в 36 км севернее пгт. Ноглики Ногликского района Сахалинской области, на основании Договора №0000111/3502Д от 30.12.2011 на оказание операторских услуг по добычи нефти, газового конденсата, природного и попутного (нефтяного газа), заключенного между ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» и ОАО «НК «Роснефть», а в 2011 году на основании Договора №0000110/3956Д.

Действующей проектной документацией на разработку месторождения Восточное Даги является «Технологическая схема разработки месторождения Даги», утвержденная протоколом заседания ЦКР Роснедр (бюро нефтяной секции) от 25.06.2008 №4321, в соответствие с которой работа по объекту на период 2008-2012 согласована по варианту 4 с показателем использования ПНГ в 2011 году на уровне 95%.

В соответствие с информацией, представленной обществом, за 2011 год фактическая добыча попутного нефтяного газа на месторождении Восточное Даги составила 475 тыс. м3 (100%), из них 8, 441 тыс.м3 использовано (1,8 %) , а 466, 599 тыс. м3 сожжено, что в процентном соотношении составляет 98,2%.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что обществом допущены нарушения требований по рациональному использованию недр, а именно - нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.

Обществом допущены нарушения ст.23 Закона «О недрах».

15.05.2012 Сахалинским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ, материалы проверки направлены для рассмотрения в Управление.

06.06.2012 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области вынесено постановление №АП-01-063/2012, которым ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

На основании ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее -АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

На основании ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании ст.ст. 7 и 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон №2395-1),в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Таким образом, пользователем недр может быть только лицо, получившее лицензию на пользование участком недр.

В соответствии со ст. 11 Закона N 2395-1, основные условия пользования недрами, в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, определяются лицензией на право пользования недрами.

На основании ст.22 Закона №2395-1,пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу ст.23 Закона №2395-1, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Как следует из материалов дела лицензия ЮСХ12839 НЭ на право пользования недрами на участке в 36 км севернее пгт.Ноглики Ногликского района Сахалинской области, выдана ОАО «Нефтяная компания «Роснефть». Неотъемлемой составной частью настоящей лицензии является, в том числе, лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр газонефтяного месторождения Восточное Даги, расположенное на территории Сахалинской области (далее - соглашение).

Разделом 4 Соглашения утверждены условия пользования лицензионным участком, под пунктами 4.4.-4.5. прописана необходимость разработать и предоставить распорядителю недр программу по использованию попутного газа, объем утилизации газа определяется в соответствие с утвержденными проектными документами на разработку месторождения, а также согласовать проект разработки месторождения с органами Госгортехнадзора и охраны природы.

При этом, в соответствие с пунктами 1.4.-1.5. лицензионного соглашения, право пользования недрами не может быть передано Владельцем лицензии третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленным гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О недрах» или иными федеральными законами; Лицензия на право пользования недрами не может быть передана Владельцем лицензии третьим лицам, в том числе в пользование.

Соответственно, пользователем недр месторождения Восточное Даги является ОАО «НК «Роснефть», которое в силу статьи 22 Закона №2395-1 и обязано обеспечивать соблюдение требований технических проектов, планов, схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией при разработке месторождения Восточное Даги.

Что касается заявителя, то общество действовало в 2011 году на основании договора №0000110/3956Д на оказание операторских услуг по добыче нефти, газового конденсата, природного и попутного (нефтяного) газа от 30.12.2010, заключенного между ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» (оператор) и ОАО «НК «Роснефть» (Владелец лицензии), в соответствии с условиями которого оператор обязался оказывать владельцу лицензии услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в т.ч. осуществлять добычу нефти, газового конденсата, попутного нефтяного и природного газа, осуществлять его подготовку и сдачу транспортирующим организациям, а также конечным покупателям (по соответствующим договорам реализации углеводородного сырья владельца лицензий), осуществляя услуги своими силами и средствами, на взаимосогласованных сторонами условиях. Ответственность за оказываемые услуги оператор несет перед владельцем лицензии только в рамках заключенного между сторонами договора №0000110/3956Д.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» не является субъектом вменяемого ему правонарушения.

Довод Управления о возможности привлечения оператора работ к ответственности за выявленное нарушение со ссылкой на положения Постановления Верховного Совета РФ от 15.07.1992 №3314-1, суд находит необоснованным в силу следующего.

Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 №3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами (далее- Положение).

Согласно п.16.1 указанного Положения, владельцы лицензий имеют право привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, которые принимают на себя ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ.

Вместе с тем, согласно п.16.2 Положения, обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдать требования технических проектов и схем развития горных работ возложена на владельцев лицензии.

Положения Закона №2395-1, говоря о необходимости соблюдения обязанностей установленных Законом, относят такие требования к пользователю недр, т.е., владельцу лицензии за исключением только одного случая, указанного в ст.24 Закона о том, что непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Проанализировав приведенные выше положения нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что ответственность за вмененное нарушение законодательства о недрах перед государством должно нести ОАО «НК Роснефть» как пользователь недр, а не общество. Доказательств того, что общество является пользователем недр, Управление суду не представило.

Также суд полагает, что Управление не установило и не доказало вину общества в совершении правонарушения.

Из материалов дела установлено, что действующей проектной документацией на разработку месторождения Восточное Даги установлен показатель использования владельцем лицензии попутного нефтяного газа в 2011 году на уровне 95%.

Между тем, согласно программе горных работ на 2011 год, Сахалинским Управлением Ростехнадзора объем использования попутного нефтяного газа на 2011 год согласован на уровне 1%, остальные 98% -сжигание на факеле.

По факту общество использовало попутный нефтяной газ в 2011 году в объеме 1,8 % от 100 % добытого.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 №71 утверждены Правила охраны недр.

Согласно п.п. 50 и 51 Правил охраны недр, в случаях, когда проектной документацией предусматривается разработка месторождения полезных ископаемых на срок до трех лет, составления годового плана не требуется.

Нормативы потерь попутного (растворенного) газа при добыче нефти устанавливаются не выше уровней потерь, предусмотренных условиями лицензии на пользование недрами.

Как установлено судом, спорной проектной документацией разработка месторождения полезных ископаемых предусмотрена на срок более 3-х лет, следовательно, составление годового плана требуется.

Постановлением горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 №85 утверждена Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ (далее- Инструкция).

Согласно п.п. 5, 6, 8,21, 23,26,27,30,36 Инструкции, под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ (далее - годовой план) в настоящей Инструкции понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого - разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее проектом), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.

Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.

Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ЦКР) и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ТКР) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), научных и проектных организаций.

При рассмотрении годового плана территориальным органам Госгортехнадзора России следует обращать особое внимание на соответствие планируемых направлений и объемов горных работ техническому проекту и проектным технологическим документам; предотвращение сверхнормативных потерь.

Результаты рассмотрения годового плана оформляются протоколом, в котором указываются представители территориального органа Госгортехнадзора России и пользователя недр, принявшие участие в его рассмотрении. По результатам рассмотрения может быть принято решение либо по согласованию годового плана, либо по отказу в согласовании, либо по переносу даты рассмотрения.

В решении о согласовании годового плана указываются перечень согласованных нормативов потерь и разубоживания при добыче по выемочным единицам.

Согласованию не подлежат годовые планы в случаях выявления в них существенных нарушений законодательных и нормативных требований, а также условий лицензий на пользование недрами, отклонений от проектов, возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами и норм безопасности, невыполнения условий согласования годовых планов за предыдущий период.

Производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается.

Нормативы потерь попутного (растворенного) газа при добыче нефти не должны превышать уровни потерь, предусмотренные условиями лицензии на пользование недрами.

Таким образом, анализ положений Инструкции, которая является нормативным правовым актом, позволяет суду прийти к выводам, что нормативы потерь полезных ископаемых, согласованные Ростехнадзором в годовом плане, не должны превышать уровни (величин) нормативов потерь, установленных в утвержденном владельцу лицензии проекте разработки месторождения полезных ископаемых. В противном случае годовой план работ не согласовывается, в силу чего, работы по добыче полезных ископаемых производиться не могут.

Показания допрошенного в качестве свидетеля работника Сахалинского управления Ростехнадзора Еремеевой О.В. суд оценивает критически, поскольку ею дано иное толкование положений указанной Инструкции и действий Управления Ростехнадзора при согласовании годового плана горных работ, а использованные ею понятия использование и утилизация попутного нефтяного газа приведены без ссылок на нормы права.

При этом, довод Управления, что если нормативы потерь, установленные проектной документацией, отличаются от согласованных нормативов потерь органами Ростехнадзора, то недропользователь должен использовать уровни потерь, указанные в техническом проекте суд находит несостоятельным, поскольку Инструкция запрещает производство работ в отсутствие согласованных нормативов потерь в плане работ на конкретный год, а ст. 22 Закона о недрах говорит об обязанности недропользователя обеспечить в равной мера соблюдение требований как технических проектов, так и планов и схем развития горных работ, не указывая о преимуществах одного перед другим.

Изучение программы горных работ месторождения Восточное Даги на 2011, разработанное обществом, показало, что заявитель установил следующие показатели разработки месторождения - добыча попутного нефтяного газа-0,483 млн. м3, сжигание на факеле -98%, товарная продукция -1%.

Суд полагает, что сжигание газа на факеле не означает его использование, а предполагает его утилизацию, поскольку в таком случае отсутствует какая-либо польза, в частности, для использования в качестве топлива, на продажу или для других целей.

План горных работ на 2011 год с нормируемыми показателями потерь был согласован Сахалинским управлением Ростехнадзора в 2010 году.

Управление Ростехнадзора согласовало потери газа путем сжигания на факеле в объеме 98%, использование газа в качестве товарной продукции на уровне 1% .

Таким образом, суд приходит к выводу, что нормативы потерь попутного газа при добыче нефти, установленные обществом и согласованные ему Ростехнадзором на 2011 год, превысили уровень потерь газа, предусмотренные условиями лицензии на пользование недрами, что является недопустимым.

Вместе с тем, в нарушение требований КоАП РФ, Управление в ходе рассмотрения дела не дало правовой оценки законности или незаконности согласования таких нормативов потерь Управлением Ростехнадзора и наличия вины общества в осуществлении горных работ с такими согласованными нормативами потерь.

Довод Управления о том, что согласованные нормативы потерь не должны были применяться обществом, поскольку такие нормативы потерь ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ в соответствии постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 №921 суд находит необоснованным в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 №921 утверждены нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее- Нормативы) .

Указанные нормативы разработаны в соответствии со ст.342 Налогового кодекса РФ для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых, которыми выступают недропользователи. Доказательств того, что заявитель является плательщиком указанного налога, Управление суду не представило.

Согласно п. 5 Нормативов, нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

Управление не представило суду доказательства утверждения на 2011 год Министерством энергетики РФ для ОАО «НК Роснефть» нормативов потерь углеводородного сырья по спорному месторождению и их показатели, в связи с чем, суд лишен возможности сравнить соответствующие показатели нормативов потерь с нормативами потерь, согласованными для общества Ростехнадзором и с показателями использования попутного нефтяного газа, установленного на 2011 год проектной документацией месторождения.

В этой связи, Управление не доказало совершение обществом правонарушения, связанного с иным нерациональным использованием недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.

Таким образом, установив, что заявитель не является в данном случае субъектом вменяемого ему административного правонарушения и не доказана его вина в совершении правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.

В силу ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, оспариваемое заявителем постановление от 06.06.2012 №АП-01-063/2012 по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.

Остальные доводы сторон на исход по делу не влияют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ОГРН 1046500639998, ИНН 6501152735) от 06.06.2012 по делу об административном правонарушении №АП-01-063/2012 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (ОГРН 1056500748160 ИНН 6501163102) административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 800 000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья И.Н.Шестопал