АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск
18 мая 2022 года Дело № А59-2666/2021
Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2022. В полном объеме решение изготовлено 18.05.2022.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ойношевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Флагман» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
администрации муниципального образования «Холмский городской округ»
- о признании незаконными действий департамента выразившихся в отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов;
- о возложении обязанности на департамент заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 на основании заявления от 18.03.2021 на новый срок без проведения торгов;
- о признании постановления администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.04.2021 № 591 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 администрации муниципального образования «Холмский городской округ» незаконным,
третье лицо –Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.01.2021 (сроком на 3 года),
от Департамента – ФИО2 по распоряжению от 23.11.2020 № 1013-к (в режиме онлайн-заседания),
от администрации – ФИО3 по доверенности от 10.01.2022 № 8-д (в режиме онлайн-заседания),
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Флагман» (далее – заявитель, общество, ООО «Флагман») обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Департаменту по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – Департамент), администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – Администрация)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов;
- о возложении обязанности на департамент заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 на основании заявления от 18.03.2021 на новый срок без проведения торгов;
- о признании постановления администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.04.2021 № 591 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 администрации муниципального образования «Холмский городской округ» незаконным.
Определением суда от 07.07.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО «Холмский городской округ».
Протокольным определением суд изменил процессуальный статус Администрации МО «Холмский городской округ» на соответчика.
В обоснование заявленных требований, общество указало, что между муниципальным образованием «Холмский городской округ», в лице Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ», и ООО «Флагман» 20.05.2020 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3, расположенного по ул. Железнодорожная в г. Холмске, общей площадью 2271,62 кв. м. № 31 срок аренды - по 19.04.2021.
В настоящее время договор аренды не расторгнут, арендатор земельным участком пользуется, арендную плату вносит. Земельный участок предоставлен истцу в аренду без проведения торгов. Заявитель соответствует п.п. I и. 3 ст. 39.6 ЗК РФ.
18 марта 2021 года Общество обратилось в адрес администрации, Департамента с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 на новый срок в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
16 апреля 2021 года получен ответ Департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования «Холмский городской округ» об отказе в принятии к рассмотрению указанного в заявлении вопроса в связи не соответствием заявления административного истца требованиям ни одной из муниципальных услуг.
Также, при подаче заявления о заключении договора аренды земельного участка на новый срок истцом соблюдены условия пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ, граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности поименованных в нем условий.
Ранее заключенный договор аренды земельного участка не был расторгнут с истцом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ, в том числе по причине использования земельного участка не по целевому назначению, порче земель, создания или возведения на земельном участке самовольной постройки, не внесение арендной платы.
Общество отмечает, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, собственники которых обладают исключительным правом на приобретение этого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ.
Постановлением администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 28.07.2020 № 832 утверждён Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» и подведомственными ей учреждениями, для которых должны быть разработаны административные регламенты, информация о которых должна быть размещена в региональном реестре и на портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Перечень).
Под порядковым номером 50 в Перечне значится муниципальная услуга «Предоставление без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, государственная собственность некоторые не разграничена, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование на территории муниципального образования «Холмский городской округ». Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование на территории муниципальною образования «Холмский городской округ» утвержден постановлением администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.03.2020 № 500 (далее - Регламент).Согласно пункту 1.2.1 подраздела 1.2. раздела 1 Регламента заявителями являются получатели муниципальной услуги. Получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица.
Согласно подпункту 6) пункта 1.2.1.3. подраздела 1.2 раздела I Регламента при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов получателем муниципальной услуги является лицо, с которым заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствие с подразделом 2.2 раздела 2 предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» через Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ». С 26.01.2021 согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц правопреемником Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ» является Департамент по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования «Холмский городской округ».
Истец к заявлению от 18.03.2021 предоставил ответчику полный пакет документов согласно Регламенту.
В соответствие со статьёй 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в нем оснований.
Ни один из 26 перечисленных в статье 36.16 ЗК РФ пунктов не имеет место на дату подачи заявления 18.03.2021. Постановлением администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 21.09.2021 № 1084 земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000013:3 зарезервирован сроком на 3 (три) года для размещения электрических зарядных устройств (зарядной станции) для электромобилей». В заявлении истец просит заключить договор аренды земельного участка на новый срок для целей резервирования.
Размещение электрических зарядных устройств осуществляется в рамках реализации программы «Дальневосточная ипотека» в Сахалинской области под патронажем Правительства Сахалинской области.
Ни ЗК РФ, ни Регламентом предоставления муниципальной услуги не предусмотрено основание для отказа в предоставлении земельного участка и муниципальной услуги, указанное в отказе в предоставлении земельного участка аренду без проведения торгов в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации в связи с несоответствием заявления истца требованиям ни одной из муниципальных услуг.
В отказе от 16.04.2021 Департамент дополнительно сообщает, что Постановлением Правительства Российской Федерации oт 03.12.2014 № 1300 утверждён перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Общество считает, что буквальное толкование норм материального права не обязывает уполномоченный орган по распоряжению земельными участками только на выдачу разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дляразмещения объектов, указанных в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Данный подход обусловлен тем, что размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Наделение Правительства РФ полномочиями по установлению перечня объектов, которые также можно размещать на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления и установления сервитута является важной новеллой земельного законодательства. Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2014 №1300 (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены объекты совершенно различного назначения (от инженерных коммуникаций до элементов благоустройства и лодочных станций). Порядок и условия размещения объектов, указанных в Перечне, определяются субъектами Российской Федерации.
Данная норма земельного законодательства предусматриваем право граждан и юридических лиц на такое использование земельных участков с целью упрощения порядка размещения таких объектов.
Действия ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка на новый срок без проведения торгов в соответствие с ЗК РФ, нарушают права истца на использование земельного участка, препятствуют реализации права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов по надуманным основаниям, не имеющим правовой основы.
В общей сложности ООО «Флагман» является арендатором вышеуказанного земельного участка на протяжении 11 лет. Земельный участок был изначально предоставлен в аренду не пригодный для использования. На месте благоустроенного силами и средствами арендатора земельного участка был овраг. Истец привёл спорный земельный участок в состояние, пригодное к использованию. Произведены значительные по объёму земляные работы по отсыпке оврага, произведено асфальтирование, ограждение и освещение земельного участка. Принцип платности землепользования осуществлялся путем внесения арендных платежей
Арендная плата за использование земельного участка вносится па реквизиты, указанные в п. 3.3 договора от 20.05.2020 № 31. своевременно и в полном объёме.
До окончания срока аренды ООО «Флагман» в соответствие с требованиями действующего земельного и гражданского законодательства обратился в орган местного самоуправления о передаче земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 в долгосрочную аренду.
В рамках досудебного претензионного порядка урегулирования спора в адрес ответчика - Департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования «Холмский городской округ» ООО «Флагман» 21.04.2021 направило обращение о несогласии с отказом, признании отказа необоснованным, о рассмотрении заявления в рамках предоставления муниципальной услуги «Предоставление без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование па территории муниципального образования «Холмский городской округ».
Ответчик в ответе на претензию от 17.04.2021 № 1044 отказывая в её удовлетворении по основаниям несоответствия заявителя - ООО «Флагман» требованиям п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и предоставлении спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования «Холмский городской округ».
Более того, истец 21.04.2021 подал заявление о выдаче разрешения на размещение объекта на территории муниципального образования «Холмский городской округ». 17.05.2021 письмом № 1045 ООО «Флагман» отказано в выдаче такого разрешения.
Учитывая, что передача спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования «Холмский городской округ» осуществлена на основании постановления администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.04.2021, после подачи истцом заявления о заключении договора аренды па новый срок от 18.03.2021, истец полагает, что ответчик сознательно препятствует использованию истцом спорного земельного участка в предпринимательской деятельности, создаёт искусственные препятствия реализации нрава истца на аренду земельного участка в соответствие с ЗК РФ, налицо злоупотребление правом.
В настоящее время ответчик требует вернуть земельный участок и подписать акт возврата. В соответствие с п.п. 13 п. 4.4. раздела 4 договора аренды арендатор при расторжении договора обязан привести земельный участок в первоначальное состояние и передать земельный участок арендодателю. При таких обстоятельствах истец вынужден будет все улучшения земельного участка изъять. Действия ответчика и не заключение нового договора аренды земельного участка существенно подрывают экономику предприятия ООО «Флагман».
Постановление принято администрацией исключительно с целью отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 истцу, принятие вышеназванного Постановления ответчик использует в качестве «обеспечительных мер» по распоряжению земельным участком. Поскольку в данном случае иного обстоятельства, чем наличие ограниченного вещного права на земельный участок, позволяющего оправдать отказ ответчика в предоставлении земельного участка, либо выдачи разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления публичного сервитута, нет.
Кроме того, с момента регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком до настоящего времени Ответчик не привёл вид разрешённого использования земельного участка в соответствие с целями резервирования земельного участка и с Классификатором видов разрешённогоиспользования, утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540.
В соответствие с п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника.
Таким образом, в силу прямого указания закона, право постоянного (бессрочного) пользования администрации муниципального образования «Холмский городской округ» земельным участком с кадастровым номером 65:09:0000013:3 ограничивает его оборотоспособность, является препятствием для его передачи в аренду не только истцу по основаниям, изложенным в исковом заявлении, но и на торгах, открытых как по составу, так и количеству участников, препятствует использованию земельного участка без предоставления земельного участка и установления публичного сервитута для реализации целей резервирования земельного участка.
Наличие права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000013:3 ограничивает право истца на заключение нового договора аренды земельного участка, лишает законного права на аренду земельного участка без проведения торгов, существенно подрывают экономику предприятия ООО «Флагман».
В случае приобретения другого земельного участка, от истца потребуются дополнительные денежные средства и людские ресурсы для приведения его состояние, пригодное для использования. На период приведения участка в такое состояние, у истца возникнут дополнительные расходы на оплату услуг по хранению своей техники у сторонних организаций. В условиях пандемии непредвиденные расходы будут крайне нежелательны и экономически не выгодны для Истца.
Департамент в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, в обоснование, указав на следующее.
Согласно ч. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13,14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
В своих требованиях истцом делается акцент на пп. 1 указанной нормы, полагая на наличие у него преимущественного права, поскольку предыдущие договора заключались без проведения торгов.
Между тем, данная норма имеет отсылочный характер, так как такое предоставление возможно только при соблюдении определенных условий, предусмотренных п. 4 указанной статьи, в том числе, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При отсутствии в совокупности условий п. п. 3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса установлены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из анализа данных норм, следует ООО «Флагман» не входит в указанный перечень лиц, имеющих право на заключение договора аренды без торгов, земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 на новый срок, в связи с отсутствием правовых оснований.
Ссылка истца на отсутствие оснований для отказа в соответствии с положениями ст. 39.16. Кодекса неосновательна, поскольку пп. 1, п. 1 данной статьи прямо предусмотрен отказ в случае обращения лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Доводы о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в силу положений пп. 2 ст. 39.6 для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения несостоятельна, поскольку истцом вместе с заявлением не представлены документы, подтверждающие намерение разместить указанные в статье объекты на спорном земельном участке.
Администрация в представленном отзыве и ее представитель в судебном заседании указали на необоснованность заявленных требований, в обоснование правовой позиции приведены доводы, аналогичные доводам Департамента.
20.04.2021 года в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Холмский городской округ» данный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования «Холмский городской округ», о чем имеется запись регистрации права в ЕГРН № 65:09:00000:13:3-65/027/2021 -1.
Указанное постановление было принято в рамках мероприятий (дорожной карты) по развитию электромоторного топлива на 2020 год на основании п. 4.3 Протокола заседания Правительства Сахалинской области от 29.06.2020 № 20 «О реализации «Дальневосточная ипотека» в Сахалинской области», для размещения электрического зарядного устройства (зарядной станции) для электромобилей.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
На основании Постановления Администрации МО ГО «Холмский городской округ» от 20.05.2020 № 534 «О заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3» между муниципальным образованием (Арендодатель) и ООО «Флагман» (Арендатор) заключен договор аренды от 20.05.2020 года № 31 земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3.
Согласно Договору от 20.05.2020 года № 31, срок действия установлен с 20.05.2020 года по 19.04.2021 года, общая площадь участка составляет 2 271,62 кв.м, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка – коммунально-складские объекты, местоположение (адрес) участка: относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>.
Постановлением администрации МО ГО «Холмский городской округ» от 02.07.2020 № 715 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 с «Коммунально-складские объекты» на «Служебные гаражи» (код 4.9).
18.03.2021 общество обратилось с заявлением о заключении договора аренды на срок 10 лет без проведения торгов в соответствии с пп.4 п.2 и п.4 статьи 39.6, пп.1, п.8 статьи 39.8, п.7 статьи 39.16 ЗК РФ для размещения электрического зарядного устройства (зарядной станции) для электромобилей.
16.04.2021 года Департамент по управлению муниципальным имуществом в письме № 938 сообщил об отсутствии оснований для принятия заявления к рассмотрению, в связи с несоответствием заявления требованиям муниципальных услуг, поименованных в Административном регламенте предоставления муниципальных услуг.
Дополнительно, Департамент проинформировал общество о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который входят, в том числе, и зарядные станции (терминалы) для электротранспорта.
21.04.2021 года обществом в адрес Департамента направлены возражения (исходящий № 2778) на ответ от 16.04.2021№ 938, в которых заявитель выразил несогласие с отсутствием оснований для рассмотрения представленного обществом заявления от 18.03.2021 года о заключении договора аренды на новый срок.
В обоснование общество указало, что в соответствии с п. 1.2.1.3 Регламента по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов заявителем может являться арендатор земельного участка, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого участка в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Право на заключение нового договора аренды возникает у общества на основании пп.4 п.2 статьи 39.06 ЗК РФ.
17.05.2021 года письмом (исходящий № 2044) Департамент по результатам рассмотрения обращения общества от 21.04.2021 года № 2778 сообщил следующее.
Постановлением администрации МО ГО «Холмский городской округ» от 18.12.2020 № 1564 административный регламент от 20.03.2019 № 500 признан утратившим силу и утвержден новый административный регламент «Предоставление без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование на территории МО ГО «Холмский городской округ».
Кроме того, Департамент проинформировал общество о том, что 20.04.2021 года в соответствии с постановлением администрации МО «Холмский городской округ» № 591 данный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО «Холмский городской округ», о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости № 65:09:00000:13:3-65/027/2021-1 от 28.04.2021 года..
Со ссылкой на положения п.2 статьи 39.16 ЗК РФ, в соответствии с которым, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса, Департамент отказал в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена».
22.04.2021 года обществом в адрес Департамента направлено заявление о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объекта на территории МО «Холмский городской округ», а именно, электрического зарядного устройства (зарядной станции) для электротранспорта, со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»).
17.05.2021 (исходящий № 2045) Департамент отказал обществу в выдаче разрешения на основании п.9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в связи с тем, что земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
29.04.2021 письмом № 1012 Общество проинформировано о необходимости освобождения земельного участка в связи с окончанием срока аренды земельного участка, актом возврата земельного участка, арендатор в лице общества возвратил земельный участок арендодателю.
Полагая, что действия департамента, выразившиеся в отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов, постановление администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.04.2021 № 591 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемы ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм и разъяснений по вопросу их применения, содержащихся в совместном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01. 07. 1996 № 6/8, следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов является одновременное несоответствие этого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого акта действий закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 30 Перечня отнесены зарядные станции (терминалы) для электротранспорта.
Порядок и условия размещения на территории Сахалинской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утверждены Закон Сахалинской области от 30.12.2015 N 132-ЗО "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Сахалинской области" (принят Сахалинской областной Думой 24.12.2015).
Общество полагает, что имеет право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, поскольку спорный земельный участок постановлением Администрации МО «Холмский городской округ» от 21.09.2020 № 1084 был зарезервирован для муниципальных нужд для размещения электрических зарядных устройств (зарядной станции) для электромобилей.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Диспозиция указанной правовой нормы содержит общие условия для ее реализации, конкретизация которых подлежит установлению в каждом самостоятельном случае.
В настоящем споре основания для ее применения с учетом отсутствия признаков капитальности зарядных станций (терминалов) для электротранспорта, их технического назначения и возможности их размещения на испрашиваемом земельном участке на основании соответствующего разрешения уполномоченного органа, без предоставления земельного участка, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, принимая во внимание пояснения представителей сторон, суд, установил, что в рассматриваемом случае, зарядные станции (терминалы) для электротранспорта, не обладают признаками объекта капитального строительства и в соответствии с действующим законодательством (пункты 10, 11 части 1 статьи 1, часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) для размещения таких объектов не требуется получение разрешения на строительство, в связи с чем, приходит к выводу, что данные объекты подлежит размещению на земельном участке без его предоставления и установления сервитута в порядке, регламентированном статьей 39.33 ЗК РФ, на основании Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
Следовательно, оспариваемый обществом отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, является законным.
При этом не имеет правового значения основания отказа, изложенные Департаментом и оспариваемые обществом, поскольку нарушение прав и законных интересов в рассматриваемом случае не допущено.
С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в порядке подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ обратилось лицо, которое в рассматриваемом случае не имеет такого права, в связи с чем, оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы ООО «Флагман».
Немаловажным является и то обстоятельство, что обществом в адрес Департамента было направлено заявление о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объекта на территории МО «Холмский городской округ», а именно, электрического зарядного устройства (зарядной станции) для электротранспорта, со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»).
17.05.2021 (исходящий № 2045) Департамент отказал обществу в выдаче разрешения на основании п.9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
При этом отказ Департамента в выдаче разрешения обществом в установленном порядке не оспаривался.
Наряду с требованием о признании незаконными действий департамента выразившихся в отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов, общество просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.04.2021 № 591 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 администрации муниципального образования «Холмский городской округ».
Как следует из материалов дела, 20.04.2021 года на основании Постановления Администрации МО «Холмский городской округ» № 591земельный участок предоставлен Администрации МО «Холмский городской округ» в постоянное (бессрочное) пользование (запись регистрации 65:09:0000013:3-65/027/2021-1 от 28.04.2021).
Нормативно предоставление спорного участка в безвозмездное пользование обосновано пп.2 п.2 ст. 39.9 ЗК.
В соответствии с пп.2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением Администрации МО «Холмский городской округ» от 21.09.2020 № 1084 земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000013:3 был зарезервирован для муниципальных нужд для размещения электрических зарядных устройств (зарядной станции) для электромобилей на основании п. 4.3 Протокола заседания Правительства Сахалинской области от 29.06.2020 № 20 «О реализации программы «Дальневосточная ипотека» в Сахалинской области.
Предоставление участка в постоянное (бессрочное) органу местного самоуправления обусловлено, в том числе, мероприятиями (дорожной картой) по развитию электромоторного топлива на 2020 год на основании п. 4.3 Протокола заседания Правительства Сахалинской области от 29.06.2020 № 20 «О реализации «Дальневосточная ипотека» в Сахалинской области», для размещения электрического зарядного устройства (зарядной станции) для электромобилей.
Заявитель считает, что принимая оспариваемое постановление, орган местного самоуправления действовал исключительно с целью отказа в предоставлении земельного участка обществу, а также в качестве обеспечительной меры по распоряжению земельным участком.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Принимая во внимание вывод суда об отсутствии законных оснований для предоставления обществу спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, доводы заявителя о том, что принятием оспариваемого постановления № 591 нарушаются права и законные интересы общества, несостоятельны.
Кроме того, с заявлением об оспаривании постановления от 20.04.2021 № 591 общество обратилось с нарушением установленного в статье 198 АПК РФ процессуального срока.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По правилам части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Как следует из материалов дела, с требованием о признании незаконным постановления № 591 общество обратилось 26.08.2021 года, представив дополнения к исковому заявлению. В первоначальном заявлении, поступившем в суд 24.05.2021 года, требование о признании незаконным постановления № 591 обществом заявлено не было.
В заявлении об уточнении требований от 28.09.2021 года заявитель указал, что о передаче права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании постановления от 20.04.2021 года № 591 Департамент проинформировал общество в отзыве от 22.06.2021 года в рамках дела № А59-1333/21.
Между тем, судом установлено, что согласно ответу Департамента от 17.05.2021 года письмом (исходящий № 2044) по результатам рассмотрения обращения общества от 21.04.2021 года № 2778, заявитель проинформирован о том, что 20.04.2021 года в соответствии с постановлением администрации МО «Холмский городской округ» № 591 данный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО «Холмский городской округ», о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости № 65:09:00000:13:3-65/027/2021-1 от 28.04.2021 года.
Указанные ответ получен обществом не позднее 20.05.2021 года, что подтверждается подписью генерального директора «копия верна» и датой «20.05.2021».
Следовательно, процессуальный срок на обращение в суд с заявлением о признании незаконным постановления от 20.04.2021 года № 591 обществом пропущен, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований в указанной части.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд отказывает обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют и суд им оценку в решении не дает.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организацией заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит оплате государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что при обращении в суд с настоящим заявлением обществом уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей по платежному поручению от 19.05.2021 № 99.
Принимая во внимание, что обществом заявлено два самостоятельных требования (о признании незаконными действий департамента выразившихся в отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов; о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.04.2021 № 591), каждое из которых подлежит оплате в размере 3000 рублей, суд взыскивает с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Флагман» к Департаменту по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования «Холмский городской округ», администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании незаконными действий департамента выразившихся в отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов; о возложении обязанности заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 на основании заявления от 18.03.2021 на новый срок без проведения торгов; о признании постановления администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 20.04.2021 № 591 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000013:3 администрации муниципального образования «Холмский городской округ» незаконным, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Флагман» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья | Е.М. Александровская |