ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2730/2021 от 02.08.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело А59-2730/2021

9 августа 2021 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 2 августа 2021 года, решение в полном объеме изготовлено 9 августа 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Качаловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Томск» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 634029, <...>) к агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693020, <...>) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, выраженного в письме № 3.28-4430/21 от 14 мая 2021 года, возложении обязанности выдать разрешение на использование земельного участка лесного фонда,

при участии в судебном заседании:

представитель заявителя Сим Ён Гун, по доверенности № 0104-02/ПД-Б/240 от 26 апреля 2019 года ( сроком действия по 31 декабря 2023 года),

ответчик, третьи лица ПАО «Газпром», ГКУ «Сахалинские лесничества» – представителей не направили,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Томск» обратилось в суд к агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, выраженного в письме № 3.28-4430/21 от 14 мая 2021 года, возложении обязанности выдать разрешение на использование земельного участка площадью 4 591 937 кв.м. из земель лесного фонда Охинского лестничества, Рыбновского участкового лесничества, Рыбновского участкового лесничества (б Северное) в соответствии с прилагаемой схемой на срок с 1 мая 2021 года по 31 марта 2022 года.

В обоснование заявленного требования указано, что общество на основании договора от 30 ноября 2020 года использует объект магистральный газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», принадлежащий на праве собственности ПАО «Газпром». 23 апреля 2021 года общество обратилось в Министерство экологии Сахалинской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 4 591 937 кв.м. из земель лесного фонда Охинского лесничества Рыбновского участкового лесничества для целей проведения планового капитального ремонта линейного объекта, на срок с 1 мая 2021 года по 31 марта 2022 года, в соответствии с прилагаемой схемой. Министерство письмом от 14 мая 2021 года № 3.28-4430/21сообщило об отказе в выдаче разрешения. Отказ в выдаче разрешения противоречит положениям статьи 39.33, 39.34 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований.

Определением от 2 июня 2021 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ПАО «Газпром» и ГКУ «Сахалинские лесничества».

Министерство и третьи лица ПАО «Газпром», ГКУ «Сахалинские лесничества» представителей в суд не направили, о рассмотрении дела извещены надлежаще, на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель Министерства в предварительном судебном заседании заявление не признал. Указал, что правила использования лесов и перечень случаев использования лесов без предоставления лесного участка установлены Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случае использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута». В соответствии с указанным нормативным актом разрешение на использование земельного участка для целей проведения планового капитального ремонта линейного объекта возможно только на праве аренды либо установления сервитута

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно представленным сведениям общество зарегистрировано в качестве юридического лица 2 июля 1999 года муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата». Регистрация в ЕГРЮЛ произведена 16 сентября 2002 года Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области за основным государственным регистрационным номером <***>, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>.

Основным видом экономической деятельности общества по данным

ЕГРЮЛ является транспортирование по трубопроводам газа (код по ОКВЭД 49.50.21).

Как видно из материалов дела, на основании заключенного с ПАО «Газпром», арендодателем, договора аренды имущества от 30 ноября 2020 года № 01/1600-Д-23/21 ООО «Газпром трансгаз Томск», арендатор, получило в аренду за плату во временное владение и пользование принадлежащее ПАО «Газпром» имущество для использование в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора.

23 апреля 2021 года общество обратилось в Министерство экологии Сахалинской области с заявлением, в котором просило выдать разрешение на использование земель, находящихся в государственной собственности, на лесные участки Охинского лесничества, общей площадью 4 591 937 кв.м., для проведения в период с 1 мая 2021 года по 31 марта 2022 года капитального ремонта линейного объекта в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ.

К заявлению общество приложило схемы границ предполагаемых к использованию земельных участков со списком координат характерных точек границ.

Письмом от 14 мая 2021 года № 3.28-4430/21 «О возврате без рассмотрения» Агентство лесного и охотничьего хозяйства фактически отказало в предоставлении земельного участка, указав, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на основании разрешения без предоставления лесного участка на землях лесного фонда действующим законодательством не допускается, со ссылкой на положения Привил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России № 434 от 10 июля 2020 года.

Не согласившись с данным отказом и посчитав его не соответствующим действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Согласно части 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Статьей 9 Лесного кодекса РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается названным Кодексом и лесным законодательством (пункт 2 статьи 101 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ следует возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае осуществления капитального или текущего ремонта линейного объекта.

В силу части 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В пункте 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2014 года № 1244, в редакции от 30 июля 2020 года, утверждены «Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Правила № 1244).

Пунктом 1 Правил № 1244 предусмотрено, что заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С учетом изложенного, поскольку применительно к рассматриваемому случаю действующим законодательством не предусмотрено иное, то общество при обращении в Министерство за выдачей соответствующего разрешения правомерно руководствовалось положениями пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ.

Ссылки Агентства на Приказ Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случае использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» ( далее Правила № 434), как основание для отказа в предоставлении земельного участка, судом признаются несостоятельными.

Агентство ссылается на пункт 3 Правил № 434. Суд полагает, что при применении указанного нормативного акта следует исходит из всех его положений.

И в частности, в соответствии с пунктом 4 Правил № 434 лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. <4>

Ссылка <4> соотносит положения пункта 4 Правил № 434 с положениями части 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ и полностью воспроизводит ее содержание.

Пунктом 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

а) проведение выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов <21> (<21> Часть 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ;

б) проведение инженерных изысканий для линейных объектов;

в) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

г) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения <22>.

<22> Пункт 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации».

Абзац второй пункта 3 Правил № 434 имеет ссылки на требования Правил № 1244 и подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ, определяя правила предоставления лесов на землях нелесного фонда (земли населенных пунктов, земли обороны и безопасности, земли сельскохозяйственного назначения) То есть названным положением установлен упрощенный порядок использования лесов, находящихся на иных землях.

При таких обстоятельствах, учитывая, что общество испрашивает разрешение на использование лесных участков (земельных участков лесного фонда) в целях капитального или текущего ремонта линейного объекта, положения абзаца второго пункта 3 Правил № 434 к спорным отношениям не применимы.

В данном случае суд полагает, что отсутствие в пункте 3 Правил № 434 положения о том, что использование лесов для капитального или текущего ремонта линейного объекта осуществляется на основании разрешения уполномоченных органов, а равно прямой ссылки на статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса РФ, не свидетельствует о том, что указанное использование действующим законодательством не допускается, поскольку такой вывод напрямую противоречит и статье 39.33 Земельного кодекса РФ и пункту 3 Перечня № 434.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу изложенного суд признает незаконным отказ Министерства в удовлетворении заявления общества на использование земельного участка для проведения работ по капитальному ремонту линейного объекта, оформленный письмом от 14 мая 2021 года № 3.28-4430/21.

На основании положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

Из взаимосвязанных положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 11 Гражданского кодекса РФ также следует, что судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и закону и должен быть направлен на его восстановление.

Судом из материалов дела и пояснений представителя Агентства установлено, что отказ в выдаче разрешения мотивирован отсутствием правовых оснований для использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка.

Между тем, положениями вышеприведенного Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2014 года № 1244 предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка (пункт 9). Сведений о том, проверялось ли заявление общества на предмет соответствия всем требованиям к этому документу, и отсутствуют ли иные основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, материалы дела не содержат.

В этой связи суд обязывает Агентство рассмотреть заявление ООО «Газпром Грансгаз Томск» с приложенными документами от 23 апреля 2021 года с учетом выводов суда по настоящему делу.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результаты рассмотрения дела, а также то, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае принятия решения не в их пользу, суд в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит уплаченную заявителем госпошлину на Агентство.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз омск» удовлетворить.

Признать незаконным отказ агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда площадью 4 591 937 кв.м. из земель лесного фонда Охинского лестничества, Рыбновского участкового лесничества, Рыбновского участкового лесничества, Рыбновского участкового лесничества (б Северное) в соответствии с прилагаемой схемой на срок с 1 мая 2021 года по 31 марта 2022 года, выраженный в письме № 3.28-4430/21 от 14 мая 2021 года, как противоречащий положениям Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ.

Обязать агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Томск» от 23 апреля 2021 года о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 4 591 937 кв.м. из земель лесного фонда Охинского лестничества, Рыбновского участкового лесничества, Рыбновского участкового лесничества (б Северное) в соответствии с прилагаемой схемой на срок с 1 мая 2021 года по 31 марта 2022 года, с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении.

Взыскать с агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Томск» возмещение понесенных судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья О.Н. Боярская