ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2825/11 от 21.10.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2825/2011

28 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2011 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Демидовой Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» к Территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании недействительным пункта 1 раздела III предписания об устранении нарушений законодательства от 13.05.2011 № 61-05-043/1147,

при участии представителей:

от заявителя – Наконечная Л.И. по доверенности от 19.08.2011 № 16-94,

от Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области – Ивашечкина О.В. по доверенности от 18.07.2011 № 8,

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – ФГБУ «Сахалинрыбвод», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее – территориальное управление) с заявлением о признании недействительным пункта 1 раздела III предписания об устранении нарушений законодательства от 13.05.2011 № 61-05-043/1147.

В обоснование требования, поддержанного представителем заявителя в судебном заседании, указано, что Государственный контракт на продажу электроэнергии заключен в соответствии с пунктом 70 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила). Со ссылкой на положения пункта 3 статьи 219, пункта 2 статьи 161, пункта 5 статьи 217 и пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), учреждение указало, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам и лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового периода, принятие государственными (муниципальными) учреждениями бюджетных обязательств в декабре текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации. При этом денежные обязательства по таким государственным контрактам подлежат исполнению в очередном финансовом году. Так, лимиты бюджетных обязательств на 2011 год доведены до учреждения расходным расписанием 30 декабря 2010 года № 076/87462/001, счета-фактуры за потребленную тепловую энергию и электроэнергию выставлены 31.12.2010 года, что позволило принять бюджетные обязательства на оплату задолженности за фактически потребленную в декабре 2010 года тепловую энергию и электроэнергию в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2011 год. Согласно письму Министерства финансов РФ от 14.04.2011 № 02-06-10/1371 принятие бюджетных обязательств в декабре текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству РФ. Заявитель считает, что в его действиях отсутствуют нарушения требований бюджетного законодательства.

Территориальное управление в представленном отзыве, поддержанном его представителем в судебном заседании, с требованиями учреждения не согласилось, указав следующее. Проверкой установлено, что фактически расходы по подстатье 223 «Коммунальные услуги» на 499130 рублей больше доведенных лимитами бюджетных обязательств (далее – ЛБО). Превышение фактических расходов над доведенными ЛБО обусловлено списанием оказанных в проверяемом периоде коммунальных услуг, оплата за которые произведена в предыдущем периоде и отражена на 01.01.2010 в составе дебиторской задолженности за теплоэнергию в сумме 8,839 тыс.рублей, а также принятием бюджетных обязательств по состоянию на 01.01.2011 за коммунальные услуги (тепло и электроэнергию) на 490,291 тыс. рублей больше утвержденных ЛБО, что является нарушением требований статьей 162 и 219 БК РФ, пункта 5.5 Устава учреждения от 24.09.2008 № 207. Заявитель, как получатель средств, имел право принять бюджетные обязательства только в пределах лимитов бюджетных обязательств, однако в 2010 году принял обязательства в сумме 10154,130 тыс.рублей, то есть с превышением лимитов на 490,291 тыс. рублей путем потребления коммунальных услуг в 2010 году и последующего оформления фактического пользования услугами соглашением об исполнении государственного контракта от 31.12.2010 (снабжение электроэнергией) и государственным контрактом энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.12.2010 № 22. Пункт 2 статьи 161 БК РФ касается принятых и неисполненных на законных основаниях обязательств и не отменяет обязанности учреждения исполнять требования статьи 219 БК РФ. Исходя из наличия неисполненных обязательств на начало текущего финансового года, сумма заключенных договоров (принятых обязательств текущего года) должна быть меньше доведенных лимитов, исходя из того, что необходимо исполнить ранее принятые, но неисполненные обязательства, а не больше, как полагает учреждение.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» за 2010 год.

В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде учреждением допущены нарушения бюджетного законодательства, о чем составлен акт от 29.04.2011 № 61-05-043, рассмотрев который, управление вынесло предписание об устранении нарушений законодательства от 13.05.2011 № 61-05-043/1147 (далее – предписание от 13.05.2011).

В качестве нарушения в пункте 1 раздела IIIэтого предписания указано, что бюджетные обязательства по подстатье 223 «Коммунальные услуги» приняты сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств. Сумма нарушения 490, 291 тыс. руб. Нарушены пункт 2 статьи 72, статья 162, пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ. Учреждению предписано обеспечить исполнение требований Бюджетного кодекса РФ в части принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных ЛБО, срок исполнения - постоянно.

Несогласие заявителя с пунктом 1 раздела III предписания об устранении нарушений законодательства от 13.05.2011 № 61-05-043/1147, явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Из материалов дела видно, что между ФГБУ «Сахалинрыбвод» и ОАО «Сахалинэнерго» заключен государственный контракт договора электроснабжения от 22.01.2010 № 100008 (далее – контракт от 22.01.2010), пунктом 5.1. которого установлено, что цена настоящего договора определяется исходя из наличия установленного в стоимостном выражении лимита бюджетных обязательств Федерального бюджета, объема потребления электрической энергии, определяемых сторонами в Приложении № 1 к настоящему Договору.

Согласно Приложению № 1 от 22.01.2010 к этому контракту лимиты бюджетных обязательств на 2010 год устанавливаются на сумму 9 999 997, 05 руб.

Приложением № 1 от 17.11.2010 к контракту от 22.01.2010 установлено, что лимиты бюджетных обязательств составляют 12 900 000 руб.

Согласно бухгалтерским документам учреждения доведенные лимиты бюджетных обязательств составили 8 498 134, 87 рублей, оплачено - 8 498 134, 87 рублей, выставлено счетов за оказанные в 2010 году услуги на сумму 8 962 945, 54 рублей.

Задолженность учреждения перед ОАО «Сахалинэнерго» на конец 2010 года составила 464 810, 70 рублей.

01.01.2010 ФГБУ «Сахалинрыбвод» (Абонент) и ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» заключили государственный контракт энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде № 22.

Согласно пункту 1.3 этого контракта объем тепловой энергии на 2010 год Абоненту устанавливается в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в количестве 351, 5 Гкал на сумму 500 000 с НДС.

Между ФГБУ «Сахалинрыбвод» (Абонент) и ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» заключен государственный контракт энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде № 22 от 01.12.2010, в пункте 1.3 которого предусмотрено, что объем тепловой энергии на декабрь 2010 Абоненту устанавливается в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в количестве 95,0 Гкал на сумму 135 136, 55 руб. с НДС.

Общая сумма лимитов по данным контрактам составила 635 136, 55 рублей. Выставлено счетов на сумму 643 975, 64 рублей, оплачено 618 494, 85 рублей.

В ходе проверки территориальное управление пришло к выводу, что всего по коду 223 «Коммунальные услуги» лимиты бюджетных обязательств доведены учреждению в сумме 9 655 000 рублей, фактические расходы составили 10 154 130, 77 рублей.

Разница между фактическими расходами и доведенными лимитами бюджетных обязательств составила 499 130 рублей.

На 01.01.2011 за теплоэнергию был аванс в сумме 8 839 рублей.

Превышение фактических расходов над лимитами бюджетных обязательств составило (499 130 – 8 839) 490 291 рубль.

Данное обстоятельство послужило основанием для вывода территориального управления о нарушении ФГБУ «Сахалинрыбвод» требований статьей 72, 162 и 219 БК РФ, что квалифицировано как иное финансовое нарушение и вынесения предписания в оспариваемой части.

Пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3 статьи 219 БК РФ).

В соответствии с частью 2 пункта 5 статьи 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах, доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Лимит бюджетных обязательств определен как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде), а бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (статья 6 БК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.

В соответствии пунктом 2 статьи 219.1 БК РФ утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 68 Приказа Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее – Инструкция)) отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.

Пунктом 70 Инструкции предусмотрено, что в отчете (ф. 0503128) отражаются, в частности, в графах 4, 5 - годовые объемы утвержденных (доведенных) бюджетных назначений (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, соответственно) по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета на финансовый год с учетом изменений, оформленных на отчетную дату в порядке, установленном финансовым органом соответствующего бюджета; в графах 6 - 10 - показатели объема принятых, исполненных бюджетных обязательств (денежных обязательств).

В материалах дела имеется отчет о принятых бюджетных обязательствах на 01.01.2011 (ф.0503128), согласно которому по показателю «коммунальные услуги» учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств на 2010 год 9 655 000 (графа 5); принято бюджетных обязательств 9 655 000 (графа 6); исполнено денежных обязательств 9 655 000 (графа 10).

В заявлении ФГБУ «Сахалинрыбвод» указало, что лимиты бюджетных обязательств на 2011 год доведены до учреждения расходным расписанием 30 декабря 2010 года № 076/87462/001, счета-фактуры за потребленную тепловую энергию и электроэнергию выставлены 31.12.2010 года, что позволило принять бюджетные обязательства на оплату задолженности за фактически потребленную в декабре 2010 года тепловую энергию и электроэнергию в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2011 год.

В карточке счета 1 501 13 КБК: 076040527199000001; КОСГУ: 223 за 1 квартал 2011г. учреждения отражено: регистрация бюджетных обязательств по ГК № 100008 от 22.01.2010, где в графе «дебет» указано – 464810, 70, в графе «текущее сальдо» - 464810, 70; регистрация бюджетных обязательств по ГК № 22 от 01.12.2010, в графе «дебет» указано 25 480, 79, в графе «текущее сальдо» - 490 291, 49.

Учитывая изложенное и исходя из положений пункта 5 статьи 217 и пункта 2 статьи 219.1 БК РФ, поскольку утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам и лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, то принятие бюджетных обязательств в декабре текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации.

Доказательств обратного территориальным управлением не представило.

Следовательно, выводы территориального управления о превышении учреждением лимитов бюджетных обязательств, доведенных до него в 2010 году, и о нарушении бюджетного законодательства, являются неправомерными.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в силу изложенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установление одновременно двух условий: не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким актом прав и законных интересов заявителя.

Приказом Министерства Финансов РФ от 04.09.2007 №75н утвержден «Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» (далее – Регамент).

Согласно ст.122 Регламента на основании доклада Росфиннадзора (территориального органа) и материалов ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (далее - предписание). Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты определения руководителем Росфиннадзора (территориального органа) порядка реализации материалов ревизии (проверки).

В предписании, в частности, указываются способы (предложения) по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В предписании от 13.05.2011 учреждению предписано обеспечить исполнение требований Бюджетного кодекса РФ в части принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных ЛБО, срок исполнения - постоянно.

Однако данные требования предписания являются обязанностью учреждения в силу бюджетного законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, оспариваемое в части предписание не нарушает права и законные учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, и не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования ФГБУ «Сахалинрыбвод».

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» к Территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании недействительным пункта 1 раздела III предписания об устранении нарушений законодательства от 13.05.2011 № 61-05-043/1147, отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова