АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
693240, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
Факс 460 - 945, тел. 460 - 903, http: info@sakhalin.arbitr.ru
г. Южно - Сахалинск № дела А59 – 2844/2015
10 с е н т я б р я 2015г.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего __Д Ж А В А Ш В И Л И В. Н.______
с у д е й _____________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания секретарем БАБИЙЧУК В. Е.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь - 6» (ОГРН 1037739866713, ИНН 7706504933) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Сахалинской области (ОГРН 1046504203690, ИНН 6509008677) и третьему лицу – Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области о признании незаконным решения от 30. 12. 2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
В заседании приняли участие:
от заявителя – ГАВРИЛОВА Е. Е. – по доверенности (в деле).
от ответчика – СЕМЕНОВА О. В.. ТАРХАНЦЕВА Ю. А., КРУПЯНСКАЯ О. Ю. - по доверенности (в деле).
от третьего лица – АЙЗАТУЛОВА К. Н., ГНАТЕНКО А. М., КРУПЯНСКАЯ О. Ю. - по доверенности (в деле).
у с т а н о в и л:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения от 30. 12. 2014 Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08. 08. 2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование своих требований заявитель указал, что нормами действующего законодательства, и, в частности, Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 08. 02. 98г. № 14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон № 14 – ФЗ) установлена независимая оценка вкладов, вносимых в уставный фонд общества при его увеличении неденежными средствами. Вместе с тем уставный вклад общества увеличивается путем зачета денежных требований к обществу и данный способ оплаты вклада не относится к случаям внесения неденежных средств в уставной капитал общества, поскольку нормы об оплате вклада в уставный капитал путем зачета денежных требований вынесены в отдельные пункты статей законодательства (абзац 2 части 2 статьи 90 ГК РФ, часть 4 статьи 19 Федерального закона № 14 – ФЗ). При оплате вклада таким способом не происходит передача обществу какого – либо имущества и/или имущественного права. Также указал на то, что истребованный ответчиком документ не входит в закрытый перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы, что является нарушением положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08. 08. 01 № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129 – ФЗ). Привел и другие доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях. Оспариваемое решение, по его утверждению, нарушило права общества по осуществлению предпринимательской деятельности, повлекло значительные материальные затраты.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в представленном отзыве на заявление, поддержанным его представителем в судебном заседании, требование заявителя не признал, решение считает законным и соответствующим действующему законодательству по тем основаниям, которые изложены в оспариваемом решении, отзыве, просит в удовлетворении отказать.
Третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области в представленном отзыве на заявление, поддержанном его представителем в судебном заседании, также требования не признало, просит в удовлетворении отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 27 и 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, . . . органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, . . .затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь - 6» (ОГРН 1037739866713, ИНН 7706504933) зарегистрировано в качестве юридического лица 17. 09. 2003 Межрайонной ИФНС России № 39 по г. Москве.
Материалами дела установлено, что в связи с увеличением уставного капитала за счет вкладов третьих лиц с оплатой вкладов путем зачета денежных требований к обществу в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона № 14 – ФЗ, заявителем представлены в регистрирующий орган заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением пакета документов.
Решением регистрирующего органа от 30. 12. 2014г. заявителю отказано в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129 - ФЗ, а именно, в связи с непредставлением информации о проведении независимым оценщиком оценки имущества (неденежного вклада) третьих лиц, превышающего 20 000 рублей.
Полагая, что указанное решение регистрирующего органа принято с нарушением закона и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд находит заявление общества подлежащим удовлетворении в силу следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ, а также в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01. 07. 1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В корреспонденции с изложенным, частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30. 09. 2004г. N 506 с последующими изменениями, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон № 129 - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 1 Федерального закона № 129 - ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Все этапы деятельности юридического лица, начиная с момента его создания, осуществления различных реорганизаций, внесения изменений в учредительные документы и до момента ликвидации, а также все сведения о физических лицах, занимающихся предпринимательской деятельностью, отражаются в государственных реестрах в виде записей.
Федеральный закон № 129 - ФЗ устанавливает единый уведомительный порядок государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и определяет все вопросы, связанные с государственной регистрацией при создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы юридических лиц, а также вопросы государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращения их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания участников общества от 12. 12. 2014г. в состав участников общества с оплатой вклада в уставный капитал общества путем зачета денежных требований приняты КОО «Бринкбурн Холдинг Лимитед», ООО «Сахалин – трейдинг» и ООО «УК «Сахалинуголь».
Уставный капитал общества за счет зачета кредиторской задолженности (денежных требований) третьих лиц увеличился.
Факт внесения денежных вкладов в уставный капитал общества подтверждается имеющимися в материалах дела соглашениями от 09. 12. 2014г. о зачете встречных требований № 1 (КОО «Бринкбурн Холдинг Лимитед»). № 2 (ООО «Сахалин – трейдинг») и № 3 (ООО «УК «Сахалинуголь»).
Поскольку все произведенные изменения должны быть зарегистрированы, общество обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области с заявлением по утвержденной форме, к которому были приложены документальные подтверждения вносимых изменений.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона № 129 - ФЗ установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; - решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; - изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; - документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Как следует из описательной части решения от 30. 12. 2014г., принятого по результатам рассмотрения заявления по форме Р13001, ответчик каких - либо возражений к перечню представленных документов не предъявил. Следовательно, представленные документы оценены регистрирующим органом с точки зрения правильности оформления и полномочий лиц, оформивших эти документы, и претензий не имеется.
Вместе с тем ответчик счел, что для регистрации изменений в учредительные документы заявителю необходимо с учетом части 2 статьи 15 Федерального закона № 14 - ФЗ представить дополнительные доказательства - информацию о проведении независимым оценщиком оценки имущества (денежного вклада) третьими лицами, принятыми в состав участников общества.
В порядке, предусмотренном пунктом "а" части 1 статьи 23 Федерального закона № 129 – ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом для регистрации изменений в учредительные документы и внесения изменений в сведения в ЕГРЮЛ представлены в надлежащий налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные частью 1 статьи 17 Федерального закона № 129 – ФЗ.
Между тем указанное не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям названного Федерального закона № 129 – ФЗ, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Вместе с тем, факт предъявления для государственной регистрации документов, содержащих недостоверные данные, ответчиком не доказан и такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
В обоснование своих доводов инспекция ссылается на положения части 2 статьи 15 Федерального закона № 14 – ФЗ.
Так в силу абзаца 2 части 2 статьи 15 Федерального закона № 14 - ФЗ, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем суд считает необходимым отметить, что данная норма права не устанавливает обязанность общества представлять отчет независимого оценщика при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с увеличением уставного капитала.
На основании части 2. 1 статьи 19 Федерального закона № 14 - ФЗ заявление о государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в уставе общества должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества. В заявлении подтверждается внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами. Указанное заявление и иные документы для государственной регистрации, в том числе документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи либо внесения дополнительных вкладов участниками общества или третьими лицами на основании их заявлений.
Вместе с тем как следует из содержания пункта "а" части 1 статьи 23 Федерального закона № 129 – ФЗ, основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных именно Федеральным законом № 129 – ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона № 129 – ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, предусмотренных данным законом.
Федеральный закон № 129 - ФЗ не включает в перечень документов необходимых для государственной регистрации заключение независимого оценщика и доказательства внесения дополнительного вклада третьими лицами, отказ в регистрации на основании не представления указанных документов, является неправомерным.
Более того из содержания заявления общества в суд, жалобы в Управление ФНС по Сахалинской области на решение налогового органа судом установлено, и налоговым органом не опровергнуто, что заявителем в налоговый орган для регистрации при сдаче заявления формы № Р13001 представлены: - протокол общего собрания участников общества от 12. 12. 14 об утверждении результатов увеличения уставного капитала, увеличении размера уставного капитала и внесении соответствующих изменений в устав общества; - оригинал Устава общества в новой редакции; - документ об оплате государственной пошлины; - соглашения о зачете встречных требований №№ 1 – 3 от 09. 12. 14.
Указанное вопреки доводам ответчика свидетельствует о наличии у регистрационного органа на рассмотрении документов, которыми подтверждается внесение денежных вкладов третьими лицами в уставный капитал общества.
Необходимо отметить, что установленный Федеральным законом № 129 - ФЗ порядок государственной регистрации юридических лиц, носит уведомительный характер, в связи с чем, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лица, обращающиеся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. В отношении этих лиц в соответствии с частью 1 статьи 25 названного Закона установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации изменений, поскольку все необходимые (предусмотренные Федеральным законом № 129 – ФЗ) документы обществом представлены, а необходимость представления дополнительных документов Федеральным законом не установлена.
Утверждение налогового органа о том, что увеличение уставного капитала за счет соглашений о зачете встречных требований третьих лиц, что является неденежными средствами, в силу части 2 статьи 15 Федерального закона № 14 – ФЗ подлежит оценке независимым оценщиком, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В «Современном экономическом словаре» (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ИНФРА - М, 2006) даны следующие понятия:
- денежные средства - аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги;
- денежные средства предприятий - средства в национальной и иностранной валюте, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легкореализуемых ценных бумагах, а также в платежных и денежных документах;
- задолженность - сумма финансовых обязательств, денежных долгов, подлежащая погашению, возврату в определенный срок;
- финансовые обязательства предприятий, компаний, фирм - обязательные платежи, расчеты, обусловленные финансово - договорными отношениями.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 14 – ФЗ оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.
Исходя из приведенных понятий, суд полагает, что денежные требования к обществу третьих лиц (кредиторская задолженность) являются денежными средствами, которые согласно части 4 статьи 19 Федерального закона № 14 – ФЗ и части 2 статьи 90 ГК РФ могут быть зачтены в счет внесения третьими лицами вкладов и не подлежат оценке независимым оценщиком. При этом не происходит передача какого – либо имущества либо права.
Вывод суда подтверждается и дополнительными пояснениями заявителя от 03. 09. 15 и налогового органа от 01. 09. 15, из которых следует, что согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансового – хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31. 10. 00 № 94н, в целях отражения операций по зачету в счет внесения третьими лицами денежных вкладов в виде кредиторской задолженности в бухгалтерском учете общества сформированы проводки по счетам: - 60 - расчеты с поставщиками и подрядчиками, 76 – расчеты с дебиторами и кредиторами, 66 – расчеты по краткосрочным кредитам и займам и 67 – расчеты по долгосрочным кредитам и займам. В то же время при фактическом поступлении сумм вкладов учредителей в уставный фонд производятся записи по кредиту счета 76 – расчеты с учредителями.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствие со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходом относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1. 1 пункта 1 статьи 333. 37 НК РФ, не должно влечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
В силу части 1 статьи 110, статьи 102 АПК РФ, статьи 333. 21 НК РФ с налоговой инспекции в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. 00 коп., оплаченные обществом при подаче заявления о признании незаконными решений налогового органа.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, с у д
р е ш и л:
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь - 6» удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь - 6» от 30. 12. 2014г. по форме Р13001, незаконным.
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь - 6» с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий ДЖАВАШВИЛИ В. Н.