ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-285/11 от 22.08.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-285/2011

  22 августа 2011 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Джавашвили В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Демидовой Е. Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью «Сахалин-Шельф-Сервис» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013 и 65:09:0000010:0012, выраженный в письме № ПП-10/39744 от 29.12.2010 года и в письме № 323-05/к4468(9) от 27.01.2011; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области принять не позднее одного месяца с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу решения о предоставлении в собственность заявителю земельных участков: кадастровый номер 65:09:0000010:3, площадью 82412 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер 65:09:0000010:0013, площадью 3633,67 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер65:09:0000010:0012, площадью 7695 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области направить в адрес СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» договор купли-продажи указанных земельных участков не позднее двух месяцев с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу,

с участием представителей:

от заявителя – КЛИМЧЕНКО О. А. – по доверенности (в деле).

от ответчиков – ЕРМАКОВА Т. Е. – от Теруправления – по доверенности (в деле).

У С Т А Н О В И Л :

Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью «Сахалин-Шельф-Сервис» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточненных требований о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) (далее – Росимущество), выраженные в письме № ПП-10/39744 от 29.12.2010 года о возврате на доработку представленных заявителем документов на выкуп находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012; о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области (далее - ТУ ФАУФИ по Сахалинской области, Управление) в предоставлении в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012, выраженного письме № 323-05/к4468(9) от 27.01.2011; об обязании заинтересованных лиц принять не позднее одного месяца с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу решения о предоставлении в собственность заявителю земельных участков: кадастровый номер 65:09:0000010:3, площадью 82412 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер 65:09:0000010:0013, площадью 3633,67 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер 65:09:0000010:0012, площадью 7695 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, а также об обязании заинтересованных лиц направить в адрес СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» договор купли-продажи указанных земельных участков не позднее двух месяцев с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.

В обоснование заявленных требований, а также в дополнениях к нему заявитель со ссылкой на п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации указал, что 30.12.2009, 09.03.2010 и 19.07.2010 г.г. обратился вТерриториальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области с заявлениями о предоставлении земельных участков за кадастровым номером65:09:0000010:3,площадью 82412 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, находящегося под временной площадкой открытого хранения;за кадастровым номером65:09:0000010:0013, площадью 3633,67 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, находящегося под сооружение открытая стоянка технологического транспорта; за кадастровым номером 65:09:0000010:0012, площадью 7695 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, находящегося под открытой автостоянкойприложив к заявлениям соответствующие документы.

Полагает, что действия Росимущества, выраженные в письме от 29.12.2010 № ПП-10/39744 по возврату на доработку представленных документов в обоснование испрашиваемых земельных участков, а также отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, изложенный в письме от 27.01.2011 № 323-05/к4468 (9) неправомерен, поскольку общество не является иностранным юридическим лицом, так как зарегистрировано в Российской Федерации, более того является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, и в силу ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию земельных участков. Кроме того, к заявлениям был приложен полный пакет документов, а истребование дополнительных документов не установленных законом неправомерно.

До рассмотрения спора по существу общество добавило заявление новым требованием, где просило суд взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области судебные расходы в размере 181 174, 62 рублей, в том числе 4 000 рублей государственной пошлины за подачу заявления в суд, 400 рублей за предоставление сведений в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, а также 176 774, 62 рублей за выполненные работы по установлению расположения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012 относительно прибрежных вод, с указанием конкретного расстояния, составления совместного документа и пояснительной записки.

Управление в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились, со ссылками подпункты 6, 9 Раздела IIПоложения о ТУ ФАУФИ по Сахалинской области, утвержденного Приказом ФАУФИ от 01.02.2005 № 37 указали на то, что реализуя свои полномочия в рамках указанного выше Положения управление в установленном законом порядке принимает решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданам и юридическим лицам из федеральной собственности. При этом пунктом 9 Положения установлено, что управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждении) федерального имущества только по поручению Росимущества, аналогичная позиция также изложена в разъяснительных письмах Росимущества от 29.01.2009 № 10/99 и от 08.04.2010 № ПП-10/8606.

Поскольку 29.12.2010 года письмом Росимущества № ПП-10/39744 решение о предоставлении в собственность обществу испрашиваемых земельных участков не принято, то управление письмом от 27.01.2011 № 323-05/к4468(9) отказало заявителю в приобретении в собственность спорных земельных участков.

Кроме того, в части заявленного требования о взыскании с управления судебных расходов, понесенных обществом при выполнении работ по установлению расположения спорных земельных участков относительно прибрежных вод и гидротехнических сооружений просило отказать, так как считает, что такие документы должны были быть приложены заявителем в соответствии с п. 7 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному акту.

С учетом положений указанной статьи и разъяснений, данных в совместном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое письмом № ПП-10/39744 от 29.12.2010 года возвратило заявителю на доработку документы, представленных на выкуп находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012, отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, выраженного в письме № 323-05/к4468(9) от 27.01.2011 в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность за плату закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями и отказом прав и законных интересов заявителя.

Согласно материалам дела, Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью «Сахалин-Шельф-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Управлением международных и экономических связей администрации Сахалинской области 27.05.1997 № 346, о чем Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области 28 октября 2002 года внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1026500530430.

СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» использует спорные земельные участки на правах аренды и является собственником следующих объектов недвижимости:

- временная площадка открытого хранения, общей площадью 58500кв.м, расположенная по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская, инвентарный номер № 64:440:001:006107980, литер 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 65 АБ № 008800 от 26.06.2006, которая расположена на земельном участке, на землях населенных пунктов, общей площадью 82 412 кв.м., кадастровый номер № 65:09:0000010:3,расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, (территория бывшего ОАО «Холмский морской рыбный порт) в северо-западной части производственной территории портаи была предоставлена обществу на основании Постановлений мэра г. Холмска от 31.05.2001г. № 280 и от 11.08.2003 № 567 в аренду сроком до 01.07.2016 года;

- открытая стоянка технологического транспорта на территории общей площадью 3663,7 кв. м,расположенная по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская, инвентарный номер № 64:440:001:000051970, литер 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 65 АВ № 062785 от 23.12.2009, расположенная на земельном участке, на землях населенных пунктов, площадью 3663,7 кв.м., кадастровый № 65:09:0000010:13,по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, (бывшая территория Холмского морского рыбного порта). Предоставлена обществу на основании Постановлений мэра г. Холмска от 17.02.2003г. № 87 и от 27.08.2003 № 652 в аренду с учетом дополнительного соглашения сроком до 31.12.2009 года;

- открытая автостоянка, общей площадью 7695кв.м, расположенная по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская, д. 9Б, инвентарный номер № 64:440:001:000051820, литер 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 65 АВ № 074681 от 05.05.2010, которая расположена на земельном участке, на землях населенных пунктов, площадью 7695,0 кв.м., кадастровый № 65:09:0000010:12,по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская. Предоставлена обществу на основании Постановлений мэра г. Холмска от 12.04.2002г. № 184 и от 11.08.2003 № 569 в аренду с учетом дополнительного соглашения сроком до 14.04.2027 года.

Соглашениями от 06 июля 2006 года в связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации земельные участки за кадастровыми нормами № № 65:09:0000010:003, 65:09:0000010:13, 65:09:0000010:0012принадлежат к федеральной собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.06.2006 серии 65 АБ № № 008808, 008800 и 008811.

Как установлено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 30.12.2009, 09.03.2010 и 19.07.2010 общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области с заявлениями № 5561-07/09, № 0798-07/10 и № 3151-07/10 о предоставлении в собственность за плату вышеуказанных земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество, принадлежащее обществу.

Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 № 37 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области, согласно раздела II которого Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Сахалинской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Сахалинской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Пунктом 6 раздела II Положения на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области возложена обязанность по принятию в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности.

В этой связи, ТУ ФАУФИ по Сахалинской области, осуществляя полномочия, предоставленные ему п. 9 указанного выше Положения, о принятии решений об условиях приватизации федерального имущества, направило в адрес Росимущества письма от 19.03.2010 № 916-05/4468(9), № 917-05/к4468(9) и 21.07.2010 № 2819-05/105, в которых предлагалось рассмотреть вопрос о возможности на выкуп земельных участков.

В последствии ТУ ФАУФИ по Сахалинской области письмами от 11.01.2010 № 10-05/4468 запросило у общества копию нотариально заверенных страниц паспорта; решение учредителей о совершении сделки по выкупу земельного участка, которое подтверждало полномочия заявителя на подачу заявления; выданные не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления Выписки из ЕГРП на земельный участок и объект недвижимости; письмо ФГУ «Земельная кадастровая палата», в котором изложены причины, по которым кадастровый паспорт не содержит сведений о кадастровых номерах расположенных на нем объектов недвижимости; документы, подтверждающие право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных земельным законодательством, установленные Перечнем в письмах Минэкономразвития от 02.06.2008 № Д08-1593 и от 16.07.2008 № Д08-2162; письмо администрации района об отсутствии ограничений обороноспособности земельного участка, которое должно содержать, в том числе сведения, испрашиваемые земельные участки по своим размерам не превышает нормативного размера земельного участка, установленного в соответствии со СНиПами для вида деятельности, которая осуществляется на расположенном на земельном участке объекта недвижимости. При этом представления дополнительных документов, подтверждающих, что общество является (или) не является иностранным юридическим лицом, равно как документов снимающих препятствия для приобретения спорных земельных участков запрошено не было.

В ответ на данное письмо общество 09.03.2010 и 12.03.2010 года направило письма № 0799-07/10, № 0906-07/10 приложив необходимые документы тома арбитражного дела № III, IV и V.

Письмом от 29.12.2010 № ПП-10/39744 Росимущество со ссылками на п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 3 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сообщило Управлению о том, что обществу необходимо представить документы, подтверждающие, что испрашиваемые земельные участки находятся вне приграничных территорий, а также вне границ морского порта. Также Управлению было поручено уведомить о представлении информации о причинах изменения кадастрового номера на земельный участок № 64:09:016:0000:0002, в случае если такой кадастровый номер был изменен ввиду раздела земельного участка, то в этой связи поручалось Управлениюпредставить основания раздела предыдущего земельного участка, а также кадастровый паспорт на такой земельный участок. При таких обстоятельствах принять решение о предоставлении испрашиваемых заявителем земельных участков, до представления указанных материалов Росимуществу не представлялось возможным. Пакет документов был направлен на доработку, а о результатах рассмотрения Росимущество поручило Управлению сообщить обществу.

Получив указанное выше письмо Росимущества, ТУ ФАУФИ по Сахалинской области 27.01.2011 года письмом от 12.01.2011 № 54-05/к4468(9), 105(10), известило общество о том, что Росимуществом возвращены на доработку документы, касающиеся приобретения в собственность испрашиваемых земельных участков, мотивировка возврата изложена в письме от 29.12.2010 № ПП-10/39744. Одновременно обществу было предложено в кратчайшие сроки представить в Управление документы, исключающие препятствия к осуществлению сделки по купле-продаже спорных земельных участков.

Письмом от 21.01.2011 № 182-07/11 общество указало, что все запрашиваемые документы им были представлены в соответствии с Земельным кодексом, а отказ в предоставлении в собственность не соответствует законодательству РФ.

27.01.2011 ТУ ФАУФИ направило в адрес заявителя отказ в приобретении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами №№ 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:13, 65:09:0000010:0012, оформив его письмом № 323-05/к4468(9), 105 (10).

В обоснование отказа ТУ ФАУФИ указало на то, что проведя экспертизу представленных ранее заявителем документов Росимущество установило отсутствие документов, снимающих препятствиядля приобретения испрашиваемых земельных участков иностранным юридическим лицом. В случае представления ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» таких документов вопрос приобретения земельных участков в собственность был бы повторно рассмотрен Росимуществом. В свою очередь Управление не имело возможности принять решение о продаже земельных участков, не получив соответствующего поручения от Росимущества.

Кроме того, расценив письмо общества от 21.01.2011 182-07/11 как отказ предоставить затребованные документы, а также сославшись на Указ Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 отказало заявителю в приобретении в собственность испрашиваемых земельных участков.

Этим же письмом Управление известило заявителя о праве вновь подать заявления о приобретении указанных земельных участков в собственность с приложением пакета документов, подготовленные в соответствии с ранее доведенными требованиями, в том числе, с документами, снимающими препятствия для выкупа испрашиваемых земельных участков, установленные с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26.

Посчитав действия Росимущества, выразившиеся в возврате документов, а также полученный отказ в предоставлении земельных участков незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в части 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в части 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 года № 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).

Из материалов дела следует, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, ООО СП «Сахалин-Шельф-Сервис» при обращении в ТУ ФАУФИ 30.12.2009, 09.03.2010 и 19.07.2010 с заявлениями о приватизации земельных участков общей площадью 93 740,67 кв.м. за кадастровыми номерами № № 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013 и 65:09:0000010:001, расположенных по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская, был приложен полный комплект документов, соответствующий Перечню документов, прилагаемых к о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения и достаточный для принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка на праве собственности (том дела I, II, III, IV и V) .

Данный перечень является исчерпывающим и не содержит требований о предоставлении для приобретения прав на земельный участок, который находится в собственности Российской Федерации документов, подтверждающих, что испрашиваемые земельные участки находятся вне приграничных территориях, а также вне границ морского порта.

Таким образом, судом установлено, что все документы, согласно данному Перечню, были представлены ответчику в полном объеме, в связи с чем, у последнего отсутствовали правовые основания, для возврата обществу заявления и документов, приложенных к заявлению о приватизации земельных участков, общей площадью 93 740,67 кв.м. за кадастровыми номерами № № 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013 и 65:09:0000010:001, расположенных по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская.

При этом суд считает выводы Росимущества о том, что общество является иностранным юридическим лицом необоснованными исходя из следующего.

В отношении земельных участков, расположенных на приграничных территориях, для иностранных граждан и организаций действует ограничение в осуществлении прав землепользования.

Согласно пункту 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Под иностранным юридическим лицом в российской правовой доктрине понимается юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства.

Между тем, согласно Уставу и Выписке из ЕГРЮЛ от 21.01.2011 ООО СП «Сахалин-Шельф-Сервис» образовано и зарегистрировано в Российской Федерации, и в силу статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации его личным законом является российское право. Российский инвестор – ЗАО «Восточная инвестиционно - промышленная компания» имеет долю в уставном капитале в размере 51 %. Финансово-хозяйственная и иная деятельность Общества подлежит контролю со стороны российских государственных органов (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, глава VII Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Таким образом, суд приходит к выводу, что общество не является иностранным юридическим лицом и на него не распространяются ограничения в приобретении права собственности на земельные участки в приграничных территориях, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» приграничные территории представляют собой территории с особым статусом, в пределах которых пограничные органы наделены рядом прав, в том числе правом находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия (статья 30).

Данные требования Закона распространяются на всех землепользователей участков в приграничных территориях независимо от титула владения (аренда, собственность). При этом названный Закон, как и Земельный кодекс Российской Федерации, не содержат каких-либо специальных норм, направленных на ограничение прав землепользования на приграничных территориях в отношении российских юридических лиц с иностранными инвестициями.

Кроме того, не нашла свого подтверждения ссылка Росимущества в письме от 29.12.2010 № ПП-10/39744, во всяком случае обратного ответчиком не доказано, о причинах изменения кадастрового номера земельного участка № 64:09:0160000:0002.

В настоящем случае Росимущество в силу ст. 65 и п. 5 ст.200 АПК РФ не доказало законности и обоснованности оспариваемых действий по возврату заявителю заявлений и приложенных к нему документов о приватизации земельных участков общей площадью 93 740,67 кв.м. за кадастровыми номерами № № 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013 и 65:09:0000010:001с, расположенных по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, 159 и не привело необходимых, достаточных и объективных оснований для признания оспариваемых действий законными и обоснованными.

По указанным выше основаниям суд также признает незаконным отказ Территориального управления, изложенный в письме от 27.01.2011 № 323-05/к4468(9).

При этом суд считает необоснованным довод ТУ ФАУФИ по Сахалинской области о том, что без особого распоряжения Росимущества Территориальные органы не наделены полномочиями по продаже федеральных земельных участков исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе) Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, Управление Росимущества наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

С учетом приведенных норм ссылка ТУ ФАУФИ по Сахалинской области на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данных участков.

Довод Территориального управления со ссылкой на порядок продажи земельных участков, утвержденный Росимуществом, о том, что с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц принимается непосредственно центральным аппаратом Росимущества в случае, если площадь земельного участка превышает один гектар, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств утверждения Росимуществом такого порядка материалы дела не содержат. Письмо Росимущества от 08.04.2010 N ПП-10/8606 (л.д. 55), является внутренним документом, устанавливающим порядок взаимоотношений между Росимуществом и его территориальными органами, и не является нормативным правовым актом. Кроме того, из указанного письма не следует, что территориальные органы полностью лишены права принятия соответствующих решений.

Между тем, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО СП «Сахалин-Шельф-Сервис» исходя из следующего.

Согласно пунктам 1, 2 статьи Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 7 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона № 178-ФЗ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования.

В силу пунктов 1, 2 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные под гидротехническими сооружениями, ограничиваются в обороте.

Пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

С целью выяснения всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора, суд предложил сторонам совместно с привлечением специалистов определить расположение спорных земельных участков относительно прибрежных вод с указанием конкретного расстояния, а также на наличие на испрашиваемых земельных участков гидротехнических сооружений, с указанием на каком именно земельном участке расположен данный объект.

Соответствующий акт, подписанный представителями заявителя, Территориального управления и начальником отдела ОАО «Сахалинский трест инженерно-строительных работ»от 14.01.2011 года со схемой и пояснительной запиской был представлен суду.

Как следует из пояснительной записки инженерные изыскания по определению местоположения земельных участков «Определение местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:12, 65:09:0000010:13 относительно прибрежных вод в г. Холмске», расположены по ул. Лесозаводской, 159, в северо-западной и южной частях Северо-Западного морского порта г. Холмска.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовые гидротехнические сооружения представляют собой инженерно-технические сооружения, расположенные на территории, акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются, в том числе другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Как следует из пункта 75 ГОСТа 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» причальное сооружение представляет собой устройство или гидротехническое сооружение для швартовки судов.

При этом пунктом 76 названного ГОСТа установлено, что причал – это гидротехническое сооружение, имеющее швартовые и отбойные устройства и предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов.

Пунктом 82 ГОСТа определено, что берегоукрепительное сооружение, представляет собой гидротехническое сооружение для защиты берега от размыва и обрушения.

Из схемы в масштабе 1:2000, выполненной в графическом виде на бумажной основе четко видно, что земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000010:3 расположен в границах водоохранной зоны моря на расстоянии 3, 11 м с точкой координат угол поворота 183, на расстоянии 2,72 м с точкой координат угол поворота 182, на расстоянии 3 м с точкой координат угол поворота 181, на расстоянии 4, 32 м с точкой координат угол поворота 180, на расстоянии 6,85 м с точкой координат угол поворота 179, на расстоянии 3, 68 м с точкой координат угол поворота 10, а также в пределах гидротехнических сооружений от точки координат угол поворота 181 до 183 – западное береговое укрепление, от точки координат угол поворота 12 до 176 расположена причальная стенка.

При таких обстоятельствах суд считает, что земельный участок площадью с 82 412 кв. м. с кадастровым номером 65:09:0000010:3 расположен под береговым укреплением и причалом, являющимися гидротехническими сооружениями, а также находится в пределах береговой полосы, что в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 и пункта 8 статьи 27 ЗК РФ ограничивает оборот данного земельного участка, а утверждения ТУ ФАУФИ по Сахалинской области, изложенные в дополнительных пояснениях по настоящему делу от 04.07.2011 № 2862-06/к13 о том, что земельный участок с вышеназванным кадастровым номером не находится под гидротехническими сооружениями суд ставит под сомнение, и более того приходит к выводу о недостоверности представленных сведений.

Пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В силу положений части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации береговой полосой является полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, ширина которой составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Также из представленной схемы определения местоположения земельных участков следует, что земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000010:12 расположен от реки «Язычница» на расстоянии 14 метров с точкой координат угол поворота 199.

В силу части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ береговой полосой является полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно представленному в материалы дела ответу от 20.07.2011 № 16-2747 из Федерального государственного учреждения Сахалинского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов ФГУ «Сахалинрыбвод» по запросу суда от 13.07.201 река Язычница берет свое начало с Южно-Камышового хребта, протекает по распадку и впадает в Татарский пролив. Площадь водосбора составляет 11.2 км ?.

В этой связи суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000010:12 также органичен в обороте в силу части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ и пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии водных объектов, в том числе и морей, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу части 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Судом также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000010:13 расположен от береговой полосы Татарского пролива на расстоянии 100, 21 м с точкой координат угол поворота 11н и на расстоянии 100,15 м с точкой координат угол поворота 7н.

Из поступившего ответа от 22.07.2011 № Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Сахалинской области) по запросу суда от 21.07.2011 следует, что государственный водный реестр сформирован не в полном объеме и сведения, содержащие данные о параметрах водоохранных зон, и сведения о расположенных на водных объектах гидротехнических сооружениях в нем отсутствуют. Одновременно суду также сообщено, что размеры водоохранных зон установлены статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, картографические материалы в распоряжении Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отсутствуют.

Судом были сделаны также запросы в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и в Федеральное агентство морского и речного транспорта из полученных ответов следует, что……

С учетом положений перечисленных норм и обстоятельств дела суд считает, что в силу прямого указания закона водоохранной зоной является вся территория, примыкающая к водным объектам на расстоянии пятисот метров от береговой линии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» исключительных прав на приобретение земельных участков кадастровый номер 65:09:0000010:3, площадью 82412 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер 65:09:0000010:0013, площадью 3633,67 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер 65:09:0000010:0012, площадью 7695 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская.

С учетом изложенного, заявление СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» в части требований об обязании заинтересованных лиц принять не позднее одного месяца с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу решения о предоставлении в собственность испрашиваемых заявителем земельных участков, а также направления в адрес СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» договор купли-продажи указанных земельных участков не позднее двух месяцев с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу, то уплаченная СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» при подаче заявления государственная пошлина в размере 4 400 рублей подлежит взысканию с Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, из которых 2 400 суд относит на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области и 2000 рублей на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) как компенсация налогоплательщику денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В части заявленных требований о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области судебных расходов в размере 176 774, 62 рублей за выполненные работы по установлению расположенных спорных земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012 относительно прибрежных вод с указанием конкретного расстояния, составлению совместного документа и пояснительной записки суд отказывает исходя из следующего.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 настоящего Кодекса к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В ходе рассмотрения настоящего спора, для выяснения обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения дела, суд неоднократно предлагал участникам процесса представить доказательства расположения земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012 относительно прибрежных вод и гидротехнических сооружений.

Вместе с тем к установленному сроку требования суда лицами, участвующими в деле, не были исполнены, в связи с чем, суд обязал совместно заявителя и ответчиков с привлечением компетентных органов провести обследование спорных земельных участков на предмет их расположения относительно прибрежных вод с указанием конкретного расстояния, а также гидротехнических сооружений и их наименований, при этом проведение работ, связанных с выделением участков в натуре, суд стороны не обязывал.

Как видно из приложенной пояснительной записки, технического задания, ОАО «СахалинТИСИЗ» выполнил на основании технического задания общества вынос в натуре границ земельных участков, то есть данные действия проведены по инициативе заявителя.

Кроме того, размер понесенных обществом расходов за конкретный вид работ - определение расстояний земельных участков до границы прибрежных вод с учетом имеющихся в деле доказательств (договора на выполнение инженерных изысканий от 07.06.2011 № 208, сметы, перечня работ, а также платежных документов) установить суду не представляется возможным, в связи с чем требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167 – 170, 176, 198,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Признать действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), выраженные в письме № ПП-10/39744 от 29.12.2010 года о возврате на доработку представленных заявителем документов на выкуп находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012 незаконными.

Признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области в предоставлении в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012, выраженного письме № 323-05/к4468(9) от 27.01.2011 недействительным.

В удовлетворении требований Совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью «Сахалин-Шельф-Сервис» к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области об обязании заинтересованных лиц принять не позднее одного месяца с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу решения о предоставлении в собственность заявителю земельных участков: кадастровый номер 65:09:0000010:3, площадью 82412 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер 65:09:0000010:0013, площадью 3633,67 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская; кадастровый номер 65:09:0000010:0012, площадью 7695 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Лесозаводская, а также об обязании заинтересованных лиц направить в адрес СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» договор купли-продажи указанных земельных участков не позднее двух месяцев с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, отказать.

В удовлетворении требований Совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью «Сахалин-Шельф-Сервис» о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области судебных расходов в размере 176 774, 62 рублей, связанных с выполнением работ по установлению расположенных спорных земельных участков с кадастровыми номерами 65:09:0000010:3, 65:09:0000010:0013, 65:09:0000010:0012 относительно прибрежных вод, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области.

Председательствующий В. Н. Джавашвили