ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2874/11 от 19.10.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                   Дело № А59-2874/2011

26 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2011. Полный текст решения изготовлен 26.10.2011.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Демидовой Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «ОренБург» к городскому Собранию городского округа «Город Южно – Сахалинск» о признании незаконным решения от 14.01.1999 № 23 «Об утверждении перечня № 49 объектов, передаваемого в собственность муниципального образования «город Южно-Сахалинск»» в части передачи в муниципальную собственность здания трансформаторной подстанции с балансовой стоимостью на момент передачи 0 рублей, 1957 года постройки, общей площадью 24 кв.м.,

при участии представителей:

от заявителя – Гатилов Д.Ю. по доверенности от 01.08.2011 № 03, Белоусов Ю.В. по доверенности от 01.08.2011 № 04,

от городского Собрания городского округа «Город Южно – Сахалинск» – Арефьева О.В. по доверенности от 25.01.2011 № 55,

         от Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска – Гаврильчик В.И. по доверенности от 04.05.2011 № 75Д,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «ОренБург» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к городскому Собранию городского округа «Город Южно – Сахалинск» (далее – городское Собрание) с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным решения от 14.01.1999 № 23 «Об утверждении перечня № 49 объектов, передаваемого в собственность муниципального образования «город Южно-Сахалинск»» в части передачи в муниципальную собственность здания трансформаторной подстанции с балансовой стоимостью на момент передачи 0 рублей, 1957 года постройки, общей площадью 24 кв.м.

В обоснование требования, поддержанного в судебном заседании представителями заявителя, указано, что на момент издания оспариваемого акта, спорное здание – трансформаторная подстанция, 1957 года постройки, общей площадью 24 кв.м., фактически не существовало. На данный объект не оформлялась техническая документация,  не регистрировалось право собственности. Общество является собственником земельного участка, на котором в настоящее время ведется строительство, в том числе, трансформаторной подстанции (блочно-модульного типа). Несуществующее здание имеет адресный учет на земельном участке, принадлежащем заявителю. По мнению общества, данный факт может привести к неустранимым нарушениям прав заявителя, поскольку возведение объекта на земельном участке подобного назначения и с подобным наименованием, приведет к затруднению при регистрации объекта в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области. Общество указало, что оспариваемый акт датирован 14.01.1999, тогда как заявитель узнал о нарушенном праве только 19.04.2011  из письма Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска от 19.04.2011 № 4040-014/03,  заявление было подано в суд 11.07.2011, что не превысило трехмесячный срок.

Городское Собрание городского округа «Город Южно – Сахалинск» в представленном отзыве, поддержанном его представителем в судебном заседании, указало, что против удовлетворения заявления общества о признании незаконным решения в оспариваемой части не возражает.

Протокольным определением суда от 22.09.2011 к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска (далее – ДАГУН)

В судебном заседании представитель ДАГУН  согласился с доводами  городского Собрания, против удовлетворения заявления общества не возражал.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Совета Городского собрания города Южно-Сахалинска № 23 от 14.03.1999 (далее – Решение № 23) утвержден Перечень № 49 объектов (далее – Перечень № 49), передаваемых в собственность муниципального образования «город Южно-Сахалинск». Согласно указанному перечню, в муниципальную собственность

было передано среди прочих, здание трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Крайняя, 51.

ЗАО «ОренБург», являясь собственником земельного участка, кадастровый номер 65:01:03:16003:0069, расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Крайняя, 51Б, 57Б (свидетельство о государственной регистрации права от 16.02.2000 серии 65 АВ 029158), обратилось в Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении разрешения на строительство объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

26.01.2010 года ДАГУН выдано разрешение № RU65302000-0000001589 на строительство капитального объекта – «Производственная база. Первая очередь строительства – цех по производству металлоконструкций (с пристроенными помещениями АБК) пожарные резервуары, котельная и трансформаторная подстанция (блочно-модульного типа)», расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Крайняя, 51-б, 57-б (кадастровый номер 65:01:03:16003:0069).

Срок действия разрешения установлен до 26.01.2012 года.

Общество  направило в адрес ДАГУН  запрос о предоставлении копий документов на здание трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Крайняя, 51 б.

ДАГУН письмом от 19.04.2011 № 4040-014/03 сообщил обществу об отсутствии технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации указанного объекта, с приложением копий следующих документов:

-Решения городского Собрания от 14.01.1999 № 23 «Об утверждении перечня № 49 объектов, передаваемого в собственность муниципального образования «город Южно-Сахалинск»;

-Распоряжения губернатора Сахалинской области от 22.01.1999 № 14-р «О согласовании перечня недвижимого имущества производственной базы 178 УНР, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования г.Южно-Сахалинск»;

-Постановления мэра г.Южно-Сахалинска от 06.03.2000 № 418 «О принятии в муниципальную собственность производственной базы 178 УНР, расположенной по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Крайняя,51»;

-акта приема-передачи основных средств от 14.03.2000.

Полагая, что Решение № 23 в части является незаконным и нарушает права и законные собственника земельного участка, на котором, согласно представленным документам, расположен объект - трансформаторная подстанция, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Порядок формирования муниципальной собственности был определен Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1).

В развитие названного Постановления распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (далее – Положение).

Указанное Положение установило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности в соответствующем реестре муниципальной собственности (далее – Порядок).

Пунктом 9 Положения установлено, что для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 № 3020-1.

Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.

Согласно приложению 1 к Постановлению № 3020-1объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, являются, в том числе, предприятия топливно-энергетического комплекса (пункт 2 раздела IVПриложения 1), и предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3 (пункт 3 раздела IV Приложения 1).

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности, определены в пункте 1 Приложения 3 Постановления № 3020-1, к таковым  законодателем отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Как следует из материалов дела, оспариваемое обществом в части Решение № 23, было принято Советом городского Собрания города Южно-Сахалинска 14.01.1999 года.

В силу статьи 2 Закона РСФСР  от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (далее – Закон № 1550-1), местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

Статьей 10 Закона № 1550-1 установлено, что местными органами власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах являются соответствующие Советы народных депутатов или, в зависимости от местных, национальных традиций, иные по наименованию представительные органы власти.

Понятие представительного органа местного самоуправления определялось в соответствии со статьей 1 Федеральнго закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»" (далее – Закон № 154-ФЗ) согласно которой, представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

К  органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций (пункты 1,4 статьи 14 Закона № 154-ФЗ).

Решением 6 сессии городского Собрания от 14.08.1997 № 62 утвержден Регламент городского Собрания города Южно-Сахалинска, (далее – Регламент), в соответствии с которым, городское Собрание - является представительным органам местного самоуправления муниципального образования города Южно-Сахалинска. Городское Собрание города Южно-Сахалинска правомочно решать все вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством Российской Федерации.

Статьей 7.1 Регламента установлено, что Совет городского Собрания (далее - Совет Собрания) создается для предварительного обсуждения вопросов, выносимых на рассмотрение сессии, подготовки организационных вопросов, выносимых на рассмотрение сессии, подготовки организационных вопросов по деятельности городского Собрания, а при необходимости и для оперативного решения вопросов, требующих срочного рассмотрения.

Совет Собрания является постоянно действующим, коллегиальным рабочим органом Собрания и создается на срок полномочий Собрания.

Таким образом, в соответствии с законодательством, действующим в период принятия оспариваемого решения, утверждение перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, входило в компетенцию городского Собрания города Южно-Сахалинска.

Между тем, поскольку объект капитального строительства – трансформаторная подстанция, включенный Решением № 23 в Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, относится в соответствии с приложением 1 Постановления № 3020-1 к объектам федеральной собственности, у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для решения о передаче названного объекта в муниципальную собственность.

 Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение совета городского Собрания города Южно – Сахалинска от 14 января 1999 года № 23 «Об утверждении перечня № 49 объектов, передаваемого в собственность муниципального образования «город Южно-Сахалинск»» в части передачи в муниципальную собственность здания трансформаторной подстанции с балансовой стоимостью на момент передачи 0 рублей, 1957 года постройки, общей площадью 24 кв.м, подлежит признанию незаконным.

С учетом изложенного, требование ЗАО «ОренБург» является  обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Как следует из материалов дела, при обращении в суд с настоящим заявлением, общество по платежному поручению от 05.07.2011 № 407 уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с городского Собрания.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

Признать решение совета городского Собрания города Южно – Сахалинска от 14 января 1999 года № 23 «Об утверждении перечня № 49 объектов, передаваемого в собственность муниципального образования «город Южно-Сахалинск»» в части передачи в муниципальную собственность здания трансформаторной подстанции с балансовой стоимостью на момент передачи 0 рублей, 1957 года постройки, общей площадью 24 кв.м, незаконным.

Взыскать с городского Собрания городского округа «Город Южно – Сахалинск» в пользу закрытого акционерного общества «ОренБург» 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                              В.С. Орифова