ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2931/10 от 21.10.2010 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело А59-2931/2010

  г. Южно-Сахалинск

28 октября 2010 года

Резолютивная часть объявлена 21.10.2010.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи В.Г. Карташовой

Протокол ведет судья

При участии представителей сторон : от истца -ФИО1 по доверенности от 21.09.2010, от ответчика –ФИО2 по доверенности от 23.03.2010 , от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 12.10.2010,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Глобус –СК» к Министерству строительства Сахалинской области о взыскании денежных средств ,

У с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Глобус –СК» ( далее истец , ООО « Глобус -СК») обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству строительства Сахалинской области ( далее Ответчик ) о взыскании 3 538 477,34 руб. за выполненные работы по государственному контракту от 02.06.2008 № 2/2008.

До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил исковые требования до 3 751 229,34 руб. , просил признать ответчиком по делу субъект Российской Федерации – Сахалинскую область в лице Министерства строительства Сахалинской области .

Уточненные требования приняты к рассмотрению .

Определением суда от 21.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика , не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора , привлечено Министерство финансов Сахалинской области .

В обоснование иска истец ссылается на государственный контракт от 02.06.2008 № 2/2008, акты приемки выполненных дополнительных работ и справки о стоимости работ , подписанные ответчиком без замечаний , неисполнение ответчиком обязанности по оплате работ .

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в уточненном размере .

Ответчик в отзыве и в судебном заседании с иском согласен . Не оспаривая факта выполнения истцом дополнительных работ на заявленную сумму и приемку этих работ , указывает на невозможность оплатить их в рамках контракта .

Министерство финансов Сахалинской области в отзыве просит в иске отказать , поскольку дополнительные работы выполнены без заключения дополнительного соглашения к государственному контракту .Считает надлежащим ответчиком по делу Министерство строительства Сахалинской области .

В судебном заседании представитель МФ Сахалинской области поддержал доводы отзыва .

В судебном заседании объявлялся перерыв 14 по 21 октября 2010 года .

Выслушав стороны, третье лицо , изучив материалы дела , суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению .

Как следует из материалов дела , 2 июня 2008 года между сторонами заключен государственный контракт № 2/2008 на реконструкцию и расширение онкологического диспансера в г. Южно-Сахалинске , по условиям которого Заказчик – Департамент строительства Сахалинской области ( постановлением губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 № 26 переименован в Министерство строительства Сахалинской области) осуществляет финансирование , обеспечивает контроль выполнения работ и приемки результатов выполненных работ , а генподрядчик – ООО «Глобус-СК» - строительство и сдачу выполненных работ по акту по объекту – Реконструкция и расширение онкологического диспансера в г. Южно-Сахалинске . В рамках контракта подрядчик выполняет работы : строительство трехэтажного с подвалом здания палатного корпуса -блок «Б», исключая работы по поставке и монтажу технологического оборудования ; строительство наружных сетей канализации ; выполнение работ по благоустройству и озеленению ( п. 2.1).

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено , что цена государственного контракта составляет 169 662 500 руб.( в том числе НДС 25 880 720 руб.), с указанием размера финансирования в 2008 году – 65 500 000 руб.

Цена контракта является твердой на весь период строительства и может быть изменена исключительно в случаях и размерах , установленных действующим законодательством , что оформляется сторонами дополнительным соглашением к контракту ( п. 3.3) .Заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10 % предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах , на выполнение которых заключен контракт , или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ , не предусмотренных контрактом , но связанных в работами , предусмотренными контрактом .

При выполнении дополнительных работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких работ , но не более чем на 10 % от цены контракта .

К соглашению об изменении цены контракта и объема работ прилагается акт на вышеуказанные работы, подписанный представителями подрядчика и заказчика ,проектной организацией , смету на работы , связанные с увеличением объема работ , утвержденную заказчиком и согласованную с проектной организацией или ОГУ «Центр по ценообразованию в строительстве Сахалинской области», после принятия решения заказчиком о выполнении таких работ ( п. 3.3).

Превышение генподрядчиком проектных объемов и стоимости работы , не подтвержденные соответствующим дополнительным соглашением сторон , оплачивается генподрядчиком за свой счет ( п. 3.4).

Сроки выполнения работ определены графиком производства работ , являющимся необъемлемой частью контракта ( п. 4.1).Пунктами 4.2-4.4 контракта установлено , что продолжительность работ составляет й7 месяцев , начало работ - 2 июня 2008 года , окончание работ – 30 ноября 2009 года .

Дополнительным соглашением от 17.02.2009 произведена замена заказчика на Департамент здравоохранения Сахалинской области .Соглашением от 31.12.2009 Министерство здравоохранения Сахалинской области на основании распоряжения губернатора Сахалинской области от 15.09.2009 № 86 передало функции заказчика по госконтракту Министерству строительства Сахалинской области .

Актом от 03.06.2010 Министерство строительства , с участием проектной организации ГИП ОАО «Институт «Сахалингражданпроект» , ОГУ «УКС администрации Сахалинской области» , осуществлявшего технических контроль за выполнением работ , согласовали перечень дополнительных работ , не предусмотренных проектно-сметной документацией и, но необходимых для выполнения полного комплекса СМР для ввода объекта в эксплуатацию , и локальные сметы на дополнительные работы в сумме 3 751 229,34 руб. .

Перечисленные в сметах дополнительные работы истцом выполнены , а ответчиком и ОГУ «УКС администрации Сахалинской области» приняты без замечаний , что подтверждается актами выполненных работ формы КС-2 и справками стоимости выполненных работ формы КС-3 от 10 июня и 30 июля 2010 года .

Поскольку заказчик отказался оплачивать указанные работы , истец обратился в арбитражный суд с указанным иском .

Согласно ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы , предназначенные для удовлетворения государственных нужд и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюдженых источников , осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные , проектные и другие работы , связанные о строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера , и пережать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы или обеспечить их оплату .

Из статьи 746 ГК РФ следует , что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере , предусмотренном сметой , в сроки и в порядке , которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ .

Статьей 711 ГК РФ предусмотрено , что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов , заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии , что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок .

В обоснование выполнения работ истец представил акты приемки выполненных работ , подписанные подрядчиком и представителем ОГУ «УКС администрации Сахалинской области», которому в соответствии с п. 5.19 государственного контракта переданы часть прав и обязанностей заказчика по осуществлению технического контроля за выполнением работ и приемке выполненных работ , справки о стоимости выполненных дополнительных работ , подписанные ответчиком .

Указанные работ выполнены с согласия заказчика , каковое оформлено актом от 03.06.2010, и согласованы с проектной организацией ОАО «Институт «Сахалингражданпроект».

Ответчик и третье лицо признают перечисленные обстоятельство .

В силу п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик , обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства , обязан сообщить об этом заказчику . При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение 10 дней , если законом или договором не предусмотрен для этого иной срок , подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков , вызванных простоем , на заказчика .

Отказ в оплате дополнительных работ обусловлен отсутствием дополнительного соглашения к контракту на спорные работы .

Между тем , в деле имеются акт о дополнительных работах , необходимых для выполнения контракта , локальные сметные расчеты на спорные дополнительные работы , утвержденные заказчиком .

Следовательно , подписав акт о необходимости дополнительных работ , утвердив сметную документацию , ответчик тем самым выразил свое согласие на выполнение подрядчиком этих работ, влекущих изменение стоимости контракта .

Отсутствие дополнительного соглашения к контракту само по себе не может служить основанием для отказа оплаты работ , необходимость которых для выполнения государственного контракта ответчиком не оспаривается .Качество , объемы и стоимость выполненных дополнительных работ подтверждены актами выполненных работ и справками о стоимости и также подтверждены ответчиком в судебном заседании .

Ввиду изложенного требования истца о взыскании денежных средств в оплату выполненных и принятых ответчиком работ признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению .

Из справки Министерства строительства Сахалинской области от 21.10.2010 усматривается , что остаток лимитов , выделенных по спорному объекту , составляет 31 177,5 тыс. руб.

Ввиду изложенного денежные средства подлежат взысканию с Министерства строительства Сахалинской области как стороны договора .

Ходатайство истца о привлечении в качестве ответчика по делу Министерство финансов Сахалинской области суд оставляет без удовлетворения ввиду необоснованности .

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 41 756,2 руб. в порядке возмещения судебных расходов по уплате госпошлины .

Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ , суд

Р е ш и л :

Взыскать с Министерства строительства Сахалинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Глобус-СК» денежные средства в размере 3 792 985 руб. 54 коп., в том числе долг – 3 751 229 руб. 34 коп., судебные расходы - 41 756 руб. 20 коп.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд ( через Арбитражный суд Сахалинской области) в течение одного месяца .

С у д ь я :В.Г.Карташова