ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3017/19 от 21.08.2019 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                                  

28 августа 2019 года                                                      Дело № А59-3017/2019

Резолютивная часть решения оглашена 21.08.2019, решение в полном объеме изготовлено 28.08.2019.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи       Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Буренковым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Военторг-Восток» с учетом уточнений от 16.08.2019 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.04.2019 № 2842-026/04, по заявлению АО «Военторг-Восток» от 03.04.2019 № 1572 о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, а именно: отобразить местоположение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и предусмотреть образование земельного участка, необходимого АО «Военторг-Восток» для эксплуатации принадлежащего ему здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>; а также о возложении обязанности на Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска:

- разработать проект муниципального правового акта о подготовке проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка, необходимого для его эксплуатации;

- направить в орган местного самоуправления проект муниципального правового акта о подготовке проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка необходимого для его эксплуатации;

- обеспечить подготовку проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка, необходимого для его эксплуатации, в течение 1 (одного) месяца со дня опубликования решения о подготовке документации,

при участии:

от АО «Военторг-Восток» – ФИО1 по доверенности от 25.12.2018;

от Администрации и Департамента архитектуры и градостроительства г. Южно-Сахалинска – ФИО2 по доверенностям от 12.07.2019 и от 05.10.2018,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Военторг-Восток» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания от 03.04.2019 № 1572; о возложении обязанности обеспечить подготовку документации для внесения изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Вокзальная - река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, а именно: отобразить местоположение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и предусмотреть образование земельного участка необходимого АО «Военторг - Восток» для эксплуатации принадлежащего ему здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>;  о возложении обязанности обеспечить организацию и проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно- Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Вокзальная - река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па; о возложении обязанности обеспечить направление мэру г. Южно-Сахалинска для утверждения подготовленной документации для внесения изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Вокзальная - река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний.

Определением суда от 23.05.2019 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 13.06.2019 на 10 час. 00 мин. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица Администрацию города Южно-Сахалинска, а также удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебных заседаний с использованием систем ВКС. Определением от 13.06.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 29.07.2019 на 10 час. 00 мин.  Определением суда от 29.07.2019 судебное разбирательство отложено до 21.80.2019 до 11 час. 00 мин. Все судебные заседания по настоящему делу проведены с использованием систем ВКС с целью обеспечения заявителю возможности участвовать в судебных заседаниях, в результате удовлетворения судом ходатайств заявителя о проведении судебных заседаний с использованием систем ВКС.

В ходе судебного разбирательства заявителем неоднократно заявленные требования были уточнены. 19.08.2019 заявителем представлено в суд ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которым заявитель просил суд признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска, выраженного в письме от 25.04.2019 № 2842-026/04, по заявлению АО «Военторг-Восток» от 03.04.2019 № 1572 о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, а именно: отобразить местоположение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и предусмотреть образование земельного участка, необходимого АО «Военторг-Восток» для эксплуатации принадлежащего ему здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>; а также о возложении обязанности на Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска: разработать проект муниципального правового акта о подготовке проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка, необходимого для его эксплуатации; направить в орган местного самоуправления проект муниципального правового акта о подготовке проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка необходимого для его эксплуатации; обеспечить подготовку проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка, необходимого для его эксплуатации, в течение 1 (одного) месяца со дня опубликования решения о подготовке документации.

Данные уточнения приняты судом к рассмотрению, учитывая, что фактически в них заявителем лишь изменено несамостоятельное по своей правой природе требование – требование о способе восстановления нарушенного, по мнению заявителя, права оспариваемым отказом.

 В обоснование заявленных требований заявитель в своем заявлении, уточнениях к нему и его представитель в судебном заседании указали, что общество является собственником объекта недвижимости, отношения пользования земельным участком под которым до настоящего времени не оформлены, поскольку общество лишено возможности сформировать участок под данным объектом, так как в действующем проекте планировки и проекте межевания не предусмотрено образование в качестве самостоятельного земельного участка под объектом недвижимости заявителя также, как и не предусмотрен раздел земельного участка с кадастровым номером 65:01:0601004:65. В этой связи заявителю ранее отказали в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Данный отказ заявителем был обжалован в Арбитражный суд Сахалинской области, который решением по делу № А59-1359/2018 от 05.04.2019 отказал заявителю в удовлетворении заявленных им требований. В этой связи заявитель обратился в департамент с заявлением о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, а именно: отобразить местоположение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и предусмотреть образование земельного участка, необходимого АО «Военторг-Восток» для эксплуатации принадлежащего ему здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>. В удовлетворении данного заявления обществу было отказано. Таким образом в настоящее время общество, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, лишено возможности оформить отношения по пользованию им. Полагает, что действия по внесению изменений в действующую документацию по планировке территории должен произвести орган местного самоуправления за свой счет, поскольку на момент утверждения действующих проектов межевания и планировки здание общества уже находилось на земельном участке, а потому должно было быть учтено при разработке данной документации. Фактически действия органов местного самоуправления лишили заявителя права оформить отношения по пользованию земельным участком под объектом недвижимости, при этом орган местного самоуправления не желает исправлять допущенную им ошибку и вносить изменения в действующие правила.

Департамент и администрация в представленных отзывах, а также их представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указав, что судом общей юрисдикции было отказано заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным постановления администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, о внесении изменений в которое заявитель просит, поскольку суд пришел к выводу, что органами местного самоуправления не были нарушены нормы градостроительного законодательства РФ при подготовке проекта планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденных данным постановлением. Так, судом общей юрисдикции принято во внимание, что сами проекты были подготовлены, публичные слушания по ним проведены и утверждено соответствующие заключение до того, как объект недвижимости заявителя был поставлен на кадастровый учет. То есть документы по планировке территории были разработаны до того, как объект заявителя появился в публичном реестре, что позволило бы учесть факт его существования при подготовке документации. Соответственно, именно поведение заявителя стало причиной того, что при подготовке указанных проектов его объект не был учтен с целью образования земельного участка под ним.  Более того, в настоящее время объект заявителя согласно сведениям из публичных реестров «не привязан» к какой-либо территории, то есть в выписке из ЕГРП в отношении объекта недвижимости заявителя отсутствует информация о том, на каком земельном участке размещен объект. Более того, в выписке из ЕГРП в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка также отсутствует информация, что на данном земельном участке размещен какой-либо объект недвижимости. Кроме того, администрацией и департаментом указано, что на той территории, на которой заявитель просит сформировать ему земельный участок под принадлежащим ему объектом недвижимости, планируется строительство образовательного учреждения и спортивной площадки, что отражено в документах по планировке территории, а также исключает возможность предоставления участка. Также администрацией и департаментом указано и на то, что заявителем избран неверный способ реализации права на получение земельного участка под объектом недвижимости в пользование, поскольку в соответствии с действующим на территории муниципального образования порядком заявитель должен был обратиться не с заявлением о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания, а за предоставлением муниципальной услуги, именуемой: «Подготовка и утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических и юридических лиц», административный регламент предоставления которой утвержден постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 17.12.2018 № 3567-па. На основании и с учетом изложенного администрация и департамент просили суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных им требований.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела, а также из вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам №№ А59-6703/2017, А59-1359/2018, по гражданскому делу № 33а-130/2019, рассмотренному Южно-Сахалинским городским судом,  следует, что 05.05.2010 в ЕГРП сделана запись № 65-65-01/017/2010-503 о праве собственности общества на ателье, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 237,2 кв.м., инв. № 0000:64:401:001:000115810, лит. А, адрес местонахождение объекта: <...>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права 65АБ 166732.

Согласно кадастрового паспорта здания оно поставлено на кадастровый учет 30.06.2012 и ему присвоен кадастровый номер 65:01:0601004:336.

Факт существования  объекта недвижимого имущества в натуре, принадлежащего обществу на праве собственности, на спорной территории города, а именно на земельном участке с кадастровым номером  65:01:0601004:65 установлен решением  Арбитражного суда Сахалинской области  от 09.06.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018, по делу №А59-6703/2017 по иску администрации к обществу о признании отсутствующим права собственности на объект строительства с кадастровым номером 65:01:0601004:336 и об освобождении земельного участка с кадастровым номером 65:01:060:1004:65 от разрушенного объекта строительства.

21.08.2017 общество обратилось в администрацию с письмом от 19.08.2017 № 4175, в котором указало, что является собственником здания с кадастровым номером 65:01:0601004:336, в этой связи просило рассмотреть вопрос о продаже/передаче в долгосрочную аренду земельного участка под этим объектом недвижимости.

Письмом от 20.09.2017 № 014-07630-17/06 Департамент землепользования города Южно-Сахалинска в ответ на указанное обращение сообщил обществу, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0601004:65 является муниципальной собственностью, расположен в центральной части города Южно-Сахалинска, проектом планировки с проектом межевания которой, утвержденным постановлением администрации от 08.05.2013 № 745-па, образование самостоятельного земельного участка под объектом недвижимости (ателье) не предусмотрено. Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0601004:65 отсутствует объект недвижимости (ателье).

20.09.2017 общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 630 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:65-ЗУ1 для использования под здание ателье, расположенного по адресу <...>.

Письмом от 05.10.2017 № 013-565 администрация отказала в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату, поскольку границы земельного участка не установлены, на кадастровый учет он не поставлен.

18.12.2017 общество обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка площадью 630 кв.м. с кадастровым номером 65:01:0601004:65-ЗУ1 в аренду для использования под здание ателье, расположенного по адресу <...>. В качестве основания предоставления  участка общество указало пп.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ. К заявлению была приложена  схема  расположения  земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 09.01.2018 №13-014/012 департамент  на основании  п.1 ч.8 ст.39.15 ЗК РФ отказал обществу в утверждении  прилагаемой к заявлению схемы, а также в предварительном  согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что  проектом  межевания центральной части города Южно-Сахалинска, утвержденным  постановлением администрации города от 08.05.2013 №745-па, образование испрашиваемого земельного участка в испрашиваемых границах не предусмотрено, что соответствует  пункту 5 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Кроме этого, заявитель  повторно  22.12.2017  обратился с заявлением от 19.12.2017 № 5715 в департамент, в котором просил  повторно  утвердить  схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории под объектом недвижимого имущества общества.

Департамент  в своем письме от  10.01.2018 №12154-014/012 повторно  со ссылкой  на пункт 1 часть 8 статьи 39.15 ЗК РФ отказал обществу в утверждении  прилагаемой им к заявлению схемы, а также в предварительном  согласовании  предоставления испрашиваемого земельного участка по тем же самым основаниям, что были указаны и в предыдущем письме о  том, что  испрашиваемый земельный участок расположен в центральной части города Южно-Сахалинска, в отношении которой постановлением администрации  города от 08.05.2013 №745-па утвержден проект планировки с проектом межевания и что согласно данным проектам образование  как самостоятельного  земельного участка под объектом  недвижимости заявителя, так и раздел земельного участка с кадастровым номером 65:01:0601004:65 не предусмотрены.

Не согласившись с указанными решениями, изложенными в письмах, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконными решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленных письмами от 09.01.2018 № 13-014/012 и от 10.01.2018 № 12154-014/012, и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка площадью 630 кв.м. по адресу: <...> и предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 630 кв.м. по адресу: <...>, взыскании судебных расходов (арбитражное дело № А59-1359/2018). Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.04.2019 по делу № А59-1359/2018 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Данное решение мотивировано тем, что существует законодательно установленный запрет на предварительное согласование предоставления земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка при наличии утвержденного проекта межевания территории.

26.02.2018 общество обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации № 745-па от 08.05.2013 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - улица Горького - улица Вокзальная - река Рогатка». В обоснование иска указано, что на территории, применительно к которой оспариваемым постановлением утвержден Проект планировки и межевания, расположено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание ателье (<...>), при разработке которого в нарушении норм действующего законодательства РФ не учтено наличие существующего объекта недвижимости, принадлежащего обществу. Решением  Южно-Сахалинского городского суда  по делу №2А-2755/18 от  21.09.2018, оставленным без изменения апелляционным определением от 17.01.2019, обществу отказано в удовлетворении требований о признании  недействующим полностью  постановления  администрации города от  08.05.2013 №745-па по мотиву того, что администрацией не учтено  нахождение на данной территории  имущества общества. Суд установил, что объект  капитального строительства общества был поставлен им на кадастровый учет уже после того, как были проведены  публичные слушания и утверждено заключение по ним относительно проекта планировки и проекта межевания центральной части  территории города. Суд общей юрисдикции указал, что общество не предоставило на проведение публичных слушаний органу местного самоуправления свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки и межевания территории в связи с  отсутствием в последних  нахождения  объекта недвижимого имущества общества. В этой связи суд пришел к выводу, что  поскольку документация по планировке территории  была подготовлена с соблюдением  положений   статей 2 и 45 Градостроительного кодекса РФ на основании документов территориального планирования, полномочия органов местного самоуправления на утверждение проектов планировки и межевания территории имеются, процедура принятия  проектов соблюдена, то оснований для удовлетворения требований общества не имеется, тем более, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права общества.

03.04.2019 общество обратилось к председателю Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» с заявлением от 03.04.2019 № 1572 на рассмотрение предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», согласно которому просило внести соответствующие изменения в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденное постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0601004:65, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию городской округ «город Южно-Сахалинск». Так общество просило в указанных проектах отобразить местоположение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего обществу, а также предусмотреть в указанных документах образование земельного участка, необходимого АО «Военторг-Восток» для эксплуатации принадлежащего ему здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>.

В письме от 25.04.2019 № 2842-026/04 департамент в ответ на обращение общества указал, что оснований для внесения изменений в проект планировки с проектом межевания территории VIII микрорайона в целях образования земельного участка под зданием ремонтных мастерских в границах территории, предназначенной для общеобразовательного учреждения, отсутствуют. При этом департаментом указано на следующее Здание ателье расположено в границах VIII микрорайона г.Южно-Сахалинска на земельном участке, принадлежащем ранее Минобороны с кадастровым номером 65:01:0601004:65 (далее - земельный участок). Земельный участок передан в муниципальную собственность на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от 30.06.2017 № 640 «О передаче земельного в собственность городского округа «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области. В соответствии с положениями земельного законодательства РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Проектом планировки с проектом межевания территории VIII микрорайона, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 20.12.2017 №3504-па (далее - проект планировки), земельный участок предусмотрен для расширения территории существующего лицея № 1. Фактическая обеспеченность объектами социальной инфраструктуры населения VIII микрорайона является ниже нормативной и составляет 90 мест/1000 жителей образовательными школами (при нормативе 129 мест/1000 жителей). С учетом развития жилищного фонда и соответствующего роста численности проживающего на территории VIII микрорайона населения (с 8,06 тыс. чел. до 8,79 тыс.чел.), а также с целью ликвидации существующего дефицита, в проекте планировке сформировано решение по развитию социальных объектов, в том числе, строительство дополнительного корпуса к существующему лицею №1 проектной емкостью 400 мест за счет земельного участка с кадастровым номером 65:01:0601004:65. Согласно СП 251.1325800.2016 «Здания образовательных организаций Правила проектирования» территория (земельный участок) общеобразовательных организаций представляет собой единую открытую площадку, разделенную по видами деятельности и возрастной принадлежности с учетом функциональных и планировочных требований во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией. С учетом установленного региональными нормативами градостроительного проектирования Сахалинской области, утвержденных приказом Министерства строительства Сахалинской области № 60 от 26.10.2015, норматива размера земельного участка для общеобразовательных школ и лицеев, проектная площадь земельного участка лицея № 1 составляет 20674,55 кв.м. На территории лицея предусмотрена организация круговой беговой дорожки на 250 метров, линейной беговой дорожки на ПО метров, спортивной площадки габаритами 48*36 метров в соответствии со СП 118.13330.2012.

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной названным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).

Как установлено частью 1 статьи 42 ГрК РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Частью 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2 статьи 46 Кодекса).

По правилам части 5 этой же статьи проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Частью 21 статьи 45 ГрК РФ установлено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Исходя из приведенных норм в совокупности, следует, что корректировка документации по планировке территории осуществляется в порядке, определенном статьями 45, 46 Кодекса.

Вместе с тем, из буквального толкований положений статей 45, 46 ГрК РФ следует, что заинтересованное лицо может выступать инициатором внесения изменения в документацию по планировке территории и вносить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании таких изменений. Однако из указанных норм права не следует, что подаче такого предложения корреспондирует безусловная обязанность органа местного самоуправления принять решение о внесении изменений в документацию по планировке территории за счет бюджетных средств.

Аналогичные выводы следуют из постановлений Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.06.2019 по делу № А59-5563/2018.

Из заявления заявителя по делу следует, что он полагает, что сложившаяся ситуация, а именно невозможность получения им земельного участка под объектом недвижимости в пользование, является следствием неправомерных действий органов местного самоуправления, которые при разработке проекта планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, не учли факт нахождении на данной территории объекта недвижимости, принадлежащего заявителю.

Вместе с тем, отсутствие в данных действиях органа местного самоуправления нарушений установлена судом общей юрисдикции при рассмотрении административного иска заявителя о признании недействующим постановления администрации № 745-па от 08.05.2013 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - улица Горького - улица Вокзальная - река Рогатка». Так согласно апелляционному определению Сахалинского областного суда от 17.01.2019, которым оставлено без изменений решение Южно-Сахалинского городского суда по делу №2А-2755/18 от  21.09.2018, судом общей юрисдикции установлено, что объект  капитального строительства общества был поставлен им на кадастровый учет уже после того, как были проведены  публичные слушания и утверждено заключение по ним относительно проекта планировки и проекта межевания центральной части  территории города. Суд общей юрисдикции указал, что общество не предоставило на проведение публичных слушаний органу местного самоуправления свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки и межевания территории в связи с  отсутствием в последних  нахождения  объекта недвижимого имущества общества. В этой связи суд пришел к выводу, что  поскольку документация по планировке территории  была подготовлена с соблюдением  положений   статей 2 и 45 Градостроительного кодекса РФ на основании документов территориального планирования, полномочия органов местного самоуправления на утверждение проектов планировки и межевания территории имеются, процедура принятия  проектов соблюдена, то оснований для удовлетворения требований общества не имеется, тем более, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права общества.

 Из изложенного следует, что отсутствие в проекте межевания и проекте планировки центральной части города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - улица Горького - улица Вокзальная - река Рогатка, необходимых сведений о земельном участке, на котором расположен принадлежащий заявителю объект, с целью обеспечения возможности образования земельного участка для его использования, обусловлено действиями самого заявителя, а именно тем, что им принадлежащий ему объект поставлен на кадастровый учет после подготовки органом местного самоуправления указанных проектов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое обществом решение об отказе во внесении изменений в проект планировки с проектом межевания не нарушает норм градостроительного законодательства РФ, поскольку, как было указано выше, в действующем градостроительном законодательстве РФ отсутствует безусловная обязанность органа местного самоуправления принять решение о внесении изменений в документацию по планировке территории за счет бюджетных средств на основании заявления физического либо юридического лица. При этом суд, делая подобный вывод, учитывает наличие вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции, которым установлено отсутствие нарушений в действиях органа местного самоуправления при разработке и утверждении постановлением администрации от 08.50.2013 № 745-па проекта планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, в виду отсутствия в нем сведений, позволяющих образовать  земельного участка под принадлежащим заявителю объектом недвижимости. То есть фактически установлено то, что невозможность образования участка под объектом недвижимости заявителя является следствием не противоправных действий органов местного самоуправления, а  обусловлено действиями самого заявителя, а именно постановкой обществом принадлежащего ему объекта недвижимого имущества на кадастровый учет после разработки проекта планировки с проектом межевания, о внесении изменений в которые заявляет общество.

Также судом учитывается и то, что, как было указано выше, частью 21 статьи 45 ГрК РФ установлено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям. То есть корректировка документации по планировке территории осуществляется в порядке, определенном статьями 45, 46 ГрК РФ. Соответственно, процедура внесения изменений в документацию по планировке территории, также как и процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории, начинается с принятия соответствующего решения о подготовке документации по внесению изменений в документацию по планировки территории. При этом данное решение может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления самостоятельно либо по заявлению физического или юридического лица посредством предоставления соответствующей муниципальной услуги. Так, постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 17.12.2018 № 3568-54 утвержден административный регламент администрации города Южно-Сахалинска предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории на основании заявлений физических и юридических лиц». Согласно данному регламенту за предоставлением указанной услуги могут обратиться физические и юридические лица, за исключением лиц, которые самостоятельно принимают решения о подготовке документации по планировке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1.2.1). Согласно пункту 2.6.1 указанного регламента для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет заявление о принятии решения о подготовке документации по планировке территории согласно Приложению № 1 настоящего административного регламента, с указанием информации о месте расположения территории, в отношении которой предполагается разработка документации по планировке территории, к которому прилагает следующие документы: а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц), выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей); в) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица (если обращается представитель); г) кадастровый паспорт земельного участка; д) кадастровый план территории со сведениями о смежных земельных участках; е) задание на выполнение инженерных изысканий (объем инженерных изысканий заявитель определяет сам).

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу заявитель не оспаривал, что за предоставлением данной муниципальной услуги он в органы местного самоуправления не обращался.

Более того, оспариваемое в рамках настоящего дела решение получено было получено заявителем в ответ на его заявление от 03.04.2019 № 1572 на рассмотрение предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки  на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», поданное председателю комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки  на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». К данному заявлению обществом согласно указанию в нем были приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права общества, копия кадастрового паспорта на здание, копия протокола заседания совета директоров общества об избрании генерального директора. То есть заявителем к указному заявлению не были приложены документы, указанные в приведенном выше пункте 2.6.1 административного регламента. Указанное также свидетельствует о том, что за предоставлением муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории на основании заявлений физических и юридических лиц» он посредством направления заявления от 03.04.2019 № 1572 не обращался.

На основании и с учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ независимо от содержащихся в нем оснований не нарушает прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в действующем градостроительном законодательстве РФ не установлена безусловная обязанность органов местного самоуправления вносить изменения по заявлению физических и юридических лиц в документацию по планировке территории муниципального образования, а действующая в настоящее время документация признана судом общей юрисдикции в оспариваемой заявителем части соответствующей требованиям градостроительного законодательства РФ. В отсутствие законодательно установленной обязанности органов местного самоуправления вносить такие изменения суд невправе признавать не соответствующим нормам права отказ в совершении действий, обязанность по совершению которых не установлена. Более того, заявитель, исходя из приведенных норм действующего законодательства РФ вопреки его доводам не лишен возможности реализовать право на получение земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости  посредством в том числе первоначального обращения за предоставлением муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории на основании заявлений физических и юридических лиц».

Таким образом, учитывая, что оспариваемое решение не нарушает прав общества в виду отсутствия обязанности органа местного самоуправления на основании заявления физического или юридического лица принять решение о внесении изменений в документацию по планировке территории за счет бюджетных средств, основания для удовлетворения требований общества у суда отсутствуют.

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют и суд им оценку в решении не дает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований акционерного общества «Военторг-Восток» к Департаменту архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.04.2019 № 2842-026/04, по заявлению АО «Военторг-Восток» от 03.04.2019 № 1572 о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, а именно: отобразить местоположение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и предусмотреть образование земельного участка, необходимого АО «Военторг-Восток» для эксплуатации принадлежащего ему здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>; а также о возложении обязанности на Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска разработать проект муниципального правового акта о подготовке проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка, необходимого для его эксплуатации; направить в орган местного самоуправления проект муниципального правового акта о подготовке проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка необходимого для его эксплуатации; обеспечить подготовку проекта изменений в проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах: пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – река Рогатка, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 № 745-па, предусматривающего размещение здания ателье, площадью 237,2 кв.м., кадастровый номер 65:01:0601004:336, расположенного по адресу: <...>, и образование земельного участка, необходимого для его эксплуатации, в течение 1 (одного) месяца со дня опубликования решения о подготовке документации, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                           Е.С. Логинова