АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Коммунистический проспект 28, г. Южно-Сахалинск, 693000
тел. 460-945, факс 460-952
http://sakhalin.arbitr.ru/
РЕШЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск № А59 – 3065/2018
26 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.10.2018.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белова А.С., при ведении протокола помощником судьи Тимофеевой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Судоремонтная компания Сахалина» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о расторжении государственного контракта, взыскании штрафа, ущерба,
Третьи лица - ФГБУ "Морская спасательная служба", Российский морской регистр судоходства.
При участии от истца – ФИО1 по доверенности №31/150 от 25.12 2017.
От ответчика – ФИО2 по доверенности №1 от 15.05.2017.
От ФГБУ «Морсспаслужба» - ФИО3 по доверенности от 15.03.2018.
Иные лица явку представителей не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области» обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Судоремонтная компания Сахалина» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о расторжении государственного контракта, взыскании штрафа, ущерба, причиненного военному имуществу.
В обоснование заявленных требований истцом указано и судом из материалов дела установлено, что Между Пограничным управлением ФСБ России по Сахалинской области и ООО «Судоремонтная компания Сахалина» 06 ноября 2016 года в рамках выполнения государственного оборонного заказа был заключен государственный контракт № 0161000000216000271_47686 на выполнение работ по доковому ремонту двух секций плавучего причала проекта ИМ - 61 М. Срок исполнения обязательств по государственному контракту с 18 ноября 2016 года по 30 июня 2017 года включительно.
В соответствии с условиями государственного контракта ООО «Судоремонтная компания Сахалина» приняты на себя обязательства по проведению докового ремонта двух секций плавучего причала ПМ-61М.
В рамках исполнения своих обязательств, для доставки секций плавпричала к месту ремонта г. Корсаков, между ООО «Судоремонтная компания Сахалина» и Федеральным бюджетным учреждением «Морская спасательная служба Росморречфлота», был заключен договор от 20 декабря 2016 года № 20/12/165. Предметом договора являлось оказание
Федеральным бюджетным учреждением «Морская спасательная служба Росморречфлота» услуг по буксировке 1 (одного) понтона проекта ПМ-61М, зав. № 1003 без экипажа, в конвертованом виде, судном б/с «Атлас» Федерального бюджетного учреждения «Морская спасательная служба Росморречфлота» от грузового терминала Крабозаводское п/п Малокурильск п. Невельск до п. Корсаков.
В рамках подготовки к буксировке, в отряде пскр в с. Малокурильском Службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления по Сахалинской области были проведены организационно-технические мероприятия по подготовке секции плавпричала ПМ-61М зав. № 1003 к буксировке, позволяющие обеспечить надежность герметичности внутреннего контура секции плавпричала ПМ-бГМ зав. № 1003, в том числе и поотсечно. Конструктивные особенности секции плавпричала ПМ-61М зав. № 1003 заложенные при проектировании и строительстве, исключающие поступление воды из поврежденного отсека в смежные, через тяжелые закрытия и межотсечные переборки, не нарушены. В соответствие с конструкторской документацией секция плавпричала ПМ-61М зав. № 1003 остается на плаву при полном затоплении любых двух отсеков.
Буксировочным свидетельством, выданным инспектором Российского морского регистра судоходства подтверждается готовность законвертованой секции плавпричала ПМ-61М к перегону. Готовность секции к перегону также подтверждается Актом готовности понтона ПМ-61 М зав. № 1003 к буксировке, подписанным членами экипажа б/с «Атлас», инспектором морского регистра, представителем ООО «Судоремонтная компания Сахалина» и утвержденного капитаном б/с «Атлас».
В период проведения буксировки секции плавпричала ПМ-61М зав. №1003 караван в период с 21 часа 50 минут по 23 часа 50 минут 26декабря2016 г. проходил через мелкобитый разряженный лед и в период с 01 часа25 минут по 02 часа 45 минут 27 декабря 2016 г. через лёд (данные о бальности ледового поля отсутствуют). Данный факт подтверждается выпиской из судового журнала № 354-1444 б/с «Атлас», представленной Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Через 1 час 15 минут после выхода из ледового поля, в координатах 45°56,08' СШ 143°07,06' ВД, на секции плавпричала ПМ-61М зав. № 1003 погасли сигнальные огни. В 10 часов 30 минут 27 декабря 2016 г. при подходе в п. Корсаков в координатах 46°27,4' СШ 142°49,5' ВД произошло затопление секции плавпричала. В период выполнения мероприятий по подготовке секции плавпричала ПМ- 61М зав. ЗА 1003 к буксировке аккумуляторные батареи были расположены в 9-мотсеке на высоте 1,5 метра. Данный факт указывает на затопление 9-гоотсека по действующую ватерлинию в 4 часа 00 минут 27 декабря 2016 года, вследствие чего произошло замыкание аккумуляторныхбатарей.
В ходе обследования затопленной секции плавпричала ПМ-61М зав. № 1003 посредством телевизионного необитаемого подводного аппарата, установлено, что она находится на дне в перевернутом состоянии (днищем вверх) в координатах 46°27,4' СШ, 142°49,5' ВД, Залив Анива Охотского моря на глубине 48 метров. Подводная часть наружной обшивки корпуса секции имеет повреждения от воздействия внешних сил. Основные повреждения наружной обшивки подводной части корпуса секции приходятся на 0-18 шпангоуты. Степень повреждений подводной части корпуса возрастает от носа в корму, начиная с бухтин в районе 0-5 шпангоута и перерастая во вмятины, с наибольшей стрелкой прогиба в районе 8-18 шпангоутов с видимыми повреждениями набора корпуса и разошедшимися сварными швами листов наружной обшивки. Объем повреждений подводной части корпуса отчетливо виден на видеозаписи подводной съемки секции плавпричала.
В результате указанного ФСБ России в лице Пограничного управления причинён ущерб в размере 58 259 851 рублей. 48 копеек.
Так как в соответствии с пунктом 2.5.2. государственного контракта №
0161000000216000271 47636 от 06 ноября 2016 года ответственность за
имущество при буксировке лежит на ООО «Судоремонтная компания Сахалина».
23 марта 2017 года Пограничным управлением направлена претензия в адрес ООО «Судоремонтная компания Сахалина» за № 21/704/1/2-1799 и 10 июля 2017 года за № 21/704/31-5268, с требованием о возмещении ущерба в размере 58 259 851,48 рублей.
09 апреля 2018 года Пограничным управлением направлена повторная претензия с соглашением о расторжении контракта в адрес ООО «Судоремонтная компания Сахалина» за № 31/143.
Однако ответом от 16 апреля 2018 года № 69/18 ООО «Судоремонтная компания Сахалина» отказалось удовлетворять требования указанные в претензии.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ ”0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Ответчик и привлеченное к у участию в деле третье лицо, против доводов истца возразили, указав, что размер причиненного ущерба истцом не доказан, По данному факту Сахалинским следственным отделом на транспорте Следственного комитета на транспорте РФ возбуждено уголовное дело № 11702009405000015, в рамках расследования которого проведена судоводительская экспертиза, которой установлено отсутствие вины Третьего лица в затоплении объекта. Кроме того, как следует из экспертного заключения, эксперты пришли к выводу, что затопление и гибель понтона произошли в результате его неудовлетворительного состояния.
Кроме того, как установлено экспертами при проведении судоводительской экспертизы, определить неудовлетворительное состояние объекта, которое повлекло его гибель, на момент буксировки определить не представлялось возможным.
Правоотношения сторон суд характеризует как обязательственные, основанные на государственном контракте, являющемся по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, регулируемом главой 39 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. На практике возникают споры об основаниях для освобождения исполнителя от ответственности и о действительности условия договора возмездного оказания услуг об установлении ограниченной ответственности исполнителя за ненадлежащее оказание услуг.
Размер убытков установлен судом исходя из документов, представленных САХПУБО ФСБ РФ.
В ходе рассмотрения дела, судом неоднократно на обсуждение сторон ставился вопрос о назначении оценочной судебной экспертизы затонувшего плавсредства , однако стороны от назначения указанной экспертизы отказались.
В связи с изложенным суд принимает расчет иска, представленный САХПУБО ФСБ РФ в качестве достоверного и ответчиком не опровергнутого.
Таким образом иск в части взыскания ущерба подлежит удовлетворению в сумме заявленной истцом.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ ”0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими: законами или договором.
По требовании:) одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой с тороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 11.2.3. контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение ООО «Судоремонтная компания Сахалина» обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства),
предусмотренных контрактом, ООО «Судоремонтная компания Сахалина» уплачивает Пограничному управлению штраф в размере 664 532,27 рублей, определяемом в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. № 1063.
Невыполнение ООО «Судоремонтная компания Сахалина» обязательств, предусмотренного контрактом, в определенные сторонами сроки.
В соответствии, с пунктом 10.4.3. контракта предельная просрочка невыполнения Головным исполнителем (ООО «Судоремонтная компания Сахалина») свих обязательств по контракту составляет 20 календарных дней.
Таким образом иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить.
Расторгнуть государственный контракт от 06 ноября 2016 года № 0161000000216000271-47686 на выполнение работ по доковому ремонту двух секций плавучего причала ПМ-61М.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Судоремонтная компания Сахалина» в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области» штраф в сумме 664 532 руб. 27 коп., ущерб в сумме 58 259 851 руб. 48 коп., всего взыскать 58 924 383 (пятьдесят восемь миллионов девятьсот двадцать четыре тысячи триста восемьдесят три) руб. 75 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Судоремонтная компания Сахалина» в федеральный бюджет 206 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья А.С. Белов