Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск
21 июня 2019 года Дело № А59-3112/19
Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2019, решение в полном объеме изготовлено 21.06.2019.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сек Е.Г. (заседание от 19.06.2019), помощником ФИО1 (заседание от 21.06.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Александровск-Сахалинского городского прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экошельф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от прокурора – Астаховой Л.С., личность удостоверена по служебному удостоверению,
от ООО «Экошельф» - не явились,
У С Т А Н О В И Л :
Александровск-Сахалинский городской прокурор (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экошельф» (далее – общество, ООО «Экошельф») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами выявлен факт нарушения обществом норм действующего законодательства, выразившийся в несоблюдении части 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих наличие подготовки лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, что явилось основанием для вынесения в отношении предприятия постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
ООО «Экошельф» в представленном отзыве от 11.06.2019 факт совершения административного правонарушения не отрицало, указало, что данное нарушение совершено впервые, указанные в акте проверки лица прошли профессиональную подготовку, в связи с чем, просит суд применить минимальную меру наказания.
Определением суда от 23.05.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу № А59-3112/20129, назначено предварительное судебное заседание на 19.06.2019 на 11 часов 30 минут.
ООО «Экошельф» надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило.
11.06.2019 от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия представителя.
В обоснование представлена копия маршрутной квитанции, согласно которой, представитель ООО «Экошельф» ФИО2 по доверенности от 25.01.2019 года № 14/19 находится за пределами Сахалинской области в период с 12.06.2019 по 28.06.2019 года.
Представитель прокурора возражал против удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Как следует из материалов дела, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ, установлено должностным лицом прокуратуры 22.03.2019, соответственно срок привлечения к административной ответственности, с учетом положений 4.5 КоАП РФ, истекает 22.06.2019.
При этом судом принято во внимание, что определение о принятии заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания получено обществом заблаговременно, а именно 31.05.2019, что подтверждается почтовым уведомлением.
При таких обстоятельствах, суд объявил в предварительном судебном заседании перерыв до 21.06.2019 на 11 часов 00 минут, с целью предоставления возможности привлекаемому лицу обеспечить явку иного представителя в судебном заседании.
Информация об объявленном перерыве размещена в установленном порядке на сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, определение о перерыве направлено на электронную почту общества, посредством телеграммы, а также телефонограммой.
После перерыва, 21.06.2019 ООО «Экошельф» явку представителя не обеспечило, возражений не представило, в соответствии со статьей 136 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя.
Представитель прокурора поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Суд, совещаясь на месте, при отсутствии возражений представителя прокурора, в силу статьи 137 АПК РФ определил окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить дело в предварительном судебном заседании и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Заслушав представителя прокурора, изучив материалы дела, представленный обществом отзыв, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 22.07.1997 за регистрационным № 350 Управлением международных и экономических связей администрации Сахалинской области, 24.09.2002 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области присвоен ОГРН <***>, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>.
ООО «Экошельф » имеет бессрочную лицензию от 110.09.2018 года № (65)-430-СТРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Александровск-Сахалинского в рамках исполнения задания прокуратуры Сахалинской области от 28.02.2019 № 7/1-19-2019, проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, в ходе которой выявлены следующие нарушения: в нарушение подпункта «г» пункта 3 Положения № 1062 у ООО «Экошельф» отсутствуют документы, подтверждающие наличие подготовки лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами IVкласса опасности, что зафиксировано актом проверки от 22.03.2019 года.
04.04.2019 года по фактам выявленных в ходе проверки нарушений вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которым действия предприятия квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку в соответствии с пунктом 4 Положения № 1062 грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов (статья 23.1 КоАП РФ), прокурор обратился с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности в Арбитражный суд Сахалинской области для его рассмотрения по подведомственности.
Проверив приведенные в обоснование заявленного требования доводы, а также представленные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно частям 5 и 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Также устанавливается, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлены меры административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 данного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Из положений пункта 7 статьи 3, статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ следует, что лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения № 1062, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, является наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно части 3 статьи 15 Закона № 89-ФЗ профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Таким образом, профессиональная подготовка подтверждается в соответствии с действующим законодательством об образовании, ранее выданными свидетельствами (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение подпункта «г» пункта 3 Положения № 1062 у ООО «Экошельф» отсутствуют документы, подтверждающие наличие подготовки лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами I- IVкласса опасности. Так, работники ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 допущены к обращению с отходами, на момент проверки не имели документов о профессиональной подготовке, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Указанные нарушения, в силу пункта 4 Положения № 1062 являются грубыми нарушениями лицензионных требований.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.04.2019, актом проверки от 22.03.2019, объяснениями работников общества и не отрицается ООО «Экошельф».
На основании изложенного, принимая во внимание приведенные выше нормы, установленные в ходе проверки обстоятельства, представленные в их подтверждении доказательства, суд соглашается с выводами прокурора о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с грубым нарушением лицензионных требований.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судом установлено, что при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности общество имело возможность не нарушать лицензионные требования и условия, однако не приняло все зависящие от него меры для их соблюдения.
Получив лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства в сфере оказания медицинской помощи, но и обязано обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих спорные правоотношения, а, следовательно, о наличии вины в противоправных действиях (бездействии).
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вмененного административного правонарушения.
Таким образом, факт правонарушения и вина общества являются доказанными.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В ходе проверки соблюдения административным органом процессуальных требований, сроков давности привлечения к административной ответственности, нарушений не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктами 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02. 06. 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично - правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В то же время в рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких - либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку установленная обязанность предприятием исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом, совершенное им правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности, стабильность внутренней экономики.
С учетом приведенных выше норм права, а также, исходя из фактических обстоятельств дела с учетом тех обстоятельств, что лицо, совершившее административное правонарушение, признает вину в его совершении, суд приходит к выводу о том, что совершенное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, связанной со здоровьем человека и окружающей средой.
Учитывая изложенное, а именно отношение общества к соблюдению требований законодательства, суд полагает, что применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождение ООО «Экошельф» от административной ответственности не оправдает установленной законом цели административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ). В рассматриваемом случае будет неэффективна такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать последнего о недопустимости совершения подобных нарушений впредь.
Поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе, деятельности в области обращения с отходами, осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, то есть совершенное обществом правонарушение создало угрозу данным отношениям, то суд не усматривает правовых оснований для применения по делу положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд привлекает предприятие к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Доказательства повторности совершения однородного правонарушения материалы дела не содержат.
Какие-либо исключительные обстоятельства в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судом не установлены, доказательства наличия таковых обществом не представлены.
Принимая во внимание изложенное, а также устранение обществом выявленных нарушений, что подтверждается представленными в материалы дела документами, подтверждающими прохождение и обучение работников общества в период с 18.03.2019 по 04.04.2019 курсов повышения квалификации по программе: «Профессиональная подготовка лиц рабочих специальностей на право работы с опасными отходами», суд полагает возможным назначить обществу наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование Александровск-Сахалинского городского прокурора удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Экошельф», зарегистрированное в качестве юридического лица 22.07.1997 за регистрационным № 350 Управлением международных и экономических связей администрации Сахалинской области, 24.09.2002 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области присвоен ОГРН <***> (ИНН <***>) расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области, лицевой счет <***>), ИНН – <***>, КПП – 650101001, банк – отделени Южно-Сахалинск, БИК – 046401001, ОКТМО – 64701000, КБК – 41511690010016000140, расчетный счет – <***>.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.
В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке. При этом лицу, привлеченному к административной ответственности, разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Судья Е.М. Александровская