ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3128/2021 от 29.07.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск

Дело № А59-3128/2021

09 августа 2021 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 29 июля 2021 года.

Решение суда в полном объеме изготовлено 09 августа 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Зуева М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мошенским П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Сахалинской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Академия безопасности» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) и федеральному государственному унитарному предприятию «Главный радиочастотный центр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании договора оказания услуг по охране от 03.09.2019 № 0000000009619Р010002/№2650-19-000333 недействительным,

при участии:

от прокуратуры Сахалинской области – ФИО1 – прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе (до перерыва), ФИО2 – прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе (до перерыва), ФИО3 – прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе (после перерыва),

от общества с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Академия безопасности» – ФИО4 по доверенности от 01.07.2021,

от федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» – ФИО5 по доверенности от 30.09.2020 № 29, ФИО6 по доверенности от 28.06.2021 № 14 (до перерыва),

установил:

первый заместитель прокурора Сахалинской области (далее – прокурор) обратился арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Академия безопасности» (далее – общество) и федеральному государственному унитарному предприятию «Главный радиочастотный центр» (далее – ФГУП «ГРЧЦ», предприятие) в лице филиала в Дальневосточном федеральном округе с иском о признании недействительным договора оказания услуг по охране, заключенного между обществом и ФГУП «ГРЧЦ». Исковое заявление подано прокурором в защиту прав Российской Федерации в лице уполномоченного органа – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (Роскомнадзор).

В обоснование исковых требований указано, что подлежащим охране по условиям договора объектом, является административное здание управления по Сахалинской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Дальневосточном федеральном округе, который входит в структуру федерального органа исполнительной власти. В соответствии с положениями действующего законодательства, деятельность по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особое значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения исключена из сферы частной охраны и сыскной деятельности. Поскольку осуществление частной охранной деятельности в отношении указанных объектов действующим законодательством не допускается, прокурор просил признать договор, заключенный между обществом и ФГУП «ГРЧЦ», недействительным

Определением суда от 16.06.2021 иск был принят к производству, предварительное судебное заседание назначено на 15.07.2021.

Общество в отзыве на иск возражало против удовлетворения требований прокурора. Согласно возражениям, федеральные государственные унитарные предприятия не названы в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, объектами, подлежащими государственной охране. Нахождение ФГУП «ГРЧЦ» в ведении федерального органа исполнительной власти и наличие у него имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не является основанием для отнесения здания, используемого предприятием и указанного в оспариваемом договоре, к зданиям (строениям) федерального органа исполнительной власти. Данное здание напрямую не является ни местом размещения органов исполнительной власти и (или) их структурных подразделений, не используется в деятельности указанных органов, и не используется федеральным органом исполнительной власти для непосредственного осуществления им своих властных полномочий.

ФГУП «ГРЧЦ» также возражало против удовлетворения исковых требований. В отзыве на иск указало, что предприятие не входит в структуру федерального органа исполнительной власти и не вправе осуществлять полномочиями, которыми наделены данные органы. Исходя из толкования положений Федерального закона от 27.05.1997 № 57-ФЗ «О государственной охране» имущество ФГУП «ГРЧЦ» не подлежит государственной охране, так как вышеуказанным законом к охраняемым объектам относятся здания и сооружения, защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов (физических лиц) государственной охраны. Кроме этого, ФГУП «ГРЧЦ» наделено имуществом на праве хозяйственного ведения, что в силу прямого указания закона – пунктами 2 и 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» - является основанием для предоставления услуг по его охране частными охранными организациями.

Роскомнадзор в мотивированных письменных пояснениях поддержал позицию ответчиков, просил отказать прокурору в удовлетворении исковых требований. Согласно пояснениям, оспариваемый договор не нарушает прав и законных интересов Роскомнадзора, в чьих интересах обратился прокурор с настоящим иском.

Протокольным определением, в предварительном судебном заседании объявлен перерыв до 22.07.2021.

В судебном заседании после окончания перерыва суд протокольным определением 22.07.2021 завершил рассмотрение дела в предварительном судебном заседании и перешел к рассмотрению дела по существу. Протокольным определением в судебном заседании был объявлен перерыв до 29.07.2021.

В судебном заседании после окончания перерыва прокурор исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске; представители общества и ФГУП «ГРЧЦ» возражали против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в отзывах.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 03.09.2019 между ФГУП «ГРЧЦ» (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен договор оказания услуг по охране № 0000000009619Р010002/№2650-19-000333 (далее – договор).

Согласно пункту 1.1 договора исполнитель на основании лицензии ЧО № 046611 от 15.08.2007 Отдел Росгвардии Сахалинской области обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных договором, в соответствии с ТЗ и Спецификацией (приложение № 2 к договору) лично (своими силами и средствами) оказать услуги по охране объекта. В свою очередь, заказчик обязуется оплатить надлежаще оказанные услуги.

В состав услуг входят, в том числе: охрана объекта и имущества заказчика и третьих лиц, находящихся на объекте, согласно ТЗ, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, обеспечение сохранности и защиты сведений ограниченного доступа и составляющих коммерческую тайну заказчика, предупреждение и пресечение противоправных действий (правонарушений и преступлений) на объекте, направленных на нарушение внутриобъектового режима, общественного порядка и общественной безопасности, задержание и доставление в органы внутренних дел, другие правоохранительные службы лиц, нарушающих общественный порядок и общественную безопасность на объекте, лиц, подозреваемых в совершении правонарушений (преступлений) на объекте.

В соответствии с пунктом 6.1.1 договора срок оказания услуг устанавливается техническим заданием (приложение № 1 к договору).

В пункте 1 технического задания, являющегося приложением № 1 к договору, установлено наименование и объем оказания услуг: оказание услуг по охране для нужд филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Дальневосточном федеральном округе. Согласно пункту 3 технического задания, начало оказания услуг – 01.10.2019, окончание – 31.12.2021.

В соответствии с пунктом 4 технического задания объектом оказания услуг является административное здание управления по Сахалинской области филиал ФГУП «ГРЧЦ» в ДФО, расположенное по адресу: <...>.

Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), обществу 15.08.2007 выдана лицензия № 046611 (№ 295) на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, наименование лицензирующего органа: ЦЛРР Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области, - о чем в ЕГРЮЛ внесена запись, содержащая указанные сведения: ГРН 2206500076297 от 14.05.2020.

Аналогичные сведения содержатся в реестре выданных лицензий, размещенных на официальном сайте Управления Росгвардии по Сахалинской области в сети Интернет, сведения с которого представлены прокурором.

На основании лицензии, общество вправе осуществлять частную охранную деятельность. В том числе: охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1).

Согласно части 3 статьи 11 Закона № 2487-1, частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее – Перечень № 587).

Так, пунктом 1 Перечня № 587 установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1863-О-О указано, что установление в пункте 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса.

Таким образом, в целях применения пункта 1 Перечня № 587 определяющее значение имеет именно факт использования таких объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в процессе осуществления деятельности.

На основании пунктов 1, 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации. В том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 434, специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Роскомнадзоре представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Роскомнадзора, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Роскомнадзора, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.

Роскомнадзор осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе, включая предприятия радиочастотной службы (пункт 5.9 Положения о Роскомнадзоре).

Организацию деятельности Радиочастотной службы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Так, судом установлено, что филиал ФГУП «ГРЧЦ» в Дальневосточном федеральном округе входит в состав Радиочастотной службы Российской Федерации, обеспечивающей надлежащее использование радиочастот или радиочастотных каналов, РЭС и ВЧУ гражданского назначения на территории Дальневосточного федерального округа с целью поддержания эксплуатационной готовности выделенного пользователям радиочастотного спектра и электромагнитной совместимости РЭС и ВЧУ.

Офис филиала находится в городе Хабаровске Хабаровского края.

Региональные Управления филиала располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе на территории Сахалинской области. В рассматриваемом случае объект охраны расположен по адресу в Сахалинской области: <...>

В соответствии с пунктом 8 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, передаваемых в ведение федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (приложение к постановлению № 228) Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа, г. Хабаровск является подведомственной Роскомнадзору организацией.

Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 434.

Имущество ФГУП «ГРЧЦ» находится в федеральной собственности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 Устава ФГУП «ГРЧЦ»). Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Роскомнадзор и Росимущество (пункты 1.1, 1.4 Устава).

Согласно Уставу, предприятие обеспечивает:

- надлежащее использование радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения на территории Российской Федерации (пункты 2.1, 2.2.1);

- организует и осуществляет контроль за излучениями радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (пункт 2.2.9);

- участвует в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 2.2.15);

- оказывает содействие в обеспечении международно-правовой защиты присвоений радиочастот или радиочастотных каналов (пункт 2.2.22);

- подготавливает информационно-аналитические справки о состоянии координации спутниковых сетей иностранных государств с российскими спутниковыми сетями (пункт 2.2.26);

- осуществляет мониторинг средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационно-телекоммуникационных сетей и информационного пространства в части соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 2.2.29);

- участвует в предоставлении Роскомнадзором государственных услуг и осуществлении государственных функций, в том числе в части исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (пункт 2.2.32);

- в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации предприятие вправе оказывать услуги по защите, технической защите и обеспечению информационной безопасности сведений, составляющих государственную тайну и конфиденциальную информацию, не содержащую сведений, составляющих государственную тайну, но защищаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 2.3).

Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителями ФГУП «ГРЧЦ» являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В указанной выписке в графе «Сведения о дополнительных видах деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))» указаны следующие виды деятельности: 26.20.4 Производство средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации; 26.5 Производство контрольно-измерительных и навигационных приборов и аппаратов; производство часов; 71.12.4 Деятельность геодезическая и картографическая; 74.90.92 Деятельность по разработке информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации; 74.90.99 Деятельность в области защиты информации прочая.

В силу Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, включены: пункт 12. Объекты по разработке и (или) производству средств защиты сведений, составляющих государственную тайну, объекты по хранению материалов федерального и региональных картографо-геодезических фондов Российской Федерации; пункт 15. Средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.

В соответствии с пунктом 23 Правил централизованного управления сетью связи общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 127, пунктом 16 Правил установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 126 утверждена комиссия, в которую включено ФГУП «ГРЧЦ».

Таким образом, вопреки доводам ФГУП «ГРЧЦ» об отнесении предприятия к коммерческим организациям, вид осуществляемой деятельности и функций, возложенных на него государством, предопределяет его значимость как объекта, подлежащего охране в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 № 587.

Таким образом, из правового регулирования следует, что ФГУП «ГРЧЦ» отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, его имущество является федеральной собственностью и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, объект охраны по договору подлежит государственной охране, на него не распространяется частная охранная деятельность.

Доводы ответчиков в части того, что объекты, переданные под охрану по договору, не являются местом нахождения федерального органа исполнительной власти, его структурного подразделения и не служат для реализации последними властных полномочий и функций, противоречит вышеприведенным нормам материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что объекты, переданные под охрану по договору, являются местом нахождения государственного органа, его структурного подразделения, а также служат для реализации последними властных полномочий и функций.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд, наряду с иными вопросами, решает, в том числе, вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с положениями части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно разъяснениям абзаца 2 пункта 18Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

Учитывая, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с общества и ФГУП «ГРЧЦ» в доход федерального бюджета в равных долях, по 3 000 рублей с каждого.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать договор оказания услуг по охране от 03.09.2019 № 0000000009619Р010002/№2650-19-000333, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Академия безопасности» и федеральным государственным унитарным предприятием «Главный радиочастотный центр» недействительным.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Академия безопасности» в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, в кассационном порядке – в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

М.В. Зуев