ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3168/19 от 19.07.2019 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

http://sakhalin.arbitr.ru

          Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                 Дело № А59-3168/2019

29 июля 2019 года

Резолютивная часть решения принята 19 июля 2019 года. Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2019 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (Межрайонное) (ОГРН 1026501018356, ИНН 6509008571) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Строитель–1» (ОГРН 1076505000197, ИНН 6505011485) о взыскании финансовой санкции в размере 500 рублей по пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за май 2016 года,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области  (межрайонное) (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Строитель–1» (ОГРН 1076505000197, ИНН 6505011485) о взыскании финансовой санкции в размере 500 рублей по пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за май 2016 года.

В обоснование заявленного требования указано на ненадлежащее исполнение обществом обязанности страхователя, поскольку сведения об одном застрахованном лице, указанном в отчете по форме РСВ-1, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-М за май 2016 года, что было установлено в ходе сверки ранее представленных учреждением сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года и раздела 6 РСВ-1 и повлекло привлечение общества к предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей. Предложение об уплате финансовой санкции на основании выставленного требования от 14.12.2018 № 074S01180021851 оставлено страхователем без удовлетворения, в связи с чем, управление просит взыскать образовавшуюся задолженность в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 23.05.2019 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.

На основании части 3 статьи 228 АПК РФ, лицам, участвующим в деле, предложено в установленный в определении срок, представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. Также было предложено представить дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в упрощенном порядке. Заявление и приложенные к нему документы размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Общество своей позиции относительно заявленных требований не высказало.

Исследовав доводы заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Строитель–1» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.04.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Невельскому району Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1076505000197. При постановке на учет в налоговом органе налогоплательщику присвоен ИНН 6505011485.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации учреждению присвоен номер 074-009-090684.

Как видно из материалов дела, 25.10.2018 Управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в деятельности общества, выразившегося в представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180006871, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено решение от 23.11.2018 № 074S19180006676 о применении к обществу финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

Для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлено требование от 14.12.2018 № 074S01180021851 об уплате финансовой санкции в размере 500 рублей за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктам 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Поскольку требование об уплате финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.12.2018 № 074S01180021851 в добровольном порядке не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу статьи 2 названного выше закона, Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.  

Закон № 27-ФЗ, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца (10-го числа месяца в редакции действовавшей на момент возникновения обязанности по представлению сведений), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Для подачи рассматриваемых сведений используется форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п (далее – постановление № 83п).

Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): «исхд»-исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп»-дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн»-отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность в виде, применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.

Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.

В свою очередь статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкция № 766н), вступившая в силу с 19.02.2017.

Согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В соответствии с положениями пункта 39 Инструкции, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки.

Как следует из материалов дела, 06.06.2016 в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок обществом представлены в пенсионный фонд сведения на 7 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2016 года и приняты управлением.

В ходе проведения проверки представленных форм СЗВ-М и РСВ-1, управлением было установлено, что сведения об одном застрахованном лице, указанном в отчете по форме РСВ-1, отсутствует в отчете по форме СЗВ-М за май 2016 года, о чем составлен акт о выявлении правонарушения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ошибки в отчете по форме СЗВ-М за май 2016 года выявлены управлением, следовательно, в силу вышеназванных нормативных требований страхователю должно быть вручено/направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок.

Вместе с тем, уведомление об устранении выявленных управлением ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в материалы дела управлением не представлено.

Пунктом 37 Инструкции закреплена обязанность управления при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, вручить страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку.

При этом инструкция разработана в соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ, предоставляющими заявителю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.

Иное толкование содержащихся в инструкции положений будет прямо противоречить нормам Закона № 27-ФЗ, в соответствии с которым она была принята и во взаимосвязи с положениями которого она применяется.   

В рассматриваемом случае положения пунктов 37 и 39 инструкции должны действовать во взаимосвязи с положениями установленными статьей 15 Закона № 27-ФЗ, то есть орган пенсионного фонда при выявлении ошибок и (или) несоответствий составляет уведомление и направляет его страхователю, добросовестный страхователь, в свою очередь, получив уведомление об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, представляет органу пенсионного фонда дополняющие (уточняющие) сведения по форме, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ, вместе с тем в случае недобросовестных действий страхователя и устранения выявленных несоответствий по истечение 5-ти дневного срока или не устранение несоответствий вовсе к такому страхователю применяются финансовые санкции по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Вместе с тем, не составив уведомление и не направив его в адрес страхователя, управление фактически лишило общество права, предусмотренного статьей 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н, на получение уведомления об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, и на их устранение в установленный срок, с целью исключения применения к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Указанное обстоятельство, свидетельствует о несоблюдении управлением требований закона, установленных указанными выше нормами и не соблюдении прав страхователя, что, по мнению суда, не может свидетельствовать о законности применения к обществу решением от 23.11.2018 финансовых санкций.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение управления, послужившие основанием для взыскания финансовой санкции в судебном порядке не соответствует положениям Закона № 27-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, поскольку необоснованно лишив общества права, предусмотренного статьей 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н, возлагают обязанность по уплате штрафа.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении требования управления о взыскании с общества 500 рублей финансовой санкции за несвоевременное представление страхователем, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-М за май 2016 года.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального  кодекса РФ, суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области  (межрайонное) требований к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Строитель–1» (ОГРН 1076505000197, ИНН 6505011485) о взыскании штрафа в размере 500 рублей за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                Е.М. Александровская