ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3196/07 от 05.12.2007 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                                 Дело №  А59-3196/07-С15

19 декабря года

Резолютивная часть решения от 05 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Юникс» к Сахалинскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ РФ о признании незаконными действий должностных лиц,

при участии:

от ООО «Судоходная компания «Юникс» – ФИО1 по доверенности от 27.09.07 г.,

от Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ – ФИО2 по доверенности от 29.10.07 г. № 21/704/31-445,

ФИО3 удостоверение № 86165 С-330850,

ФИО4 удостоверение АА № 0938421,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Юникс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ РФ (далее – управление) о признании незаконными действий должностных лиц.

Определением суда от 02.10.07 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО3 и ФИО4 (далее – третьи лица).

 В обоснование заявленных требований заявитель указал, что при осуществлении обществом транспортировки рыбопродукции на теплоходе «Атмосфера», 16.08.07 г. последний был задержан для проведения досмотра. По результатам указанного мероприятия помощником командира ПСКР-075 капитан-лейтенантом ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении капитана корабля Пак В.Д. по факту совершения нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в виде неподачи судовых суточных донесений о присутствии морского ежа на борту. Корабль препровожден в порт Невельск для установления обстоятельств по делу.

17.08.07 г. ФИО4 также составлен протокол об административном задержании судна, произведенном по приказанию заместителя начальника САУ БО ФСБ РФ капитана 1 ранга ФИО3

В ходе перемещения судна с учетом нахождения на борту добытого морского ежа капитаном корабля принято решение о выпуске скоропортящегося морепродукта в естественную среду его обитания во избежание гибели и порчи груза, с учетом чего обществу причинен значительный имущественный ущерб.

Общество полагало, что ФИО4 не имел прав на составление протокола по делам об административных правонарушениях, поскольку такими полномочиями наделен только командир ПСКР-075, считало также действия ФИО3  по указанию о задержании судна незаконными с учетом прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения.

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования, указал, что в соответствии с нормами Федерального закона «Об исключительной экономической зоне», Кодекса об административных правонарушениях РФ, правом задерживать суда-нарушители и составлять протоколы задержания обладают лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Поскольку согласно ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.10 КоАП РФ в перечне должностных лиц пограничного органа, обладающих правом составления протокола об административном правонарушении, отсутствует должность помощника командира корабля, то действия ФИО4 являются незаконными и совершенными с превышением должностных полномочий.

О незаконности действий ФИО4 дополнительно свидетельствует и тот факт, что при производстве по возбужденному делу об административном правонарушении управлением установлено отсутствие события правонарушения.

Неправомерность действий ФИО3 подтверждается возбуждением уголовного дела в отношении указанного лица органами прокуратуры, при этом прекращение производства по данному делу не может быть расценено как подтверждение их обоснованности, так как не исключает наличия в данных действиях состава административного правонарушения.

В части требований о признании незаконными действий должностного лица по составлению протокола в отношении капитана судна представителем общества заявлен отказ, как от требований, не подлежащих рассмотрению в арбитражном суде.

Представитель управления с позицией общества не согласился, пояснив, что упомянутые должностные лица действовали в рамках компетенции, установленной законодательством, имели право на проведение осмотра судна и составления соответствующих протоколов в силу Указа Президента РФ от 11.08.03 г. № 960, наделившего полномочиями директора ФСБ в определении порядка осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

В соответствии с Приказом директора ФСБ от 26.09.05 г. № 569 определен перечень уполномоченных осуществлять государственный контроль должностных лиц органов федеральной службы безопасности, в который входят офицеры пограничных органов, исполняющие обязанности командиров осмотровых групп.

Проверка судна и осмотр осуществлялись должностными лицами для проверки оперативной информации о незаконном промысле.

Законность действий ФИО3 установлены в рамках уголовного дела, поскольку согласно уведомлению прокуратуры производство по делу прекращено за отсутствием состава по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Третьи лица с доводами управления согласились, полагали свои действия основанными на нормах законодательства.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 05.12.07 г. 16 час. 00 мин.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетельством о праве собственности на судно от 22.10.03 г. № 487 на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр РФ, зарегистрировано право собственности государственного учреждения «Сахалинское УГМС» на судно «Атмосфера».

В соответствии с договором от 26.03.07 г. б/н, заключенным между ГУ «Сахалинское УГМС» (далее – учреждение) и ООО «Судоходная компания «Юникс», учреждение осуществляет транспортировку морепродуктов общества за плату на теплоходе «Атмосфера», 1984 года постройки, между портами Тихоокеанского региона.

Обществом и ООО «Сонар» заключен договор от 12.03.07 г. № 03/07 об осуществлении приема и транспортировки рыбопродукции и объектов шельфа, согласно планов ООО «Сонар», а также доставки персонала и оборудования из п.Невельск до промысловых участков на западном побережье о. Сахалин.

Как следует из материалов дела, 16.08.07 г. в 21 час. 20 мин. Сахалинского времени в координатах 46 градусов 16,2 мин. северной широты, 141 градус 20,2 мин. восточной долготы управлением остановлено и осмотрено судно теплоход «Атмосфера» под управлением капитана Пак В.Д., о чем должностным лицом береговой охраны капитан-лейтенантом ФИО4 составлен протокол об остановке и осмотре промыслового судна.

В соответствии с данным протоколом на борту судна обнаружены 8 комплектов водолазного снаряжения (27 кислородных баллона), на буксире – 2 маломерных плавсредства в виде пластиковых лодок и четырех руль-моторов.

В ходе осмотра судна и проверки судовой и промысловой документации установлено, что капитан теплохода не выполнял требования по передаче судовых суточных донесений, а именно, не передавал информацию о принятом на борт корабля 16.08.07 г. 6 592 кг. морского ежа.

16.08.07 г. ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 2/53 в отношении капитана судна Пак В.Д. о нарушении требований ст. 12 Закона РФ от 17.12.98 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне», ст. 8.37 КоАП РФ.

17.08.07 г. указанным должностным лицом также составлен протокол об административном задержании судна, произведенном на основании приказа заместителя начальника СПУБО ФСБ РФ капитана 1 ранга ФИО3, в тексте которого указано на наличие морского ежа (живого) на борту судна в корзинах, в количестве 6 592 кг. не упоминавшегося в судовых суточных донесениях.

В соответствии с протоколом от 17.08.07 г. о доставлении судна теплоход по решению командира ПСКР № 075 препровожден в п. Невельск для дальнейшего разбирательства.

В ходе следования корабля до п. Невельск капитаном корабля в соответствии с распоряжением директора ООО «Сонар» ФИО5 принято решение о выпуске морского ежа во избежание гибели в естественную среду обитания.

20.08.07 г. старшим государственным инспектором НГЗИ ГМИ СПУБО ФСБ РФ ФИО6 вынесено постановление № 51 и дело об административном правонарушении в соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в отношении капитана теплохода Пак В.Д. прекращено за отсутствием события административного правонарушения. Управлением установлено, что судовые суточные донесения составляются капитаном за прошедшие сутки по состоянию на 24 часа и подаются в региональный центр до 10 часов утра последующих суток. Капитан корабля «Атмосфера» донесения за 16.08.07 г. подал своевременно и в полном объеме.

Общество, с учетом установленного отсутствия состава правонарушения и полномочий должностного лица, составлявшего протокол о задержании и доставлении судна, полагало действия ФИО4 и ФИО3 незаконными. При этом заявитель считал, что соответствующие должностные лица имеют право на осуществление данных действий только при наличии совершенного правонарушения, рассмотрение которого входит в их компетенцию.

В соответствии со ст. 23.10 КоАП РФ пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении или о повреждении знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. ст. 7.11, 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст. 8.37, ст. ст. 8.38, 18.1 - 18.7, 18.14, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ.

В силу п. 2 указанной статьи Кодекса приведен перечень лиц, правомочных рассматривать дела об указанных административных правонарушениях от лица пограничных органов, таких как,

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;

2) руководитель уполномоченного в области охраны морских биологических ресурсов структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;

3) начальники территориальных пограничных органов, их заместители;

4) начальники пограничных отрядов, командиры соединений и частей пограничного контроля, командиры морских соединений и частей;

5) начальники областных отделов пограничной стражи;

6) старшие государственные инспектора органов морской охраны;

7) коменданты пограничных комендатур, командиры подразделений пограничного контроля;

8) начальники районных отделов пограничной стражи;

9) государственные инспектора органов морской охраны;

10) командиры пограничных кораблей, судов (катеров);

11) начальники пограничных застав;

12) участковые инспектора органов морской охраны.

Подпунктом 9 п. 11 Указа Президента РФ от 11.08.03 г. № 960 установлено, что директор ФСБ определяет в соответствии с федеральным законодательством и нормами международного права порядок осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, а также порядок направления должностных лиц органов безопасности на иностранные суда, осуществляющие промысел морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, для контроля за таким промыслом.

Во исполнение возложенной обязанности 26.09.05 г. издан Приказ ФСБ №569, утверждающий Положение о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

В соответствии с п. 2.3 указанного Положения должностные лица органов государственного контроля, осуществляющие на основании Федерального закона от 31.07.98 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» охрану внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов, в пределах предоставленных им полномочий имеют право в том числе останавливать и осматривать российские и иностранные суда; проверять на них документы, в том числе промысловые и судовые; задерживать и доставлять суда, нарушающие законодательство и международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения морских биологических ресурсов в ближайший морской порт РФ.

При этом в перечень указанных должностных лиц подпунктом п) включены наряду с остальными и офицеры пограничных органов, исполняющие обязанности командиров осмотровых групп.

Согласно приказу от 08.05.07 г. № 56 ФСБ РФ Службы в г. Корсакове к самостоятельному осмотру российских и иностранных судов допущен ряд офицеров управления, в том числе капитан-лейтенант ФИО4 как командир осмотровой группы № 1.

При таких обстоятельствах суд полагает ФИО7 в силу изложенных норм права лицом, уполномоченным на административное задержание и осмотр судна, а также составление соответствующего протокола.

Суд полагает несостоятельной ссылку общества на отсутствие полномочий у ФИО7 на составление протокола согласно ст. 27.13 КоАП РФ и ст.28.3 КоАП РФ в силу следующего.

Согласно ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства соответствующего вида, запрещение его эксплуатации осуществляются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Между тем, ч. 2 указанной статьи Кодекса также предусмотрено, что  помимо случаев, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Суд также полагает неосновательными доводы заявителя о незаконности действий ФИО3, выразившихся в приказании ФИО7 административного задержания теплохода при отсутствии состава события правонарушения, установленного по окончании проверочных мероприятий.

Как видно из материалов дела, административный орган, получив сведения Управления Россельхознадзора (письмо от 09.08.07 г. № 07-334) о нахождении судна «Атмосфера» в районе мыса Сивучий острова Монерон, ведении последним промысла в зоне, не выделенной данному судну для указанной деятельности, отсутствии научного сотрудника на борту корабля, принял решение о проведении проверки.

При осуществлении осмотра судна обнаружен груз в виде серого морского ежа в количестве 6 592 кг., который согласно оперативным данным дежурного г.Корсакова, не значился в судовых суточных донесениях.

Указанные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении от 16.08.07 г. № 2/53, подтверждаются имеющейся в материалах дела выписке донесений, предоставленной управлением.

С учетом изложенного, суд полагает, что ФИО3 правомерно приняты меры к расследованию обстоятельств, свидетельствующих о возможном совершении административного правонарушения обществом, и отдано указание об административном задержании судна.

При этом необходимо отметить, что возможность полного исследования всех фактов, подтверждающих наличие либо отсутствие события административного правонарушения, присутствовала у управления только при совершении необходимых действий по прибытии доставленного судна.

Так, сведения ЗАО «КВЦ», регионального информационного центра, о суточных судовых донесениях теплохода «Атмосфера» и их содержании были получены письмом 17.08.07 г., подробная расшифровка содержания донесений – письмом от 22.08.07 г.

Информацией о разрешении, научных целях промысла, указании конкретного научного сотрудника, откомандированного на борт теплохода, управление стало располагать с момента получения письма ФГУП «Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» от 27.08.07 г. № 16-07-128.

Происхождение и характер выловленного морепродукта в виде морского ежа, а также наличие разрешительной документации определены посредством последующего разбирательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что установление события правонарушения для управления стало возможным в ходе дальнейшего расследования по делу об административном правонарушении, и не могло быть предрешено до получения необходимых доказательств.

С учетом изложенного, суд полагает правомерными и обоснованными действия должностных лиц ФИО4 и ФИО3, выразившиеся в отдаче приказания о производстве задержания судна, и составлении протокола об административном задержании теплохода «Атмосфера».

Суд не принимает во внимание ссылку общества на возбуждение уголовного дела органами прокуратуры в отношении ФИО3 по ч. 1 ст. 286 УК РФ  как обстоятельство, подтверждающее незаконность его действий, поскольку производство  по указанному делу прекращено за отсутствием в деянии состава преступления по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, какого-либо иного дела, в том числе, об административном правонарушении не возбуждено.

Остальные доводы сторон не влияют на исход по делу.

Представителем общества заявлен отказ от требований о признании незаконными действий ФИО4 по составлению протокола об административном правонарушении в отношении капитана судна Пак В.Д.

Учитывая, что отказ общества по данному делу не противоречит требованиям закона, суд на основании ст. 49 АПК РФ принимает его.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если заявитель отказался от иска и отказ от иска принят судом.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 49, 150, 151, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Юникс» к Сахалинскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ РФ о признании действий ФИО4, выразившихся в незаконном составлении протокола о задержании теплохода «Атмосфера» от 17 августа 2007 года, а также действий ФИО3, выразившихся в незаконном и необоснованном приказании ФИО4 о задержании теплохода «Атмосфера» отказать.

Принять отказ общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Юникс» от требований к Сахалинскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ РФ о признании незаконными действий ФИО4, выразившихся в незаконном составлении протокола об административном правонарушении от 16 августа 2007 года в отношении капитана теплохода «Атмосфера» Пак В Д.

Производство по делу в данной части прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Сахалинской области в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                                           А.И. Белоусов