Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск
9 марта 2021 года Дело № А59-3302/2020
Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2021, решение в полном объеме изготовлено 09.03.2021.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ойношевой А.В.,
рассмотрев в судебном онлайн-заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный специализированный центр безопасности информации «Маском» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 680009, <...>) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693007, <...>) о признании незаконным решения от 28 мая 2020 года по делу №065/06/106-572/2020,
при участии:
от ООО«Дальневосточный специализированный центр безопасности информации «Маском» - ФИО1, по доверенности от 27.01.2021 № 41-2021/ДМ,
от УФАС по Сахалинской области – Ким Бок Сун, по доверенности от 21.05.2020 № 10,
от ГКУ Центр государственных закупок Сахалинской области – ФИО2, по доверенности от 11.01.2021 № 1,
от ГКУЗ «Сахоблпсихбольница» - не явился,
от ООО «РТС-Тендер» - не явился,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный специализированный центр безопасности информации «Маском» (далее – заявитель, общество, ООО «ДСЦБИ «Маском») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, антимонопольный орган) с указанным заявлением.
Определением от 10.07.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.
Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение «Центр государственных закупок Сахалинской области» (далее – ГКУ «Центр государственных закупок Сахалинской области» учреждение), государственное казенное учреждение здравоохранения «Сахалинская областная психиатрическая больница» (далее – ГКУЗ «Сахоблпсихбольница»),ООО «РТС-Тендер».
ГКУЗ «Сахоблпсихбольница», ООО «РТС-Тендер», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В обоснование заявленных требований, общество указало, что не согласно с оспариваемым решением Управления, считает его несоответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из п. 12 Информационной карты документации об аукционе, к участникам закупки предъявлялось требование о наличии у них лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), место осуществления лицензируемого вида деятельности - территория Сахалинской области. В обоснование своих выводов о признании жалобы общества необоснованной, Управление ссылается в решении на положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Между тем, как следует из пп. 3 п. 2 ст. 1 указанного закона, положения Закона о лицензировании не применяются к отношениям, связаннымс осуществлением лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны. Таким образом, ссылки Управления на ст. 1, п. 8 ст. 3, п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 15, ч.1 и ч. 2 ст. 18, ч. 7 ст. 18Закона о лицензировании являются несостоятельными, посколькуположения Закона о лицензировании не подлежат применению при рассмотрении вопросов, связанных с лицензированием деятельности по защите государственной тайны. Общество обращает внимание, что лицензия на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, действует на всей территории Российской Федерации (п. 1 Положения № 333), указанный в лицензии адрес осуществления деятельности представляет собой адрес помещения, в котором лицензиат имеет право осуществлять доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а не адрес заказчика услуг, оказываемых лицензиатом. В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее - Положение) (утв. Постановлением № 333), Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Лицензия, выдаваемая в соответствии с Положением, действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей. Согласно п. 5 Положения, для получения лицензии необходимо представить в лицензирующий орган заявление с указанием в нем, в том числе, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. В силу п. 8 Положения, в лицензии при необходимости указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, также указанным пунктом установлена обязанность переоформлять лицензию в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Однако с учетом того, что лицензия на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, действует на всей территории Российской Федерации (п. 1 Положения), указанный в лицензии адрес осуществления деятельности представляет собой адрес помещения, в котором лицензиат имеет право осуществлять доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а не адрес заказчика услуг, оказываемых лицензиатом.ГКУЗ «САХОБЛПСИХБОЛЬНИЦА» и ГКУ «Центр государственных закупок Сахалинской области», установив требование о наличии у участников закупки лицензии ФСТЭК России с указанием в ней места осуществления лицензируемого вида деятельности - территория Сахалинской области, фактически сделали невозможной победу в аукционе для заявителя, находящегося на территории Хабаровского края, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов России. Приняв решение, Управление согласилось с неправомерной позициейуказанных учреждений, что препятствует осуществлению заявителем предпринимательскойдеятельности на территории Сахалинской области и влечет нарушение законных прав и интересовЗаявителя в предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему.
Управление в представленном отзыве, дополнениях к нему, поддержанном представителем в судебном заседании, с заявленными требованиями не согласились, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
ГКУ Центр государственных закупок Сахалинской области в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать, указав следующее. Из совокупности положений пункта 8 статьи 3, пунктов 2, 3 части 1 статьи 15, статьи 18, Закона о лицензировании № 99 следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 определяет порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.В силу пункта 8 Постановления № 333 в лицензии указываются наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия. Указанным выше пунктом Постановления № 333 также установлено, что в случае изменений адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения.На основании положений действующего законодательства Российской Федерации, по мнению учреждения, следует, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.05.2020 на официальном сайте www.Zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: «Оказание услуг по аттестации объекта информатизации (автоматизированного рабочего места (АРМ)) на соответствие требованиям безопасности информации» (извещение № 0361200015020002577).
22.05.2020 в Управление поступила жалоба ООО «ДСЦБИ «Маском» на положения аукционной документации, утвержденной ГКУ «Центр закупок Сахалинской области», в связи с нарушением требований федерального закона № 44-ФЗ. В обоснование поданной жалобы, общество указало, что в аукционной документации необоснованно установлено требование о наличии у участников закупки лицензий с местом осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Сахалинской области.
Проанализировав положения Информационной карты аукционной документации, а также положения федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», Управление не установило правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Решением от 28.05.2020 по делу № 065/06/106-572/2020 жалоба признана необоснованной.
Полагая, что принятое решение незаконно, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемого правоприменительного акта, исходя из доводов заявителя по делу.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачное осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно статье 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).
На основании части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного закона (часть 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании требований, предъявляемых к участникам закупки, должны предъявлять лишь те требования, которые объективно необходимы для выполнения конкретных работ, при этом не ограничивая число потенциальных участников закупки посредством установления избыточных требований, выполнение которых не соответствует характеру выполняемых работ.
Установление особых требований к участникам закупки должно быть обусловлено характером выполняемых работ и соответствовать требованиям законодательства. Такие требования должны быть ясными и непротиворечивыми.
Под запретом закона находится лишь включение в конкурсную документацию требований к участникам закупки, которые не отвечают реальным потребностям заказчика, а приводят к ограничению круга потенциальных участников закупки.
Как следует из материалов дела, объектом аукциона является право заключения государственного контракта на оказание услуг по аттестации объекта информатизации (автоматизированного рабочего места (АРМ)) на соответствие требованиям безопасности информации.
В опубликованной заявителем информационной карте электронного аукциона (пункт 12) установлено требование к участнику аукциона о наличии действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации) представлении действующей лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности – территория Сахалинской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 1 федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения Закона о лицензировании не применяются к отношениям, связаннымс осуществлением лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны.
Деятельность, связанная с защитой государственной тайны, регулируется положениями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) и Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (Постановление № 333) .
В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Постановлением № 333 Правительства Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее - Положение о лицензировании).
В силу статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Государственная тайна-это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (статья 2 Закона о государственной тайне).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1085 федеральная служба по техническому и экспортному контролю России (далее – ФСТЭК) организует и проводит лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и (или) технической защиты информации), по созданию средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензирование иных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании органами, уполномоченнымина ведение лицензионной деятельности, в том числе, на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России.
Судом установлено, что согласно пунктам 12, 18 Информационной карты аукциона к участникам закупки предъявляется требование о наличии лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), место осуществления лицензируемого вида деятельности - территория Сахалинской области.
Из Технического задания аукционной документации (раздел 4, пункт 2) следует, что Исполнитель должен иметь лицензию ФСТЭК России на осуществление мероприятий (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), (Место осуществления лицензируемого вида деятельности – территория Сахалинской области).
В пункте 3 Технического задания в качестве одного из нормативных актов обеспечения безопасности поименован Приказ ФСТЭК России от 20.10.2016 № 025 «Требования по технической защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну».
Таким образом, при формировании и утверждении аукционной документации уполномоченный орган и заказчик определили основные требования, предъявляемые к участнику закупки, а именно: наличие лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), с указанием в ней места осуществления лицензируемого вида деятельности – территория Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании, лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.
Из материалов дела следует, что ООО «ДСЦБИ «Маском» имеет лицензию серии ГТ <...>, выданную федеральной службой по техническому и экспортному контролю на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части защиты технической информации) за регистрационным номером 1929 от 18.10.2017 года, действительна до 18.10.2022 года.
По условиям лицензии, в перечень мероприятий и услуг в области защиты государственной тайны, на который распространяется указанная лицензия, отнесены, в том числе: контроль защищенности информации, составляющей государственную тайну, аттестация средств и систем на соответствие требованиям по защите информации (автоматизированных систем различного уровня и назначения; систем связи, приема, обработки и передачи данных; систем отображения и размножения; технических средств (систем), не обрабатывающих информацию, составляющих государственную тайну, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается; помещений со средствами (системами), подлежащими защите; помещений, предназначенных для ведения секретных переговоров.
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Лицензия, выдаваемая в соответствии с Положением, действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
Согласно п. 5 Положения, для получения лицензии необходимо представить в лицензирующий орган заявление с указанием в нем, в том числе, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. В силу п. 8 Положения, в лицензии при необходимости указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, также указанным пунктом установлена обязанность переоформлять лицензию в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, учитывая, что лицензия на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, действует на всей территории Российской Федерации (п. 1 Положения), указанный в лицензии адрес осуществления деятельности представляет собой адрес помещения, в котором лицензиат имеет право осуществлять доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а не адрес заказчика услуг, ка полагают уполномоченный орган и Управление.
В соответствии с пунктом 3 Положения на орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается, в том числе, разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования.
В связи с отсутствием в постановлении № 333 определения «места осуществления лицензируемого вида деятельности», применимого к лицензии, связанной с защитой государственной тайны, общество обратилось за разъяснением к лицензирующему органу - Управлению ФСТЭК по Дальневосточному федеральному округу, который в своем ответе (исходящий № 5/2043 от 13.11.2020), указал, что под местом осуществления лицензируемого вида деятельности понимается адрес места расположения объектов информатизации, на которых осуществляется обработка сведений, составляющих государственную тайну. В связи с чем, адрес, указанный в лицензии ГТ, представляет собой адрес помещения, в котором лицензиат имеет право осуществлять доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а не адрес заказчика услуг, оказываемых лицензиатом.
Таким образом, ссылки Управления и учреждения на п. п. 5, 8 Положения в обоснование довода о том, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности представляются лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности, основаны на ошибочном толковании норм права, а изложенный вывод противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Доводы учреждения о том, что документация о закупке не содержит информации о необходимости защиты сведений, составляющих государственную тайну, а объектом закупки является техническая защита информации, которая не связана с государственной тайной, подлежат отклонению как несостоятельные.
Так, по условиям аукционной документации целью оказания услуг является проведение аттестации объекта информатизации (объекта вычислительной техники) на соответствие требованиям по безопасности информации, составляющей государственную тайну; по результатам оказания услуг объект информатизации должен отвечать требованиям действующих документов ФСТЭК России к обработке информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну; п. 7.3.2 особенной части документации об электронном аукционе предусмотрено требование к членам аттестационной комиссии для проведения услуг о наличии доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; п. 9 особенной части документации об электронном аукционе установлена необходимость по обеспечению режима секретности в соответствии с порядком, установленным «Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1. (стр. 40 аукционной документации).
Согласно Техническому заданию (раздел 4, пункт 2 Исполнитель должен иметь лицензию ФСТЭК России на осуществление мероприятий (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации) (Место осуществления лицензируемого вида деятельности – территория Сахалинской области).
В пункте 3 Технического задания в качестве одного из нормативных актов обеспечения безопасности поименован Приказ ФСТЭК России от 20.10.2016 № 025 «Требования по технической защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну».
При этом, заслуживает внимание довод общества о том, что лицензия ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации) (далее — лицензия ГТ), требуемая от участника закупки, и лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (лицензия ТЗКИ), которая не запрашивалась от участника закупки, имеют различное нормативное регулирование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее - Постановление № 957) утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем, лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляется ФСТЭК России.
Согласно пункту 3 Постановления № 957 деятельность лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в порядке, установленном Законом о лицензировании, и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.
Пунктом 11 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес.
Таким образом, нормативное регулирование вопросов, связанных с лицензированием сведений, составляющих государственную тайну, в том числе, по технической защите информации, регулируются положениями Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 , в то время, как лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации – Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (Постановление 79);
При этом, действительно, положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяют своё действие на лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации, в связи с чем, к такой лицензии применимо определение места осуществления лицензируемого вида деятельности, данное в п.8 ст. 3 ФЗ № 99-ФЗ, - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Также для указанной лицензии обязательным является указание в ней адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, согласно пп. 2 ч. 1 чт. 15 ФЗ № 99-ФЗ.
В тоже время, к лицензии на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части защиты информации) в силу прямого указания п.3 ч. 2 ст. 1Закона № 99-ФЗ не применяются его положения.
Специальным нормативным актом для регулирования вопросов, связанных с лицензированием, как указано выше, является Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (далее - постановление № 333).
В п. 8 Положения о лицензировании, установлено, что место осуществления отдельного вида деятельности указывается при необходимости, то есть такой реквизит не является обязательным.
Следовательно, довод учреждения о том, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности, является необоснованным.
Кроме того, лицензия на оказание услуг в области защиты государственной тайны и лицензия потехнической защите конфиденциальной информации являются разрешительными документами для выполнения разного перечня работ:
лицензия на оказание услуг в области защиты государственной тайны включаетпроведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (п. 1 постановления 333);
лицензия потехнической защите конфиденциальной информации - деятельность по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п. 1 постановления 79).
ООО «ДСЦБИ «Маском» имеет как лицензию ГТ (выдана ФСТЭК России, per. номер 1929 от 18.10.2017), так и лицензию ТЗКИ (выдана ФСТЭК России, per. номер 0623 от 27.11.2007), между тем, при проведении закупки по извещению № 0361200015020002577 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по аттестации объекта информатизации (автоматизированного рабочего места (АРМ)) на соответствие требованиям безопасности информации, к участникам закупки предъявлено требование о наличии лицензии в области защиты государственной тайны (п. 12, 18 информационной карты электронного аукциона).
Принимая во внимание, что по условиям аукционной документации участнику закупки, необходимо иметь лицензию ФСТЭК России на осуществление мероприятий (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), требование об указании в ней места осуществления лицензируемого вида деятельности – территория Сахалинской области противоречит действующему законодательству в области защиты государственной тайны.
Приводимая в обоснование доводов учреждением судебная практика не применима в рамках настоящего дела, поскольку не рассматривает вопросы, связанные с лицензией ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), в приведенных судебных актах сформулированы правовые позиции в области применения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
На основании вышеизложенного, выводы Управления об обоснованности требования, установленного в аукционной документации, в части необходимости представления лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности – территория Сахалинской области, не соответствуют проанализированным выше нормам материального права, установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при составлении конкурсной документации по спорной закупке допущены нарушения законодательства о контрактной системе, в связи с чем, решение Управления не соответствует закону.
Установленное требование о наличии у участников закупки лицензии ФСТЭК России с указанием в ней места осуществления лицензируемого вида деятельности - территория Сахалинской области, фактически делают невозможной победу в аукционе для общества, находящегося на территории Хабаровского края, а также иных организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов России.
Следовательно, оспариваемое решение Управления, подтвердившее законность установленного в аукционной документации требования, препятствует осуществлению обществом предпринимательскойдеятельности на территории Сахалинской области и влечет нарушение законных прав и интересовв предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, суд удовлетворяет требования общества в полном объеме.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку обществом при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 30.06.2020 № 1256, судебные расходы в указанном размере подлежат взысканию с Управления на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный специализированный центр безопасности информации «Маском» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 мая 2020 года по делу №065/06/106-572/2020, как не соответствующее положениям Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный специализированный центр безопасности информации «Маском» (ОГРН <***> ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.М. Александровская