АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru
факс 460-952 тел. 460-945
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3359/2013
3 февраля 2015 года
Резолютивная часть решения оглашена 2 февраля 2015 года, решение в полном объеме изготовлено 3 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болденковым Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Углегорского муниципального района (ОГРН 1026500993683, ИНН 6508003210) к Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (ОГРН 1076508000250, ИНН 6508004768) о признании недействительным постановления от 27.08.2010 № 309 о предоставлении Кузнецовой Татьяне Алексеевне в аренду земельного участка под огород,
при участии:
от администрации Углегорского муниципального района – представитель не явился,
от администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области – представитель не явился,
третье лицо – Кузнецова Т.А. - не явилась, представителя не направила,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Углегорского муниципального района (далее – заявитель, администрация района) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее – администрация поселения) о признании недействительными и отмене 169 постановлений о предоставлении физическим и юридическим лицам земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность.
Определением суда от 26.06.2013 заявление администрации района принято к производству, возбуждено дело № А59-2293/2013. Определением от 29.07.2013 требования об оспаривании каждого отдельно взятого постановления выделены в отдельное производство.
В рамках настоящего дела администрация района обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации поселения о признании недействительным и отмене постановления от 27.08.2010 № 309 о предоставлении Кузнецовой Татьяне Алексеевне в аренду земельного участка под огород.
Оспариваемым постановлением администрация поселения предоставила Кузнецовой Татьяне Алексеевне в аренду сроком на 49 лет из земель населенного пункта г. Углегорска земельный участок под огород площадью 446 кв.м. с кадастровым номером 65: 15: 0000002:105, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Маяковского.
В обоснование требования с учетом дополнений указано, что земельный участок, предоставленный Кузнецовой Т.А. в пользование на основании оспариваемого постановления, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии со статьями 15 и 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не являются вопросами местного значения. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение таким земельным участком должно осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. При таких обстоятельствах муниципальные районы, наделенные федеральным законом отдельным государственным полномочием по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данное полномочие органам местного самоуправления городских и сельских поселений. Однако, в нарушение указанных требований администрация поселения с 2009 года по 2012 год принимала решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, физическим и юридическим лицам, тем самым нарушая права и законные интересы заявителя. По мнению заявителя, незаконные действия администрации поселения при решении вопроса о предоставлении земельных участков, собственность на которые не разграничена, приводили к распределению земель без соблюдения установленной законодательством процедуры, при этом администрацией поселения фактически разрешался вопрос о правах администрации района. С учетом изложенного, полагая, что постановление от 27.08.2010 № 309 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель просил признать его недействительным.
Одновременно с подачей заявления администрация района обратилась к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока. Как следует из заявления, о принятых постановлениях заявителю стало известно из писем администрации поселения от 12.02.2013 № 60 и № 61, от 18.02.2013 № 69 и № 70. Для устранения нарушений заявитель обратился к администрации поселения с предложением об отмене постановлений. Однако, предложение, изложенное в письме от 24.04.2013 № 1425, осталось без ответа. В связи с тем, что администрация района предпринимала соответствующие меры, по ее мнению, срок на обращение с заявлением в арбитражный суд, пропущен по уважительной причине.
Администрация поселения в отзыве на заявление с требованием заявителя не согласилась. Как следует из отзыва, 10.04.2009 в целях исполнения полномочий по предоставлению земельных участков юридическим и физическим лицам администрация района по окончанию срока действия соглашения передала администрации поселения по акту материалы дел о ранее принятых решениях по предоставлению земельных участков. Кроме того, о компетенции администрации поселения по распоряжению земельными участками было сообщено в газете Углегорского муниципального района «Углегорские новости» от 28.05.2009 № 42. Следовательно, утверждение заявителя о том, что о нарушении своего права он узнал только в феврале 2013 года, является необоснованным. За период осуществления администрацией поселения полномочий по предоставлению земельных участков – с 01.01.2009 по 31.12.2012, какие-либо жалобы от юридических и физических лиц о нарушении их прав и законных интересов не поступали. Кроме того, администрация района неоднократно обращалась к администрации поселения по вопросам предоставления в постоянное бессрочное пользование земельных участков, расположенных на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с тем, что заявителем пропущен процессуальный срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого постановления, администрация поселения просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Определением от 24.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кузнецова Татьяна Алексеевна, которая письменные пояснения по существу спора суду не представила.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.10.2013 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения по делу №А59-3207/2013.
Определением от 15.12.2014 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 22.12.2014 года. Определением от 22.12.2014 судебное разбирательство отложено на 02.02.2015 года. 02.02.2015 года лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. От администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 25 декабря 2007 года между администрациями района и поселения заключено соглашение № 1 о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно пункту 1.2 раздела 3 соглашения администрация поселения передала, а администрация района в добровольном порядке приняла на себя обязательства осуществлять на территории Углегорского городского поселения распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю. В соответствии с абзацем 7 пункта 1.16 раздела 3 соглашения администрация района приняла на себя обязательство по управлению и распоряжению земельными участками в границах городского поселения. В силу пунктов 1, 2 раздела 7 соглашения оно вступает в силу с 01.01.2008 и действует до 30.06.2008, по взаимному соглашению сторон может быть пролонгировано до 01.01.2009.
01.07.2008 года между администрацией района и администрацией поселения заключено соглашение № 2 о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно пункту 1.5 раздела 3 данного соглашения администрация поселения передала, а администрация района в добровольном порядке приняла на себя обязательства осуществлять на территории Углегорского поселения самостоятельно и под свою ответственность управление и распоряжение земельными участками в границах городского поселения. В соответствии с пунктом 2 раздела 3 соглашения организация управления, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, осуществляется комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Углегорского муниципального района во взаимодействии с налоговыми органами, управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области, с Углегорским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Сахалинской области, органами федерального казначейства МФ РФ, учреждениями Центрального Банка Российской Федерации и другими кредитными организациями. В пунктах 1, 2 раздела 7 соглашения указано, что данное соглашение вступает в силу с 01.07.2008 и действует до 15.08.2008. По взаимному соглашению Сторон данное соглашение может быть пролонгировано до 01.01.2009.
15 августа 2008 года между администрацией района и администрацией поселения заключено дополнительное соглашение к соглашению № 2 между администрациями Углегорского муниципального района и Углегорского городского поселения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно абзацу 6 части 1 соглашения соглашение № 2 пролонгировано сторонами до 01.01.2009 в части принятия на себя обязательств по управлению и распоряжению земельными участками в границах городского поселения. Согласно части 2 соглашения оно вступает в силу с 15.08.2008 и действует до 01.01.2009.
10.04.2009 по акту приема передачи отдел по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения принял у Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района договоры аренды земельных участков и постановлений, заключенных в период с 2003 г. по 2008 г.
13.04.2009 Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района письмом № 957, адресованным заместителю главы Углегороского городского поселения, направил акты приема-передачи и реестр договоров аренды в двух экземплярах в связи с прекращением у комитета полномочий по распоряжению земельными участками на территории Углегорского муниципального района.
27.08.2010 администрацией поселения вынесено постановление № 309 «О предоставлении Кузнецовой Татьяне Алексеевне в аренду земельного участка под огород», согласно пункту 1 которого Кузнецовой Т.А. в аренду сроком на 49 лет из земель населенного пункта г. Углегорска земельный участок под огород площадью 446 кв.м. с кадастровым номером 65: 15: 0000002:105, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Маяковского.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация района обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий органов публичной власти может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявителем в пояснениях, содержащихся в представленных в суд документах, факт пропуска трехмесячного срока на обращение в суд с указанным заявлением не оспаривается. Одновременно с подачей заявления, им заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. В обоснование уважительности причин пропуска процессуального срока, заявитель указал на то, что администрация района о факте вынесения администрацией поселения оспариваемого постановления узнала в феврале 2013 года, после чего предприняла меры к урегулированию вопроса об отмене постановления в досудебном порядке путем направления письма об отмене администрацией поселения оспариваемых постановлений. После получения 29.05.2013 отрицательного ответа на указанное письмо, заявитель уже 30.05.2013 года направил в суд настоящее заявление. Таким образом, несвоевременное обращение в суд в период досудебного урегулирования спора с 12.02.2013 по 30.05.2013 относится к уважительным причинам пропуска срока.
Согласно части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 № 367-О разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Вместе с тем, нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Из материалов дела следует, что между заявителем и администрацией поселения в 2008 году заключено ряд соглашений о передачи полномочий в области имущественных отношений, согласно которым администрация поселения передала администрации района на время до января 2009 года полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными на территории Углегорского городского поселения, в том числе и теми из них, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, в материалы дела представлен датированный 10.04.2009 акт приема передачи от администрации района администрации поселения договоров аренды земельных участков и постановлений, заключенных в период с 2003 г. по 2008 г., а также сопроводительное письмо к этому акту от 13.04.2009 № 957, в котором должностное лицо администрации района указало, что договоры аренды передаются администрации поселения в связи с прекращением у администрации района полномочий по распоряжению земельными участками на территории Углегорского муниципального района.
Наличие указанных документов свидетельствует о том, что сторонами не только заключались соглашения, но и исполнялись его условия.
28.05.2009 в газете «Углегорские новости» № 42 было опубликовано объявление о перерегистрации администрацией поселения действующих договоров аренды земельных участков в связи с разграничением полномочий, регламентированных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», путем заключения дополнительных соглашений.
При обращении в суд с заявлением администрацией оспаривалось 169 постановлений администрации поселения о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанное свидетельствует о том, что распоряжение такими землями не было разовым, а осуществлялось администрацией поселения открыто и системно, что также подтверждает факт наличия договоренностей между администрациями района и поселения в отношении распределения полномочий по распоряжению указанными участками и свидетельствует об осведомленности администрации района об этом факте.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация района не могла не знать о том, что администрация поселения распоряжается земельными участками, расположенными на территории поселения, в том числе и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В материалах дела имеется письмо администрации района от 30.12.2008 за № 3815, из которого следует, что для продления срока аренды земельного участка Погодаевой Т.И. необходимо в сентябре 2009 года обратиться с соответствующим заявлением к главе администрации поселения. При этом в письме указано, что администрация района с 01.06.2008 передала администрации поселения полномочия по распоряжению земельными участками в границах Углегорского городского поселения. Постановления по отводу земельных участков принимает глава администрации поселения. На основании соглашения между администрацией района и администрацией поселения специалисты администрации района до 01.12.2008 готовят проекты постановлений по отводу земельных участков и договора аренды земельных участков. С 01.01.2009 все документы будут готовить специалисты администрации поселения.
В рамках вступившего в законную силу судебного акта по делу № А59-3207/2013 установлено, что администрацией района в период действия указанных выше соглашений выносилось постановление от 09.06.2008 № 370 о предоставлении Погодаевой Т.И. в аренду сроком на 1 год земельного участка для огорода. Однако при обращении последней в администрацию района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на более длительный срок ей начальником отдела по делам строительства и архитектуры администрации Углегорского муниципального района был дан вышеуказанный ответ о необходимости обращения с данным заявлением в администрацию поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оценивая указанное письмо в совокупности с заключенными между сторонами соглашениями и документами об их исполнении, суд приходит к выводу о том, что администрация района не только знала об осуществлении администрацией поселения распорядительных действий в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена, но и не возражала против их осуществления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого постановления администрация района располагала информацией о том, что администрация поселения распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При этом доказательств невозможности обращения в суд с указным заявлением ранее - в период с 2010 года по февраль 2013 год - в пределах установленного законом срока, заявителем суду не представлено.
Приведенные администрацией района доводы относительно уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку об оспариваемом постановлении заявитель узнал в феврале 2013 года, при этом в целях досудебного урегулирования спора он обращался в администрацию поселения с письмом от 24.04.2013 № 1425, судом отклоняются как необоснованные, поскольку начало течение трехмесячного срока не связано исключительно с получением администрацией района информации об оспариваемом постановлении в феврале 2013 года, а определено судом с учетом совокупности фактических обстоятельств дела. Кроме того, судом учтено, что такое письмо направлено спустя три года после принятия оспариваемого постановления.
Более того, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязательную досудебную процедуру по отмене ненормативных правовых актов органа местного самоуправления, то суд также не находит уважительной причину пропуска процессуального срока, исчисленного администрацией района с февраля 2013 года. Установленный законом трехмесячный срок является достаточным для реализации права на судебную защиту в публичных правоотношениях.
Доводы администрации района о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства передачи полномочий (соглашение, договор или иной документ), судом отклоняются, так как не опровергают указанные выводы. Кроме того, в материалах дела имеются иные доказательства, подтверждающие факт передачи администрацией района своих полномочий по распоряжению неразграниченными земельными участками.
Учитывая изложенное, а также то, что заявитель о факте нарушения администрацией поселения своих прав, выразившегося в распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, узнал задолго до февраля 2013 года, вместе с тем с настоящим заявлением в суд обратился 3 июня 2013 года, суд приходит к выводу, что у заявителя отсутствовали объективные препятствия для своевременного получения и обжалования постановления в суд, а указанные им причины пропуска срока на обращение уважительными не являются. В этой связи суд не находит оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на подачу заявления.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Истечение процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд отказывает администрации района в удовлетворении заявленных ей в рамках настоящего дела требований.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, для рассмотрения настоящего спора правового значения не имеют.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Администрации Углегорского муниципального района о восстановлении срока на подачу заявления отказать.
В удовлетворении требования Администрации Углегорского муниципального района о признании недействительным и отмене постановления Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области от 27.08.2010 № 309 о предоставлении Кузнецовой Татьяне Алексеевне в аренду земельного участка под огород отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.С. Логинова