АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск № дела А59-3467/2010
10 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания судьей Орифовой В.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РОССТРОЙ» о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области по отказу в предоставлении возможности при ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки, копировать материалы проверки или делать из них выписки,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.08.2010,
от Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области - ФИО2 по доверенности от 08.12.2009 № 04-16, ФИО3 по доверенности от 29.10.2010, ФИО4 по доверенности от 29.10.2010,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «РОССТРОЙ» (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области к Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области (далее – инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий по отказу в предоставлении возможности при ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки, копировать материалы проверки или делать из них выписки.
Заявленные требования, поддержанные представителем в судебном заседании, общество обосновывает следующим. По результатам выездной налоговой проверки в отношении общества инспекцией составлен акт № 12-21/238 от 16.07.2010. При рассмотрении акта проверки, обществом было заявлено ходатайство о предоставлении для ознакомления материалов проверки, путем выписывания из них сведений или копирования материалов. Данное ходатайство было удовлетворено и рассмотрение акта налоговой проверки отложено до 26.08.2010. Однако по прибытию для ознакомления в налоговый орган 20.08.2010 представителю общества отказано в копировании представленных документов, а также запрещено делать выписки из осматриваемых документов. Указанные действия инспекции препятствуют обществу в оценке доказательственной базы вменяемых налоговых правонарушений, полноты и достоверности, изложенных в акте сведений, что лишает налогоплательщика реальной возможности участия в рассмотрении материалов проверки и представления мотивированных возражений. Применительно к налоговой ответственности одной из гарантий права на защиту является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. В представленном обществу экземпляре акта проверки, имеется ссылка на показания 46 свидетелей, приложения о движении денежных средств контрагентов общества, ссылки на сведения из деклараций этих организаций в обоснование отсутствия хозяйственных операций, в связи с уплатой организациями незначительных сумм налогов. Перечисленные документы представляют значительный объем, в том числе общее количество протоколов допросов свидетелей составляет 167 листов. Представляется невозможным запомнить, проверить и проанализировать всю информацию, а также составить мотивированные возражения по каждому пункту акта налоговой проверки. Запрет налогового органа на ознакомление с материалами проверки путем копирования документов или выписывания из них сведений, лишает общество возможности надлежащим образом реализовать свое право на ознакомление с материалами проверки, участие в рассмотрении материалов проверки и предоставлении документально обоснованных возражений и объяснений по сути вменяемых нарушений.
Инспекция в представленном отзыве, поддержанном ее представителями в судебном заседании, требования общества не признала, приведя следующие доводы. Содержащиеся в запрашиваемых документах сведения, в частности, о движении денежных средств на счетах контрагентов, являются сведениями, отнесенными соответствующим законодательством к банковской, налоговой и коммерческой тайне, в связи с чем, не могли быть предоставлены инспекцией третьим лицам, без согласия правообладателей указанной информации. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Пунктами 1.13, 1.15 Приказа установлено, что акт вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства, остаются в налоговом органе и являются документами для служебного пользования. Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих представлять налогоплательщику материалы проверки, за исключением предусмотренного пунктом 4 статьи 101 НК РФ оглашения материалов и предоставления возможности непосредственного исследования таковых в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки. Так как действующим законодательством не установлен порядок предоставления сведений, относящихся к налоговой тайне, равно как и не установлена обязанность представления подобного рода сведений, у инспекции не имелось оснований для предоставления таких сведений.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 29.10.2010 до 13 час. 30 мин., до 01.11.2010 до 09 час. 30 мин.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, налоговым органом, на основании решения заместителя начальника инспекции от 01.06.2009 № 12-21/143, совместно с сотрудниками УНП УВД Сахалинской области проведена выездная налоговая проверка ООО «РОССТРОЙ» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2006 по 31.05.2009.
По результатам проверки составлен акт № 12-21/238 от 16.07.2010 (далее – акт) и который направлен в адрес общества.
19.08.2010 общество обратилось в инспекцию с заявлением, указав в нем на несогласие с приведенными в акте фактами и необходимости для представления возражения ознакомиться с материалами проверки, путем выписывания из них сведений или копирования. Данное заявление мотивировано тем, что в акте имеются ссылки на свидетельские показания, но в приложениях, выданных обществу, копии протоколов допроса отсутствуют. Также отсутствует возможность ознакомиться с приложениями к акту №№ 14, 15, 16, 17, 21, 22, 47, 25, 26, 28, 15, 16, 17, 35, 37, 18, 33, 52, 39, 40, 42, 43, 44 - движение денежных средств различных юридических лиц, результат выездной налоговой проверки ООО «Росмонтажподряд», с декларациями этих организаций, ссылка на сведения из которых имеется в акте. Данные документы у общества отсутствуют. Кроме декларации у общества отсутствуют декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕСН, транспортному налогу за периоды с 01.01.2006 по 30.06.2008, поэтому не имеется возможности проверить правильность сумм, указанных в акте.
Инспекция, со ссылкой на положения п.1.15 Приказа ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, отказала обществу в части обеспечения возможности копирования документов и выписывания из них необходимых сведений, что зафиксировано в Приложении № 1 к протоколу № 12-21/238 от 19.08.2010 рассмотрения акта выездной налоговой проверки и ее материалов.
Извещением № 12-21/23 от 19.08.2010 инспекция известила общество о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки переносится на 26.08.2010 на 11 часов 00 минут.
23.08.2010 общество обратилось к исполняющему обязанности начальнику инспекции с заявлением, в котором предложило повторно рассмотреть ходатайство о предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки путем их копирования или производства из них выписок.
Письмом от 24.08.2010 налоговый орган сообщил обществу о том, что по заявлению налогоплательщика ему предоставлено право на ознакомление со всеми документами выездной налоговой проверки, в связи с чем, рассмотрение материалов проверки перенесено на 26.08.2010. В части требования налогоплательщика относительно предоставления возможности ксерокопирования запрашиваемых документов обществу отказано.
Не согласившись с действиями инспекции по отказу в предоставлении возможности при ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки, копировать материалы проверки или делать из них выписки, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу пунктов 3 и 8 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон № 149-ФЗ) организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.
Однако указанные нормы не содержат условия и порядок предоставления соответствующей информации.
Согласно пункту 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В соответствии с подпунктами 1, 8 и 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов; получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
По положениям подпунктов 4, 9, 10 и 12 пункта 1 статьи 32, пункта 5 статьи 100 НК РФ в обязанности налоговых органов входит бесплатно информировать (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, а также направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (далее - Приказ).
Согласно пункту 1.13 названного Приказа акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений.
Как следует из заявления общества от 19.08.2010 в инспекцию, копия акта налоговой проверки получена обществом 22.07.2010.
Из системного анализа норм, содержащихся в пунктах 1.14 и 1.15 Приказа, следует, что являются документами для служебного пользования и остаются в налоговом органе все экземпляры акта выездной налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также такие материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, как: документы (информация), истребованные в ходе проверки; заключение эксперта (в случае проведения экспертизы); протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства)); иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Положения всех вышеприведенных норм в своей совокупности свидетельствуют лишь о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами не предусмотрено вручение налогоплательщику запросов, сделанных в ходе проверки, ответов на них, поручений о допросах, протоколов допросов и выписок по банковским счетам. Данные документы являются документами для служебного пользования и остаются в налоговом органе.
Судом установлено, что в акте выездной налоговой проверки изложены допущенные налогоплательщиком правонарушения, со ссылкой, в том числе, на документы (информацию), истребованные в ходе проверки, а также данные протоколов допросов. Помимо этого в акте указано, какие запросы были направлены в рамках выездной налоговой проверки и краткое изложение ответов (при их наличии).
С указанной информацией, изложенной в акте, налогоплательщик ознакомлен, в связи с чем, его права не могут считаться нарушенными.
С учетом изложенного, суд отклоняет довод общества о том, что непредставление вышеназванных документов для изготовления копий препятствовало реализации заявителем права на защиту, как необоснованный.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает право налогоплательщика на ознакомление со всеми материалами налоговой проверки, которое реализуется в порядке, предусмотренном статьей 101 данного Кодекса путем его участия в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, что в рассматриваемом случае также имело место.
Из текста Приложения № 1 к протоколу № 12-21/238 от 20.08.2010 следует, что в ходе ознакомления с материалами выездной налоговой проверки представителем общества заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами проверки путем копирования, либо выписывания из них необходимых сведений. При этом заявленное ходатайство удовлетворено частично, а, именно, обществу предоставлена возможность ознакомления со всеми материалами проверки путем визуального осмотра.
Пунктом 4 статьи 30 НК РФ установлено, что налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий, предусмотренных данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из норм статьи 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
Не совершение государственным органом каких-либо юридически значимых действий, выражается, в том числе в невыполнении обязанностей, которые в рамках публичных правоотношений для государственного органа должны быть прямо предусмотрены законом.
Таким образом, инспекцией соблюдены обязанности, установленные статьей 101 НК РФ в части ознакомления налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки, путем его участия в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Иные обязанности, в том числе предоставление лицу, в отношении которого проведены мероприятия налогового контроля, возможности изготавливать копии материалов проверки, либо выписывать соответствующие сведения, действующим законодательством для налоговых органов не установлены.
Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налоговые органы представлять (направлять иным способом) налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N ВАС-2199/09.
Следовательно, правовые основания для признания действий налогового органа незаконными, в рассматриваемом случае, отсутствуют.
Кроме того, для признания оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя (часть 4 статьи 200 ПАК РФ).
Исходя из изложенного, судом не установлены вышеназванные условия для признания оспариваемых действий налогового органа незаконными.
Остальные доводы лиц, участвующих в деле, на исход по делу не влияют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «РОССТРОЙ» о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области по отказу в предоставлении возможности при ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки, копировать материалы проверки или делать из них выписки, отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья В.С. Орифова