ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3570/20 от 21.01.2020 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Южно-Сахалинск

21 января 2021 года

Дело № А59-3570/2020

Резолютивная часть объявлена 15 января 2021 года, мотивированное решение постановлено 21 января 2020 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучкина С.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем Очировой Л.П., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

агентства по труду и занятости населения Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к акционерному обществу «Совхоз Заречное» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица

Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области,

Министерство финансов Сахалинской области

Контрольно-счетная палата Сахалинской области

о взыскании неосновательного обогащения

при участии:

от истца – ФИО1 по доверенности от 11.01.2021, диплом

от Минсельхоз СО – ФИО2 по доверенности от 07.02.20, диплом

у с т а  н о в и л:

Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области  (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с указанным исковым заявлением к АО «Совхоз Заречное» о взыскании 255 000 рублей в качестве сумм неосновательного обогащения.

В обоснование требований истец ссылается на получение ответчиком от них субсидии в размере 255 000 рублей на основании их распоряжения от 11.10.2019 № 535-р на финансовое обеспечение затрат. Выплата субсидии произведена в рамках Ведомственной целевой программы Сахалинской области «Повышение мобильности трудовых ресурсов», утвержденной постановлением Правительства СО от 31.12.2015 № 584, целью которой является трудоустройство на предприятия региона. Выплата производилась в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.05.2017 N 219 "Об утверждении Порядков предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области". В дальнейшем им стало известно о получении ответчиком субсидии, назначенной Министерством сельского хозяйства СО, в размере 500 000 рублей, выплаченной совхозу 28.08.2019 в качестве государственной поддержки части возмещения затрат на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса (обустройство молодых специалистов, привлекаемых для работы в сфере сельскохозяйственного производства Сахалинской области в 2019 году), в рамках постановления Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". Полагают, что ответчиком нарушены условия договора № 4 от 15.10.2019, заключенного с ними, и ответчик дважды воспользовался субсидией из областного бюджета на одни и те же цели по разным ведомственным программам, что не допускается, тем самым неосновательно обогатился.

Определением суда от 22.07.2020 указанное заявление принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области.

21.08.2020 ответчиком представлен отзыв, с иском не согласен, указывая на ведомственный характер выплат, разные цели финансовой поддержки, выделение субсидий разным работникам.

Определением от 14.09.2020 суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.

Определением от 18.11.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований, Министерство финансов Сахалинской области и Контрольно-счетную палату Сахалинской области, поскольку предметом спора является целевое использование средств бюджета Сахалинской области.

Минсельхозторг СО представило отзыв на иск, в котором с иском не согласился, полагает, что денежные средства, полученные у них, и денежные средства, полученные у истца, нельзя признать направленными на одни и те же цели, поскольку они выданы ответчику по разным программам, предусматривающие разные цели, направлены ответчиком на поддержку разных работников. Обратил внимание на то обстоятельство, что программой, по которой предоставлял истец денежные средства, предусмотрено предварительное включение в программу на количество работников, заявленных соискателем данной субсидии, и только после того как данное лицо будет включено в такую программу он вправе претендовать на получение денежных средств, тогда как по программе, в рамках которой предоставлены ответчику денежные средства их ведомством, такого не предусмотрено, денежные средства выделяются непосредственно сразу после обращения предприятия, без предварительной постановки на учет, что также свидетельствует о разном характере данных выплат.

Минфин СО представил отзыв на иск, в котором указал, что Программы и Порядки, по которым выделялись ответчику денежные средства обоими ведомствами, имеют целью привлечение специалистов в Сахалинскую область с одной из мер финансовой поддержки - на финансовое обеспечение затрат либо возмещение затрат расходов работодателей на обустройство работников (молодых специалистов) в данном случае, в сфере сельскохозяйственного производства Сахалинской области, в связи с чем необходимо устанавливать какой именно категории работников обществом осуществлены выплаты.

КРУ СО представило отзыв на иск, в котором сообщило, что ими в период с 16 января по 29 февраля 2020 года проводилась проверка по вопросу использования средств областного бюджета, направленных на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Сахалинской области, в ходе которой нарушений порядка предоставления Агентством данной субсидии ответчику ими выявлено не было, однако в ходе данной проверки действия по контролю за соблюдением положений Порядка № 219 в части запрета на получение субсидий на аналогичные цели ими не осуществлялись.

Рассмотрение дела отложено на 15.01.2021 года.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что при предоставлении субсидии не ставится требование о выделении этих средств конкретным работникам, а ставится требование о направлении средств на цели, для которых она выделялась, то есть, в данном случае, на привлечение специалистов из других регионов, поэтому расходование денежных средств ответчиком конкретным физическим лицам не может указывать на цель их выделения, тогда как наличие обстоятельств, препятствующих для выделения субсидии, проверяется на момент их предоставления. Ответчик на момент получения от них субсидии уже получил денежных средств из Минсельхозторга СО, целью предоставления которых являлось также привлечение специалистов из других регионов, тем самым он знал о том, что получает от них средства на аналогичные цели, что является прямым запретом, предусмотренным Порядком № 219.

Третье лицо Минсельхозторг СО в заседании поддержал доводы их отзыва на иск, полагает, что оснований считать денежные средства, полученные на аналогичные цели, не имеется, так как они направлены на привлечение разных специалистов и работников.

Ответчик и остальные третьи лица в суд не явились, извещены надлежаще, ФИО3 представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании ст.157 АПК РФ суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

10.01.2019 АО «Совхоз Заречное» обратилось в агентство по труду и занятости населения Сахалинской области (далее - Агентство) c заявлениеv на получение субсидии для оказания мер поддержки привлеченным работникам в рамках Ведомственной целевой Программы Сахалинской области «Повышение мобильности трудовых ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.12.2015 № 584 (далее - Программа № 584).

Распоряжением агентства от 11.10.2019 535-р АО «Совхоз Заречное» предоставлена субсидия на финансовое обеспечение затрат в сумме 225.000,00 рублей.

15.10.2019 между АО «Совхоз Заречное» и Агентством заключен договор № 4 на предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат из областного бюджета Сахалинской области при реализации мероприятий ведомственной целевой программы Сахалинской области на повышение мобильности трудовых ресурсов (п.1.1 договора).

Согласно пункту 1.2 данного Договора, субсидия предоставляется Агентством в пределах бюджетных ас­сигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью областного бюджета Сахалинской области на 2019 год, в случае предоставления бюджету Сахалинскойобласти субсидии из федерального бюджета нареализацию Про­граммы в соответствии с Правилами предоставления и распределения субси­дий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения (при­ложение №25 к государственной программе Российской Федерации «Содей­ствие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 298), по кодам классификации расхо­дов областного бюджета: код главного распорядителя средств областного бюджета 029, раздел 04, подраздел 01, целевая статья 07108R4780, вид расхо­дов 813, код цели 19-В46 в рамках Программы.

Пунктом 2.1 определен размер субсидии,  согласно которому в 2019 году размер субсидии составляет 225 000 рублей.

В качестве условий предоставления данной субсидии, в пункте 3.1.1.4 Договора предусмотрено, что работодателю не предоставляются средства из бюджета Саха­линской области на основании иных нормативных правовых актов, муници­пальных актов на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Договора.

Платежным поручением от 23.10.2019 № 13 истец перечислил АО «Совхоз Заречное» вышеуказанную сумму субсидии в полном объеме.

В последующем истцу стало известно, что ответчик также являлся получателем государственной поддержки в части возмещения затрат на кадровое обеспечение агропромышленною комплекса (обустройство молодых специалистов, привлекаемых для работы в сфере сельскохозяйственного производства Сахалинской области в 2019 году), полученной им из Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области по платежному поручению от 28.08.2019 № 12 в размере 500 000 рублей на цели – обустройство молодых специалистов.

Полагая, что от Агентства ответчик получил субсидию уже после получения субсидии из другого ведомства в рамках другой программы, направленной на одни и те же цели (привлечение кадров), чем нарушены требования п.3.1.1.4 Договора, заключенного с ними, и требования Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат при реализации мероприятий ведомственной целевой программы Сахалинской области по повышению мобильности трудовых ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 18.05.2017 № 219 (далее - Порядок № 219), истец претензиями от 13.03.2020 и от 31.03.2020 потребовал от ответчика возврата полученных средств субсидии.

Отсутствие исполнения по данным претензиям и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Как установлено судом, 14.02.2019 между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и АО «Совхоз «Заречное» заключено Соглашение № 08/02-2019 о предоставлении субсидий в рамках реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области «Развитие Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019 год.

Согласно подпункту 5 пункта 1.1 данного Соглашения, его предметом является  предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2019 году юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ин­дивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям това­ров, работ, услуг субсидий в рамках реализации государственной программы Са­халинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и ре­гулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия» в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) това­ров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе, в целях создания общих условий для развития сельскохозяйственного производ­ства.

Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами         бюджетных обязательств, доведенными Распорядителю, как получателю средств обла­стного бюджета Сахалинской области, по кодам классификации расходов бюд­жетов Российской Федерации в пределах объемов бюджетных ассигно­ваний, предусмотренных на соответствующие цели сводной бюджетной рос­писью областного бюджета на 2019 год.

Распоряжением Минсельхоза СО от 16.08.2019 № 3.07-265-р ответчику, в соответствии с данным Соглашением, и руководствуясь  Порядком предоставлении субсидии на возмещение затрат по созданию общих условий для развития сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением правительства Сахалинской области от 17.03.2016 № 110, ответчику предоставлена субсидия на возмещение части затрат на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса – обустройство молодых специалистов, привлекаемых для работы в сфере сельскохозяйственного производства Сахалинской области, в размере 500 000 рублей из расчета по 250 000 рублей на обустройство 1 специалиста со средним образованием.

Платежным поручением от 28.08.2019 данная сумма субсидии была перечислена ответчику.

Полученную от Министерства субсидию ответчик распределил своим двум работникам – ФИО4 (перечислено платежным поручением от 02.09.2019 № 1640 в размере 250 000 рублей) и ФИО5 (перечислено платежным поручением от 02.09.2019 № 1638 в размере 250 000 рублей) в качестве единовременной выплаты на обустройство молодого специалиста. Также ответчик перечислил этим же специалистам в качестве единовременной выплаты на обустройство молодых специалистов еще по 62 500 рублей каждому (платежные поручения от 02.09.2019 №№ 1637,1639).

Судом установлено, что данные средства субсидий перечислены ответчику Минсельхозом СО в рамках Подпрограммы "Создание общих условий для развития агропромышленного комплекса" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427, и в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение затрат по созданию общих условий для развития сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 N 110 (далее – Порядок № 110).

Согласно пунктам 1.3, 1.5 данного Порядка № 110 целью предоставления субсидии является возмещение части затрат на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса - обустройство молодых специалистов, привлекаемых для работы в сфере сельскохозяйственного производства Сахалинской области.

Под молодым специалистом в рамках настоящего Порядка понимается гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет, получивший высшее или среднее профессиональное образование по специальностям, относящимся к основному производству (агрономия, агрохимия и почвоведение, инженерия (в том числе электрики, теплотехники, программисты, механики, строители), зоотехния, ветеринария, мелиорация), заключивший трудовой договор по специальности в период действия государственной программы на срок не менее 5 лет с расположенным на территории Сахалинской области сельскохозяйственным предприятием или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную деятельность в сфере сельскохозяйственного производства.

Пунктом 2.4 данного Порядка предусмотрено требование об обязанности специалиста, получившего единовременную выплату за счет средств субсидии, в течение 5 лет, начиная с года предоставления субсидии, осуществлять деятельность по заключенному трудовому договору.

Как следует из трудовых договоров, заключенных с данными работниками, копий их трудовых книжек и дипломов, данные работники трудоустроены у ответчика по должностям «технолог молочного производства», с ними ответчиком заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, как с молодыми специалистами (в возрасте до 35 лет, имеющих среднее специальное образование в сфере зоотехнии, проживающих на территории Сахалинской области), и соглашением предусмотрена обязанность работодателя по предоставлению работникам единовременных выплат в размере 62 500 рублей, а также 250 000 рублей из средств областного бюджета, тогда как работники взяли на себя обязательство отработать у данного работодателя не менее 5 лет.

Таким образом, данный выплаты имеют ограничительный характер, направленный на привлечение трудовых ресурсов в виде молодых специалистов в сельскохозяйственной сфере, и именно на эти цели ответчиком полученные суммы субсидий и были направлены.

Между тем, субсидия, перечисленная ответчику Агентством, произведена в рамках Ведомственной целевой программы Сахалинской области «Повышение мобильности трудовых ресурсов», утвержденной постановлением правительства Сахалинской области от 31.12.2015 № 584.

Согласно пунктам 2.1, 2.2. паспорта Программы, целью Программы является содействие социально-экономическому развитию Сахалинской области в части обеспечения потребности экономики в притоке трудовых ресурсов за счет привлечения в Сахалинскую область специалистов из других субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации Программы необходимо решение следующих задач:

- обеспечение предприятий Сахалинской области квалифицированными кадрами;

- создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий для переезда в Сахалинскую область граждан из субъектов Российской Федерации с целью трудоустройства на предприятия региона.

Разделом 6 паспорта Программы предусмотрено, что Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому развитию Сахалинской области в части обеспечения потребности экономики в трудовых ресурсах за счет привлечения в Сахалинскую область специалистов из других субъектов Российской Федерации.

Субсидия предоставляется в целях оказания работодателям финансовой поддержки, предусмотренной Сертификатом, на финансовое обеспечение затрат на предоставление мер поддержки работникам, связанных с привлечением для трудоустройства работников из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в рамках Программы.

Финансовая поддержка предоставляется на финансовое обеспечение затрат работодателя, связанных с предоставлением мер поддержки работникам:

- транспортные расходы по переезду работника и (или) членов его семьи к месту работы (далее - переезд), а также по проезду к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) (далее - проезд), включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями, - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического класса; автомобильным транспортом - в автобусах междугороднего сообщения; внутренним водным транспортом - на местах III категории кают судов транспортных маршрутов (за исключением случаев переезда, проезда личным транспортом работника или предоставления работодателем своих средств передвижения).

В случае переезда, проезда работника и (или) членов его семьи личным транспортом, расчет транспортных расходов производится по фактически произведенным затратам на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденным чеками автозаправочных станций с учетом документального подтверждения пребывания работника и членов его семьи в месте проведения отпуска. При этом затраты рассчитываются в пределах расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования;

- расходы, связанные с провозом личного имущества работника и членов его семьи;

- расходы по найму или аренде, частичной оплаты покупки жилого помещения, уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам);

- расходы работодателя на профессиональное обучение работника (повышение квалификации), в случае необходимости, для осуществления трудовой деятельности по профессии трудоустройства;

- расходы работодателя на обустройство работника - приобретение предметов бытового обихода (бытовая техника, мебель, бытовые принадлежности и т.д.);

- расходы, связанные с выплатой единовременного пособия работнику, в размере не более десятикратного прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Сахалинской области на дату выплаты.

Таким образом, целью выделения субсидии в рамках данной Программы является привлечение трудовых ресурсов (работников) из иных регионов Российской Федерации и иностранных граждан.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат при реализации мероприятий ведомственной целевой программы Сахалинской области по повышению мобильности трудовых ресурсов утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.05.2017 № 219,  разделом 2 которого установлены условия и порядок предоставления такой субсидии.

Согласно пункту 2.1 Порядка, субсидия предоставляется владельцам Сертификатов на оказание мер поддержки работникам из числа мер поддержки, указанных в пункте 2.14 настоящего Порядка.

Подпунктом «д» пункта 2.2 Порядка установлены требования, которым должны соответствовать владельцы Сертификатов на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии, в том числе, предусмотрено, что владельцы Сертификатов не должны получать средства из бюджета Сахалинской области, срок использования которых не истек, в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка, субсидия предоставляется владельцам Сертификатов в целях финансового обеспечения затрат на оказание мер поддержки работникам при реализации мероприятий Программы. Субсидия предоставляется владельцам Сертификатов на каждого работника.

Из анализа данных Программ следует, что обе Программы направлены на привлечение работников для трудовой деятельности на предприятиях Сахалинской области, однако Программой № 427 предусмотрено привлечение работников, относящихся к определенной категории (молодой специалист, имеющий высшее или специальное образование в области сельскохозяйственной промышленности, проживающий на территории Сахалинской области), тогда как по Программе № 584 целью является привлечение трудовых ресурсов (работников) из иных регионов Российской Федерации или иностранных граждан (то есть не проживающих на территории Сахалинской области), и требований относительно возрастных критериев, образовательных критериев данной Программой не предусмотрено, тем самым данные Программы имеют разные цели.

Проверяя направление сумм субсидий, судом установлено, что полученные из Агентства денежные средства ответчиком направлены на привлечение работника – ФИО6, с которым ответчиком заключен трудовой договор от 25.08.2019 по должности – «тракторист машинист сельскохозяйственного производства», и дополнительным соглашением к данному трудовому договору ответчик как работодатель установил данному работнику дополнительные гарантии и компенсации при участии в ведомственной целевой программе Сахалинской области «Повышение мобильности трудовых ресурсов» как работнику, прибывшему из другого региона Российской Федерации по приглашению работодателя в виде выплаты компенсации в сумме не более 225 000 рублей на возмещение расходов по переезду к месту работы, проезду в отпуск и обратно работника и членов его семьи, провозу личного имущества при переезде к месту работы, содействию в жилищном обустройстве, бытовому обустройству, профессиональному обучению (повышение квалификации), выплате единовременного пособия.

Таким образом, суммы субсидий получены ответчиком в целях приглашения работника из другого региона и возмещения ему затрат, связанных с переездом, тогда как суммы субсидий, полученные от третьего лица, имели целевой характер – на привлечение работников, являющихся специалистами в определенной сфере деятельности, отвечающих определенным критериям по возрасту, образованию, месту жительства, и не связанными с возмещением конкретных затрат данных работников на привлечение их к работе у ответчика, а являются пособиями для стимулирования работы у ответчика на протяжении длительного времени (не менее 5 лет).

При этом средства субсидий, полученные из обоих источников, направлены ответчиком на привлечение разных работников.

Таким образом, суд признает, что цели получения сумм по данным двум Программам отличаются между собой кругом лиц, на которых распространяются данные выплаты, и оснований их использования в виде привлечения специалистов в определенной сфере деятельности и привлечения работника, не имеющего специального образования в определенной сфере деятельности.

В этой связи суд не усматривает обстоятельств получения ответчиком сумм субсидий на аналогичные цели, и, соответственно, нарушений условий договора и требований Порядка предоставления субсидии, в связи с чем в удовлетворении иска отказывает.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд вопрос о возмещении судебных расходов по уплате пошлины не разрешает.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Агентству по труду и занятости населения Сахалинской области в удовлетворении иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья

С.В. Кучкина