АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3593/2010
15 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 09 ноября 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучеренко С.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арцибасовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области о признании незаконными и отмене пунктов 3, 4 решения от 19.07.2010 по делу № 05-5/10 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 19.07.2010 № 05-7/10,
при участии представителей:
от Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска – ФИО1 по доверенности 11.02.2010 № 11-85,
от УФАС по Сахалинской области – ФИО2 по доверенности от 24.12.2009 № 27,
от МАУ «Зеленый город» - представитель не явился,
от Администрации ГО «город Южно-Сахалинск» - ФИО3 по доверенности от 20.10.2010 № 07/1-2203,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска (далее – департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – управление, УФАС по Сахалинской области) о признании незаконными и отмене пунктов 3, 4 решения от 19.07.2010 по делу № 05-5/10 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 19.07.2010 № 05-7/10.
Определением суда от 31 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены – Администрации городского округа «город Южно-Сахалинск» (далее – администрация), Муниципальное автономное учреждение «Зеленый город» (далее – учреждение, МАУ, МАУ «Зеленый город»)
Определением суда от 09.11.2010 в удовлетворении ходатайства ООО «Кипарис» и ООО «Эдельвейс-Д» о вступлении в дело качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора было отказано.
В обоснование своих требований департамент указал, что МАУ «Зеленый город» создано в соответствии с нормами Закона РФ «Об автономных учреждениях», что подтверждается и оспариваемым решением, поэтому вправе выполнять те работы и оказывать услуги, которые установлены муниципальным заданием; размер платы за услуги, категории юридических и физических лиц, которым оказываются услуги не может повлиять на конкуренцию; поскольку услуги оказываются на законных основаниях без нарушений действующего законодательства; соглашение о предоставлении субсидий, заключенное на основании норм Закона РФ «Об автономных учреждениях» (ст. ст. 4 и 5), постановление мэра г. Южно – Сахалинска от 28. 01.2009 № 67 «Об утверждении муниципальных правовых актов по реализации Федерального закона от 03.11.2006 № 174 – ФЗ «Об автономных учреждениях» не может привести к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующего субъекта; понуждение органов местного самоуправления к проведению торгов противоречит положениям Конституции РФ, поскольку Департамент при осуществлении полномочий, установленных Положением о Департаменте, самостоятелен в своих действиях, в то время как иное толкование названных положений приведет к вмешательству органа государственной власти в деятельность органа местного самоуправления; вывод антимонопольной службы о том, что муниципальное задание, установленное МАУ «Зеленый город» на 2010 год и соглашение о предоставлении субсидий от 27.02.2010 противоречат нормам действующего законодательства, считают ошибочным, поскольку и задание, и соглашение соответствуют нормам Бюджетного кодекса РФ (ст. ст. 6, 69, 69. 1, 69. 2 и другие), устанавливающим требования к содержанию государственного муниципального задания, и постановлению мэра г. Южно – Сахалинска от 16.06.2008, регулирующим порядок формирования муниципального задания. Привели и другие доводы, изложенные в заявлениях и дополнениях к ним.
УФАС по Сахалинской области в отзыве и его представитель в судебном заседании, заявленные требования не признали, полагают, что решение и предписание законны и обоснованы, соответствуют требованиям действующего законодательства. Просят в удовлетворении требований отказать.
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании заявленные требования департамента считают обоснованными и поддерживают их в полном объеме.
МАУ в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Отзыв не представило.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 27 и 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в апреле 2010 в УФАС поступили заявления ООО «Эдельвейс-Д» и ООО «Кипарис», из которых следует, что создание администрацией МАУ «Зеленый город» для целей, связанных с выполнением работ для нужд муниципального образования, а также выделены субсидии для возмещения расходов за выполненные таких работ, что, по их мнению, незаконно, ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг и выполнения работ по содержанию объектов городского зеленого хозяйства на территории городского округа «город Южно-Сахалинск».
По данному факту УФАС по Сахалинской области была проведена проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией при создании МАУ «Зеленый город».
На основании результатов проведенной проверки 04.05.2010 управление возбудило дело № 05–5/10 в отношении Администрации и Департамента по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 28.12.2007 № 2753 «Об утверждении порядка и плана создания автономных учреждений, оказывающих услуги в целях осуществления полномочий городского округа «Город Южно-Сахалинск» в сфере культуры, образования, спорта, молодежной политики и иных сферах деятельности» утвержден Порядок создания автономных учреждений, оказывающих услуги в целях осуществления полномочий городского округа «Город Южно-Сахалинск» в сфере культуры, образования, спорта, молодежной политики и иных сферах деятельности. Как указано в постановлении, целью создания автономных учреждений является осуществление полномочий городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска 05.02.2010 № 190 «О создании муниципального автономного учреждения «Зеленый город» принято решение о создании указанного учреждения. Полномочиями по учреждению МАУ был наделен Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска.
Приказом Департамента от 10.02.2010 № 24 утвержден Устав МАУ «Зеленый город» (далее – Устав).
Пунктом 1.1-1.5 Устава МАУ «Зеленый город» определено, что учреждение является некоммерческой организацией, целью существования которого является выполнение работ, оказание услуг по содержанию объектов городского зеленого хозяйства городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Как указано в п. 2.1 Устава, предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по благоустройству и озеленению территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Целью деятельности учреждения является создание комфортных условий для проживания и осуществления жизнедеятельности населения городского округа «Город Южно-Сахалинск», повышения уровня качества содержания объектов городского зеленого хозяйства, поддержание необходимого уровня санитарно-экологического благополучия и озеленения территории города (п. 2.2 Устава).
Кроме того, учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, также для достижения цели, ради которой оно создано, перечисленную п. 2.4 Устава.
Департамент г. Южно – Сахалинска приказом от 27.02.2010 № 30 в соответствии с п. 2. 5 Устава установил для МАУ «Зеленый город» муниципальное задание на оказание муниципальных услуг в 2010 году.
27.02.2010 между МАУ «Зеленый город» и Департаментом подписано соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий, предметом которого является предоставление субсидий на финансирование МАУ «Зеленый город» для выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг по содержанию скверов, газонных частей вдоль дорог и улиц, на содержание недвижимого, особо ценного движимого имущества и иного движимого имущества закрепленного за МАУ.
В муниципальном задании услуги поименованы как «Текущее содержание объектов городского зеленого хозяйства, расположенных на земельных участках общего пользования на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», получателем услуг указаны «юридические и физические лица».
Из названных документов следует, что МАУ «Зеленый город» уполномочено выполнять и оказывать услуги, относящиеся к потребностям муниципального образования городского округа, и являющимися собственными полномочиями органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ).
Согласно статьям 130, 132 Конституции РФ и подпункту 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, а согласно статье 18 этого же Закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования. Полномочия являются составной частью понятия "компетенция", включающего также предметы ведения, т. е. сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган. Полномочия органов местного самоуправления включают в себя два вида:
1) собственные полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые признает за ними государство;
2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы и должностные лица местного самоуправления.
Понятие "полномочия" также неразрывно связано с понятием "вопросы местного значения".
В соответствии со ст. 17 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения могут определяться и иными федеральными законами.
Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органам местного самоуправления предоставлено право создания автономных учреждений, которые осуществляют свою деятельность (выполняют работы и услуги) в соответствии с заданием учредителя.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в вышеуказанных сферах.
При этом перечень сфер, в которых могут быть созданы автономные учреждения, не носит исчерпывающего характера, то есть помимо областей указанных в Законе № 174-ФЗ, автономные учреждения могут быть созданы и в иных сферах, которых требуется выполнение работ или оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.
При этом действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе и в области организации благоустройства и озеленения территории городского округа, в части либо в полном объеме могут быть переданы муниципальным автономным учреждениям.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, все расходы, возникающие при осуществлении городского зеленого хозяйства в области организации благоустройства и озеленения территории городского округа, финансируются только за счет средств местного бюджета.
Это же положение содержится в пункте 1.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключенного Департаментом городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска и МАУ «Зеленый город».
Частью 1 статьи 1 Федерального Закона от 21. 07. 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О размещении заказов») установлено, что этот закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 1 этого же Закона установлен ограниченный перечень случаев, когда Закон не применяется - настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.
В части 2 статьи 3 Закона "О размещении заказов " под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов финансирования потребности муниципальных образований, в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения. Как видно из этого определения, при осуществлении городского зеленого хозяйства в области организации благоустройства и озеленения территории городского округа, а также осуществление иных полномочий в этой сфере в соответствии с законодательством РФ (пункт 2.1 Устава МАУ «Зеленый город») подпадает под определение муниципальных нужд, даже при его самом узком толковании.
Согласно пункту 1 статьи 40 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 11.02.2006 № 180/13–06–3, администрация г. Южно-Сахалинска - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Сахалинской области.
Таким образом, только к полномочиям администрации г. Южно-Сахалинска как к исполнительному органу местного самоуправления, относится решение вопроса местного значения – оказания услуг и выполнения работ по содержанию объектов городского зеленого хозяйства на территории городского округа, а также осуществление иных полномочий в данной области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных выше норм следует, что самостоятельное решение администрацией г. Южно-Сахалинска определенного круга вопросов местного значения не предполагает делегирование решения этих вопросов иным лицам, а их реализация возможна органом местного самоуправления только в рамках Закона «О размещении заказов».
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 2 Закона № 131- ФЗ местное самоуправление в городе Южно-Сахалинске - признаваемая и гарантируемая статьей 12 Конституции Российской Федерации, Уставом города Южно-Сахалинска самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, осуществляемая в рамках федерального законодательства, Устава и нормативных правовых актов города Южно-Сахалинска.
В части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. Указанный запрет сопровождается примерным перечнем запрещенных актов и действий. Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 названной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектам.
Для квалификации действий субъекта права по части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
По смыслу статьи 15 Закона «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного статьей 15 Закона «О защите конкуренции» нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что подлежит доказыванию антимонопольным органом (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
В силу приведенных выше правовых норм, решение вопросов местного значения возложено на администрацию г. Южно - Сахалинска и получателем услуг является орган местного самоуправления. Реализация полномочий по решению вопросов местного значения возможна только путем проведения торгов, в которых могут принять участие любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в данной сфере оказания услуг.
Таким образом, выдача муниципального задания для МАУ «Зеленый город» в целях исполнения муниципальной нужды – содержание объектов городского зеленого хозяйства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» есть ни что иное, как необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.
Этот запрет направлен на предотвращение возможных злоупотреблений на товарном рынке, когда в одном лице совпадает непосредственный участник хозяйственных отношений и субъект, наделенный властными полномочиями в отношении иных участников.
Анализ вышеприведенных норм законодательства, постановлений мэра г. Южно-Сахалинска, Устава МАУ и других доказательств по делу позволяет прийти к следующему выводу, что МАУ наделено функциями и полномочиями органа местного самоуправления в сфере содержания объектов городского зеленого хозяйства городского округа, что, как указано выше, влечет нарушение законодательства, т. к. самостоятельное решение администрацией г. Южно-Сахалинска определенного круга вопросов местного значения не предполагает делегирование решения этих вопросов иным лицам, а их реализация возможна органом местного самоуправления только в рамках Закона «О размещении заказов». В то же время из указанного следует, что МАУ, оказывая такие услуги для самого себя, оказывает их, в том числе, и для администрации муниципального образования.
Это обстоятельство, по мнению суда, также подтверждается и Порядком финансового обеспечения сводного муниципального задания департамента по содержанию объектов городского зеленого хозяйства, расположенных на земельных участках общего пользования на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 26.02.2010 № 313.
Согласно п. 2.2 раздела 3 «Требования к содержанию сводного муниципального задания» сводное муниципальное задание должно содержать: перечень услуг, предоставляемых за счет бюджета и внебюджетных источников городского округа населению городского округа, с указанием объемов денежных средств, предусматриваемых в целях реализации данных услуг; определение категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих муниципальных услуг; показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам муниципальных услуг; порядок оказания услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Из приведенных положений следует, что работы, услуги МАУ должны формироваться и оказываться по нормативным затратам, ценам и тарифам, утвержденным на финансовый год адресовано конкретным физическим и (или) юридическим лицам.
Фактически эти положения Порядка и постановления мэра не выполняются, поскольку, как указано выше, в муниципальном задании на 2010 год получателем услуг определены «юридические и физические лица». Вместе с тем в нем не прописано, на каких условиях, по каким ценам и тарифам и каким конкретно лицам должна оказываться муниципальная услуга.
Таким образом, выдача такого муниципального задания МАУ «Зеленый город» в целях исполнения полномочия муниципального органа (нужды) – в сфере благоустройства и озеленения территории городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации, получателем которой, как видно из вышеизложенного, является администрация муниципального округа, не только не соответствует, по мнению суда, Закону об автономных учреждениях, но и позволяет МАУ «Зеленый город» беспрепятственно в обход порядка проведения процедур торгов заключать с другими хозяйствующими субъектами возмездные соглашения (договоры) на выполнение указанных видов работ.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что действия заявителей создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные виды деятельности и способным конкурировать в этой сфере за получение бюджетных средств в случае проведения публичной процедуры торгов, что свидетельствует об устранении конкуренции на данного вида рынке услуг.
В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Анализ обстоятельств деятельности заявителя позволяет прийти к выводу о том, что на рынке выполнения работ, оказания услуг по благоустройству и озеленению территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», в муниципальном округе имеется ряд хозяйствующих субъектов, которые в полной мере вправе иметь равный доступ к освоению бюджетных средств в этой сфере.
Вместе с тем в результате согласованных действий и соглашений между департаментом и МФУ ограничен доступ на указанный рынок иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные услуги.
Являясь юридическими лицами, департамент и МАУ обязаны соблюдать требования законодательства, в том числе и в сфере содержания объектов городского зеленого хозяйства городского округа.
Закон устанавливает общее правило, разделяющее публичную власть и хозяйствующих субъектов.
Хозяйствующий субъект определен в Законе «О защите конкуренции» как индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Учреждения также вправе заниматься предпринимательской деятельностью (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ). Бюджетное законодательство к неналоговым доходам бюджета в числе прочих относит и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (пункт 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ). С учетом изложенного, фактическое осуществление субъектом приносящей доходы деятельности значения не имеет, поскольку предполагается возможность заниматься подобной деятельностью.
Некоммерческая организация, осуществляющая в силу статьи 50 ГК РФ предпринимательскую деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства. Следовательно, учреждения, которые по статье 120 ГК РФ относятся к некоммерческим организациям, создаваемым собственником для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемым им полностью или частично, также могут быть признаны хозяйствующими субъектами.
Оговоренное Уставом МАУ право осуществления деятельности, приносящей доход, удовлетворяет критериям отнесения этого учреждения к хозяйствующим субъектам согласно Закону «О защите конкуренции». Потому это юридическое лицо в рамках конкурентного законодательства является хозяйствующим субъектом и на него распространяются положения Закона «О защите конкуренции».
Согласно статье 2 Федерального закона от 03. 11. 2006 N 174 - ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, т.е. предполагается, что такие работы и услуги могут оказываться и в сфере содержания объектов городского зеленого хозяйства городского округа.
Однако данное положение нельзя применять в отрыве от требований Закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона № 174–ФЗ
Согласно статье 1 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, т.е. без привлечения каких - либо лиц, в т. ч. и муниципальных автономных учреждений.
Если рассматривать в отдельности все этапы как создание МАУ «Зеленый город», выдачу ему муниципальных заданий, выделение субсидий – формально все это осуществлено в рамках действующего законодательства, но передача МАУ «Зеленый город» полномочий органа местного самоуправления по вопросам местного значения и содержание соглашений с партнерами свидетельствуют о том, что фактически учреждение создано не для самостоятельного выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере содержания объектов городского зеленого хозяйства городского округа, как того требует Закон № 174 - ФЗ.
Учитывая требования приведенного выше законодательства, последовательность действий администрации г. Южно-Сахалинска по созданию МАУ «Зеленый город», включения МАУ «Зеленый город» в перечень получателей субсидий, выделенных из средств местного бюджета; действий Департамента администрации г. Южно-Сахалинска по утверждению Устава, выдачи муниципальных заданий и заключения соглашения с МАУ «Зеленый город», заключения Департаментом и МАУ «Зеленый город» соглашений с другими хозяйствующими субъектами, правомерен вывод антимонопольного органа о нарушениях заявителями законодательства о защите конкуренции.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что антимонопольным органом доказаны фактические обстоятельства, подтверждающие последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ для МАУ «Зеленый город» на товарном рынке, а также наличие причинной связи между принятыми администрацией г. Южно – Сахалинска нормативными правовыми актами, действиями, совершенными Департаментом администрации г. Южно-Сахалинска и МАУ «Зеленый город», и наступившими негативными последствиями, связанными с нарушением законодательства о защите конкуренции.
Вместе с тем, суд полагает суд полагает, что требования заявителей частично подлежат удовлетворению.
Как следует из обжалуемого решения УФАС и материалов дела, само создание МАУ «Зеленый город», наделение его определенными полномочиями и выделение ему имущества – соответствует действующему законодательству. Вместе с тем, в обжалуемом предписании предлагается отменить приказ департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2010 № 30 «О муниципальном задании для МАУ «Зеленый город» и расторгнуть Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии от 27.02.2010 полностью. Вместе с тем, указанные акты за исключением пункта 1.1 Приказа и за исключением положения о предоставления субсидии в размере 22 614 400 рублей на возмещение нормативных затрат на выполнение МАУ работ по содержанию скверов, газонных частей вдоль дорог и улиц и зеленых насаждений, расположенных на них соответствуют нормам действующего законодательства, что согласуется с выводами, содержащимися в Решении от 19.07.2010 и не оспаривается ответчиком в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 июля 2010 года № 05-7/10 в части:
отмены приказа департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2010 № 30 «О муниципальном задании для МАУ «Зеленый город», за исключением пункта 1.1 Приказа;
расторжения Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии от 27.02.2010, за исключением предоставления субсидии в размере 22 614 400 рублей на возмещение нормативных затрат на выполнение МАУ работ по содержанию скверов, газонных частей вдоль дорог и улиц и зеленых насаждений, расположенных на них.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья С.О.Кучеренко