АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3622/2009
5 августа 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 5 августа 2009 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Макаровского района Сахалинской области о привлечении муниципального унитарного предприятия «Строитель» муниципального образования «Макаровский городской округ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
с участием представителей:
от заявителя – не явился,
от предприятия – директор Кан Дю Хи,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Макаровского района Сахалинской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Строитель» МО «Макаровский городской округ» (далее – предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
В обоснование заявленного требования указано, что по результатам проверки исполнения федерального законодательства в сфере лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов установлено, что предприятие осуществляет деятельность по сбору и транспортировке несортированных отходов из жилищ, относящихся к опасным отходам, без соответствующей лицензии. По данному факту 30 июня 2009 года прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель предприятие в судебном заседании заявление прокурора не признал, полагая, что твердые бытовые отходы от населения не являются опасными. Также пояснил, что в ходе своей деятельности по обслуживанию жилого фонда предприятие осуществляет сбор отходов от населения и вывоз данного мусора. При этом мусор населением не сортируется. Лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов IV класса опасности предприятие не имеет.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Заслушав в судебном заседании участника процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из выписки из ЕГРЮЛ от 31.03.2009 предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Макаровского района 17 июля 2000 года за номером 277-17-07-2000.
Согласно пункту 1.9 Устава предприятие является коммерческой организацией, действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками, другими юридическими и физическими лицами.
Пунктом 1.8 Устава определено, что предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», Уставом МО «Макаровский городской округ», другими нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации.
Основной целью деятельности предприятия, согласно пункту 2.1 Устава, является обеспечение объектов социальной сферы и нежилого фонда комплексом коммунальных услуг.
Основные виды деятельности предприятия указаны в пункте 2.2 Устава.
Предприятие также вправе осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. При этом для осуществления деятельности, требующей от предприятия лицензии и других разрешительных документов, предприятие обязано их представит (пункт 2.3 Устава).
Как видно из материалов дела, прокурором проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании, в ходе которой установлено, что предприятие осуществляет деятельность по сбору и транспортировке несортированных отходов из жилищ, относящихся к опасным отходам, не имея на то соответствующего разрешения (лицензии), что свидетельствует о нарушении Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По данному факту прокурором в отношении предприятия вынесено постановление от 30.06.2009 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.
Проверив в судебном заседании положенные в обоснование заявленного требования доводы, представленные доказательства и возражения предприятия, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ).
Исходя из установленного статьей 17 названного Закона перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт 74 пункта 1).
Аналогичное требование закреплено в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды, на пять классов опасности, а именно: I класс – чрезвычайно опасные отходы, II класс – высокоопасные отходы, III класс – умеренно опасные отходы, IV класс – малоопасные отходы, V класс – практически неопасные отходы.
В целях реализации настоящего Федерального закона и во исполнение постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, зарегистрированным в Минюсте РФ 09.01.2003 за № 4107, утвержден федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым твердые коммунальные отходы из жилищ несортированные (код отхода 91100100 01 00 4) отнесены к IV классу опасности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением, совершение которого влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприятие в рамках заключенного с МУП «Управляющая компания» МО «Макаровский городской округ» договора № УП-4-08 от 01.12.2008 осуществляет на возмездной основе деятельность по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов жилого фонда города Макаров, в том числе сбор бытовых отходов и крупногабаритного мусора, вывоз твердых и жидких бытовых отходов и крупногабаритного мусора от населения. Аналогичные услуги предприятие оказывает на основании договора от 01.04.2007, заключенного с ООО «Сахалин».
Выявленные обстоятельства подтверждаются, в частности, пояснениями опрошенных при проведении проверки директора предприятия ФИО1, экономиста предприятия ФИО2 и юриста МУП «Управляющая компания» ФИО3
В ходе судебного разбирательства участвующий законный представитель предприятия также подтвердил факт сбора твердых отходов от населения и их вывоз, а также то, что мусор при этом населением не сортируется.
Между тем, лицензия на осуществление данного вида деятельности у предприятия отсутствует.
Доводы предприятия о том, что отходы от населения не являются опасными, суд не принимает, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку, как указывалось выше, твердые отходы из жилищ несортированные отнесены к IV классу опасности.
С учетом изложенного, суд находит вывод прокурора о наличии в действиях предприятия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, обоснованным.
Доказательства, исключающие возможность предприятию соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, материалы дела не содержат.
В ходе проверки соблюдения процессуальных требований административного производства нарушений не выявлено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом при участии законного представителя предприятия.
При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств осуществления предпринимательской деятельности, связанной с обращением отходов IV класса опасности, без лицензии суд привлекает предприятие к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает, что предприятие ранее к ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, расценивая данное обстоятельство как смягчающее административную ответственность, в связи с чем, назначает наказание в минимальном размере санкции без конфискации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Строитель» муниципального образования «Макаровский городской округ», зарегистрированное в качестве юридического лица администрацией Макаровского района 17.07.2000 за номером 277-17-07-2000 (ОГРН <***>), расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по реквизитам: получатель – УФК МФ РФ по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), ИНН – <***>, КПП – 650101001, банк – ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК – 046401001, ОКАТО – 64401000000, код дохода – 41511621010010000140, расчетный счет – <***>.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья С.А. Киселев