АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Южно-Сахалинск № дела А59-3636/2011
14 ноября 2011 года
Арбитражный суд в составе:
судья____ Иванов В.В._____________________________,
при ведении протокола судебного заседания____секретарем судебного заседания ФИО1 А.________________________________________
рассмотрев исковое заявление__индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО5_______________________________________________
к ответчику___Департаменту городского хозяйства администрации гор. Южно-Сахалинска_______________________________________________________
о__создании комиссии_____________________________________________
при участии представителей:
от истца __ФИО2 А.Е.-предприниматель, ФИО3-дов.от 12.08.11г.________
от ответчика ___ ФИО4-дов.от 21.09.11г.______________________
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 ФИО5 обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинскао возложении обязанности создать комиссию и провести обследование маршрутов.
Исковые требования обоснованы следующим.
На основании лицензии № АСС-65-00030 от 27 ноября 2007 года, свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе от 20.08.2004 года, ФИО2 ФИО5 (далее ИП ФИО2 А.Е., Истец) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах г. Южно-Сахалинска.
В целях соблюдения условий лицензирования деятельности, осуществляемой истцом, ИП ФИО2 А.Е. обратился к Департаменту городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска (далее ДАГУН, Ответчик) с заявлением об утверждении комиссии для обследования маршрутов №№ 67, 3 с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения.
В силу положения п. 25 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 года № 200 (далее Правил) перед открытием автобусного маршрута предприятия и организации, указанные в п. 13 настоящих правил, создают по согласованию с местными Советами народных депутатов комиссии с участием представителей дорожных органов и Государственной автомобильной инспекции. Комиссии обследуют условия организации перевозок на маршруте и составляют акт о готовности маршрута к началу автобусного движения.
Однако в обследовании указанных маршрутов ответчиком было отказано в связи с тем, что маршрута № 67 не существует в перечне маршрутов транспорта общего пользования ГО «Город Южно-Сахалинск», а по поводу маршрута № 3 ответчик вообще ничего не ответил.
Вместе с тем, истец желает осуществлять пассажирские перевозки по заявленным маршрутам. Следовательно, для того, что бы создать маршрут № 67 необходимо произвести комиссионное обследование маршрута в прядке, установленном Правилами.
На основании изложенного Истец просит суд обязать Ответчика утвердить комиссию для обследования автобусных маршрутов №№ 67, 3 с целью обследования пассажиропотока и оценки соответствия технического состояния и уровня безопасности движения по указанным маршрутам.
Ответчик исковые требования не признал, пояснив в отзыве на исковое заявление требование о проведении обследования автобусных маршрутов №№ 67, 3 является незаконными в виду следующего.
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 20.06.2010 года № 1061 «Об утверждении перечня автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа «Город Южно-Сахалинск» утверждены автобусные маршруты. Маршруты за №№ 67, 3 в данном перечне отсутствуют. Истец, самостоятельно определив маршрут, фактически взял на себя полномочия по организации транспортного обслуживания в пределах города, относящиеся исключительно к компетенции органов местного самоуправления.
Так же, в обоснование своих требований, Истец ссылается на п. 25 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 года № 200 перед открытием автобусного маршрута предприятия и организации, указанные в п. 13 настоящих правил, создают по согласованию с местными Советами народных депутатов комиссии с участием представителей дорожных органов и Государственной автомобильной инспекции. Комиссии обследуют условия организации перевозок на маршруте и составляют акт о готовности маршрута к началу автобусного движения.
Согласно пункту 1 Общих положений Правил, они устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта и других предприятий Министерства автомобильного транспорта, осуществляющего автомобильные перевозки.
Правила обязательны для выполнения всеми работниками системы министерства, имеющими отношение к работе пассажирского автотранспорта (п. 2 Правил)
Таким образом, из данных правил не следует, что установленными ими требования, неисполнение которых вменяет Ответчику, распространяется на органы местного самоуправления.
Кроме того, данные правила являются ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован.
Заявляя требования в части обследования маршрутов №№ 67, 3 Истец не указывает, какие права, и законные интересы его как индивидуального предпринимателя были нарушены, и в связи с чем, возникла необходимость в их обследовании.
В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 года № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» и в целях обеспечения соответствия автобусных маршрутов городского округа «Город Южно-Сахалинск» требованиям безопасности дорожного движения приказом Департамента городского администрации города Южно-Сахалинска от 25.04.2011 года № 76 при Департаменте городского хозяйства создана комиссия по обследованию дорожных условий на автобусных маршрутах городского округа «Города Южно-Сахалинск».
С учетом всего изложенного, Ответчик просит суд отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований ИП ФИО2 А.Е. к Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности создать комиссию и провести обследование маршрутов.
В судебном заседании Истец и его представитель подтвердили исковые требования и просят удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Изучив материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 АПК РФ - Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Исходя из положений указанной нормы целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов этого лица.
Согласно ст.65 АПК РФ - каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с положением о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, данное структурное подразделение администрации принимает участие в координации работы всех видов транспорта совместно с отраслевыми отделами и управлениями областного и городской администрации, областными и городскими объединениями, транспортными предприятиями, ГИБДД и другими заинтересованными организациями и учреждениями, организует и контролирует работу муниципальных и иных транспортных организаций и предприятий, обслуживающих население города, утверждение маршрутов и графиков движения транспорта, разработка предложений и участие в решении вопросов перспективного развития транспортных магистралей города, их проектирование, строительстве, улучшение освещенности, реконструкции в соответствии с комплексным планом развития города.
Между ИП ФИО2 А.Е. и ДАГУН гор. Южно-Сахалинск заключен договор № 07/41 от 12.04.2010 года на право осуществление пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск»
Согласно пункту 1 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 они устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта и других предприятий системы Министерства автомобильного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки.
Правила обязательные для выполнения всеми работниками системы Министерства, имеющими отношение к работе пассажирского транспорта (пункт 2 Правил).
Таким образом, из данных Правил не следует, что установленными ими требования, неисполнение которых, распространяются на органы местного самоуправления.
Кроме того, данные Правила являются ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован.
На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" действует утвержденный постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 25.03.2010 N 532 «Порядок по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее – Порядок).
Пунктом 1.1. Порядка установлено, что он определяет основные положения транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах городского округа "Город Южно-Сахалинск" функции, обязанности и ответственность сторон, принимающих участие в транспортном обслуживании и в его организации, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Согласно пункту 1.2 Порядка, отношения, возникающие в сфере транспортного обслуживания населения, регулируются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Сахалинской области, а также нормативными правовыми актами городского округа "Город Южно-Сахалинск".
В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 года № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» и в целях обеспечения соответствия автобусных маршрутов городского округа «Город Южно-Сахалинск» требованиям безопасности дорожного движения приказом Департамента городского администрации города Южно-Сахалинска от 25.04.2011 года № 76 при Департаменте городского хозяйства создана комиссия по обследованию дорожных условий на автобусных маршрутах городского округа «Города Южно-Сахалинск»
Также согласно Постановлению от 20 июня 2011 года № 1061 Администрации города Южно-Сахалинска «О внесении изменений в перечень автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа «Города Южно-Сахалинск», утвержденный постановлением мэра города от 09.02.2009 года № 135, номера маршрута за номерами 67 и 3 не значатся.
Исходя из перечисленных выше норм, суд сделал вывод о том, что Правила устанавливают лишь порядок работы эксплуатационных служб, транспортных управлений, автотранспортных предприятий и организаций, работников министерств, имеющих отношение к работе пассажирского автотранспорта, и не распространяются на органы местного самоуправления.
Поскольку данные Правила являются ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован, то они не влекут правовых последствий и не могут являться основанием для возложении на ответчика обязанности создавать комиссии и производить обследование маршрутов.
Суд признает недоказанным нарушение прав и законных интересов истца отказом ответчика в создании комиссии и проведнния обследования маршрутов.
Таким образом, исковые требования ИП ФИО2 А.Е. о возложении обязанности Департамент городского хозяйства администрации гор. Южно-Сахалинска создать комиссию и произвести обследование маршрутов к, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО5 (ОГРНИП: <***>,ИНН: <***>) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в месячный срок со дня изготовления его в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2011 года.
Судья В.В.Иванов