АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru
факс 460-952 тел. 460-945
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3655/2017
17 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 10 ноября 2017 года, решение суда в полном объеме изготовлено 17 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Горбачевой Т.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Че С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А59-3655/2017
по исковому заявлению, уточненному в порядке статьи 49 АПК РФ, Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 09.11.2017,
от ответчика: не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района (далее – истец, Комитет) обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее – ответчик, Управление) о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – жилое помещение, общей площадью 70,5 кв. м, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 65:15:0000008:961 (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исковые требования нормативно обоснованы ссылками на положения статей 218, 225, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В судебное заседание извещенный о времени и месте судебного разбирательства ответчик явку своего представителя не обеспечил, что не является препятствием к рассмотрению дела в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.
Как следует из искового заявления, решением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.01.2014 по делу № А59-3075/2013 прекращено право собственности ООО «Фордевинд» на жилое помещение, общей площадью 70,5 кв. м, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым (условным) номером 65:15:00:00:2607:59:23.
15.04.2015 истец обратился в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного недвижимого объекта. Объект принят на учет как бесхозяйный недвижимый объект под номером 65-65/007/009/2015-253/1У. Поскольку в течение года с даты постановки объекта на учет прав на объект иными лицами заявлено не было, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Ответчик представил отзыв, в котором пояснил, что в Управление заинтересованные лица для осуществления государственной регистрации права собственности не обращались, судебных актов о признании права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в Управление не поступало. Спорный объект принят на учета бесхозяйных недвижимых вещей. Оценка доводов истца, приводимых в обоснование требования, относится к исключительной компетенции суда. Возразил против своего процессуального положения в качестве ответчика по делу.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 218 ГК РФ в случаях в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, вступившим в силу с 01.01.2017, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно пункту 2 указанного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; на основании решений федерального органа - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (органы регистрации прав).
В силу пункта 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что при обращении в суд с настоящим иском, истец должен доказать законность оснований возникновения права собственности на вещь: то обстоятельство, что спорный объект является бесхозяйным. Приобретение права муниципальной собственности невозможно в тех случаях, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц. Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный в статьях 218 и 225 ГК РФ, невозможен при наличии правопритязаний на объект со стороны иных лиц.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, устанавливающие таковые.
Согласно пункту 3 статьи 6 Устава Углегорского городского округа к вопроса местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района, утвержденного решением Собрания Углегорского муниципального района от 16.03.2017 № 357, Комитет является иным органом местного самоуправления, осуществляющим от имени муниципального образования Углегорский муниципальный район полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Углегорский муниципальный район, а также объектами земельных отношений, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования.
Согласно пункту 3.2.3 указанного Положения Комитет осуществляет ведение реестра бесхозяйных недвижимых вещей, расположенных на территории муниципального образования Углегорский муниципальный район, а также полномочия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и готовит документы в суд требованием о признании права собственности муниципального образования Углегорский муниципальный район на бесхозяйное недвижимое имущество.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного Сахалинской области от 30.01.2014 по делу № А59-3075/2013 прекращено право собственности ООО «Фордевинд» на жилое помещение, общей площадью 70,5 кв. м, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым (условным) номером 65:15:00:00:2607:59:23. 15.04.2015.
Впоследствии спорный объект недвижимости принят Управлением на регистрационный учет как бесхозяйный. Указанное обстоятельство подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте от 19.08.2017, согласно которой объекту присвоен условный номер 65:15:00:00:2607:59:23.
Согласно представленному в материалы дела уточнению истца до постановки объекта на учет истец не располагал кадастровым номером объекта и указал условный номер. – 65:15:00:00:2607:59:23. После постановки объекта на учет объекту был присвоен кадастровый номер 65:15:90000008:961, а условный номер прекратил свое существование.
Факт бесхозности спорного объекта судом установлен и сторонами не оспаривается.
Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности Углегорского городского округа Сахалинской области по состоянию на 26.06.2017 спорный объект в реестре муниципальной собственности не числится.
Наличия правопритязаний третьих лиц в отношении спорного объекта недвижимости судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права муниципальной собственности истца на спорное имущество.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как признание права.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым требованием, которое может быть заявлено собственником индивидуально-определенной вещи, права на которую оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.
Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
Как видно из материалов дела, обращение с настоящим иском обусловлено не наличием спора о праве с ответчиком, а направлено на признание права на имущество в установленном законом порядке.
Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно статье 1 ФЗ № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
С учетом приведенных норм, суд приходит к выводу, что именно Управление как орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является надлежащим ответчиком по иску о признании права собственности на имущество.
В силу изложенного суд удовлетворяет исковые требования.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1, не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Из представленного ответчиком отзыва следует, что ответчик не возражал против удовлетворения требований истца и активную позицию спорящей стороны по делу не занимал,
В связи с изложенным, государственная пошлина по делу не подлежит распределению между сторонами.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района удовлетворить.
Признать право собственности Углегорского городского округа на безхозяйный объект: жилое помещение общей площадью 70,5 кв.м, расположенное по адресу: <...> с кадастровым номером 65:15:0000008:961.
Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Т.С. Горбачева