Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3704/2019
07 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 30.11.2020, решение суда в полном объеме изготовлено 07.12.2020.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Мисилевич П.Б. при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Угольный морской порт Шахтерск» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Сахалин-Фрахт» (ОГРН <***> ИНН <***>) о взыскании задолженности за отпущенный товар в размере 1 267 749 рублей 89 копеек, расходов на оплату государственной пошлины.
При участии: от истца – представителя ФИО1 по доверенности от 01.01.2020, от ответчика – представителя ФИО2, по доверенности от 19.04.2019, от третьего лица – не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Угольный морской порт Шахтерск» (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Сахалин-Фрахт» о взыскании основного долга за поставленный товар в размере 1 267 749 рублей 89 копеек.
Исковые требования нормативно обоснованы ссылками на положения статей 309, 454, 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы уклонением покупателя от оплаты поставленного товара по накладным от 02.04.2017, 04.07.2017.
Общество с ограниченной ответственностью «Сахалин-Фрахт» (далее – ответчик) не согласилось с заявленными требованиями, указав, что между истцом и ответчиком был заключен договор аренды теплохода "СТ Винд", спорное топливо использовалось для бункеровки указанного судна, по договору аренды обязанностью истца являлось полное обеспечение горючесмазочными материалами судна на весь период аренды.
В ходе судебного разбирательства истцом уточнено основание иска. Истцом указано, что спорными накладными оформлен возврат остатков неизрасходованного топлива после передачи судна истцом из аренды, в соответствии с условиями договора.
Определением суда от 27.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Хабаровская топливная компания».
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.
Суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 198 "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (далее – КТМ РФ) по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Согласно статье 204 КТМ РФ фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, расходы и сборы.
Из материалов дела следует, что между ответчиком (судовладелец) и истцом (фрахтователь) 22.02.2017 заключен универсальный тайм-чартер (боксовая форма 1974) судна т/х "Порт Мэй" или "СТ Винд" на период с 20-22 марта по 31.12.2017.
Согласно разделу 4 части 2 универсального тайм-чартера фрахтователь обязан предоставлять и оплачивать полностью жидкое топливо, воду для котлов, пресную воду для судовых нужд, масло для двигателей. Фрахтователи в порту сдачи судна в тайм – чартер , а судовладельцы в порту возврата его из тайм-чартера должны принять и оплатить все твердое и жидкое топливо, оставшееся в бункерах судна по ценам последней бункеровки или по выводу судна из тайм – чартера расчет по топливу будет произведен путем проведения акта зачета по топливу. Судно должно быть возвращено из тайм-чартера с запасом не менее чем количество тонн и не более чем количество жидкого топлива в бункерах судна (раздел 5).
Согласно статье 28 фрахтователи должны возвратить судно с приблизительно таким же количеством топлива, как и по его доставке. Фрахтователи должны обеспечить судно топливом согласно спецификации указанной в пункте 26, подходящим для сжигания в двигателе или вспомогательном двигателе судна. Фрахтователи несут ответственность за любое повреждение двигателя или вспомогательных двигателей судна по причине использования неподходящего топлива или топлива, не соответствующего согласованным спецификациям. Дополнительно, если поставленное топливо не соответствует обоюдно согласованным спецификациям или не подходит для сжигания в двигателе, или вспомогательных двигателях по каким-то другим параметрам, судовладельцы не будут нести ответственность за любое снижение скорости судна и /или увеличение потребления топлива, а также ни за какое потерянное время, либо другие последствия. Судно должно быть снабжено топливом фрахтователями согласно фактическому потреблению. При передаче судна в тайм-чартер фрахтователи возмещают судовладельцам (в течение 10 дней после передачи) полную стоимость имеющегося на борту судна топлива, по цене последней бункеровки, согласно представленных подтверждающих документов. При возврате судна из тайм-чартера судовладельцы возмещают фрахтователям (в течение 10 дней после возврата) полную стоимость имеющегося на борту топлива по цене последней бункеровки согласно предоставленных подтверждающих документов или по выводу судна их тайм чартера расчет по топливу будет произведен путем проведения акта взаимозачета по топливу.
Сторонами не оспорена передача судна в тайм-чартер по договору.
Уведомлением от 01.06.2017 № 298 истец уведомил ответчика о расторжении указанного договора с 01.07.2017.
Указанное ответчиком не оспорено.
Заявляя настоящие исковые требования истец указывает, что по накладным от 02.04.2017, 04.07.2017, представленным в материалы дела в копиях, истцом ответчику произведен возврат остатков топлива на судне, а именно, топлива нефтяного, вид Ц на сумму 130 123 рубля 74 копейки, топлива судового дистилятного на сумму 7 561 рубль 44 копейки, мазута М-100 на сумму 951 496 рублей 78 копеек, масла М10 Г2ЦС на сумму 65 374 рубля 93 копейки, масла Лукойл Навиго 70 MLS на сумму 113 193 рубля.
Как указывает истец, согласно бункерной расписке от 19.03.2017, товарной накладной № 8 от 19.03.2017 ООО "Торговая компания АРТ-Восток" спорное судно заправлено в порту залив Анива в количестве 50 тонн. На переход судно потратило 3 698 кг и пришло с остатками 46 302 кг, которые отражены в акте от 21.03.2017 передачи в тайм-чартер. Так как бункеровка судна проводилась за счет истца, разница 3 698 кг подлежит возмещению ответчиком.
Вместе с тем, бункерная расписка от 19.03.2017 не содержит расшифровки подписи лица, принявшего топливо.
Акт технического состояния судна по состоянию на 21.03.2017 представлен в копии, содержит ссылки на остаток дизельного топлива в размере 46 302 кг, моторного масла 13 459 кг.
Вместе с тем, акт ввода судна в тайм-чартер от 21.03.2017 представлен в копии, содержит ссылки на остаток дизельного топлива в размере 50 000 кг, моторного масла 12 000 кг на 21.03.2017. Тогда как обязанность по обеспечению судна топливом в период тайм-чартера по контракту возложена на истца, по условиям тайм-чартера возмещению подлежит стоимость остатков топлива при выводе из тайм-чартера.
Доказательств того, что на переход в порт передачи судна в тайм-чартер потрачено 3 698 кг не представлено. Таблица, представленная истцом, указанного, по мнению суда, не подтверждает.
Согласно товарной накладной № 2206, 2207 от 29.06.2017, бункерным распискам от 29.06.2017 № 242/17, 243/17 ООО "Хабаровская топливная компания" спорное судно заправлено в порту Ванино на сумму 1 592 000 (мазут топочный), на сумму 720 000 рублей (топливо судовое). При этом, расход топлива за период с 01.07.2017 по 04.07.2017 определен на основании отчета о движении материальных ценностей от 04.07.2017.
В обоснование расхода топлива за период с 01.07.2017 по 04.07.2017 истец ссылается на отчет о расходе топлива и смазочных материалов от 04.07.2017. Однако, доказательств полномочий лиц его подписавших в материалы дела не представлено. Акт о списании материальных ценностей является внутренним документом истца.
Акт вывода судна из тайм - чартера представлен в копии, содержит сведения об иных видах топлива и остатках на судне.
В соответствии со статьей АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Спорные накладные от 02.04.2017, 04.07.2017, акты ввода и вывода судна в тайм-чартер и из тайм-чартера соответственно, представлены в материалы дела в копиях, подлинников не представлено. В ходе судебного разбирательства истцом даны пояснения, что со стороны ответчика данные акты, накладные подписаны ФИО3 и возвращены по электронной почте, вместе с тем доказательств получения данных документов от ответчика не представлено. Ответчик отрицает подписание данных документов. Остатки топлива и его виды в указанных документах отличаются, стоимость топлива, подлежащего возврату, определена истцом без учета цен последней бункеровки, на которую ссылается истец.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, истец не доказал факт наличия топлива на момент вывод судна из тайм-чартера в заявленном объеме, и стоимость, подлежащую возмещению ответчиком.
При таких данных, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 167-170,176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья П.Б. Мисилевич