ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3749/2021 от 08.11.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                   Дело № А59-3749/2021

15 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2021, решение в полном объеме изготовлено 15.11.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ойношевой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству экологии Сахалинской области, к Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Министерству экологии Сахалинской области 

(с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ)

1) о признании незаконным действия по непринятию и не рассмотрению предложений об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя в закрепленных охотоугодьях;

2) о признании незаконным раздела по северному оленю с таблицей №4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», принятого  без учета интересов заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя;

3) об обязании внести изменения в раздел по северному оленю в таблице № 4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», которыми учесть интересы заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя;

4) о признании права заявителя на добычу 2 особей северного оленя для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, установленных тремя процентами минимального допустимого изъятия охотничьих ресурсов,  согласно п.4.1  статьи IV Охотохозяйственного соглашения от 17.03.2020 № 17, рассчитанных от 76 особей, включенных в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в закрепленных охотничьих угодьях заявителя по состоянию на 01.04.2020 года;

5) о признании незаконным бездействия по непринятию мер для снятия запрета на охоту на северного оленя в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности заявителя в период охоты с 01.08.2020 по 01.08.2021 в закрепленных охотничьих угодьях заявителя,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.06.2020 (сроком по 31.12.2022),

от Агентства - ФИО2 по доверенности от 29.01.2021 № 86,

от Министерства экологии Сахалинской области не явились,

У С Т А Н О В И Л:

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа эвенки «ОРОН»-«Олень» (далее – заявитель, Община) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области  с заявлением к Министерству экологии Сахалинской области,  Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее – агентство) (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ):

1) о признании незаконным действия по непринятию и не рассмотрению предложений об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя в закрепленных охотоугодьях;

2) о признании незаконным раздела по северному оленю с таблицей №4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», принятого  без учета интересов заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя;

3) об обязании внести изменения в раздел по северному оленю в таблице № 4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», которыми учесть интересы заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя;

4) о признании права заявителя на добычу 2 особей северного оленя для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, установленных тремя процентами минимального допустимого изъятия охотничьих ресурсов,  согласно п.4.1  статьи IV Охотохозяйственного соглашения от 17.03.2020 № 17, рассчитанных от 76 особей, включенных в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в закрепленных охотничьих угодьях заявителя по состоянию на 01.04.2020 года;

5) о признании незаконным бездействия по непринятию мер для снятия запрета на охоту на северного оленя в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности заявителя в период охоты с 01.08.2020 по 01.08.2021 в закрепленных охотничьих угодьях заявителя.

В обоснование требований в своем заявлении и представитель в судебном заседании указали, что Община, обладая статусом охотпользователя, то есть, являясь заинтересованным лицом, на законном основании 12 мая 2020 года направила в Министерство экологии Сахалинской области Предложения к предварительной оценке воздействия на окружающую среду материалов, обосновывающие объёмы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021г., подлежащих государственной экологической экспертизе (далее по тексту Предложения), которыми предложило снять запрет на охоту на северного оленя в охотутодьях заявителя в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Также к указанным Предложениям заявитель приложил «Краткий отчет по учету северного оленя в охотугодьях территориально-соседской общины в апреле 2020 года от 06 мая 2020 года №1, в котором указана численность северного оленя в охотугодьях в количестве 692 голов и также содержится предложение: «Открыть для ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» в ее охотугодьях охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности общины, на северного оленя в сезон охоты осень-зима 2020-2021 года. Установить лимит добычи 18 особей северного оленя, используя минимальный процент изъятия 3%.».

По мнению заявителя, Министерство и Агентство обязаны были принять, рассмотреть и учесть предложения в части экологической экспертизы, касающейся сведений о численности северного оленя и открытии охоты на него в охотугодьях и довести эту информацию до Губернатора Сахалинской области для принятия решения по открытию охоты на северного оленя в сезон охоты 01.08 2020-01.08 2021гг.

Между тем, 29 мая 2020 года на своем сайте Агентство уведомило о завершении государственной экологической экспертизы, в которой не  были рассмотрены и учтены Предложения Общины, что, по мнению заявителя, является незаконным и необоснованным и грубо нарушает права и законные интересы заявителя как охотпользователя и как общины коренных малочисленных народов, обладающей правом на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, чем нарушены требования ч 1 ст. 19 ФЗ «Об охоте » «право на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности предоставлено лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера. Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам...» и положения ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской  Федерации», которым в качестве традиционной основы жизнедеятельности членов общины определено такое занятие, как охота и установлено что государственные органы должны, то есть обязаны заботиться об улучшении качества жизни коренною населения и социальных условий хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, что является одним из стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации. Кроме того, можно сделать вывод, о том, что указанные незаконные действия также нарушают статью 69 Конституции Российской Федерации.

Министерство в представленном отзыве с требованиями Общины не согласилось, указав, что письмо ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень», принятое Министерством 12.05.2020 года (вх.№ 1493), содержащее предложения к предварительной оценке воздействия на окружающую среду материалов, обосновывающие объемы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г., рассмотрено в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (исх.№ ОГ-3.28-33/20-(0) от 18.05.2020).

Информация о численности дикого северного оленя и открытия охоты на него, содержащая в разделе 7, в том числе в таблице № 4, материалов, обосновывающие объемы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г. основана на данных государственного мониторинга объектов животного мира и среды их обитания, которые собраны Министерством в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Министерство отмечает, что государственная экологическая экспертиза регионального уровня по объекту: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального       значения,         в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.» проведена с соблюдением норм и требований, установленных федеральным законодательством в области государственной экологической экспертизы.

Согласно положительному заключению государственной экологической экспертизы от 26.05.2020 охота на дикого северного оленя, лося в Сахалинской области запрещена до 2021 года, экспертной комиссией рекомендовано продлить запрет до 2025 года.

В соответствии с извещением о проведении аукциона одним из условия является то, что в соответствии со ст. 22 и ст. 33 Федерального закона «Об охоте» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут устанавливаться ограничения охоты.

В соответствии с заключенным с Общиной охотхозяйственным соглашением право на добычу северного оленя возникает в случае отсутствия запрета охоты на данный вид.

Запрет на территории Сахалинской области на охоту на дикого северного оленя Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.04.2018 № 145 "О запрете на использование объектов животного мира в целях их сохранения и воспроизводства" установлен в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира до 1 января 2021 года. Кроме того, запрет установлен до заключения охотхозяйственного соглашения по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Содержания и условия охотхозяйственного соглашения по своей природе является гражданско-правовым договором, что констатировано в решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.10.2012 № ВАС-5244/12.

Министерство считает, что заключая охотохозяйственное соглашение ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» было осведомлено об установленном запрете охоты, в связи с чем, основания для внесения изменений в ГЭЭ отсутствуют.

Вопрос об открытии охоты на северного оленя в 2020 году на территории закрепленных за ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» охотничьих угодий не рассматривался, так как в связи со снижением его численности с 2012 году охота на северного оленя запрещена полностью. Возможность открытия охоты на дикого северного оленя будет рассмотрен после окончания указанного запрета, проведения учетных работ в соответствии с утвержденной методикой и при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

Агентство в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями не согласились, указав следующее.

Заключая охотхозяйственное соглашение, ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» было осведомлено об установленном запрете охоты, а также знало, что после заключения охотхозяйственного соглашения у ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» возникнет обязанность по соблюдению обязанностей по вышеуказанному соглашению.

Соглашение было заключено сторонами по результатам проведения аукциона на право его заключения. ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» была знакома с проектом Соглашения и подала заявку на участие в аукционе.

ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» заключило Соглашение в отсутствие каких-либо возражений со своей стороны, на основании собственной заявки, не направляла в адрес министерства запросов о разъяснении аукционной документации, приняла на себя в полном объеме обязательства, предусмотренные данным Соглашением.

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня по объекту: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения,   в        период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.» проведена с соблюдением норм и требований, установленных федеральным законодательством в области государственной экологической экспертизы.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Из материалов дела следует, что 17 марта 2020 года между ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» и Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по результатам аукционазаключено охотхозяйственное соглашение № 17.

Министерством экологии Сахалинской области в рамках проведения оценки воздействия на окружающую среду объемов материалов, обосновывающих объемы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г., подлежащих государственной экологической экспертизе, общественности была предоставлена возможность ознакомиться с указанными материалами, а также предоставить по ним замечания и предложения до 10 апреля 2020 года. Срок проведения самой оценки воздействия на окружающую среду был установлен до 24 апреля 2020 года.

В соответствии с п. 9.5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2010 N 228, для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет от охотпользователей сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи.

В соответствии с требованиями указанного Прядка уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на проведение государственной экологической экспертизы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.05.2020 Губернатору Сахалинской области от территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон»-«Олень» направлено обращение с приложением «Краткого отчета по учету северного оленя в охотугодьях территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон»-«Олень» в апреле 2020 года», согласно которому,  заявитель просит принять во внимание данные Общины относительно численности северного оленя для установления лимита добычи – 18 особей северного оленя, используя минимальный процент изъятия 3% от численности поголовья оленей в охотугодьях общины.

07.05.2020 указанное обращение зарегистрировано в Министерстве за № ОГ-1649/20.

12.05.2020 в Министерство от Общины поступили предложения к предварительной оценке воздействия на окружающую среду материалов, обосновывающие объемы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г., оформленные письмом (№ 1493).

Исходя из представленных Общиной предложений и «Краткого отчета по учету северного оленя в охотугодьях территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон»-«Олень» в апреле 2020 года», численность северного оленя в охотугодьях, по данных охотопользователя,  составляет порядка 700 голов, что позволяет без какого- либо ущерба для популяции снять запрет на охоту в охотугодьях и разрешить охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности общины, установив при этом лимит добычи - 18 особей северного оленя, используя минимальный процент изъятия 3% от численности поголовья оленей в охотугодьях.

18.05.2020 года в адрес Общины Министерством направлен ответ (исх.№ ОГ-3.28-33/20), в котором сообщалось, что в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 06.04.2018 г. № 145 «О запрете на использование объектов животного мирав целях их сохранения и воспроизводства» на территории Сахалинской области действует запрет охоты на дикого северного оленя сроком до 1 янва­ря 2021 года. В связи с этим, открытие охоты в Сахалинской области на дан­ный вид копытных животных в 2020 году невозможно.

Вместе с тем, вопрос об открытии охоты на дикого северного оленя на территории закрепленных за ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» охотничьих уго­дий будет рассмотрен после окончания указанного запрета, и по результатам проведенных ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» учетных работ в соответствии с утвержденной методикой.

Кроме того, нормативный правовой акт, утверждающий лимит и квоты добычи охотничьих животных, является объектом государственной экологи­ческой экспертизы. Только при положительном заключении государственной экологической экспертизы могут быть установлены квоты добычи охотничь­их животных на закрепленных за ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» охотничьих угодьях в 2021 году.

Заявитель в ходе судебного разбирательства неоднократно уточнял требования в порядке статьи 49 АПК РФ, с учетом последних принятых судом уточнений, полагая незаконными действия и бездействия заинтересованных лиц - Министерства и Агентства, выразившихся в непринятии и не рассмотрении предложений об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя в закрепленных охотоугодьях; непринятии мер для снятия запрета на охоту на северного оленя в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности заявителя в период охоты с 01.08.2020 по 01.08.2021 в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, а также оспаривая законность раздела по северному оленю с таблицей №4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», и,  требуя признать право права на добычу 2 особей северного оленя для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, а также возложить обязанность по внесению изменений в раздел по северному оленю в таблице № 4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», которыми учесть интересы заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, обратился в суд с настоящим заявлением.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемых действия (бездействий), исходя из доводов заявителя по делу.

Судом установлено, что настоящий спор возник между Министерством и  Агентством с одной стороны, и Общиной, как стороной охотхозяйственного соглашения.

 Данное соглашение заключено по результатам аукциона с заявителем как с участником гражданского оборота безотносительно его статуса, определенного организационно-правовой формой.

Учитывая приведенные обстоятельства, на основании статьи 29 АПК РФ суд приходит к выводу, что данный спор подсуден арбитражному суду,  поскольку спор возник в связи с осуществлением заявителем хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 290-ФЗ правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на принципе обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия (пункт 1); определения объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов (пункт 7).

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного Приказом Минприроды России от 22.12.2011 № 963,  мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

Государственный учет численности лося, дикого северного оленя, кабарги, рыси, лисицы, соболя, росомахи, горностая, белок, зайца-беляка, зайца-русака, рябчика, глухарей, белой и серой куропаток методом зимнего маршрутного учета осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1(действующих в рассматриваемый период).

Указанные Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее – Методические указания) предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, с целью получения сведений о численности копытных, пушных животных и птиц, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к охотничьим ресурсам, путем подсчета следов копытных и пушных животных на снегу и визуальной регистрации птиц на заранее определенном маршруте (пункт 1 Методических указаний).

Согласно пункту 3 Методических указаний данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний до начала проведения работ по определению численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета: осуществляется подготовка схемы территории, пригодной для обитания зверей и птиц, на которую необходимо получить сведения о численности и (или) плотности населения зверей и птиц (далее - исследуемая территория) с нанесением на нее протяженности и количества маршрутов, на которых планируется осуществлять учет зверей и птиц; составляется ведомость учетных маршрутов и экспликация площадей категорий среды обитания зверей и птиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с методическими указаниями Министерством организован и осуществлен в период с 1 января по 28 (29) февраля учет численности дикого северного оленя на территории Сахалинской области, в том числе, на общедоступных охотничьих угодьях Александровск- Сахалинского района, данные которого были внесены в Материалы.

В рамках проведения оценки воздействия на окружающую среду объемов материалов, обосновывающих объемы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 года до «01» августа 2021 года, подлежащих государственной экологической экспертизе, общественности была предоставлена возможность ознакомиться с указанными материалами, а также предоставить по ним замечания и предложения до 10 апреля 2020 года.

Срок проведения самой оценки воздействия на окружающую среду был установлен до 24 апреля 2020 года.

В соответствии с п. 9.5 порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2010 N 228, для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет от охотпользователей сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи.

В соответствии с требованиями указанного порядка уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на проведение государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела, 06.05.2020 Губернатору Сахалинской области от территориально- соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон»-«Олень» направлено обращение с приложением «Краткого отчета по учету северного оленя в охотугодьях территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон»-«Олень» в апреле 2020 года», согласно которому,  заявитель просит принять во внимание данные Общины относительно численности северного оленя для установления лимита добычи – 18 особей северного оленя, используя минимальный процент изъятия 3% от численности поголовья оленей в охотугодьях общины.

07.05.2020 указанное обращение зарегистрировано в Министерстве за № ОГ-1649/20.

12.05.2020 в Министерство от Общины поступили предложения к предварительной оценке воздействия на окружающую среду материалов, обосновывающие объемы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г., оформленные письмом (№ 1493).

Исходя из представленных Общиной предложений и «Краткого отчета по учету северного оленя в охотугодьях территориально- соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон»-«Олень» в апреле 2020 года», численность северного оленя в охотугодьях, по данных охотопользователя,  составляет порядка 700 голов, что позволяет без какого- либо ущерба для популяции снять запрет на охоту в охотугодьях и разрешить охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности общины, установив при этом лимит добычи - 18 особей северного оленя, используя минимальный процент изъятия 3% от численности поголовья оленей в охотугодьях.

18.05.2020 года в адрес Общины Министерством направлен ответ (исх.№ ОГ-3.28-33/20, в котором сообщалось, что в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 06.04.2018 г. № 145 «О запрете на использование объектов животного мира в целях их сохранения и воспроизводства» на территории Сахалинской области действует запрет охоты на дикого северного оленя сроком до 1 янва­ря 2021 года. В связи с этим, открытие охоты в Сахалинской области на дан­ный вид копытных животных в 2020 году невозможно.

Таким образом, предложения заявителем были представлены после установленного срока, в связи с чем, требование о признании незаконными действий по непринятию и не рассмотрению предложений об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя в закрепленных охотоугодьях, удовлетворению не подлежат.

 В соответствии с методическими указаниями Министерством организован и осуществлен в период с 1 января по 28 (29) февраля учет численности дикого северного оленя на территории Сахалинской области, в том числе, на общедоступных охотничьих угодьях Александровск- Сахалинского района, данные которого были внесены в Материалы.

Материалы в соответствии с п. 9.5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2010 N228, до 1 мая 2020 года направлены для проведения государственной экологической экспертизы.

При этом, как указано выше, какие-либо материалы, замечания, предложения в установленные сроки от Общины в адрес Министерства не направлялись, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

В адрес Министерства экологии Сахалинской области (в отдел охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы), в целях организации и проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня (далее - ГЭЭ), 30.04.2020 от Министерства экологии Сахалинской области (отдела разрешительной деятельности в области охоты, учета и кадастра объектов животного мира поступили материалы: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся наособо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.».

Заказчиком проведения государственной экологической экспертизы в рассматриваемом случае является Министерство экологии Сахалинской области (отдел разрешительной деятельности в области охоты, учета и кадастра объектов животного мира).

По результатам первичного рассмотрения материалов, установлена их комплектность. Заказчик - Министерство (отдел разрешительной деятельности в области охоты, учета и кадастра объектов животного мира) проинформирован о комплектности материалов и необходимости оплаты счета на проведение ГЭЭ 30.04.2020.

В соответствии с приказом министерства экологии Сахалинской области №11-п от 13.05.2020 срок проведения ГЭЭ материалов «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.» составляет 30 календарных дней.

Работа экспертной комиссии началась 07.05.2020, организационное заседание состоялось 14.05.2020, рабочее заседание -21.05.2020, заключительное - 26.05.2020.

По результатам рассмотрения представленных на ГЭЭ материалов «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», экспертами установлено их соответствие экологическим требованиям и возможность реализации намечаемой деятельности, что было отражено в окончательном заключении экспертной комиссии от 26.05.2020.

Доводы заявителя в части внесения изменений по срокам в федеральные нормативные правовыеакты, связанные с подготовкой и принятием лимитов и квот добычи, а также в региональные документы, связанные с проведением государственной экологической экспертизой, необоснованы, доказательства обратного не представлены.

В судебном заседании представитель Агентства пояснил, что разница в численности дикого северного оленя по годам, учтенного на территории Александровск-Сахалинского района, в первую очередь зависит от месторасположения стад животных во время проведения учетных работ. Группировки дикого северного оленя, посещающие Александровск- Сахалинский район, во время проведения учетных работ могут располагаться как вне зимних учетных маршрутов, расположенных на территории Александровск-Сахалинского района, так и на территории граничащих с ним соседних районов (Охинском и Ногликском). Вызвано это, прежде всего, особенностью поведения животных, способных передвигаться на значительные расстояния в поисках защитных и кормовых угодий. В этой связи учетные данные ежегодно различны и зависят как от указанных факторов, так и от времени учета, условий сезона, которые определяют сроки миграций, поэтому так важно проводить учетные работы во всех охотничьих угодьях в одно время и по единым методическим рекомендациям.

Вместе с тем, государственный мониторинг охотничьихресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета осуществляется Министерством в соответствии с требованиями методических рекомендаций, утверждённых Приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1. Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания ежегодно проходят государственную экологическую экспертизу и проверяются подведомственным Минприроды России учреждением ФГБУ «Федеральный центр развития охотничьего хозяйства».

Численность дикого северного оленя на территории охотничьих угодий, предоставленных Общине, рассчитывалась методом экстраполяции на основе данных зимнего маршрутного учета, которые в свою очередь были получены в соответствии с требованиями методических рекомендаций на территории общедоступных охотничьих угодий, в состав которых до заключения охотхозяйственного соглашения входили закрепленные за истцом охотничьи угодья. Информация об этом указана в аукционной документации и охотхозяйственном соглашении.

Наиболее объективную оценку состояния численности дикого северного оленя в охотничьих угодьях, закрепленных за Общиной, возможно получить только при проведении отдельного зимнего маршрутного учета соответствии с требованиями методических рекомендаций.

Между тем, как установлено судом, заявитель предоставил в Министерство данные о численности дикого северного оленя, которые были представлены вне установленных федеральным законодательством сроков.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня, является объект, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

 доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

 реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

 внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

 доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

 изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

 реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

 внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием, Государственная экологическая экспертиза регионального уровня по объекту: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения,        в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.» проведена с соблюдением норм и требований, установленных федеральным законодательством в области государственной экологической экспертизы.

Экспертной комиссией установлено соответствие материалов требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Следовательно, информация о численности дикого северного оленя и открытия охоты на него, содержащая в разделе 7, в том числе в таблице № 4, материалов, обосновывающих объемы (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 года, является законной и обоснованной.

В этой связи требования заявителя в части  признании незаконным раздела по северному оленю с таблицей №4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», принятого  без учета интересов заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя; об обязании внести изменения в раздел по северному оленю в таблице № 4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», которыми учесть интересы заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя; о признании права заявителя на добычу 2 особей северного оленя для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, установленных тремя процентами минимального допустимого изъятия охотничьих ресурсов,  согласно п.4.1  статьи IV Охотхозяйственного соглашения от 17.03.2020 № 17, рассчитанных от 76 особей, включенных в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в закрепленных охотничьих угодьях заявителя по состоянию на 01.04.2020 года, удовлетворению не подлежат.

Согласно положительному заключению государственной экологической экспертизы от 26.05.2020 охота на дикого северного оленя, лося в Сахалинской области запрещена до 2021 года, экспертной комиссией рекомендовано продлить запрет до 2025 года.

Вопрос об открытии охоты на северного оленя в 2020 году на территории закрепленных за ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» охотничьих угодий не рассматривался, так как в связи со снижением его численности с 2012 года охота на северного оленя запрещена полностью.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. В соответствии со ст. 22 и ст. 33 Федерального закона «Об охоте», ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут устанавливаться ограничения охоты.

Запрет на территории Сахалинской области на охоту на дикого северного оленя установлен Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.04.2018 № 145 "О запрете на использование объектов животного мира в целях их сохранения и воспроизводства" в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира до 1 января 2021 года.

Кроме того, как справедливо отмечает Агентство, заключая охотхозяйственное соглашение  № 17 от  17 марта 2020 года, ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» было осведомлено об установленном запрете охоты на северного оленя.

В соответствии с частью 28 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) охотхозяйственное соглашение заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона.

 При заключении и исполнении охотхозяйственного соглашения изменение условий аукциона на основании согласия сторон такого соглашения или по требованию одной из его сторон не допускается.

В соответствии с извещением о проведении аукциона одним из условия является то, что в соответствии со статьями 22, 33 Федерального закона «Об охоте» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут устанавливаться ограничения охоты.

Согласно примечанию (*) к пункту 2 таблицы раздела III «Сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах» соглашения право на добычу северного оленя возникает в случае отсутствия запрета охоты на данный вид.

Таким образом, требования заявителя в части признания незаконным бездействия по непринятию мер для снятия запрета на охоту на северного оленя в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности заявителя в период охоты с 01.08.2020 по 01.08.2021 в закрепленных охотничьих угодьях заявителя,удовлетворению не подлежат.

Доводы заявителя относительно несоблюдения заинтересованными лицами требований приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 1 октября 2012 года N 33 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня», основаны на ошибочном толковании, поскольку в рассматриваемом случае, Заказчиком проведения экспертизы выступало Министерство.

Принимая во внимание правовое регулирование, установленное положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» суд не установил наличие нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При обращении в суд с настоящими заявлениями Общиной было уплачено 30 000 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 23.07.2020 (24 000 рублей), от 26.04.2021, операция № 5 (3 000 рублей), от  26.04.2021, операция № 6 (3 000 рублей).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит оплате государственная пошлина в размере 3 000 рублей; при подаче иных заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 6 000 рублей.

Таким образом, размер государственной пошлины по заявленным требованиям составляет 15 000 рублей (без учета требования о возложении обязанности, которое является производным и государственной пошлиной не облагается): о признании незаконными действий по непринятию и не рассмотрению предложений об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя в закрепленных охотоугодьях (3 000 рублей); о признании незаконным раздела по северному оленю с таблицей №4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», принятого  без учета интересов заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя (3 000 рублей); о признании незаконным бездействия по непринятию мер для снятия запрета на охоту на северного оленя в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности заявителя в период охоты с 01.08.2020 по 01.08.2021 в закрепленных охотничьих угодьях заявителя (3 000 рублей); о признании права заявителя на добычу 2 особей северного оленя для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, установленных тремя процентами минимального допустимого изъятия охотничьих ресурсов,  согласно п.4.1  статьи IV Охотхозяйственного соглашения от 17.03.2020 № 17, рассчитанных от 76 особей, включенных в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в закрепленных охотничьих угодьях заявителя по состоянию на 01.04.2020 года (6 000 рублей).

В соответствии со статьей 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание результат рассмотрения дела, суд возвращает заявителю государственную пошлину в размере 15 000 рублей, как излишне уплаченную.

На основании вышеизложенного,       руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» к Министерству экологии Сахалинской области, Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области

 о признании незаконными действий по непринятию и не рассмотрению предложений об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя в закрепленных охотоугодьях;

о признании незаконным раздела по северному оленю с таблицей №4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», принятого  без учета интересов заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя;

об обязании внести изменения в раздел по северному оленю в таблице № 4 пункта 7 государственной экологической экспертизы материалов: «Обоснование объемов (лимиты и квоты) добычи охотничьих ресурсов в Сахалинской области за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в период охоты с «01» августа 2020 г. до «01» августа 2021 г.», которыми учесть интересы заявителя об открытии охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя;

о признании права заявителя на добычу 2 особей северного оленя для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на северного оленя  в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, установленных тремя процентами минимального допустимого изъятия охотничьих ресурсов,  согласно п.4.1  статьи IV Охотохозяйственного соглашения от 17.03.2020 № 17, рассчитанных от 76 особей, включенных в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в закрепленных охотничьих угодьях заявителя по состоянию на 01.04.2020 года;

о признании незаконным бездействия по непринятию мер для снятия запрета на охоту на северного оленя в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности заявителя в период охоты с 01.08.2020 по 01.08.2021 в закрепленных охотничьих угодьях заявителя, отказать.

Возвратить территориально-соседской общине коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 15 000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                              Е.М. Александровская