ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3849/14 от 30.10.2014 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693024, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3849/2014

10 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Слепенковой М.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаревой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Паркер СМНГ Дриллинг» (ОГРН 1046505402382, ИНН 6513006168) к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793), Дальневосточному таможенному управлению ФТС России (ОГРН 1022502268887, ИНН 2540015492) о признании незаконными решения от 20.02.2014 № 10707000/400/200214/Т0019, решения от 16.06.2014 № 16-02-14/48, о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 24.02.2014 №№ 137, 139, от 25.02.2014 №№197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, от 26.02.2014 №№ 301, 303, 305, 307, 309, 311, 313, 315, 317, 319, 321, 323, 325, 327, 329, от 27.02.2014 №№ 333, 335, 337, 339, 341, 343, 345, 347, 349, 351, 353, 355, 357, 359, об обязании Сахалинской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пеню в размере 5 220 724, 03 руб.,

при участии:

от заявителя – представителя Евсеевой О.В. – по доверенности от 17.09.2014,

от Сахалинской таможни – представителей Шубенко С.В. – по доверенности от 21.07.2014, Схоменко Н.И. по доверенности от 27.12.2013,

от Дальневосточного таможенного управления ФТС России - представителя Схоменко Н.И. по доверенности от 29.08.2014,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Паркер СМНГ Дриллинг» (далее – заявитель, общество, ООО «Паркер СМНГ Дриллинг», декларант) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган) и Дальневосточному таможенному управлению ФТС России (далее – Управление).

В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемые решение таможенного органа и выставленные на основании него требования не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, поскольку отказ в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей незаконно возлагает обязанность на Общество по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввезенных в рамках СРП «Сахалин-1».

Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» на территории Российской Федерации осуществляет деятельность по разработке и добычи полезных ископаемых Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений. Данное право было представлено Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» как инвестору и оператору на основании Соглашения о разделе продукции от 30.06.1995 (далее - СРП-1), заключенного с Российской Федерацией в лице Правительства Сахалинской области и Администрации Сахалинской области.

В рамках СРП-1 Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» в последующем заключило договор с подрядчиком ООО «Паркер СМНГ Дриллинг» от 02.03.2005 № AR155285, в соответствии с которым Обществом ввезены предназначенные для использования в работах по проекту «Сахалин-1» товары по ДТ, указанным в оспариваемом решении Таможни.

Общество указало, что в соответствии с таможенным законодательством льготы по уплате таможенных пошлин не могут носить индивидуальный характер, соответствующие льготы могут быть установлены в отношении товаров, но не лиц, их перемещающих через таможенную границу. Освобождение подрядчиков от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых для выполнения работ по СРП, предусмотрено пунктом 9 статьи 346.35 НК РФ. Принудительное взыскание НДС в отношении ввезенных Обществом товаров нарушает положения пп.С п.22.1 статьи ХХII СРП «Сахалин-1».

В судебном заседании представитель общества требование поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Сахалинской таможни и Дальневосточного таможенного управления отзывах, поддержанных участвующими в судебном заседании представителями, с заявлением общества не согласились и в удовлетворении его просили отказать.

Довод Общества о том, что льготы по уплате таможенных пошлин могут быть поставлены в зависимость от ввозимых товаров, но не от лиц, их перемещающих, противоречит положениям пункта 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и условиям СРП «Сахалин-1».

В соответствии с положениями статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации для системы налогообложения при соглашении о разделе продукции (далее - СРП) предусмотрен специальный налоговый режим, который устанавливает, в том числе, освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относится налоговый режим, применяемый при выполнении СРП, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (введен в действие с 11.01.1996). Пунктом 7 статьи 2 данного Федерального закона установлено, что СРП, заключенные до его вступления в силу, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом указано, что положения Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» применяются к указанным СРП в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких СРП и не ограничивает прав, приобретенных и осуществляемых инвесторами в соответствии с данными соглашениями.

Статьей 13 данного Федерального закона закреплено, что при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный НК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.

Соглашение о разделе продукции «Сахалин-1» заключено 30.06.1995, то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Вместе с тем пунктом 9 статьи 346.35 НК РФ предусмотрено, что от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации. Парафом 23.1 статьи XXIII СРП «Сахалин - 1» «Импорт, экспорт и валюты» установлено, что Консорциуму (и каждой из Сторон Консорциума) разрешается ввозить в Российскую Федерацию без уплаты Таможенных Пошлин и налога на добавленную стоимость материалы, оборудование и прочие товары для проведения работ по Освоению Месторождений, включая машины и оборудование, описанные в Параграфе 19.4 данного соглашения, в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими характер документирования такого импорта. Параграф 22.1 статьи XXII «Налоги и обязательные платежи» СРП «Сахалин-1» устанавливает освобождение подрядчиков, работающих на Консорциум, от уплаты НДС на весь импорт, включая но, не ограничиваясь этим.

Однако до принятия Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» вопросы заключения соглашений о разделе продукции регулировались Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», пунктом 1 которого СРП определялось как форма договорных отношений государства с инвестором - пользователем недр, предусматривающая раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами и заменяющая взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов (за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами).

Из приведенного положения следует, что установление особого режима налогообложения при заключении СРП допускалось только в отношении инвестора. Соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором - пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения.

Определение СРП как договора, заключаемого между Российской Федерацией и инвестором, предметом которого является урегулирование отношений названных субъектов по вопросам поиска, разведки, добычи минерального сырья на указанном в соглашении участке недр, пользования недрами и раздела произведенной продукции, приведено также в статье 2 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Установление в отношении инвестора специального налогового режима, предусматривающего освобождение от уплаты ряда налогов, при выполнении СРП основано на том, что размер налоговой нагрузки, существующей на момент заключения соглашения, учитывается при определении его условий, в том числе при расчете прибыльной продукции, подлежащей разделу между государством и инвестором, и доли данной продукции, причитающейся инвестору (статья XVI «Возмещение затрат и раздел продукции» СРП «Сахалин-1»). Эти условия, предопределяющие установление в отношении инвестора специального налогового режима, отсутствуют у лиц, привлекаемых инвестором для реализации соглашения (подрядчиков и субподрядчиков).

Кроме того, положениями пункта 5 статьи 346.35 и статьи 346.36 НК РФ закреплено, что глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает специальный налоговый режим только для организаций, являющихся инвесторами соглашений в соответствии с Федеральным законом 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Положений о распространении действия главы 26.4 НК РФ на подрядчиков и субподрядчиков инвестора НК РФ не содержит.

Поскольку подрядчики и субподрядчики инвестора в рамках СРП «Сахалин-1» не являются субъектами специального налогового режима, к ним должны применяться общие нормы таможенного и налогового законодательства, включая ставку налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, установленную Налоговым кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах право на освобождение от уплаты налогов, установленное СРП, может применяться только инвестором (стороной) этого Соглашения (в случае СРП «Сахалин-1» им является «Эксон Нефтегаз Лимитед»).

Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Компания Эксон Нефтегаз Лимитед, являясь Оператором Соглашения о Разделе Продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин от 30.06.1995 (далее - Проект, СРП, СРП-1, проект «Сахалин-1»), заключённого между Российской Федерацией, представленной Правительством Российской Федерации и Администрацией Сахалинской области, с одной стороны, и Эксон Нефтегаз Лимитед, корпорацией, Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Компани, Лтд, корпорацией, Сахалинморнефтегаз-Шельф, ЗАО, и Роснефть-Сахалин, ЗАО, с другой стороны (именуемые Консорциум), через аккредитованный филиал, расположенный в г. Южно-Сахалинске, участвует в освоении нефтяных и газовых месторождений в рамках указанного СРП.

02.03.2005 между Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» и ООО «Паркер СМНГ Дриллинг» заключен договор № AR155285 на бурение и материально-техническое обслуживание для Консорциума СРП «Сахалин-1», в соответствии с которым ООО «Паркер СМНГ Дриллинг», являясь подрядчиком, в рамках СРП «Сахалин-1» выполняет бурильные работы и оказывает техническое обслуживание буровой платформы «Орлан» в области нефте- и газодобычи.

Во исполнение договора № AR155285 на таможенную территорию
 Таможенного союза подрядчиком были ввезены товары различных наименований, предназначенные для использования при выполнении подрядных работ в рамках
 СРП «Сахалин-1».

С целью помещения ввезенных товаров под таможенные
 процедуры ООО «Паркер СМНГ Дриллинг» в таможенные посты, находящиеся в регионе деятельности Сахалинской таможни с использованием средств электронного декларирования поданы декларации на товары (далее – ДТ) №№10707090/050710/0005273, 10707090/220710/0005825, 10707090/270710/0005991, 10707090/090810/0006425, 10707090/120810/0006569, 10707090/260810/0006929, 10707090/270810/0006956, 10707090/010910/0007095, 10707090/210910/0007727, 10707090/270910/0007886, 10707090/011010/0008050, 10707090/121010/0008339, 10707090/111010/0008310, 10707090/141010/0008432, 10707090/251010/0008689, 10707090/271010/0008792, 10707090/011110/0008903, 10707030/011110/0004889, 10707030/081110/0004977, 10707090/091110/0009088, 10707030/091110/0005032, 10707090/091110/0009086, 10707090/111110/0009154, 10707090/171110/0009324, 10707090/191110/0009390, 10707030/231110/0005394, 10707090/241110/0009480, 10707090/251110/0009547, 10707090/151210/0009933, 10707090/171210/0010006, 10707090/171210/0010021, 10707090/241210/0010183, 10707030/271210/П006044, 10707090/260111/0000318, 10707090/010211/0000482, 10707090/020211/0000509, 10707030/090211/0000524, 10707090/110211/0000695, 10707090/160211/0000801, 10707090/250211/0001011, 10707090/250211/0001013, 10707090/020311/0001129, 10707090/100311/0001281, 10707090/240311/0001692, 10707090/050411/0001947, 10707090/190411/0002314, 10707090/040511/0002656, 10707090/170511/0002991, 10707090/190511/0003115, 10707090/190511/0003093, 10707090/200511/0003121, 10707090/060611/0003545, 10707090/090611/0003664, 10707090/090611/0003665, 10707090/200611/0003924, 10707090/210611/0003967, 10707090/300611/0004297, 10707090/180711/0004778, 10707090/250711/0005023, 10707030/160811/0004633, 10707090/220811/0006085, 10707090/220811/0006086, 10707090/200911/0007074, 10707090/200911/0007080, 10707090/220911/0005616, 10707030/220911/0005633, 10707090/061011/0007687, 10707090/211011/0008243, 10707030/021111/0006693, 10707030/021111/0006698, 10707090/031111/0008756, 10707090/031111/0008759, 10707090/231111/0009447, 10707030/281111/0007379, 10707030/301111/0007504, 10707090/021211/0009778, 10707030/091211/0007746, 10707090/120112/000073, 10707090/160112/0000151, 10707090/200112/0000446, 10707090/140212/0001211, 10707090/280212/0001702, 10707090/020312/0001835, 10707030/140312/0001761, 10707030/160312/0001879 (далее – ДТ).

С целью освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов вместе с ДТ ООО «Паркер СМНГ Дриллинг» предоставлены договор от 02.03.2005 № AR155285 и заявления ООО «Эксон Нефтегаз Лимитед» о том, что ввозимые товары будут использоваться исключительно в рамках СРП «Сахалин-1». В качестве основания для предоставления льготы в графе 44 рассматриваемых ДТ декларантом сделаны ссылки на статью 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации, СРП «Сахалин-1» от 30.06.1995 и на соответствующую статью Сметы затрат СРП «Сахалин-1».

На основании предоставленных декларантом в таможенный орган документов и сведений таможенным органом в отношении декларируемых товаров подрядчику предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в связи с чем задекларированные товары приобрели статус условно выпущенных.

После условного выпуска указанных товаров Сахалинской таможней
 проведена проверка правомерности предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, а также соблюдения условий их предоставления (акт камеральной таможенной проверки от 20.02.2014
 № 10707000/400/200214/АОО19). По результатам проведенной проверки
 20.02.2014 Сахалинской таможней принято решение № 10707000/400/200214/Т0019, в соответствии с которым решения Корсаковского и Южно-Сахалинского таможенных постов Сахалинской таможни о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, задекларированных в вышеперечисленных ДТ, признаны незаконными и отменены; в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, задекларированных в указанных ДТ, отказано, отменен условный выпуск товаров, задекларированных по указанным ДТ, ОТП предложено принять меры по доначислению и взысканию условно начисленных ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, задекларированных по ДТ 10707090/250211/0001011,10707090/250211/0001013, 10707090/020311/0001129, 10707090/100311/0001281, 10707090/240311/0001692, 10707090/050411/0001947, 10707090/190411/0002314, 10707090/040511/0002656, 10707090/170511/0002991, 10707090/190511/0003115, 10707090/190511/0003093, 10707090/200511/0003121, 10707090/060611/0003545, 10707090/090611/0003664, 10707090/090611/0003665, 10707090/200611/0003924, 10707090/210611/0003967, 10707090/300611/0004297, 10707090/180711/0004778, 10707090/250711/0005023, 10707030/160811/0004633 (товары №№ 2-14), 10707090/220811/0006085, 10707090/220811/0006086, 10707090/200911/0007074, 10707090/200911/0007080, 10707090/220911/0005616, 10707030/220911/0005633, 10707090/061011/0007687, 10707090/211011/0008243, 10707030/021111/0006693, 10707030/021111/0006698, 10707090/031111/0008756, 10707090/031111/0008759, 10707090/231111/0009447, 10707030/281111/0007379, 10707030/301111/0007504, 10707090/021211/0009778, 10707030/091211/0007746, 10707090/120112/000073, 10707090/160112/0000151, 10707090/200112/0000446, 10707090/140212/0001211, 10707090/280212/0001702, 10707090/020312/0001835, 10707030/140312/0001761, 10707030/160312/0001879 (далее – ДТ №№10707090/250211/0001011- 10707030/160312/0001879).

Учитывая, что возникла необходимость в доплате таможенных платежей, Сахалинская таможня направила в адрес ООО «Паркер СМНГ Дриллинг» требования об уплате таможенных платежей от 24.02.2014 №№ 137, 139, от 25.02.2014 №№197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, от 26.02.2014 №№ 301, 303, 305, 307, 309, 311, 313, 315, 317, 319, 321, 323, 325, 327, 329, от 27.02.2014 №№ 333, 335, 337, 339, 341, 343, 345, 347, 349, 351, 353, 355, 357, 359 на общую сумму 5 220 724,09 руб. Образовавшаяся задолженность была оплачена Обществом в добровольном порядке платежными поручениями от 25.03.2014 №№: 8, 9, 10, 11.

Указанное решение и действия Сахалинской таможни по выставлению названных требований обжалованы Обществом в вышестоящий орган. Решением начальника Дальневосточного таможенного управления №16-02-14/48 от 16.06.2014 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Полагая решение Сахалинской таможни от 20.02.2014 № 10707000/400/200214/Т0019 и требования от 24.02.2014 №№ 137, 139, от 25.02.2014 №№197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, от 26.02.2014 №№ 301, 303, 305, 307, 309, 311, 313, 315, 317, 319, 321, 323, 325, 327, 329, от 27.02.2014 №№ 333, 335, 337, 339, 341, 343, 345, 347, 349, 351, 353, 355, 357, 359, а также Решение Дальневосточного таможенного управления №16-02-14/48 от 16.06.2014 - незаконными, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичное право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предусмотрено ст. 9 ТК ТС и ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

29.09.2010 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял постановление № 1674/10 по арбитражному делу № А59-1445/08-С15, в котором сформировал следующую правовую позицию: соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором (пользователем недр), не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения. В этой связи, предусмотренные п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ и п. 15 ст. 346.35 НК РФ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия названного Закона, установленного этими соглашениями регулирования по вопросам налогообложения подлежат применению только в отношении инвестора.

Федеральная таможенная служба письмом от 24.10.2011 № 01-11/51372 проинформировала территориальные таможенные органы о том, что данную правовую позицию необходимо учесть при совершении таможенных операций, связанных с помещением ввозимых товаров под таможенную процедуру, а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

Судом установлено, что 30.06.1995 между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и Администрации Сахалинской области, с одной стороны, и ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД корпорацией, САХАЛИН ОЙЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ КООПЕРЕЙШН КОМПАНИ, ЛТД, корпорацией, САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ-ШЕЛЬФ, ЗАО И РОСНЕФТЬ-САХАЛИН, ЗАО (ЭКСОН, САХАЛИН ОЙЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ КООПЕРЕЙШН КОМПАНИ, ЛТД, САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ-ШЕЛЬФ, РОСНЕФТЬ-САХАЛИН в дальнейшем именуются «Консорциум») с другой стороны, заключено Соглашение о Разделе Продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин.

Согласно п. 22.3 СРП «Сахалин-1» за исключением случаев, специально предусмотренных в параграфе 22.1 «Налоги и обязательные платежи» никакие другие налоги, пошлины, сборы и другие обложения, введенные Российской Федерацией, Сахалинской областью или любым другим органом государственной власти на территории Российской Федерации либо на дату вступления соглашения в силу, либо в будущем не будут подлежать оплате Консорциумом или любой стороной Консорциума в связи с любым видом деятельности по освоению месторождений по настоящему соглашению, включая внутренние и экспортные продажи углеводородов.

Пунктом 23.1 определено, что консорциуму (и каждой из сторон консорциума) разрешается ввозить в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость материалы, оборудование и прочие товары для проведения работ по освоению месторождений, включая машины и оборудование, описанные в графе 19.4 настоящего соглашения, в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими характер документирования такого импорта.

В соответствии с действующими на тот момент нормативными правовыми актами правовой основой для заключения СРП «Сахалин-1» являлся Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» (далее – Указ №2285).

Согласно п. 1 названного Указа соглашение о разделе продукции является одной из форм договорных отношений государства с инвесторами - пользователями недр, которая предусматривает раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами, заменяющий взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами, которые могут по согласованию сторон уплачиваться как в стоимостной, так и в натуральной форме.

Пунктом 8 Указа также установлено, что продукция производственно-технического назначения, ввозимая инвестором в Российскую Федерацию в рамках соглашения, освобождается в соответствии с п. 1 данного Указа от взимания НДС и таможенных пошлин.

Из приведенного положения следует, что установление особого режима в отношении обязательных платежей при заключении соглашений о разделе продукции допускалось только в отношении инвестора. Соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором - пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами.

Определение соглашения о разделе продукции как договора, заключаемого между Российской Федерацией и инвестором, предметом которого является урегулирование отношений названных субъектов по вопросам поиска, разведки, добычи минерального сырья на указанном в соглашении участке недр, пользования недрами и раздела произведенной продукции, приведено и в ст. 2 Закона № 225-ФЗ.

Предусмотренные п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия данного Закона, установленного этими соглашениями регулирования по обязательным платежам, в том числе вопросам налогообложения, подлежат применению только в отношении инвестора, поскольку только он является тем субъектом, правоотношения которого по реализации соглашения о разделе продукции охватываются предметом регулирования Закона № 225-ФЗ.

В свою очередь, правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации этих соглашений, не регулируются Законом № 225-ФЗ, в том числе и в части норм, устанавливающих указанное положение о сохранении условий по обязательным платежам, определенных соглашениями, заключенными до вступления в силу названного Закона.

Таким образом, порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, ввозимых лицами, привлекаемыми компанией как инвестором для реализации СРП «Сахалин-1», определяются действующим в соответствующем периоде таможенным законодательством без каких-либо изъятий. Данные изъятия не могут устанавливаться соглашениями о разделе продукции, как не охватываемые предметом регулирования таких соглашений. В свою очередь, определенные в п. 23.1 СРП «Сахалин-1» условия, установлены только для консорциума (и каждой из сторон консорциума).

Пунктом 28.2 данного Соглашения также установлено, что деятельность консорциума в границах Российской Федерации подчиняется законам, нормативным актам, стандартам и правилам Российской Федерации, которые действуют на момент подписания настоящего соглашения и относятся к настоящему соглашению.

Действующее до 2003 года законодательство, в том числе ст. 111 Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 и п. «о» ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», не предусматривало освобождение от взимания таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для работ по соглашениям о разделе продукции, заключенным до принятия Закона № 225-ФЗ.

Данное освобождение, а именно вне зависимости от периода заключения соглашения о разделе продукции, было установлено Федеральным законом от 06.06.2003 № 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Так, НК РФ дополнен главой 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», в том числе п. 9 ст. 346.35, согласно которому от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке.

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 25 утвержден перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения.

Одним из документов, представляемых для освобождения от уплаты таможенных пошлин, является копия договора между инвестором и юридическим лицом, выступающим в качестве подрядчика, поставщика, перевозчика или в ином качестве, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию.

Следовательно, с 10.06.2003 установлено освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по СРП "Сахалин-1". При этом применение данного освобождения не поставлено в зависимость от статуса лица (инвестор, подрядчик, субподрядчик), осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации. Обязательным условием применения данного освобождения является цель ввоза товара и ее подтверждение установленными действующим законодательством документами.

В рассматриваемом случае приведенные положения п. 9 ст. 346.35 НК РФ не противоречат СРП «Сахалин-1».

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ ввозимые подрядчиками и субподрядчиками компании на таможенную территорию Российской Федерации товары для выполнения работ по СРП «Сахалин-1» подлежат освобождению от уплаты таможенных платежей.

Ввоз товаров в рамках указанного соглашения подрядчиками и субподрядчиками не может расцениваться как обстоятельство, исключающее возможность применения п. 9 ст. 346.35 НК РФ, либо устанавливающее данным лицам специальный режим при уплате таможенной пошлины.

В соответствии с п. 21.3 консорциум обязан предоставлять все необходимые денежные средства и закупать или арендовать все материалы, оборудование и предметы снабжения, которые должны быть куплены или арендованы для проведения работ по Освоению Месторождений: обеспечивать другие денежные средства для осуществления Программ, включая платежи любым третьим сторонам, предоставляющим услуги. Таким образом, привлекая подрядчиков для выполнения работ, компания является заказчиком работ, и на этом основании все работы, выполняемые подрядчиками и субподрядчиками, осуществляются за счет консорциума.

В итоге все расходы подрядчиков и субподрядчиков, в том числе понесенные на уплату таможенных пошлин и налогов, становятся расходами консорциума по Сахалинскому проекту. Неприменение таможенных льгот к товарам, ввозимым указанными лицами, увеличивает затраты инвестора ввиду увеличения стоимости таких товаров по сравнению с тем, как они определены Программой работ и Сметой расходов на очередной финансовый год.

В судебном заседании представители таможенных органов не отрицали, что товары, ввезенные по указанным выше ДТ, предназначены для СРП «Сахалин-1».

Также в графе 44 данных ДТ были заявлены сведения о ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой установлены общие положения специального налогового режима, применяемою при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», сведения о Соглашении о разделе продукции от 30.06.1995, а также сведения о соответствующей статье Сметы затрат СРП «Сахалин-1».

Поскольку по условиям СРП «Сахалин-1» инвестор остается бенефициаром таможенных льгот вне зависимости от того, самостоятельно или через подрядчика осуществляется ввоз товаров, необходимых для реализации СРП «Сахалин-1», оспариваемое решение таможни об отказе в предоставлении спорного освобождения по уплате таможенных пошлин, налогов нарушает права заявителя.

В связи с изложенным принятое таможенным органом решение от 20.02.2014 №10707000/400/200214/Т0019 не может быть признано законным.

Также, заявленные требования общества являются обоснованными, поскольку позиция таможенного органа о применении п. 9 ст. 346.35 НК РФ только в случае ввоза товаров на территорию Российской Федерации самим инвестором ведет в том числе к неправильному определению налоговой обязанности при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данного решения незаконным.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах суд признает оспариваемое решение Сахалинской таможни незаконным.

Поскольку требования об уплате таможенных платежей от 24.02.2014 №№ 137, 139, от 25.02.2014 №№197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, от 26.02.2014 №№ 301, 303, 305, 307, 309, 311, 313, 315, 317, 319, 321, 323, 325, 327, 329, от 27.02.2014 №№ 333, 335, 337, 339, 341, 343, 345, 347, 349, 351, 353, 355, 357, 359 направлены обществу в результате принятия решения от 20.02.2014 № 10707000/400/200214/Т0019, которое признано незаконным, то, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, указанные требования об уплате таможенных платежей также подлежат признанию незаконными.

По изложенным выше обстоятельствам незаконным подлежит признанию и решение Дальневосточного таможенного управления ФТС России от 16.06.2014 № 16-02-14/48, которым отказано в удовлетворении жалобы Общества на решение Сахалинской таможни от 20.02.2014 № 10707000/400/200214/Т0019 и действия Таможни по выставлению вышеназванных требований.

Поскольку установленный ст.198 АПК РФ срок для оспаривания решения и требований Сахалинской Таможни пропущен Обществом по уважительной причине – в связи с их обжалованием в вышестоящий орган в установленном ст.ст.36-49 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Закон №311-ФЗ) порядке, суд в соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ восстанавливает Обществу срок на подачу заявления в части оспаривания решения и требований Сахалинской Таможни.

Оснований для удовлетворения требования в части обязания Сахалинской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пеню в размере 5 220 724, 03 руб. суд не усматривает в силу следующего.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании судом незаконным действий органов государственной власти, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность органов государственной власти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

В качестве устранения допущенных нарушений (что не является самостоятельным требованием материального характер и на что указано самим заявителем) общество просило обязать Сахалинскую таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пени.

Между тем, указанный способ восстановления нарушенного права заявителя не может быть применен в рассматриваемом случае, поскольку обществом не соблюден досудебный порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона (пункт 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, обществом не соблюден предусмотренный статьей 147 Закона N 311-ФЗ порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку доказательств обращения в Сахалинскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ и принятия по нему какого-либо решения обществом не представлено.

Оснований для применения положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ относительно установления иного способа восстановления нарушенного права заявителя суд не усматривает.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2 000 рублей.

Как следует из материалов дела, при обращении в суд с настоящим заявлением обществом уплачено 96 000 рублей государственной пошлины. Указанные судебные расходы в части признания незаконными решения и требований Сахалинской Таможни подлежат взысканию с Сахалинской таможни в пользу заявителя в сумме 94 000 руб. (47* 2000 руб.). В части признания незаконным решения Дальневосточного таможенного управления ФТС России судебные расходы в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Паркер СМНГ Дриллинг» срок на подачу заявления в суд.

Признать решение Сахалинской таможни по результатам таможенной проверки от 20.02.2014 № 10707000/400/200214/Т0019 незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», пунктам 9 и 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Признать требования Сахалинской таможни об уплате таможенных платежей от 24.02.2014 №№ 137, 139, от 25.02.2014 №№197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, от 26.02.2014 №№ 301, 303, 305, 307, 309, 311, 313, 315, 317, 319, 321, 323, 325, 327, 329, от 27.02.2014 №№ 333, 335, 337, 339, 341, 343, 345, 347, 349, 351, 353, 355, 357, 359 незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного Союза, пунктам 9 и 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Признать решение Дальневосточного таможенного управления ФТС России от 16.06.2014 № 16-02-14/48 незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», пунктам 9 и 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Сахалинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Паркер СМНГ Дриллинг» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 94 000 рублей.

Взыскать с Дальневосточного таможенного управления ФТС России в пользу общества с ограниченной ответственностью «Паркер СМНГ Дриллинг» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья М.С. Слепенкова