ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3920/14 от 17.11.2014 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело А59-3920/2014

24 ноября 2014 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 17 ноября 2014 года, решение в полном объеме изготовлено 24 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурковской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» (ОГРН 1026500546621 ИНН 6501071902 адрес регистрации 693020 Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 34)

к ответчику Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Сахалинской области ( ОГРН 1026500531232 ИНН 6501071902 адрес регистрации 693020 Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. имени Антона Буюклы, 34)

о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Избирательной комиссии Сахалинской области в газете «Губернские ведомости» и предоставлением эфирного времени,

при участии в судебном заседании:

представитель истца Иванов Дмитрий Николаевич, по доверенности от 02 сентября 2014 года,

представитель ответчика Болденко Наталья Владимировна, по доверенности № 61-17-07/22 от 03 марта 2014 года,

представитель третьего лица избирательной комиссии Сахалинской области Со Андрей Александрович, по доверенности № 01-13/651 от 28 августа 2014 года,

у с т а н о в и л :

Областное автономное учреждение «Издательский дом «Губернские ведомости» обратилось в суд с иском к ответчику Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Избирательной комиссии Сахалинской области в газете «Губернские ведомости» и предоставлением эфирного времени в сумме 6 507 619,20 рублей ( с учетом уточнения требований от 17 ноября 2014 года).

В обоснование иска указано, что в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» истец выполнил свою обязанность по предоставлению бесплатной печатной площади и бесплатного эфирного времени во время выборов в государственные органы власти Российской Федерации и Президента Российской Федерации. В этой связи истец понес убытки, связанные с выполнением этой работы, которые истцу не возмещены.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика иск не признала по изложенным в отзыве основаниям. Указала, что УФК по Сахалинской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено правом выступать от имени казны Российской Федерации по искам, обязанность удовлетворения которых может быть возложена на Российскую Федерацию. Кроме того, федеральными законами прямо предусмотрено, что затраты региональных государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.

Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий (пункт 1 статьи 47 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 1,3,6,8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями(уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Сахалинской области «Об избирательных комиссия, комиссиях референдума в Сахалинской области» № 26-ЗО от 11.04.2008, избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов, референдумов, а также обеспечивают на территории Сахалинской области исполнение федеральных и региональных программ и мероприятий, разработанных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и (или) избирательной комиссией Сахалинской области.

В силу статьи 6 Закона № 26-ЗО избирательная комиссия Сахалинской области является государственным органом Сахалинской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Сахалинской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Сахалинской области, настоящим Законом, иными законами Сахалинской области.

Избирательная комиссия Сахалинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий избирательной комиссии Сахалинской области составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии Сахалинской области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Сахалинской областной Думы.

Избирательная комиссия Сахалинской области вправе издавать и распространять печатную продукцию, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов, референдума, с решением иных вопросов развития избирательной системы.

Статьей 20 настоящего Закона определены полномочия избирательной комиссии Сахалинской области, к числу которых также относятся: утверждает перечень территориальных избирательных комиссий с указанием их наименований и численного состава; формирует окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы, территориальные избирательные комиссии и назначает их председателей; осуществляет на территории Сахалинской области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума; осуществляет контроль за соблюдением установленного единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади, установления и порядка опубликования итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов.

В соответствии со статьей 35 Закона Сахалинской области № 26-ЗО Избирательная комиссия Сахалинской области публикует свои решения, иную информацию в газете «Губернские ведомости».

В силу положений пункта 14 статьи 20 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2012, финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Пунктами 1,4 статьи 32, пунктами 2 и 5 статьи 33 Закона Сахалинской области № 26-ЗО определено, что финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Сахалинской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также в соответствии с федеральными законами за счет средств федерального бюджета. Ассигнования на обеспечение деятельности избирательных комиссий предусматриваются соответственно в областном или местном бюджете на очередной финансовый год. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Сахалинской областной Думы, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательной комиссией Сахалинской области в соответствии с законами Сахалинской области за счет средств, выделенных на эти цели из областного бюджета (в редакции, действовавшей до внесения изменений). Ассигнования на подготовку и проведение выборов и референдумов предусматриваются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Финансовое обеспечение региональных целевых программ, предусматривающих развитие избирательной системы, в том числе внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовое обучение избирателей и организаторов выборов, осуществляется за счет средств областного бюджета (статья 36 Закона Сахалинской области № 26-ЗО).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения вреда неправомерными действиями, наличие причинной связи между допущенными неправомерными действиями и возникшими убытками, а также размер требуемых убытков.

В соответствии с пунктом 18 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» а также пунктом 10 статьи 12 Федерального закона № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено, что расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

Порядок и источник возмещения расходов, понесенных указанными в вышеназванных законах исполнителями, связанных с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, законодательством не предусмотрен.

Расходные обязательства Российской Федерации помимо иных оснований, возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 84 Бюджетного кодекса).

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Компенсация понесенных расходов, установленных Федеральными законами по смыслу статьи 35 Конституции РФ подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Только при условии компенсации расходов указанных организаций, связанных с предоставлением ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, не нарушается их самостоятельность в распоряжении своими финансами.

Пункт 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункт 10 статьи 12 Федерального закона № 19-ФЗ в их конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий - предоставить избирательным комиссиям бесплатно эфирное время и печатную площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий.

Приведенная правовая позиция изложена в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 58-О, от 17.10.2006 № 485-О, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на пункт 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункт 3 статьи 23 закона № 51-ФЗ, обязывающие государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время, а также бесплатную печатную площадь.

Пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 19-ФЗ предусмотрено, что эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться зарегистрированным кандидатам в порядке, предусмотренном настоящей статьей, статьями 52 и 53 настоящего Федерального закона, безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату.

Бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь предоставляются также политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 13 статьи 51 Федерального закона № 19-ФЗ предусмотрено, что предоставление бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, политической партией до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади.

Законами № 67-ФЗ и № 19-ФЗ не установлен порядок и источник компенсации государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимости предоставленных ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, которые получили по результатам голосования более 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.

В силу изложенной выше правовой позиции федеральные органы государственной власти обязаны компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, набравшим по результатам выборов более 3-х процентов голосов избирателей.

Материалами дела установлено, и не оспорено ответчиком и третьим лицом, что в 2012 году истец во исполнение положений пункта 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункта 10 статьи 12 Федерального закона № 19-ФЗ в связи с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации истец предоставил Избирательной комиссии Сахалинской области и кандидатам бесплатную печатную площадь в газете «Губернские ведомости» для опубликования решений, актов, иной печатной информации, а также бесплатную печатную площадь для размещения в газете агитационных материалов, финансовых отчетов кандидатов в размере 18 784 кв.см. на сумму 259 219,20 рублей, а также бесплатное эфирное время телерадиокомпанией «ОТВ» (структурное подразделение ОАУ «Издательский дом «Губернские ведомости») для рекламных роликов кандидатов и для предвыборных дебатов на общую сумму 6 248 400 рублей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, указанные расходы являются для истца убытками, понесенными в связи с возложением на него федеральными законами обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади и бесплатного эфирного времени.

Возражений относительно объема предоставленной площади и эфирного времени, а также по суммам требований, ответчиком и третьим лицом не заявлено.

Названные убытки в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации. В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким финансовым органом является Министерство Финансов РФ, которое уполномочено выступать в суде от имени казны РФ. Болденко Н.В. в суд представила в том числе доверенность в порядке передоверия от врио руководителя УФК по Сахалинской области Полетаева А.В., которому в свою очередь доверенность выдана Министром финансов РФ.

Доводы Министерства Финансов РФ со ссылкой на статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору должна выступать ЦИК РФ как главный распорядитель бюджетных средств, суд находит несостоятельными, в силу следующего.

По смыслу части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель выступает в качестве ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Поскольку иск заявлен о возмещении вреда в результате исполнения обязанностей, установленных Федеральными законами и названные законы приняты не ЦИК РФ и не подведомственными ему государственными органами, следовательно, ЦИК РФ не может выступать по настоящему делу в качестве ответчика от имени казны РФ.

Доказательств того, что убытки истца возникли в результате неправомерных действий ЦИК РФ, либо подведомственных ему органов, Министерством Финансов РФ в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.

Не представлено Минфином РФ и доказательств передачи Центральной избирательной комиссии РФ бюджетных средств для компенсации расходов организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанных с исполнением установленной законами обязанности по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.

При таких обстоятельствах, суд находит требования ОГУ «Издательский дом «Губернские ведомости» о возмещении убытков, понесенных в связи с предоставлением бесплатной печатной площади и бесплатного эфирного времени во исполнение федеральных законов, подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при обращении с иском в суд.

С той части требований, на которую истец их уменьшил, пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» убытки в сумме 6 507 619,20 рублей, возмещение понесенных судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 55 538,10 рублей, а всего в пользу истца 6 563 157,30 рублей (шесть миллионов пятьсот шестьдесят три тысячи сто пятьдесят семь рублей 30 копеек).

Выдать областному автономному учреждению «Издательский дом «Губернские ведомости» справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2 683,50 рублей (две тысячи шестьсот восемьдесят три рубля 50 копеек) по платежному поручению № 1043 от 01 августа 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья О.Н. Боярская