ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4023/20 от 06.04.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru  info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952  тел. 460-945

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                 Дело № А59-4023/2020

13 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  06 апреля 2021 года. В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2021 года.

Арбитражный суд  Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ойношевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Южно-Сахалинска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области о признании  незаконным предупреждения от 12.02.2020 № 08-833,

при участии:

от Администрации города Южно-Сахалинска - ФИО1 по доверенности от 29.07.2020 № 030/04-152,

от УФАС по Сахалинской области от УФАС Сахалинской таможни – ФИО2 по доверенности от 18.05.2020 № 9,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Южно-Сахалинска  (далее – заявитель, Администрация, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее  -Управление) о  признании незаконным предупреждения от 12.02.2020 № 08-833.

В обоснование заявленных требований Администрация в своем заявлении и его представители в судебном заседании указали, чтосогласно предупреждению в действиях администрации города усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ), которые выразились в несоответствии Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно- Сахалинск» на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту жилищного фонда многоквартирных домов, утвержденного Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 07.08.2019 № 2333 требованиям п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), а именно предоставление субсидий, управляющим компаниям, которые не являются производителями работ/услуг, осуществляющими выполнение работ (оказание услуг) по капитальному ремонту и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем,  по смыслу положений п. 1 ст. 78 БК РФ,  получателем субсидий не могут быть.  Со ссылкой на положения статьи 69, 78, 86 Бюджетного кодекса РФ заявитель отмечает, что  Порядок соответствует требованиям действующего законодательства, расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесены и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Статьей 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной н безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 05.03.2008 № 1001/48-08-3  (ред. 29.01.2020) д. от 29.01.2020) утверждено Положение о бюджетном процессе в городском округе «Город Южно-Сахалинск», статьей 7 которого к бюджетным полномочиям органов местною самоуправления города Южно-Сахалинска в области регулирования бюджетных правоотношений отнесено установление расходных обязательств городского округа в соответствии с полномочиями., определенными Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск» (п. 8) и в случаях и порядке, предусмотренных решением Городской Думы о бюджете городскою округа, предоставление субсидии из бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг городского округа в соответствии с муниципальным правовым актом мэра города, регулирующим предоставление субсидии (п.9). Таким образом, требования п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ о необходимости установления случаев и порядка предоставления субсидий из местного бюджета решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете соблюдены.   В соответствии с указанными решениями и положениями ст. 78 БК РФ Постановлением администрации юрода Южно-Сахалинска от 07.08.2019 № 2333 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту жилищною фонда многоквартирных домов (далее — Порядок).Из приведенных выше норм законодательства и условий Порядка следует, что управляющие компании, уполномоченные собственниками жилищного фонда осуществлять управление жилищным фондом, могут не являться производителем работ/услуг по капитальному ремонту и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а вправе исполнять указанные услуги (по капитальному ремонту дома) путем заключения договора с Подрядчиками. Данный вывод подтверждается условиями ч. 5 ст. 78 БК РФ, в которой закреплено, что при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (иди) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием уедут (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий. Кроме того, правомерность принятия Порядка № 2333 усматривается из анализа нормативных правовых актов регионов Российской Федерации, по предоставлению из бюджетов субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов, принятых в соответствии с п. 2 ч. I ст. 165 Жилищного кодекса РФ, ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. I ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Помимо этого. Порядок № 2333 был направлен в прокуратуру юрода Южно-Сахалинска для проведения антикоррупционной экспертизы.  Отрицательного заключения о несоответствии Порядка требованиям законодательства не поступало.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указав на законность и обоснованность оспариваемого акта.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил  следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела.

Управлением федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассмотрены дела № 065/01/17-156/2019, 065/01/17-160/2019, 065/01/17-163/2019, 065/01/17-165/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации города Южно-Сахалинска по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках рассмотрения указанных дел антимонопольным органом установлено, что Постановлением Администрации от 07.08.2019 № 2333 утвержден Порядок представления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту жилищного фонда многоквартирных домов (далее – Порядок № 2333).

Установив, что положениями Порядка предусмотрено получение субсидий, в том числе, управляющими компаниями, осуществляющими использование средств субсидий путем привлечения подрядных организаций посредством проведения открытого конкурса и осуществления платы за выполненные работы из средств бюджета, Управление заключило о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, вынесло предупреждение 12.02.2020 № 08-833 о прекращении действий, (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае нарушена часть 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой, получателями субсидий могут быть только производители услуг, каковыми управляющие организации не являются. Между тем, как считает Управление, фактически Администрацией произведена замена субъекта получателя субсидии, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Не согласившись с принятым решением в указанной части, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии статьей 22 Закона 135-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 30), при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Следовательно, антимонопольным органам при признании нарушения статьи 15 Закона № 135-ФЗ, помимо доказывания незаконности действия органа власти со ссылками на конкретные нарушенные нормы отраслевого законодательства, необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Именно доказанность данного обстоятельства является определяющей на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 N 135-ФЗ).

Признаками ограничения конкуренции определенными в части 17 статьи 4 Закона о конкуренции являются - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 39.1 Закона 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Предупреждение должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ).

Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.01.2016 N 57/16.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.04.2014 N 18403/13, а также Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного 16.03.2016, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов, должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.

Из материалов дела судом установлено, что Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 07.08.2019 № 2333 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту жилищною фонда многоквартирных домов (далее — Порядок).

Данный муниципальный правовой акт регламентирует целевое предоставление субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту жилищного фонда многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" (далее - Субсидии), в рамках реализации муниципальной программы "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.01.2020 N 306-па (далее - Муниципальная программа).

Согласно положениям данного Порядка, а именно п. 1.2 получателем субсидии являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные  кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, лица, осуществляющие оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Порядка определен порядок проведения конкурсного отбора многоквартирных домов на получение субсидии.

Согласно п. 3 Порядка условиями предоставления субсидии Получателям субсидии являются, в том числе, согласно п. 3.2.5. организация и проведение Получателем субсидии открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту жилого дома.

Согласно ст. 69 БК РФ расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесены и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (абзац пятый).

Статьей 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной н безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ закрепляет основы правового регулирования предоставления субсидий указанным лицам, при котором случаи и порядок предоставления субсидий из местного бюджета устанавливается решением представительного органа  муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 05.03.2008 № 1001/48-08-3  (ред. 29.01.2020) д. от 29.01.2020) утверждено Положение о бюджетном процессе в городском округе «Город Южно-Сахалинск», статьей 7 которого к бюджетным полномочиям органов местною самоуправления города Южно-Сахалинска в области регулирования бюджетных правоотношений отнесено установление расходных обязательств городского округа в соответствии с полномочиями, определенными Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск» (п. 8) и в случаях и порядке, предусмотренных решением Городской Думы о бюджете городскою округа, предоставление субсидии из бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимал елям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг городского округа в соответствии с муниципальным правовым актом мэра города, регулирующим предоставление субсидии (п.9).

Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 05.12.2018 № 1342/69вн-18-5 (ред. От 18.12.2019) «О бюджете городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в пункте 33 установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам из бюджета городскою округа «Город Южно-Сахалинск» предоставляются в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов, в том числе, в следующих случаях: по Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, на возмещение затрат управляющим организациям от оказания услуг по содержанию жилищного фонда н на финансовое обеспечение затрат, связанных с ремонтом общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», в порядке устанавливаемом нормативно-правовыми актами администрации городского округа «Город Южно-Сахалинск» по вопросам предоставления субсидий.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией), выполнением работ, оказанием услуг.

О наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по мнению Управления,  свидетельствует то обстоятельство, что согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, согласно Порядку получателями субсидий указаны управляющие организации, которые не являются производителями услуг, что в свою очередь, как считает Управление, свидетельствует о нарушении Закона о защите конкуренции.

В силу части 5 ст. 78 БК РФ, при предоставлении субсидий,указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (иди) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (ст. 30, 39). Гражданского кодекса РФ (ст. 210) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общею имущества в многоквартирном доме.

В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ могут выбрать один из способов управления многоквартирным домом, одним из которых является управление управляющей организацией.

Законодательно на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения текущего и капитального ремонтов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам иди иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Таким образом, в силу в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вправе дополнительно субсидировать управляющие организации на цели капитального ремонта.

Согласно п. 3.8. Порядка в числе документов для перечисления субсидии Получатель субсидии предоставляет н Департамент городского хозяйства администрации города следующие документы: 3.8.2. договор на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома, заключенный между Получателем и подрядной организацией; 3.8.4. договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома, заключенный между Получателем и специализированной организацией (при наличии).

Из буквального толкования положений ст. 78 БК РФ следует, что перечисление средств н порядке субсидирования капитального ремонта по договору на основании соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки не предполагает переход права собственности на данные средства к управляющим компаниям, а предоставляет право исключительно целевого распоряжения ими в форме оплаты выполненных работ.

Немаловажным является и то обстоятельство, что выполнение работ по капитальному ремонту не  является потребностью муниципального образования, в связи с чем, такие работы не могут быть признаны муниципальной нуждой, для удовлетворения которой (оплата соответствующих работ) используются бюджетные средства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В силу статьи 54 Закона № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Аналогичное требование закреплено в пункте 1 статьи 72 БК РФ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 2 части 1 статьи 1).

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 44-ФЗ в соответствии с данным Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Иными словами, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Судом установлено и участниками процесса не оспаривается, что выполнение работ по капитальному ремонту не  является потребностью данного муниципального образования, в связи с чем, такие работы не признаются муниципальной нуждой, для удовлетворения которой (оплата соответствующих работ),  используются бюджетные средства.

Статьей 69 БК РФ предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе: ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Согласно статье 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений).

На основании пункта 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Из приведенных норм следует, что БК РФ разделяет бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, которые являются самостоятельными видами бюджетных ассигнований с соответствующими целями использования. При этом подмена одного вида ассигнований другим недопустима, поскольку от этого зависит порядок финансирования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 165 БК РФ могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

В рамках настоящего дела установлено, что Администрация не является заказчиком услуг по капитальному ремонту, получатель субсидии в лице управляющей организации получает бюджетные средства для выполнения обязанностей, предусмотренных положениями Жилищного кодекса РФ для проведения капитального ремонта.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона N 135-ФЗ).

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Изложенные обстоятельства позволяют суду заключить об отсутствии доказательств того, что Порядок предоставления субсидий № 2333 в части предоставления субсидий управляющим организациям нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части недопущения, ограничения, либо устранения конкуренции.

При таких обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд приходит к выводу о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу изложенного суд удовлетворяет требование Администрации в полном объеме.

Нарушение срока на подачу заявления в суд со стороны администрации  не выявлено.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.

Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, то вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями  167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                             Р Е Ш И Л :

 Требования Администрации города Южно-Сахалинска удовлетворить.

 Признать незаконным предупреждение  о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 12.02.2020 № 08-833, выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия  через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                Е.М. Александровская