ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4073/2021 от 26.10.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                                    Дело № А59-4073/2021

29 октября 2021 год

Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2021, решение в полном объеме изготовлено 29.10.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Забродиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными решения и предписания от 29.06.2021 по делу № 065/01/15-1130/2020,

при участии:

отДепартамента архитектуры и градостроительства города Южно-СахалинскаФИО1 по доверенности от 12.03.2021;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области – ФИО2 по доверенности от 17.06.2021;

отАссоциации регионального отраслевого объединения работодателей «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей»  – ФИО3 по доверенности от 01.01.2021;

от МКП «Горархитектура» представитель не явился,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области  с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения и предписания от 29.06.2021 по делу № 065/01/15-1130/2020.

Определением от 27.07.2021 заявление департамента принято к производству, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 06.09.2021 на 10 час. 30 мин. Одновременно судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ассоциация регионального отраслевого объединения работодателей «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» и МКП «Горархитектура». Определениями от 06.09.2021, 04.10.2021 предварительное судебное заседание отложено до 04.10.2021 до 09 час. 30 мин., до 26.10.2021 до 09 час. 30 мин. 26.10.2021 суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу, в связи с чем открыл судебное заседание на стадии судебного разбирательства. При этом судом учтено, что в определениях от 27.07.2021, 06.09.2021, 04.10.2021 суд разъяснял лицам, участвующим в деле, что если в ходе предварительного судебного заседания суд признает дело подготовленным к судебному разбирательству и от участников процесса, не явившихся в заседание, не поступят возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции. Возражений относительно данных процессуальных действий от участников процесса, в том числе от не направившего в судебное заседание своего представителя МКП «Гоархитектура», не поступило. При этом судом учитывается, что копия определения от 06.09.2021 МКП «Горархитектура» получена,  определения от 27.07.2021, 06.09.2021, 04.10.2021  размещены в установленном порядке на сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В обоснование заявленных требований департамент в заявлении и его представитель в судебном заседании указали, что право выбора решений вопросов местного значения предоставлено органу местного самоуправления, осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд является одним из возможных способов решения вопросов местного значения, а не единственно возможным способом. Позиция управления о том, что выполнение работ, оказание услуг по топографии, геодезии, землеустройству, подготовки проектной документации, оценочной деятельности может финансироваться исключительно путем выделения ассигнований на процедуры размещения заказов для муниципальных нужд противоречит бюджетному законодательству РФ, а именно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрена возможность субсидирования. Целью создания МКП «Горархитектура» является обеспечение выполнения работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в области градостроительной деятельности. Деятельность предприятия направлена на решение вопросов местного значения и оказания услуг в области архитектуры, градостроительства и землеустройства, в том числе: инженерно-геодезические изыскания, топографические и исполнительные сьемки, поиск и координирование подземных коммуникаций, ведение дежурного плана сетей городского округа, проведение работ по межеванию земель, вынос в натуру границ земельных участков, выполнение проектных работ по благоустройству территории городского округа. Исходя из общих положений законодательства РФ, публичные органы могут создавать унитарные предприятия в целях решения вопросов местного значения, а также посредством размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.

Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указав, что МКП «Горархитектура» является коммерческим юридическим лицом, соответственно выполнять работ и оказывать услуги на конкурентных товарных рынках в пользу муниципального заказчика может только посредством участия в конкурентных процедурах, проведенных в соответствии с действующим законодательством РФ. Товарные рынки, на которых МКП «Горархитектура» осуществляется субсидируемая из местного бюджета деятельность, относятся к конкурентным, соответственно, удовлетворяемые на данных товарных рынках нужды органов местного самоуправления, в том числе по решению вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам, а потому их удовлетворение должно быть осуществлено в соответствии с установленным в законодательстве РФ о закупках порядке.

Ассоциация регионального отраслевого объединения работодателей «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» в отзыве и ее представитель в судебном заседании поддержали позицию управления.

МКП «Горархитектура», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, позицию по спору не выразило, отзыв не представило, своих представителей в судебное заседание не направляло, о начале процесса и о участии в нем извещено посредством получения 21.09.2021 копии определения от 06.09.2021, что подтверждается почтовым уведомлением.

Вся информация о движении дела и о назначенных по делу судебных заседаниях в установленном порядке и сроки была размещена на сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МКП «Горархитектура» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд, совещаясь на месте, учитывая мнение представителей лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, определил провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса. 

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что 08.04.2020 в управление поступила жалоба от ассоциации на действия администрации города Южно-Сахалинска по предоставлению преимуществ МКП «Горархитектура» и совершению действий, направленных на ограничение конкуренции путем создания указанного казенного предприятия.

29.04.2020  в управление поступила жалоба от ассоциации на действия Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска по предоставлению преимуществ МКП «Горархитектура» и совершению действий, направленных на ограничение конкуренции путем поручения оказания услуг и выполнения работ в топографо-геодезической, землеустроительной, кадастровой, проектно-изыскательской, оценочной сферах.

24.07.2020 управлением департаменту выдано предупреждение № 08-5053 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в котором управлением указано на наличие в действиях (бездействии) департамента признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженном в отказе от проведения конкурентных процедур (торгов) при наделении МКП «Горархитектура» правом на оказание услуг и выполнения работ по топографии, геодезии, землеустройству, подготовки проектной документации, оценочной деятельности и финансировании (субсидировании) этих работ и услуг. В этой связи управление предупредило департамент о необходимости прекращения данных действий и принятия решений о проведении конкурентных процедур (торгов) на право оказания услуг, выполнения работ по топографии, геодезии, землеустройству, подготовки проектной документации, оценочной деятельности в срок до 24.08.2020.

06.08.2021 в управление от департамента поступило письмо от 04.08.2020, в котором департаментом указано, что деятельность МКП «Горархитектура» и финансирование (субсидирование) его деятельности осуществляется в соответствии с действующим гражданским и бюджетным законодательством РФ, действующими правовыми актами городского округа «Город Южно-Сахалинск», в частности Положением о формировании муниципального заказа муниципальным казенным предприятиям на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.11.2015 № 3129, Порядком предоставления субсидий из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением градостроительной деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 05.07.2017 № 1724-па. Просил разъяснить, на основании чего управлением сделаны выводы о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Письмом от 07.08.2020 № 08-5288 управлением даны разъяснения департаменту о правовых и фактических обстоятельствах выдачи предупреждения.

02.09.2020 в управление поступило письмо от департамента от 24.08.2020, в котором департамент указал, что действия департамента по формированию муниципального заказа МКП «Горархитектура» в пределах утвержденных бюджетных ассигнованиях бюджета городского округа осуществляется в соответствии с нормами действующего федерального законодательства РФ, в настоящее время признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Письмом от 17.09.2020 № 08-5991 управление продлило срок исполнения требований предупреждения до истечения трех дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-584/2020.

13.10.2020 в управление поступило письмо от департамента от 12.10.2020, в котором департаментом указано, что им не допущено нарушений законодательства о защите конкуренции, поскольку вопросы местного значения могут быть разрешены, в том числе посредством создания муниципальных учреждений. Более того, МКП «Горархитектура» является ключевым исполнителем ряда муниципальных программ.

Приказом от 02.11.2020 № 221/1 управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-1130/2020 и создана соответствующая комиссия.

Определением от 17.11.2020  дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-1130/2020 назначено к рассмотрению, в качестве заявителя к участию в деле привлечена ассоциация, ответчика – департамент, заинтересованного лица – МКП «Горархитектура».

Определением от 11.02.2021 срок рассмотрения дела управлением продлен.

Определениями от 11.01.2021, 12.03.2021, 12.04.2021, 13.05.2021 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-1130/2020 было отложено.

15.01.2021 в управление поступило письмо от МКП «Горархитектура», в котором последнее сообщило, что совокупная выручка за 2020 год составила 99044,3 тыс. руб., в том числе топографо-геодезические работы 37068,6 тыс. руб., кадастровые работы – 22261,8 тыс. руб., проектные работы – 39713,9 тыс. руб.

Письмом от 13.01.2021 № 07-60 управление направило запрос в Министерство строительства Сахалинской области о предоставлении информации о лицах, действующих в границах МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области и выполняющих следующие виды работ: землеустроительные, кадастровые, проектно-изыскательские и топографо-геодезические, оценочные.

18.01.2021 в управление поступило письмо Министерства строительства Сахалинской области, к которому приложен перечень хозяйствующих лиц, осуществляющих деятельность в приведенных выше сферах, на 11 листах.

05.03.2021 управлением подготовлен краткий отчет по результатам анализа состояния конкуренции по делу № 065/01/15-1130/2020, возбужденному в отношении департамента по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

12.04.2021 в управление поступило письмо от МКП «Горархитектура», в котором указано, что данное предприятие создано в целях решения вопросов местного значения, которые касаются непосредственно деятельности по обеспечению жизнедеятельности населения на территории городского округа «город Южно-Сахалинск».

16.04.2021 управлением подготовлено заключение об обстоятельствах дела № 065/01/15-1130/2020, согласно которому по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке проектно-изыскательских работ в области строительства (реконструкции) объектов установлено следующее. Временной интервал исследования определен периодом с 16.01.2020 г. по 31.12.2020 г. Продуктовые границы товарного рынка: кадастровые, проектные и топографо-геодезические работы в области градостроительной деятельности. Географические границы товарного рынка:границы МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области. Оценка изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Южно-Сахалинска выразилось в не проведении конкурентных процедур для выполнения кадастровых, проектных и топографо-геодезических работ в МО «Городской округ «Город Южно-Сахалинск». Бездействие Департамента архитектуры и градостроительство администрации города Южно-Сахалинска привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по выполнению кадастровых, проектных и топографо-геодезических работ, и, как следствие, к ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. В этой связи управление пришло к выводу, что в действиях Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Южно-Сахалинска - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск» имеются признаки нарушения Закона о конкуренции в виде размещения муниципальных заказов только у муниципальных казенных предприятий без проведения конкурсных процедур, что исключает возможность для участия физических и юридических лиц, не являющихся муниципальными казенными предприятиями, в размещении муниципальных заказов, создает муниципальным казенным предприятиям преимущественные условия в получении средств бюджета, и как следствие, может привести к ограничению конкуренции на товарных рынках, участниками которых являются муниципальные казенные предприятия и иные хозяйствующие субъекты. Муниципальный заказ на выполнение работ в обеспечение деятельности департамента в области градостроительства, финансируемых за счет бюджета, не входят в перечень вопросов местного значения и не могут быть переданы на исполнение МКП «Горархитектура» без применения конкурсных процедур. Указанные действия департамента отвечают признакам нарушения положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 18.05.2021 управлением подготовлено заключение об обстоятельствах дела № 065/01/15-1130/2020, в котором в дополнение к выводам, содержащимся в ранее подготовленном заключении, указано, что, несмотря на то, что перечень вопросов местного значения, решаемых органом местного самоуправления, закреплен в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация указанных в этом законе полномочий должна осуществляться органом местного самоуправления с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции. Указанные действия Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Южно-Сахалинска отвечают признакам нарушения положений пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

16.06.2021 управлением рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-1130/2020, принято решение по делу № 065/01/15-1130/2020, изготовленное в полном объеме 29.06.2021. Согласно принятому решению департамент признан нарушившим пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 1); принято решение выдать департаменту обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2) и передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица департамента (пункт 3).

29.06.2021 департаменту выдано предписание по делу № 065/01/15-1130/2020, согласно которому департаменту указано на необходимость в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем принятия решения об организации и проведении конкурентных процедур закупок товаров, работ и услуг на рынке кадастровых, проектных и топографо-геодезических работ в области градостроительной деятельности (с отменой муниципального задания на указанном рынке) (пункт 1); об исполнении предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в течение трех рабочих дней со дня исполнения предписанияс приложением подтверждающих документов (копии решения, план закупок и т.д.) (пункт 2).

Не согласившись с указанным решением и предписанием, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемых правоприменительных актов, исходя из доводов заявителя по делу.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 22 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

Статья 23 Закона № 135-ФЗ предусматривает, что антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Согласно пунктам 2, 8 части 1 статьи 15 Закон № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создание дискриминационных условий

Частью 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ установлено, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

 Согласно статье 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 26);  организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (пункт 43);

МКП «Горархитектура» города Южно-Сахалинска зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией города Южно-Сахалинска 01.02.1993, № 241, о чем в ЕГРЮЛ внесены сведения 19.09.2002, ОГРН <***>,  ИНН <***>, в качестве учредителя указано муниципальное образование городской округ «Город Южно-Сахалинск» в лице Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска.

В соответствии с уставом МКП «Горархитектура» ГО «Город Южно-Сахалинск», утвержденным в 2017 году, с учетом изменений к нему, предприятие является унитарным, основанным на праве оперативного управления – казенным предприятием, а также является коммерческой организацией. Функции и полномочия учредителя в отношении
МПК «Горархитектура» осуществляются администрацией города Южно-Сахалинска в лице департамента. Основная цель создания МКП «Горархитектура»: реализация полномочий органов местного самоуправления по ведению информационной системы градостроительной деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» по организации и выполнению работ и услуг, предназначенных для обеспечения муниципальных нужд; решение социальных задач в сфере удовлетворения спроса потребителей и обеспечения выполнения работ и услуг в области топографо-геодезической, землеустроительной и кадастровой деятельности, реализации поставленных целей и выполнение стоящих перед ним задач в интересах городского округа «Город Южно-Сахалинск»; внедрение инновационных принципов проектирования и лучших практик в области градостроительной и архитектурной деятельности; управление проектным офисом по повышению качества городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск» и обеспечение эффективной реализации, координации проектов (пункт 2.1 Устава с изменениями от 20.06.2020).

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

 В силу части 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, казенное предприятие может быть создано в случае: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Из материалов дела следует, что 16.01.2020 между департаментом и МКП «Горархитектура» заключено соглашение № 1 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением градостроительной деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в 2020 году. Согласно пункту 1.1 данного соглашения с учетом дополнительных соглашений № 3 от 13.07.2020, № 4 от 10.09.2020 его предметом является предоставление из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» в 2020 году МКП «Горархитектура» субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением градостроительной деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», в том числе:

- на проведение кадастровых работ:  образование земельных участков в целях размещения объектов местного значения; образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав общего имущества такого дома объекты, с целью проведения государственного кадастрового учета для оформления права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме; образование земельных участков под объектами муниципальной собственности в целях регистрации права муниципальной собственности на земельные участки; образование земельных участков с целью изъятия для муниципальных нужд земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие; образование земельных участков в целях проведения аукциона по продаже земельных участков или аукциона на право заключения договора аренды земельных участков; образование земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей; образование земельных участков для жилищного строительства, для строительства социальных объектов и объектов инженерно-технического обеспечения, в том числе предоставляемых муниципальным учреждениям; образование земельных участков, расположенных в городском округе "Город Южно-Сахалинск", в целях дальнейшей продажи права их аренды (собственности) на аукционе для строительства автостоянок; изготовление технических планов, актов обследования, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимого имущества, постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества; изготовление межевых планов и карт (планов) территорий; изготовление схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; изготовление схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории;

- на проведение топографо-геодезических работ: обновление информационных систем градостроительной деятельности, в т.ч. топографо-геодезических работ по съемке М 1:500, 1:1000, 1:2000 в электронном виде; формирование и обновление сводного плана сетей инженерных коммуникаций на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в электронном виде;  создание инженерно-топографического плана с одновременной подеревной съемкой и таксацией лесонасаждений; вынос в натуру границ земельных участков по имеющимся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведениям о координатах для проведения муниципального земельного контроля; выполнение работ координированию объектов капитального строительства для проведения муниципального земельного контроля; установление фактических границ землепользования в целях муниципального земельного контроля; выполнение аэрофотосъемки местности с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), по созданию ортофотопланов; подготовку, оформление и восстановление материала для ведения дежурного и адресного планов города Южно-Сахалинска, плана геологической изученности в графическом и электронном виде; обеспечение работ по созданию трехмерной объектной модели городского округа «Город Южно-Сахалинск» на геоинформационной платформе;

- на выполнение проектных работ (оказания услуг) на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», включая благоустройство территории, в т.ч.: разработка проектно-сметной документации, проведение экспертизы проектов, подготовка эскизов, архитектурно-планировочных решений, технико-экономических обоснований, цветовых решений фасадов зданий и сооружений и т.д.; разработку проектов благоустройства территорий, скверов, зеленых зон, проектов фасадов зданий и входных зон, разработке эскизов и других документов, подготавливаемых в рамках проектной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;  обеспечение и организацию выполнения разработки проектной документации для формирования архитектурно-художественного облика; подготовку предпроектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов жилищно-гражданского, производственного, коммунального и природоохранного назначения, инженерной и транспортной инфраструктур; координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства (реконструкции); авторский (технический) надзор; обеспечение разработки архитектурно-градостроительных решений в целях обновления территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»;

- на выполнение работ по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в том числе по линейным объектам.

Согласно пункту 2.1 соглашения с учетом дополнительных соглашений к нему № 1 от 24.04.2020, № 2 от 05.06.2020, 3 от 13.07.2020,№ 4 от 10.09.2020, 5 от 04.12.2020, 6 от 10.12.2020 в 2020 году субсидия предоставляется в размере 85 620 200 рублей.

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска от 30.12.2020 № 117-п утвержден заказ МКП «Горархитектура» города Южно-Сахалинска на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2021 год, а именно на выполнение топографо-геодезических работ, общей площадью 1000 га, на выполнение кадастровых работ (изготовление технических и межевых планов (карт (планов) схем на КПТ), актов обследования) в общем количестве 800 объектов, на выполнение проектных работ общей площадью 500 000 кв.м., на обеспечение подготовки документации по планировке территорий, в том числе линейных объектов, общей площадью 500 тыс. кв.м., в сумме 79 025 600 рублей 00 копеек с периодом выполнения работ с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Согласно утвержденному заказу в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 целью заказа явилось следующее. Проведение кадастровых работ: образование земельных участков в целях размещения объектов местного значения; образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав общего имущества такого дома объекты, с целью проведения государственного кадастрового учета для оформления права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме; образование земельных участков под объектами муниципальной собственности в целях регистрации права муниципальной собственности на земельные участки; образование земельных участков с целью изъятия для муниципальных нужд земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие; образование земельных участков в целях проведения аукциона по продаже земельных участков или аукциона на право заключения договора аренды земельных участков; образование земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей; образование земельных участков для жилищного строительства, для строительства социальных объектов и объектов инженерно-технического обеспечения, в том числе предоставляемых муниципальным учреждениям; образование земельных участков, расположенных в городском округе "Город Южно-Сахалинск", в целях дальнейшей продажи права их аренды (собственности) на аукционе для строительства автостоянок; изготовление технических планов, актов обследования, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимого имущества, постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества; изготовление межевых планов и карт (планов) территорий; изготовление схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; изготовление схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории. Проведение топографо-геодезических работ: обновление информационных систем градостроительной деятельности, в т.ч. топографо-геодезических работ по съемке М 1:500, 1:1000, 1:2000 в электронном виде; формирование и обновление сводного плана сетей инженерных коммуникаций на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в электронном виде;  создание инженерно-топографического плана с одновременной подеревной съемкой и таксацией лесонасаждений; вынос в натуру границ земельных участков по имеющимся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведениям о координатах для проведения муниципального земельного контроля; выполнение работ координированию объектов капитального строительства для проведения муниципального земельного контроля; установление фактических границ землепользования в целях муниципального земельного контроля; выполнение аэрофотосъемки местности с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), по созданию ортофотопланов; подготовку, оформление и восстановление материала для ведения дежурного и адресного планов города Южно-Сахалинска, плана геологической изученности в графическом и электронном виде; обеспечение работ по созданию трехмерной объектной модели городского округа «Город Южно-Сахалинск» на геоинформационной платформе. Выполнение проектных работ (оказания услуг) на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», включая благоустройство территории, в т.ч.: разработка проектно-сметной документации, проведение экспертизы проектов, подготовка эскизов, архитектурно-планировочных решений, технико-экономических обоснований, цветовых решений фасадов зданий и сооружений и т.д.; разработку проектов благоустройства территорий, скверов, зеленых зон, проектов фасадов зданий и входных зон, разработке эскизов и других документов, подготавливаемых в рамках проектной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;  обеспечение и организацию выполнения разработки проектной документации для формирования архитектурно-художественного облика; подготовку предпроектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов жилищно-гражданского, производственного, коммунального и природоохранного назначения, инженерной и транспортной инфраструктур; координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства (реконструкции); авторский (технический) надзор; обеспечение разработки архитектурно-градостроительных решений в целях обновления территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». Выполнение работ по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, в том числе по линейным объектам.

Плановый объем заказа в стоимостном выражении составляет 79 025 600 рублей 00 копеек.

13.01.2021 между департаментом и МКП «Горархитектура» заключено соглашение № 1 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением градостроительной деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в 2021 году. Согласно пункту 1.1 его предметом является предоставление из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» в 2021 году МКП «Горархитектура» субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением градостроительной деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» по видам, аналогичным тем, которые указаны были в соглашении № 1 от 16.01.2020, а также соответствующие целям утвержденного приказом от 30.12.2020 № 117-п заказа и приведены выше. В соответствии с пунктом 2.1 соглашения размер субсидии в 2021 году составил 79 025 600 рублей.

Приведенные в соглашениях о предоставлении субсидии и муниципальном задании виды деятельности МКП «Горархитектура», с целью финансового обеспечения которой выделяется субсидия, свидетельствует о том, что МКП «Горархитектура» осуществляет градостроительную деятельность с целью решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, то есть удовлетворяет потребность (нужду) органа местного самоуправления в данное сфере. Более того, из приведённых обстоятельств следует, что фактически субсидия МКП «Горархитектура» была предоставлена в том числе для выполнения работ и оказания услуг с целью обеспечения оказания органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с градостроительным и земельным законодательством РФ

Таким образом удовлетворение потребности в решении вопросов местного значения в сфере градостроительства и осуществление деятельности, необходимой с целью предоставления ряда муниципальных услуг на территории муниципального образования, осуществляется коммерческим юридическим лицом, а именно созданным МКП «Горархитектура».

Вместе с тем, действующее законодательство РФ не содержит положений, указывающих на то, что решение вопросов местного значения в указанных выше сферах, может быть передано для исполнения коммерческому юридическому лицу - муниципальному казенному предприятию.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, признается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено:

- государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

- государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

- казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в том числе, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно пункту 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм в совокупности следует, что оказывать муниципальные услуги на территории муниципального образования, помимо непосредственно органа местного самоуправления, вправе лишь бюджетное учреждение. Соответственно, бюджетные средства на финансирование оказания муниципальных услуг, помимо органов местного самоуправления, могут быть выделены лишь бюджетным учреждениям, к которым МКП «Горархитектура» не относится.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, органы местного самоуправления могут в целях решения вопросов местного значения создавать муниципальные казенные предприятия.

Вместе с тем, на отношения, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции распространяются требования Закона № 135-ФЗ.

Поэтому, несмотря на то, что перечень вопросов местного значения, решаемых органом местного самоуправления, закреплен в Законе № 131-ФЗ, реализация указанных в этом законе полномочий должна осуществляться органом местного самоуправления с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

Аналогичный вывод следует из постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2021 по делу № А59-584/2020.

Частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);  создание дискриминационных условий (пункт 8).

Из решения управления следует, что МКП «Горархитектура», выполняя муниципальное задание, подготовило проектная документация по благоустройству прилегающей территории по ул. Алых роз и устройству хоккейного корта в с. Ключи, которая в последующем вошла в состав конкурсной документации на выполнение строительно-монтажных работ по указанным объектам (извещение
№ 0161300000119001448, извещение № 0161300000120000397). То есть фактически выполнило работы на товарном рынке, находящимся в состоянии конкуренции, право на выполнение которых получило  без проведения конкурентных процедур.

Данные обстоятельства заявителем не оспаривались.

Согласно пункту 3 статье 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) является совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи определением поставщика (подрядчика, исполнителя) является совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Таким образом, законодательство Российской Федерации связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросов местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться: конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Аналогичные выводы следуют из постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу № А59-584/2020.

Из приведенных обстоятельств в совокупности следует, что департамент удовлетворяет муниципальные нужды на конкурентных товарных рынках посредством направления задания МКП «Горархитектура» без проведения конкурентных процедур, а, соответственно, в нарушение приведенных выше пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ и норм Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение управления соответствует как приведенным выше и установленным судом фактическим обстоятельствам, так и положениям Закона о защите конкуренции, в этой связи требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Судом также учитывается следующее.

08.01.2020 вступил в законную силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закона № 485-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в редакции Закона № 485-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Законом № 485-ФЗ внесены изменения и в Закон о защите конкуренции, в частности введены статьи 35.1- 35.4. 

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона № 135-ФЗ не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев: 1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; 2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации; 3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий; 4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; 6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации; 7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно частям 1, 2 статьи 3 Закона № 485-ФЗ г осударственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

В силу части 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

Как было указано выше, статья 35.1 Закона № 135-ФЗ введена посредством принятия Закона № 485-ФЗ, вступившего в силу с 08.01.2020.

Соответственно, указанный запрет на деятельность унитарных предприятий и условия их деятельности на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции, введены с 08.01.2020. Таким образом именно с 08.01.2020 унитарные предприятия обязаны их соблюдать.

Из материалов дела следует, что  15.01.2021 в управление поступило письмо от МКП «Горархитектура», в котором последнее сообщило, что совокупная выручка за 2020 год составила 99044,3 тыс. руб., в том числе топографо-геодезические работы 37068,6 тыс. руб., кадастровые работы – 22261,8 тыс. руб., проектные работы – 39713,9 тыс. руб.

Указанные в данном письме товарные рынки (рынок топографо-геодезических, кадастровых, проектных работ) являются конкурентными, что следует из оспариваемого решения управления. Доказательств обратного в материалы дела департаментом не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения управления, которым заявитель признан нарушившим пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку оспариваемое решение соответствует как приведенным выше нормам действующего законодательства РФ, так и фактическим обстоятельствам.

Из содержания подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ следует, что антимонопольный орган вправе выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным указанным в законе органам или организациям обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении как индивидуальных ненормативных, так и нормативных актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Учитывая, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 29.06.2021  по делу N 065/01/15-1130/2020 является законным, вынесенное на его основание предписание также соответствует требованиям действующего законодательства РФ, учитывая в том числе и то, что самостоятельных доводов относительно требования о признании незаконным предписания заявителем не приведено.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение и предписание управления соответствуют положениям Федерального закона № 135-ФЗ, а потому не нарушают права и законные интересы заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области о признании недействительными решения и предписания от 29.06.2021 по делу № 065/01/15-1130/2020 отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                           Е.С. Логинова