ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4185/18 от 13.05.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru  info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952  тел. 460-945

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

20 мая 2021 года                                     Дело № А59-4185/2018

г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 мая2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Горбачевой Т.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Че С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А59-4185/2018

по исковому заявлению, уточненному в порядке статьи 49 АПК РФ,  муниципального казенного предприятия «Городской Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Крюкова, д. 38, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693020)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-3» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Курильская, д. 41, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693000)

о взыскании основного долга в размере 157 840 рублей 13 копеек, неустойки в размере 37 433 рубля 27 копеек, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 759 рублей,

при участии:

от истца – представитель ФИО1 по доверенности от 12.04.2021 года (сроком на один год);

от ответчика, третьих лиц – не явились,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственная жилищная инспекция Сахалинской области, Министерство ЖКХ Сахалинской области, АО «Сахалинская коммунальная компания»,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное предприятие «Городской Водоканал» (далее – истец, Предпринятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-3» (далее – ответчик, Общество) о взыскании основного долга в размере 207 140 рублей 29 копеек, неустойки с 11.04.2017 по 13.06.2018 в размере 30 793 рубля 85 копеек, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 759 рублей.

Исковые требования нормативно обоснованы ссылками на положения статей 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) и мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Сахалинской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства  Сахалинской области, акционерное общество «Сахалинская коммунальная компания».

Решение суда от 08.05.2019 года исковые требования были удовлетворены частично: взыскано с ООО «ЖЭУ-3» в пользу МКП «Городской Водоканал» неустойка в размере 29 984 рубля 36 копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 199 рублей 23 копейки, всего – 31 183 рубля 59 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований было отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 года указанное решение суда было оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 октября 2019 года указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции

Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что из уточненного расчета суммы иска на 29 000 руб. 10 коп. не представляется возможным определить за какой период истцом произведено доначисление платы за СОИ на ХВС и по каким многоквартирным жилым домам.

В указанной связи вывод первой инстанции о наличии в материалах дела документов, подтверждающих подключение домов к центральному горячему водоснабжению, суд округа признал не аргументированным.

Суд кассационной инстанции также критически отнесся к ссылке суда в подтверждение данного факта на акты проверки качества теплоснабжения, о промывке внутренней системы, гидравлических испытаний и обследования жилых дом, поскольку документы в основной массе составлены по системе теплоснабжения (отопление).

Также было указано, что определение сторонами в договоре от 01.01.2017 норматива - 0,016 м3 на 1 м2 также не имеет правового значения для разрешения спора.

Из разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" следует, что согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ обязательства оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.

Плата за единицу поставленного ресурса в рассматриваемом случае является регулируемой, поэтому согласование сторонами договора применяемого норматива, тогда как он утверждается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречит Правилам N 124 и 354, которые носят императивный характер.

При разрешении спора судам также следует учесть, что горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

Таким образом, система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. Кроме того, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома.

Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Определением от 25.10.2019 года исковое заявление было принято к производству арбитражного суда.

При рассмотрении дела истцом неоднократно уточнялись исковые требования.

Согласно последним уточнениям, принятым арбитражным судом, истец просил взыскать основной долг за период с марта 2017 года по февраль 2018 года  в размере 157 840 рублей 13 копеек, неустойку в размере 37 433 рубля 27 копеек.

Доводы, изложенные в исковом заявлении, представитель истца поддержал в судебном заседании.

Ответчик отзыв на исковое заявление при новом рассмотрении дела не представил. Доказательства, которые предложил представить в материалы дела суд, не представил.

Согласно отзыву на исковое заявление, представленному при первоначальном рассмотрении, поскольку ни один из многоквартирных домов не оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, объем ресурса должен определяться в порядке, предусмотренном подпунктом «в» пункта 21.1, пунктом 21 Правил № 124, то есть, исходя из норматива потребления ресурса. Многоквартирные дома, обслуживаемые ответчиком, относятся к категории «с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением», для которой установлен норматив в размере 0,016 куб. м в месяц на кв. м общей площади  общего имущества МКД. Однако, истцом объем коммунального ресурса верно определен только в период с октября 2017 по февраль 2018. Норматив за июль, август, сентябрь 2017 года применен неверно (вместо 0,016 куб. м 0,035 куб.м), что привело к увеличению подлежащего оплате коммунального ресурса. Правовых оснований для изменения применяемого норматива в зависимости от времени года действующее законодательство не содержит. По расчету ответчика, с учетом произведенных оплат, задолженность в спорный период отсутствует. Общая сумма пени по расчету истца составляет 4 244,50 руб.

От третьих лиц отзывы на исковое заявление при повторном рассмотрении дела не поступили.

Извещенныенадлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания ответчик, третьи лица  своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем судебное заседание проведено в их отсутствие на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.

Из материалов дела судом установлено следующее.

МКП «Городской водоканал» создано на основании Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 05.02.2016 № 295, основной целью деятельности предприятия является реализация полномочий органов местного самоуправления в области организации в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» услуг водоснабжения населения, водоотведения.

Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2013 № 2328-па МКП «Городской водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для  централизованного водоснабжения города Южно-Сахалинска (за исключением планировочного района Ново-Александровска), села Елочки, села Дальнее; централизованного водоотведения города Южно-Сахалинска (за исключением планировочного района Ново-Александровска), села Дальнее.

Между истцом (РСО) и ответчиком (исполнитель) заключен договор № 40003 водоснабжения для содержания общего имущества многоквартирных домов от 01.01.2017, по условиям которого РСО обязуется в течение срока действия договора подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть холодную воду, необходимую исполнителю для содержания общего имущества многоквартирных домов, а исполнитель обязуется оплачивать потребленную воду, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей.

Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении исполнителя, указан в Приложении № 1 к договору.

Согласно пункту 1.3 объем холодной воды, который РСО обязуется подавать исполнителю, рассчитывается в порядке, установленном разделом 5 договора.

Оплата по договору вносится исполнителем ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, выставленных РСО (пункт 6.5).

Договор считается заключенным на неопределенный срок и применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года (пункт 9.1).

В Приложении к договору стороны согласовали Расчет стоимости коммунального ресурса, используемого для содержания общего имущества (норматив 0,016 куб.м, тариф 25,4).

В рамках договора в адрес ответчика выставлены счета-фактуры: № 1703311581 от 31.03.2017, 1704301049 от 30.04.2017, 1705311028 от 31.05.2017, 1706301581 от 30.06.2017, № 1707311076 от 31.07.2017, № 1708311091 от 31.08.2017, № 1709301602 от 30.09.2017, № 17010317841 от 31.10.2017, № 1711301126 от 30.11.2017, № 1712311579 от 31.12.2017, № 1801311068 от 31.01.2018, № 1802281078 от 28.02.2018, корректировочные счета-фактуры: № 1710316712 от 31.10.2017 к счету-фактуре № 1706301581 от 30.06.2017, № 1710316711 от 31.10.2017 к счету-фактуре № 1705311028 от 31.05.2017, № 1710316710 от 31.10.2017 к счету-фактуре № 1704301049 от 30.04.2017, № 1710316709 от 31.10.2017 к счету-фактуре № 1703311581 от 31.03.2017.

В связи с образовавшейся за период с марта 2017 по февраль 2018 года задолженностью в адрес ответчика направлена претензия от 02.04.2018 с предложением погасить задолженность, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Исходя из положений статьи 161, пунктов 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домов и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирных домов; она же принимает от жителей многоквартирных домов плату за содержание жилого помещения.

В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домов управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.

В силу положений пунктов 21, 21(1) Правил № 124, управляющая организация даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.

Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирными домами управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

Пунктом 21 Правил № 124 установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

Согласно подпункту «в» пункта 21(1) Правил № 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

,

где  определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

Аналогичный порядок предусмотрен сторонами в пункте 5.2 договора.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в рассматриваемом случае ответчик приобретает у истца соответствующий объем ресурса «холодная вода» в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, исходя из норматива (ввиду отсутствия общедомовых приборов учета).

Фактически спор между сторонами возник относительно примененного норматива потребления холодной воды.

Как следует из расчета истца, представленного 05.04.2021 года с ходатайством об уточнении исковых требований, а также пояснений истца, поступивших в материалы дела 30.03.2021 года, расчет объема потребленного ресурса произведен, исходя из нормативов потребления ресурса, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.

При расчетах за период с марта 2017 года по июнь 2017 года применены нормативы потребления, исходя из этажности домов, утвержденные Приказом № 14 от 07.05.2013 года, за период с июля 2017 по февраль 2018 года – нормативы потребления, утвержденные Приказом от 19.06.2017 года № 3.10-10-П (также исходя из этажности).

Подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.

Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступившем в действие с 01.01.2017, в ряд нормативных правовых актов, включая Правила N 491 и Правила N 354, внесены изменения, в том числе понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" изменено на "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".

Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.

Из анализа указанных норм права следует, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость исключительно от конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Таким образом, при разрешении спора по применению норматива, размер которого зависит от благоустройства жилых помещений с наличием/отсутствием центрального горячего водоснабжения, необходимо оценивать конструктивные особенности многоквартирных жилых домов, включенных в расчет суммы иска, на предмет возможности потребления коммунального ресурса «горячая вода» от системы центрального горячего водоснабжения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354 горячее водоснабжение представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

Таким образом, система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. Кроме того, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома.

Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, коммунальная услуга по горячему водоснабжению домов, указанных в расчетах истца, осуществляется путем отбора горячей воды из системы отопления.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что спорные многоквартирные дома не подключены к централизованной системе горячего водоснабжения.

Представленные ответчиком акты о приемке промывки внутренней системы, гидравлических испытаний МКД составлены в отношении систем теплоснабжения и судом во внимание не принимаются в силу следующего.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 1 указанного Закона отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении", за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (часть 5 этой же статьи).

Пунктом 27 статьи 2 Закона № 416-ФЗ установлено, что централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения);

Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Законом № 190-ФЗ (часть 2 статьи 1 Закона № 190-ФЗ).

К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 1 Закона № 190-ФЗ).

Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

В пункте 3.24 Свода правил по проектированию и строительству СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», принятого Минстроем России 01.07.1996, установлено, что горячее водоснабжение в открытых системах теплоснабжения должно присоединяться к подающему и обратному трубопроводам двухтрубных водяных тепловых сетей через регулятор смешения воды для подачи в систему горячего водоснабжения воды заданной температуры.

Таким образом, система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. Кроме того, такое подключение должно быть отражено в технической (техническом паспорте) и проектной документации жилого дома.

Доказательств наличия отдельных систем горячего водоснабжения, спроектированных и подключенных в соответствии с требованиями приведенного пункта 3.24 СП 41-101-95, ответчиком не представлено.

Вода, подаваемая через систему горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения, является пригодной только для нужд отопления, а не для хозяйственно-бытовых потребностей, тем более, что такая система теплоснабжения предназначена исключительно для оказания услуг теплоснабжения.

Осуществление теплоснабжения многоквартирного дома, технологически подключенного к открытой системе теплоснабжения, не является доказательством предоставления и потребления коммунального ресурса «горячая вода» при содержании общего имущества в многоквартирном доме, тем более, что ни в Законе № 416-ФЗ, ни в Законе № 190-ФЗ возможность отбора горячей воды из системы отопления не свидетельствует о предоставлении и потреблении коммунального ресурса «горячая вода» при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Соответственно, то обстоятельство, что Законом № 190-ФЗ предусмотрена возможность поставки горячей воды с использованием открытой системы теплоснабжения, не свидетельствует о потреблении коммунального ресурса по горячей воде для целей содержания общедомового имуществ.

Определение сторонами в договоре норматива - 0,016 м3 на 1 м2 также не имеет правового значения для разрешения спора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

Из разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» следует, что согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ обязательства оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.

Плата за единицу поставленного ресурса в рассматриваемом случае является регулируемой, поэтому согласование сторонами договора применяемого норматива, тогда как он утверждается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречит Правилам № 124 и № 354, которые носят императивный характер.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что для расчета объема воды, потребленной на общедомовые нужды МКД, норматив, установленный для многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением – 0,016 куб. м в месяц на кв. м общей площади, не подлежит применению.

Согласно расчету истца задолженность за коммунальный ресурс, потребленный на общедомовые нужды, в спорный период составила 157 840,13 рублей. Проверив расчеты задолженности, примененные нормативы, суд признает их правильными.

С учетом изложенного требования о взыскании основной задолженности подлежит удовлетворению.

Истцом заявлено требование о взыскании неустойки на основании части 6.4 статьи 13 Закона № 416-ФЗ за период спериод с 21.04.2017 года по 05.04.2020 года. С учетом частичной оплаты неустойки в сумме 29 984,36 рублей, размер неустойки составил 37 433,27 рублей.

Поскольку факт нарушения обязательств ответчиком судом установлен, требование о взыскании пени заявлено правомерно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Согласно части 6.4 статьи 13 ФЗ № 416-ФЗ управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Судом расчет неустойки проверен, признан верным.

Ответчиком расчет не оспорен, ходатайства о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявлено.

При таких обстоятельствах требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в заявленном размере – 37 433,27 рублей.

На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

С учетом уточнения исковых требований, истцу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 901 рубль.

Учитывая результаты рассмотрения спора, в силу статьи 110 АПК РФ, с ответчика в пользу истца взыскиваются судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 658 рублей.

Руководствуясь статьями 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-3» в пользу муниципального казенного предприятия «Городской Водоканал» задолженность в размере 157 840 рублей 13 копеек, неустойку в размере 37 433 рубля 27 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной   пошлины в размере 6 658 рублей, всего – 202 131 рубль 40 копеек.

Возвратить  муниципальному казенному предприятию «Городской Водоканал» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 901 рубль, уплаченную платежным поручением № 1949 от 07.06.2018 года.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                  Т.С. Горбачева